УДК 93

БИОГРАФИЯ И ЖИЗНЕ–ОПИСАНИЕ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПОГЛОЩЕНИЕ?

Дунаева Юлия Вячеславовна
Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук
кандидат исторический наук, научный сотрудник

Аннотация
Биография – один из популярнейших жанров во многих направлениях общественных наук. В статье рассматриваются отношения между исторической биографией и жизне–описанием. Некоторые исследователи даже полагают, что «жизне–описание иногда затмевает биографию».

Ключевые слова: биография, жизне–описание, история


BIOGRAPHY AND LIFE WRITING: INTERACTION OR ECLIPSE?

Dunaeva Yuliya Vyacheslavovna
Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences
PhD in Historical Science, Researcher

Abstract
Biography is most popular area in humanities. This article deals with the problem of relations between historical biography and life writing. Some researchers are believe, that sometimes «Life Writing eclipses biography».

Keywords: biography, history, Life Writing


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дунаева Ю.В. Биография и жизне–описание: Взаимодействие или поглощение? // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72613 (дата обращения: 20.11.2016).

Проблемы биографического жанра все больше привлекают внимание  историков и специалистов из других областей гуманитарного знания. Сегодня можно найти книги с такими разными заглавиями, как «биография города» и «биография книги», «биография реки», «биография болезни» и т.п. Традиционно и в самом общем смысле «биография» – это описание жизни индивида, или группы лиц (коллективная биография). Поскольку статья посвящена теоретическим проблемам жанра применительно к исторической науке, то биография рассматривается как история о жизни индивида.

Известный историк и биограф Д. Насо отметил определенную  двойственность отношения историков к биографии. Большинство ученых, безусловно, признают ее как серьезный и признанный способ исторического исследования, но есть и те, кто скептически оценивает возможности биографии для изучения прошлого. В исторической науке биография находится на положении нелюбимой падчерицы, перед которой неохотно открывают двери, так эмоционально оценивал ситуацию Д. Насо [1, p. 573]. Более подробно свое понимание места и роли биографии ученый изложил, открывая круглый стол «Историки и биография» [1]. В работе круглого стола приняли участие известные историки и биографы. Представленные ими материалы показывают, что биография в истории набирает популярность, развивается как один из способов исследования прошлого.

Историческая биография встречается с разными вызовами, среди которых можно отметить проблему отношений с жизне–описанием (Жизне-описание  от англ. Life Writing – направление научных исследований, субдисциплина, один из жанров, объединяющих  биографию,  автобиографию и т.п. – Прим. автора). Рассмотрим эту проблему на материале зарубежной (англоязычной) историографии.

Термин «жизнеописание» появился в англоязычном литературоведении в 1970–е годы. Вскоре оформилось научное направление, опирающееся не только на литературоведение, но и на гендерные, феминистские, культурные исследования. В странах Европы, в США при университетах стали открываться центры жизне–описания, проводится конференции. В начале 2000–х годов появляются специализированные журналы: «Life Writing», «European Journal of Life Writing».

Отличительной чертой жизне–описания является разнообразие его определений. Историк и биограф Б. Кейн отмечает, что ему невозможно дать одно четкое и ясное определение. А британский биограф Г. Ли пишет, что «жизне–описание применяется именно тогда, когда границы между биографией и автобиографией намеренно размываются» [Цит. по: 2, р. 3]. Жизне–описание – «это широкая категория, охватывающая разные виды произведений, которые фиксируют или описывают жизнь индивида, используя не только дневники, воспоминания, письма, автобиографии и биографии, но и путевые заметки и любые другие формы письма, при помощи которых конструируется “Я”» [3, р. 69].

Более широкое определение можно найти на сайте Оксфордского Центра по жизнеописанию [4]. «Жизне–описание включает в себя  биографию и выходит за ее рамки. Оно охватывает биографию объектов и учреждений так же как отдельных людей, семей и групп. Жизне–описание имеет дело с автобиографиями, мемуарами, письмами, дневниками, личными и деловыми журналами, антропологическими данными, устными свидетельствами и рассказами очевидцев. Жизне–описание – это не только литература или история, оно касается искусства и разных отраслей наук, может привлекать философов, психологов, социологов, этнографов и антропологов» [5].

Постепенно границы между биографией и жизне–описанием стали  размываться. Более того, по мнению некоторых исследователей, жизне–описание поглощает биографию. Об этом пишут, в частности,  в сборнике «Theoretical Discussions of Biography Approaches from History, Microhistory and Life Writing» [6]. Наиболее полно эта тема раскрывается в статье сотрудника Института биографии при университете Гронингена (Нидерланды) Б. де Хаана «Жизне-описание затмевает биографию» [7]. Рассмотрим подробнее его аргументацию. Прежде всего историк подчеркивает, что жизне–писатели (авторы произведений жизне–описания) и биографы используют разные методы работы с источниками. Жизне–писатели в основном работают с эго–документами: дневниками, письмами, мемуарами, автобиографиями и т.п. При этом они берут их как отправную точку исследования без соответствующей критики или исторической контекстуализации. Источниковая база биографов–историков, как правило, шире. Наряду с эго–документами они обращаются  к другим материалам и документам, опубликованным и неопубликованным. Историки–биографы среди прочих применяют метод критики источников. Вообще, подчеркивает Б. де Хаан, жизне–описание ближе к литературно–теоретическим исследованиям, к конструированию персональной или социальной идентичности, нежели к истории.

В том же духе пишет биограф и теоретик биографии Н. Хэмилтон: «Магистерские программы по жизне–описанию предлагаются во многих университетах, но редко в рамках исторического изучения биографии. Многие преподаватели жизне–описания фактически признают, что они не читают и не рассматривают биографии. По сути, они не интересуются историей или биографией за узкими пределами лингвистических/литературных исследований самопрезентации, как направления в исследованиях английской литературы» [8, p. 313].

В доминировании жизне–описания Б. де Хаан видит определенную опасность для жанра биографии. Он предполагает, что жизне–описание с его подчеркнуто расплывчатыми и смутными определениями, субъектами, источниковой базой, методами исследований, может вобрать в себя, поглотить биографию как самостоятельный жанр. В частности, автор отметил, что с 1990–х годов, когда жизне–описание оформилось как научная школа и направление исследований, заметно изменилась направленность публикаций журнала «Biography», выходящего с конца 1970–х годов, посвященного теории биографии, ее разным формам.

Первое время в журнале, как видно из названия, публиковались работы по разным проблемам жанра биографии, а также междисциплинарные исследования. В состав редколлегии входили историки, психологи, представители социальных наук. Со временем стал преобладать междисциплинарный подход к биографии.

В 1990–е годы в исследованиях текстов, связанных с описанием жизни человека, произошли заметные изменения. Часть европейских и американских ученых стала проявлять заметный интерес к автобиографиям и мемуарам, оставляя без внимания биографию, как таковую. Редакция «Biography» отреагировала на эти перемены,  заметно изменилась тематика публикаций. Так, по иронии судьбы, журнал «Biography» стал все меньше фокусироваться на биографии, заключает Б. де Хаан.

Постепенно стала проводиться мысль о том, что биография – это одна из составляющих жизне–описания. Но не все согласны с этим. Б. де Хаан утверждает, что на самом деле «биография как исторический жанр не помещается в эти границы» [7, p. 194].

С 2004 г. стал выходить специализированный журнал «Life Writing». Б. де Хаан приводит обширную цитату из программной статьи, опубликованной в первом номере журнала: «В журнале будут публиковаться разные аналитические работы и эссе, посвященные проблемам “Я” или “Они”. Это могут быть философские, исторические, антропологические, литературоведческие, социологические, культурные исследования и любые другие, в которых рассматривается роль нарратива и формирование идентичности» [7, p. 187].  Более того, редакторы журнала предполагают, что «возможно, вскоре будет создано новое исследовательское  поле “метабиография” и, возможно, будет создана отдельная научная дисциплина “автобиографические исследования” (Autobiography studies)» [7, p. 187].

Вслед за Б. де Хааном можно отметить, что расширение сферы влияния жизне–описания продолжается. С 2012 г. издается электронный журнал «The European Journal of Life Writing», под эгидой Европейского отделения Международной автобиографической ассоциации. Судя по программной статье, журнал задумывался как междисциплинарный, ориентированный на литературоведение, лингвистику, историю, социологию, психологию, антропологию, философию и другие дисциплины, у которых есть свой собственный интерес к авто/биографии, так же как свой собственный теоретический и методологический аппарат [9].

Стоит отметить, как редакторы журнала обосновывают гибкость и широту жизне–описания: «Сегодня, под влиянием глобализации, внешние и внутренние границы Европы стали проницаемыми. Как часть системы глобальных сетей, Европа стала транзитной зоной, в которой смешиваются европейские и не европейские культурные формы. Более чем когда–либо Европа стала открытой структурой, пространством, взаимодействующим с подвижными границами. Как пишет М. Хьюисман в Предисловии к книге «Life Writing Matters in Europe»,  понятие  “Европа” такое же гибкое, как и понятие “жизне–описание”» [10]. Именно поэтому журнал назван «европейским», не для того чтобы обозначить специфические европейские подходы или субъекты исследований, а как синоним открытости и разносторонности, подчеркивается в Предисловии к первому номеру.

Конечно, сложно предсказать, как будут дальше развиваться отношения между биографией, одним из традиционных исторических жанров и относительно молодым жизне–описанием. Вероятно, биография как форма исторического исследования, будет не только развиваться, изучая новые источники (например, ресурсы интернета), находя новые ракурсы исследований, но и сможет конструктивно взаимодействовать с жизне–описанием, междисциплинарным и пластичным исследовательским направлением.


Библиографический список
  1. Nasaw D. Introduction // American Historical Review. 2009. Vol. 114, N 3. p. 573–578.
  2. Saunders M. Self Impression: Life-Writing, Autobiografiction, and the Forms of Modern Literature. Oxford: Oxford univ. press, 2010. P. 3.
  3. Caine B. Biography and History. New York: Palgrave Macmillan, 2010. P. 69.
  4. URL: https://www.wolfson.ox.ac.uk/oclw (дата обращения 14.10.2016).
  5. URL: https://www.wolfson.ox.ac.uk/what-life-writing (дата обращения 14.10.2016).
  6. Theoretical Discussions of Biography Approaches from History, Microhistory and Life Writing / Ed. by Renders H., de Haan B. Revised and augmented edition. Leiden, Boston: Brill, 2014. 273 р.
  7. De Haan B. The Eclipse of Biography in Life Writing // Theoretical Discussions of Biography Approaches from History, Microhistory and Life Writing. P. 177-194.
  8. Hamilton N. How to Do Biography: A Primer. L., Cambridge (Mass.): Harvard univ. press, 2008. 380 p.
  9. URL: http://ejlw.eu/  (дата посещения 16.10.2016).
  10. URL: http://ejlw.eu/article/view/41/31 (дата посещения 16.10.2016).


Все статьи автора «Дунаева Юлия Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация