УДК 656.073

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ

Заруднев Дмитрий Иванович
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
кандидат технических наук, доцент кафедры логистики

Аннотация
В статье рассмотрена задача применения логистического подхода к управлению процессом доставки товаров. Представлены возможные варианты обслуживания потребителей, указаны их преимущества и недостатки. Обоснован критерий решения поставленной задачи.

Ключевые слова: логистические издержки, логистический подход, транспортировка, управление запасами


APPLICATION OF LOGISTIC APPROACH IN THE ORGANIZATION OF GOODS DELIVERIES

Zarudnev Dmitry Ivanovich
Siberian State Automobile and Highway Academy
PhD in Technical Science, Assistant Professor of the Logistics Department

Abstract
The problem of application of logistic approach to management of goods delivery process is considered in the article. Possible options of consumer service are provided, their benefits and shortcomings are specified. The criterion of the solution of the problem is reasonable.

Keywords: logistic approach, logistic costs, stock management, transportation


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Заруднев Д.И. Применение логистического подхода при организации доставки товаров // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72391 (дата обращения: 21.11.2016).

Логистика как наука и практическая деятельность предусматривает комплексный, системный подход к управлению товародвижением [1, с. 54]. При этом все логистические операции и функции должны рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Игнорирование этого принципа может привести к принятию неоптимальных (нерациональных) решений в цепи поставок продукции.

Ключевыми логистическими функциями являются транспортировка и управление запасами [2, с. 6]. Рассмотрим, как принятие решения по снижению затрат в одной области логистики приводит к изменению издержек в другой. В качестве примера рассмотрим процесс доставки товаров в областном сообщении.

Основными особенностями организации доставки грузов в областном сообщении является возможность применения развозочных или маятниковых маршрутов в зависимости от объема заказа клиентуры и расстояния перевозок.

Также особенностью рассматриваемой технологии доставки является то, что при подаче заявки следует учитывать, что перевозка конкретному потребителю может быть осуществлена не на следующий рабочий день, а через определенное время при окончательном формировании партии в каком-либо направлении.

Изучение практического опыта работы оптовых компаний показало, что при заказе небольшого количества продукции (до50 кг) в сутки предприятие может отказать потребителю в перевозке продукции, чтобы не работать себе в убыток. Транспортные издержки при этом окажутся весьма высоки, а заложить их в цену готовой продукции фирма не всегда может по причине существования конкуренции на рынке сбыта. В этом случае клиенту рекомендуется подавать заявку заранее с учетом того, что партия поставки в данном направлении может быть сформирована в течение нескольких суток.

С одной стороны, это приводит к появлению времени ожидания доставки продукции клиентом, способствует формированию у него запасов и повышает степень неопределенности функционирования всей системы в целом. В таком случае клиент заранее не знает, каким в очереди является его заказ и как скоро будет сформирована партия отправки. Это приводит к появлению рисков возникновения дефицита или избыточных запасов у потребителей.

С другой стороны, применение подхода, при котором производится накопление заявок до полного использования грузоподъемности (грузовместимости) автомобиля, работающего в определенном направлении, позволяет серьезно снизить транспортные затраты, которые, как было указано выше, могут закладываться в цену реализуемой продукции. Поэтому представляет интерес обоснование рационального варианта доставки продукции с учетом требований потребителей и логистических затрат в цепи поставок продукции.

Таким образом, на основе изучения логистических бизнес-процессов управления заказами, запасами и транспортировкой возможно рассмотрение следующих двух вариантов доставки продукции:

1.    Заказ соответствует фактической заявке клиента и удовлетворяется на следующий день, т.е. время поставки составляет один день. Преимуществом данного варианта доставки является оперативное удовлетворение потребностей клиентуры. Это позволяет снизить размер запаса продукции у потребителей и более точно планировать потребность в товарной продукции. При этом возможно увеличение транспортных затрат либо по причине неполного использования грузоподъемности (грузовместимости) подвижного состава, либо по причине увеличения пробега и времени работы автомобиля, обслуживающего потребителей, заказавших товар в один день, но находящихся на значительном удалении друг от друга. При выполнении областных перевозок такая схема работы, как правило, становится невозможной из-за больших расстояний между потребителями, находящимися в разных районах области и невозможности обслужить их в приемлемое время (обычно сутки).

2.    Заказ соответствует грузоподъемности (грузовместимости) транспортного средства и удовлетворяется через определенный срок, необходимый для накопления запаса товарной продукции, соответствующего данной грузоподъемности (грузовместимости). Поскольку накопление продукции может занимать продолжительное время, а время ожидания клиентов ограничено, необходимо принятие допущения, что доставка по данному варианту будет осуществляться не позднее, чем например, через семь дней с момента начала формирования отправки или восемь дней с момента подачи заказа. Таким образом, максимальное плановое время поставки будет составлять восемь дней. Данный вариант приводит к необходимости формирования повышенных (как минимум, недельных) запасов у обслуживаемой клиентуры и снижает точность планирования потребления товаров. Кроме того, некоторые клиенты могут отказаться от такого варианта обслуживания по причине неприемлемости ожидания, в результате чего компания вообще может потерять клиентов. Однако метод может оказаться выгодным по причине снижения транспортных затрат на доставку предварительно скомплектованных партий продукции.

Сравнение указанных вариантов демонстрирует противоречия, возникающие при стремлении оптимизировать отдельные логистические функции, и необходимость использования комплексного, логистического подхода к решению поставленной задачи.

Для обоснования рационального варианта доставки необходимо провести расчет логистических издержек, связанных с транспортировкой продукции и формированием запасов у потребителей. Кроме того, целесообразно оценить размер упущенной выгоды, которая может появиться во втором варианте, и которая связана с возникновением ожидания клиентами выполнения очередного заказа. На основании данного критерия можно определить, какой вариант обслуживания предпочтительнее для конечного потребителя.

При использовании любого варианта обслуживания потребителей необходима координация действий транспортного подразделения, отдела продаж и складской службы (или отдела управления запасами при его наличии в фирме). Кроме того, необходим эффективный обмен информацией между поставщиком и всеми клиентами. В этом случае можно снизить совокупные логистические издержки на обеспечение продукцией потребителей.


Библиографический список
  1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник / А.М. Гаджинский. М.: Дашков и К, 2012. 484 с.
  2. Мочалин С.М. Логистика: Учебное пособие / С.М. Мочалин, Г.Г. Левкин, А.В. Терентьев, Д.И. Заруднев. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2016. 168 с.


Все статьи автора «Заруднев Дмитрий Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация