УДК 65.012.21

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОСТАВЩИКОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗЧИКОВ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА, ИЗЛОЖЕННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ N 44-ФЗ ОТ 05.04.2013

Умнова Мария Геннадьевна
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Ассистент кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий

Аннотация
Данная статья является обзором методологических основ взаимодействия поставщиков и заказчиков, изложенных в основном законодательном акте России, регулирующего порядок участия организаций в государственных закупках - Федеральном законе N 44-ФЗ от 05.04.2013.

Ключевые слова: государственный заказ, закупки, коммерческая организация, поставщик, управление участием в закупках


METHODICAL HIGHLIGHTS OF COOPERATION BETWEEN SUPPLIERS AND STATE CUSTOMERS IN GOVERNMENT PROCUREMENT OUTLINED IN FEDERAL LAW 44-FZ OF APRIL 5, 2013

Umnova Mariya Gennyadievna
Plekhanov Russian University of Economics
Assistant of Department of Management Theory and Business Technologies

Abstract
The paper represents an overview of methodological basics of cooperation between suppliers and customers outlined in the main Russian regulatory act in the sphere of government procurement, namely Federal Law 44-FZ of April 5, 2013.

Keywords: B2G, commercial organization, government procurement, management of participation in government procurement, state order, supplier


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Умнова М.Г. Основные положения методологии взаимодействия поставщиков и государственных заказчиков в рамках государственного заказа, изложенные в Федеральном законе N 44-ФЗ от 05.04.2013 // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72385 (дата обращения: 03.06.2017).

Введение

Государственный заказ как одна из форм взаимодействия B2G (business-to-government) существует на территории Российской Федерации уже более 20 лет и находится в состоянии постоянного совершенствования как с законодательной, так и с практической стороны. Для собственников бизнеса госзакупки являются важным инструментом поиска клиентов среди государственных организаций, и для планирования участия и управления данным процессом немаловажным является изучения методологии взаимодействия бизнес и государственных структур. В данной статье представлен обзор основных положений, регламентирующих участие в госзакупках с перспективы поставщиков, изложенных в Федеральном законе N 44-ФЗ от 05.04.2013 “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” [1].

Общие положения

Для эффективного управления процессом участия в процедуре закупки, руководителям коммерческих организаций необходимо понимать, какие элементы входят в состав контрактной системы. Так, Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 в статье 3 определяет состав участников контрактной системы, который можно представить в виде следующих групп:

  • Федеральные и муниципальные органы государственной власти, в т.ч. органы исполнительной власти. Помимо законодательной и исполнительно-регуляционной функции могут также выступать также и в качестве заказчиков;
  • Государственный заказчик – любой государственный или муниципальный заказчик, или бюджетное учреждение, осуществляющее закупки. Отдельно обозначены государственные корпорации “Росатом” и “Роскосмос”;
  • Поставщики – согласно пункту 4 статьи 3, поставщиком может выступать любое юридическое лицо, за исключением ИП, организаций, находящихся в оффшорных зонах, и организаций, зарегистрированных на территории или в порядке, перечисленных в подпункте 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ;
  • Операторы электронных площадок;
  • Уполномоченные органы и учреждения, проводящие централизованные закупки (статья 26);
  • Специализированные организации, не являющиеся участниками закупки, и привлекаемые для разработки конкурсной и иной документации и оказания иных сопроводительных услуг (статья 40);
  • Эксперты, экспертные организации, оказывающие участникам закупки на договорной основе консультационные услуги (статья 4);
  • Удостоверяющие центры, выпускающие ключи усиленной электронной подписи, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей, прошедшие аккредитацию на соответствие российскому законодательству или аккредитованные в соответствии с международными нормами права (статья 5).

Помимо состава участника, в статье 4 представлено описание и функции единой информационной системы в сфере закупок. Для поставщиков данная система представляем возможность ознакомиться с планами закупок и планами-графиками заказчиков, информацией об уже выполненных заказах, реестр недобросовестных поставщиков, реестр банковских гарантий и другой релевантной информацией. Статья 5 содержит информацию о возможности использования электронного документооборота.

Подготовка к участию

Полезной для ознакомления потенциальным поставщикам является статья 22 о порядке формирования начальной цены контракта, где выделяется ряд методов определения цены, а именно 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

Статья 24 содержит информацию о способах определения поставщиков. Следует выделить основное различие между конкурсом, где победитель определяется на основе лучших условий контракта (не только ценовых, но и качественных), и аукционом, где основным решающим фактором является цена. Стоит отметить, что согласно статьям 27-30, некоторым категориям поставщиков предоставляются преимущества при осуществлении закупок, а именно: 1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы; 2) организациям инвалидов; 3) субъектам малого предпринимательства; 4) социально ориентированным некоммерческим организациям.

Отдельного упоминания заслуживают приведенные в статье 31 дополнительные требования к потенциальным поставщикам, а именно: 1) требования к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) требования к наличию оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (принадлежащего поставщику на праве собственности или ином законном основании); 3) требования к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) требования к необходимому количеству специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В процессе подготовки к участию в закупке, руководству поставщика следует ознакомиться с критериями оценки заявок (статья 32), среди которых в первую очередь следует выделить 1) цену контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Кроме того, в процессе подготовке к участию в госзакупках, потенциальным поставщикам следует помнить о том, что участие в госзаказе формирует ряд требований к участникам, в частности в отношении прозрачности бизнеса, отсутствии коррупционных составляющих, достоверной финансовой отчетности [2, с.93]. Руководителю организации следует удостовериться в соблюдение законодательных норм в вышеуказанных аспектах ведения бизнеса.

Подача заявки на участие

Законом устанавливаются требования к банковскому сопровождению контрактов (статья 35, 44, 45), а также приведены антидемпинговые меры (статья 37).

Типовой комплект документов для подачи заявки на участие в конкурсе (статья 51) включает:

- реквизиты поставщика;

- информация о лице(лицах), являющихся исполняющим органом поставщика;

- выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (или нотариально заверенная копия);

- копии учредительных документов;

- решение об одобрении крупной сделки;

Кроме того, для принятия участия в электронных торгах, предпринимателю необходимо пройти аккредитацию на электронной площадке, для чего необходимо предоставить ряд документов (статья 61):

- выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (или нотариально заверенная копия);

- копии учредительных документов;

- копии документов, подтверждающих личность проходящего аккредитацию как полномочного лица (руководитель или лицо, имеющее доверенность);

- копия ИНН руководителя или иного полномочного лица;

- контактная информация руководителя или иного полномочного лица;

- решение об одобрении максимальной суммы сделки.

Примечательно, что статьей 63 указан «срок реагирования» в течение которого потенциальные поставщики могут принять решение и подготовить документы для участия в электронном аукционе: для контрактов с ценой три миллиона и ниже данный срок составляет семь календарных дней, в иных случаях  – пятнадцать календарных дней. В таких условиях коммерческим организациям необходимо осуществлять постоянное наблюдение за интересующими позициями в единой информационной системе и постоянно обновлять выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Сам же набор документов, которые поставщик включает в заявку, представлен в статье 66 и подразделяется на две части: в первой части включается пакет документов с техническим заданием или характеристиками поставляемого товара или услуги; во второй части содержатся уставные и прочие документы, схожие со списком для участия в конкурсе.

Стоит отметить, что зачастую процессом заполнения и подачи заявки руководит непосредственно руководитель организации, особенно если речь идет о малом бизнесе. В то время как в краткосрочной перспективе, например, когда организация лишь только делает первый шаги в работе с государственными закупщиками, такой подход обоснован, в долгосрочной перспективе это может привести к снижению эффективности управления процесса участия и управления организации в целом [3, c.28].

Процесс определения поставщика

Непосредственно сам процесс участия в электронном аукционе представлен в статье 68. Основными положениями для поставщиков являются пункт 3 о дне проведения электронного аукциона (в рабочий день спустя два дня с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявки), а также описание самого процесса проведения аукциона – снижение «ставки» шагами от 0,5 до 5 процентов от начальной (максимальной) стоимости до того момента, пока окончательная стоимость и победитель не будут определены в случае, когда с момента последней ставки проходит более 10 минут и последующие ставки не были выставлены.

В случае победы у поставщика есть возможность внести поправки в проект контракта до его подписания путем размещения в информационной системе протокола разногласий, как это отмечено в статье 70. Это возможно в случае, если имеются расхождения между положениями контракта и информацией, представленной в извещении, документации или заявки поставщика. Заказчик в последствии имеет право принять, частично принять или отклонить изменения, приведенные в протоколе разногласий.

Статьи с 72 по 82 описывают процесс осуществления закупок путем проведения запроса котировок. Поставщик может направить заявку на участие независимо от того, был ли ему направлен запрос на предоставление котировки (согласно статьи 74), при этом подача возможна лишь только одной заявки. Поставщик имеет право отозвать или изменить заявку в случае, если содержание извещения были изменены заказчиком.

Статья 83 содержит информацию о процессе проведения запроса предложений, который проводится в ограниченном ряде случаев (таких как закупка спортивного инвентаря и оборудования для удовлетворения нужд олимпийской и параолимпийской спортивных сборных, в случаях, когда предыдущие способы (конкурс, электронный аукцион) не дали результатов). Процесс подачи заявок двухступенчатый – поставщик подает первичное и окончательное предложение, при этом требования на втором этапе формируются на основе анализа всех поступивших в комиссию заказчика и прошедших отбор заявок.

Статьи с 84 по 92 посвящены закрытым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Существует четыре закрытых способа проведения закупок, которые используются в тех случаях, когда необходимо обеспечить конфиденциальность информации (например, в случаях, когда предметом закупки является обеспечение федеральных нужд, а сведения о них составляют государственную тайну) и в иных случаях, когда приглашение широкого круга потенциальных поставщиков не представляется возможным. В рамках проведения закрытых закупок ограниченному числу поставщиков, удовлетворяющим требованиям закупок и ФЗ-44, направляется приглашение принять участие в закупках. Примечательно, что извещение о проведении закрытых закупок не является обязательным.

В статье 93 содержаться сведения об осуществлении закупок у единственного поставщика, который, как и предыдущие способы закупок проводится в ограниченном числе случаев (закупка у естественных монополий, закупка у поставщиков, определенных в государственном порядке (например, указом Президента РФ) и т.д.). Примечательно, что данный тип закупок удобен для использования закупщиками при работе с малыми предприятиями, осуществляющими поставки товаров и услуг на небольшие суммы (до ста тысяч рублей).

Исполнение условий контракта

Этап, следующий за проведением процедуры отбора поставщика и заключением закупок, является исполнением контракта и особенности его проведения регламентированы в статьях с 94 по 96 и условно делиться на три стадии: приемка, оплата и взаимодействие двух сторон в случае неисполнения условий контракта или внесения в них изменений.

Статьей 94 предусмотрено проведение экспертизы для проверки соответствия поставляемой продукции или услуг заданию, при этом экспертизу заказчик может проводить как собственными силами, так и с привлечением сторонних экспертов (физических лиц и организаций). Также, заказчик вправе создавать приемочную комиссию, состоящую как минимум из пяти человек для приемки промежуточных или окончательный результатов закупки.

Важным для поставщика является положение, которое отражено в статье 95 – изменение существенных условий контракта при исполнении не допускается. Однако, по договоренности сторон, возможно внесение некоторых правок, в частности, возможно увеличение или уменьшение объемов и стоимости поставки на 10% от первоначальных значений. Изменение условий контракта в процессе его исполнения возможно также в случае длительного срока исполнения (более трех лет) и в некоторых других специфичных ситуациях.

Кроме того, в данной статье указано, что перемена поставщика возможна только в случае преобразования, слияния или присоединения, в результате которых новый поставщик становиться правопреемником изначального поставщика. Перемена заказчика также возможна. Также, в статье 95 также указывается на право поставщика предоставить товар, работу или услугу, которые по своим характеристикам являются лучше заявленных в контракте и соответствуют техническим и функциональным требованиям.

Наконец, в пунктах с 11 по 26 статьи 95 перечислены условия, при которых происходит одностороннее расторжение контракта заказчиком. Основной причиной расторжения является несоответствие поставляемого товара или услуги требованиями, указанным в контракте.

Поставщику следует помнить о том, что контрактная система имеет механизмы защиты интересов поставщиков, которые были включены в текущую редакцию закона на основе обширного опыта закупок ФРГ [4, c. 109].


Библиографический список
  1. Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 10.09.2016).
  2. Ляндау Ю.В., Умнова М.Г. Этапы и управление процессом участия в государственном заказе // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 3. стр. 93-96.
  3. Антонов В.Г., Масленников В.В. Навигатор собственника эффективного бизнеса // Управленческие науки. 2013. № 3 (8). стр. 26-35.
  4. Мерзлякова С.Д. Сравнительный анализ управления госзакупками в России, США и Германии // Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2016. стр. 107-111.


Все статьи автора «Умнова Мария Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: