УДК 37.015.32; 159.922

ЛИЧНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ПОДРОСТКА

Суворова Ольга Вениаминовна1, Мамонова Елена Борисовна2
1ФБГОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина (Мининский университет), доктор психологических наук, профессор кафедры классической и практической психологии
2ФБГОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина (Мининский университет), кандидат психологических наук, доцент кафедры классической и практической психологии

Аннотация
Статья посвящена проблеме особенностей влияния личностных свойств родителей на становление субъектности подростка. Корреляционный анализ личностных характеристик родителей и показателей субъектно-личностного развития подростков позволил выявить положительные статистически значимые связи между свободой выбора и ответственностью, осознанной активностью у родителей и уровнем субъектности подростка; между осознанием собственной уникальности, пониманием и принятием другого у родителей и осознанностю поведения подростка.

Ключевые слова: личность родителей, подросток, профиль субъектности, родительское отношение, субъектно-личностное развитие, характеристики субъектности


THE IDENTITY OF THE PARENTS AS A CONDITION OF DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY TEENAGER

Suvorova Olga Veniamivovna1, Mamonova Elena Borisovna2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin (Minin University), Doctor of Sciences (Psychology), professor of the chair of classical and practical psychology
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin (Minin University), PhD in psychology, Associate Professor of the chair of classical and practical psychology

Abstract
The article is devoted to the peculiarities of the influence of personal characteristics of parents on the development of subjectivity teenager. Correlation analysis of personal characteristics of parents and indicators of subjective-personal development in adolescents has allowed to reveal a positive, statistically significant relation between Agency and responsibility, conscious activity in parents and the level of subjectivity teenager; between the awareness of their own uniqueness, understanding, and acceptance of the other parents and osoznanno behavior of a teenager.

Keywords: characteristics of subjectivity, parent-child relationship, personality of the parents, structure of subjectivity, subjective-personal development, teenager


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Суворова О.В., Мамонова Е.Б. Личность родителей как условие развития субъектности подростка // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72159 (дата обращения: 20.11.2016).

Введение

Динамизм и глобальный характер перемен, охвативших все сферы жизнедеятельности современного российского общества, вызвал значительные изменения в системе требований, предъявляемых в образовании  к развивающейся личности. Для успешной самореализации в современной действительности человеку необходимо стать способным эффективно действовать в создающихся жизненных ситуациях, осознанно производить изменения во внешних условиях, при этом развиваясь и изменяясь.

Современное образование определяет в качестве центрального ориентира  развитие у детей базовой человеческой способности: самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом, активно включаться в совместную деятельность и общение с другими людьми, определять жизненные приоритеты.

Подростковый возраст – узловой этап взросления для формирования ценностных ориентаций, мировоззрения, глобальной жизненной позиции и субъектности как личностного свойства человека [1], [2].

Субъектность как свойство личности выражает отношение человека к себе как деятелю, рассматривается исследователями как авторство собственной жизни. Структурно субъектность определяется через такие атрибутивные свойства, как «активность», «способность к рефлексии», «свобода выбора и ответственность за него» «осознание собственной уникальности», «понимание и принятие другого», «стремление к саморазвитию» [3].

Социальная ситуация развития подростка меняется, центральным объектом внимания становится сверстник, интимно-личностное общение с ним, группа сверстников определяется как базовая общность («реакция группирования»). Отношения со взрослыми меняются коренным образом: на смену зависимого поведения приходит «реакция эмансипации», в которой подросток старается дистанцироваться от взрослого, чтобы почувствовать свою взрослость. Конфликтность, неуживчивость, трудновоспитуемость  подростка, опробывание независимых форм поведения нарушает привычный ход жизни и отношений в семье.

В тоже время взрослый человек выступает в качестве жизненного, нравственного идеала, поскольку модели нового «взрослого» поведения подросток черпает, прежде всего, в семейном взаимодействии, в ежедневном общении с родителями. И здесь образец родительского поведения, личности родителей является объектом неосознаваемой имитации, даже если вербальные контакты не столь значительны. «Вместе с тем для современного подростка очень важно общение с взрослым человеком, поскольку выработка собственных критериев и ценностных установок происходит именно через соотнесение с критериями, ценностями и мировоззренческими установками значимых взрослых» [4, с. 282 ].

Позитивный спокойный эмоциональный контакт с родителями на фоне сотрудничества позитивно влияет на взросление подростков [5]. Модель доверительного отношения к сверстнику и взрослому зависит от доверия к себе, который приобретает устойчивость в подростковом возрасте [6]. И, напротив, в условиях отсутствия доверия с близкими взрослыми подросток самореализуется как субъект собственного развития в субкультурных и девиантных общностях сверстников, в виртуальной среде [7].

Формирование главного новообразования – личностного самосознания, построение образа «Я», продуктивные проявления себя в жизни происходит под влиянием психологической информации, идущей от взрослого, как в виде непосредственной обратной связи, так и в форме образца отношения к миру, позиционирования себя в общении, образцов самоотношения.

Влияние личности родителей на психическое развитие подростка в меньшей степени представлено в исследованиях. В тоже время стиль отношения к ребенку направляется личностными чертами родителей (А.И.Захаров, Р.Ж.Мухамедрахимов, Е.И.Исенина, Г.ГФилиппова, Р.В.Овчарова, Ю.В.Борисенко и др.). Общность с родителями позволяет подростку, опираясь на модель зрелой субъектности  близкого взрослого проявить себя, актуализирует зрелую способность видеть, понимать и развивать себя через личность другого [8].

Цель

Целью данной работы является изучение личностных свойств родителей как фактора субъектно-личностного развития подростка.

В исследовании использовались методики: «Опросник субъектности» (Е.Н. Волкова); «Опросник субъектности подростка» (модификация опросника Е.Н. Волковой). В эксперименте участвовали  48 учащихся восьмых классов 13 – 14 лет и их родители (матери).

Результаты исследования и их обсуждение

Распределение среднегрупповых показателей развития субъектных свойств подростков представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Распределение показателей развития субъектных свойств подростков (в средних значениях)

Активность

Способность к рефлексии

Свобода выбора и ответственность за него

Осознание собственной уникальности

Понимание и принятие другого

Саморазвитие

М

5,11

4,32

5,16

5,43

5,52

5,5

σ

1,42

1,62

1,63

1,16

1,39

1,46

Таблица 1 показывает, что субъектно-личностный профиль подростков 13-14 лет является равномерно распределенным и, следовательно, гармоничным с точки зрения соразмерности атрибутивных характеристик личности как субъекта развития.

При этом уровень большинства показателей субъектности как личностного свойства подростков при нормальном распределении признака находится в зоне средних значений. Это говорит о том, что субъектность подростка находится в процессе развития. Наиболее выраженными являются такие субъектные свойства личности подростков, как  осознание своей уникальности, системы свойств, присущих именно ему, способность понимать и принимать другого человека, стремление к саморазвитию. Несколько ниже показатели осознанной активности, свобода выбора и ответственность за него. Наименее выражен показатель рефлексивной способности, что отражает преобладание активности над рефлексивностью в данном возрасте. Субъектно-личностный профиль подростков отражает возрастные новообразования: развитие самосознания, чувство взрослости, стремление к целеполаганию, активному общению и взаимодействию. Способность к отражению себя несколько снижена, в сопоставлении с другими показателями, можно утверждать о том, что вектор активности опережает рефлексивность подростка. Способность к осознанному, свободному выбору отношений, деятельности, сфер самопроявления и саморазвития актуализируется в юношеском возрасте [9].

Далее исследовалась структура взаимосвязей между атрибутивными свойствами субъектности личности подростка и соответствующими родительскими характеристиками (коэффициент корреляции Пирсона, р<0,05) представлены в таблице 2..

Таблица 2 – Структура взаимосвязи между субъектными свойствами личности подростка и субъектными свойствами личности родителей (коэффициент корреляции Пирсона, р<0,05)

 

 

Показатели субъектных свойств личности подростков

Показатели субъектных свойств личности родителей

Активность

Способность к рефлексии

Свобода выбора и ответственность за него

Осознание собственной уникальности

Понимание и принятие другого

Саморазвитие

Активность

Активность

0,40

0,24

0,66

0,43

0,52

0,22

0,28

Способность к рефлексии

0,21

0,25

0,55

0,21

0,08

0,11

0,05

Свобода выбора и ответственность за него

0,52

0,39

0,58

0,31

0,34

0,26

0,26

Осознание собственной уникальности

0,51

0, 33

0,51

0,13

0,31

0,31

0,15

Понимание и принятие другого

0,45

0,14

0,47

0,19

0,35

0,27

0,2

Саморазвитие

0,15

0,14

0,46

0,38

0,05

0,20

0,06

Корреляционный анализ, представленный в таблице 2, показывает систему значимых связей между субъектными свойствами личности подростков и их родителей, что  позволяет рассматривать и анализировать личность значимого взрослого как модель субъектности для развивающейся личности ребенка.

Из корреляционного анализа взаимосвязи между субъектными свойствами личности подростков и родителей следует, что примерно треть исследуемых характеристик субъектности подростков и их родителей коррелируют между собой статистически значимо. Значимые корреляции обнаружены между параметром «свобода выбора и ответственность за него» со стороны родителей и всеми параметрами, кроме «саморазвития» со стороны подростков, а также между параметром «понимание и принятие другого» (родители) и параметром «активность» (подростки). Можно видеть, что субъектные свойства родителей в определенной степени влияют на становление и развитие характеристик субъектности подростка.

Наибольшее влияние на субъектность подростка оказывает родительская характеристика «свобода выбора и ответственность за него» – она дает значимые связи со всеми показателями субъектности подростка. Чуть меньшее влияние на субъектность подростка оказывает осознанная активность родителей, она дает статистически значимые взаимосвязи со шкалами подросткового опросника «активность», «свобода выбора и ответственность за него», «осознание собственной уникальности», «понимание и принятие другого». Понимание и принятие другого родителями стимулирует осознанную активность подростка, а осознание собственной уникальности родителями положительно воздействует как на осознанную активность подростка, так и на его стремление к саморазвитию.

Выводы

Таким образом, в ходе нашего исследования мы эмпирически частично подтвердили гипотезу о том, что, чем выше уровень субъектности родителей, тем выше уровень субъектности подростка, поскольку определены значимые корреляционные связи субъектных свойств подростков с рядом субъектных характеристик родителей. Чем выше уровень свободы выбора и ответственности за него у родителей, чем более осознанной является активность, поведение, деятельность, общение близкого взрослого, тем выше уровень субъектности его ребенка. Чем выше осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого у родителей, тем более осознанным будет поведение, деятельность и отношение к другому человеку у подростка.


Библиографический список
  1. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта,  1999. – 672 с.
  2. Чернова, А.А. Особенности взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях.  Автореферат дисс. … кандидата психологических наук: Ростов-на-Дону, 2006.- 23 с.
  3. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи / Волкова Е.Н., Суворова О.В., Дунаева Н.И., Бирюкова Л.А., Гришина А.В., Пыжьянова М.А., Косых Е.А., Кузьминых Л.Н., Потапова А.Б./ Мининский университет. Нижний Новгород, 2012.
  4. Суворова, О.В., Сорокоумова, С.Н., Споткай, Л.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности личности подростка // Приволжский научный журнал. 2015. № 2 (34). С. 281-286.
  5. Суворова, О.В., Черемисова, И.В., Мамонова, Е.Б. Привязанность к матери как фактор я-концепции подростка // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). С. 36.
  6. Суворова, О.В., Никулина, Л.А. Особенности влияния материнского отношения на проявления агрессивности в подростковом возрасте // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 313-315.
  7. Крамаренко Н.С. Исследование субъектной позиции подростков в процессе самоосуществления в Интернетсреде // Вестник Университета Российской академии образования. – 2013. – № 5 (68). С. 64-68.4.
  8. Суворова, О.В. К проблеме критериев и структуры субъектности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2011. Т. 13. № 2-5. С. 1178-1182.
  9. Исследование развития субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве / Волкова Е.Н., Суворова О.В., Сорокоумова С.Н., Дунаева Н.И., Бирюкова Л.А., Гришина А.В., Пыжьянова М.А., Косых Е.А., Кузьминых Л.Н., Волков И.В., Филиппов К.В., Потапова А.Б./ Мининский университет. Нижний Новгород, 2012.


Все статьи автора «Суворова Ольга Вениаминовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация