Модернизация образования предполагает разработку и апробацию новых подходов к его организации. В современных публикациях по специальной педагогике и психологии активно обсуждаются подходы и организационные формы инклюзивного образования [1], однако большинство исследований посвящены инклюзии в системе дошкольного и школьного обучения. В то же время проблема инклюзивного образования в высшей школе в научных исследованиях практически не рассматривается [2]. В связи с этим существует разрыв между теоретико-методологическими и прикладными аспектами реализации инклюзивного высшего образования в России. Актуальность заявленной проблемы обусловила необходимость мониторинга позитивного опыта инклюзивного высшего образования за рубежом.
Целью нашего исследования является мониторинг деятельности зарубежных вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов, в частности выявление эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения инклюзивного высшего образования за рубежом.
Анализ представленных моделей осуществлялся в соответствии со специально разработанными критериями. В исследовании использовались методы анализа, обобщения, экспертной оценки.
Рассмотрим модель инклюзивного высшего образования в Великобритании. Теоретико-методологические основы инклюзивного образования в Великобритании рассматриваются в работах исследователей Оливер, Барнс, Скртик [3]. Авторы признают важность инклюзивного образования, разрабатывают его эффективные модели [4].
К середине 1990-х годов интерес к инклюзивному образованию в вузах Великобритании возрастает. Основными аспектами исследования становятся проблемы академической успеваемости и повседневного обустройства студентов [5], анализ жизненного опыта учащихся с разными формами инвалидности [6]. Исследователями обсуждаются вопросы социальной идентичности студентов, барьеры социального характера [7].
В конце 1990-х годов в научной литературе рассматриваются вопросы доступности для инвалидов различных видов дополнительного образования, издаются учебные пособия для преподавателей и вспомогательного персонала вузов-координаторов программ поддержки инвалидов, в роли которых нередко выступают специалисты по социальной работе [8].
Сегодня опыт обучения инвалидов в вузах Великобритании охватывает широкий круг проблем, начиная с вопросов организации высшего образования студентов с ОВЗ и обеспечения инклюзивной среды до определения модели социальных взаимодействий субъектов сопровождения [9].
Современные модели сопровождения высшего образования инвалидов в Великобритании были проанализированы на основе подходов, существующих в трех вузах: Первом университетском колледже Лондона University College London (Лондонский университет), Ливерпульском университете, Ланкастерском университете [10].
Сравнительное изучение вспомогательных служб вузов Великобритании позволило установить, что институт тьюторства и ассистентства наиболее полно представлен в Лондонском университете (Первый университетский колледж Лондона University College London (UCL). В штатном расписании университета имеются не только ставки тьютора и персонального ассистента (disability adviser), но и функционирует специальный отдел, занимающийся заявками на обучение студентов, осуществляющий обратную связь, оказывающий разнообразную помощь студентам с ОВЗ и инвалидностью.
Для всех вузов Великобритании типична практика, когда для студентов с инвалидностью разрабатывается специальное пособие (в Шотландии – Disabled Students Allowance), которое позволяет им нанять своего сокурсника в качестве помощника (ассистента) [11].
Анализ требований к процедуре и оценочным средствам для аттестации в вузах Великобритании показал, что наибольшее внимание уделяется организационным аспектам аттестации студентов с ОВЗ [12]. Тщательно описываются формы аттестации: вступительная, промежуточная. Даются общие рекомендации по процедуре аттестации: информировать студентов о критериях оценивания, осуществлять индивидуальный подход с учетом болезни, оценивать без дополнительного стресса для студента.
В Первом университетском колледже Лондона (Лондонский университет) основное внимание уделяется процедуре вступительных испытаний студентов. Для студентов с ОВЗ разработана специальная пошаговая инструкция участия в аттестации.
Процедура вступительных испытаний начинается с предварительного собеседования. Собеседование проводится в трех формах: лично, по телефону, по скайпу. Осуществляется предварительная запись на экзамены, дается информация по персоналу с указанием фамилии, имени, отчества ответственного, должности, контактов. Вступительные экзамены организуются специальным отделом (Exam Office).
Процедура вступительных испытаний варьируется в соответствии с нозологией студентов. Основанием для проведения альтернативных экзаменов является медицинский отчет, в котором объясняется необходимость проведения альтернативного экзамена.
Сравнительный анализ организации практик для студентов-инвалидов показал, что основное внимание уделяется условиям прохождения и содержанию практик. В высших учебных учреждениях Великобритании студенты-инвалиды участвуют в прохождении производственной практики, стажировок за рубежом. Разработаны модели сетевого взаимодействия (партнёрства) в реализации основных видов практик для студентов-инвалидов [13].
Практики и трудоустройство осуществляются при поддержке специальной организации, занимающейся трудоустройством инвалидов (Employability).
В Лондонском университете разработан специальный сайт, где размещены ссылки на сайты потенциальных работодателей, университетов, где можно проходить практику, документы о правах инвалидов. Имеется также специальный сайт для желающих учиться и проходить практику в зарубежном вузе.
Опираясь на полученные данные о моделях трудоустройства выпускников-инвалидов, взаимосвязи системы инклюзивного высшего образования с рынком труда, можно заключить, что основная работа по поиску, предоставлению рабочих мест для выпускников с ОВЗ в вузах Великобритании осуществляется дистанционно, с использованием современных информационных технологий. Имеются специализированные информационные ресурсы содействия профессиональному развитию и карьерному росту лиц с ОВЗ и инвалидностью, сформированы базы данных потенциальных работодателей [14].
Анализ данных из открытых источников по критерию «Институт финансовой поддержки студентов-инвалидов, включая стипендии и другие формы» показал, что в ведущих вузах Великобритании имеется вариативность в условиях, формах и способах поддержки студентов с ОВЗ.
Так, в Первом университетском колледже Лондона University College London (UCL) финансовая поддержка выделяется только на расходы, связанные с обучением. Имеется 4 разные схемы поддержки (гранты, займы на обучение и др.). Студенты с ОВЗ имеют право на возмещение издержек на дорогу в университет или стажировку, специальное оборудование.
Вузом определены правила и процедура получения материальной поддержки студентов с ОВЗ. Сопровождение вопросов материальной помощи осуществляет специалист-консультант. На сайте университета дается детализированная инструкция для студентов с ОВЗ о заявке на материальную помощь.
В Ланкастерском университете также создан специальный сервис по консультированию студентов, нуждающихся в финансовой поддержке (Student Funding Service).
Анализ ресурсных центров высшего образования для инвалидов в Великобритании показал, что в ведущих вузах созданы специальные центры по сопровождению студентов с ОВЗ. Описаны организационные аспекты деятельности таких центров, которые, в частности, осуществляют общую координацию работы, консультационные услуги и информационно-материальную поддержку студентов с ОВЗ (организация встреч, трансфер, подбор программ, работа с документами студентов, оборудование учебного места, подбор тьюторов и ассистентов, информационная поддержка форума студентов).
Опираясь на данные о структуре и функциях информационно-аналитического сопровождения, можно отметить, что в вузах Великобритании хорошо разработана система учета и общего контроля доступности и качества обучения лиц с инвалидностью. Имеется единая для всех вузов база данных о студентах с ОВЗ и инвалидностью.
Информационно-аналитическое сопровождение высшего образования инвалидов в вузах Великобритании представлено значительной ресурсной базой. В ведущих вузах обеспечивается специальное сопровождение, включающее современные информационно-коммуникационные системы.
Так, в Лондонском университете разработан информационный электронный ресурс – гид, DisabledGo, предоставляющий информацию о местах, оборудованных для инвалидов в Великобритании (туристические и историко-культурный центры, отели, рестораны).
В Ланкастерском университете создан информационный центр, занимающийся вопросами студентов с ОВЗ (Disability service). Большое значение придается электронной среде на основе Moodle.
Таким образом, в вузах Великобритании представлена комплексная модель инклюзивного высшего образования. Специфической особенностью представленной модели является широкая поддержка государства на уровне нормативно-правового регулирования.
В Германии с 2008 года в соответствии с ратифицированной Конвенцией ООН о правах людей с ОВЗ все федеральные земли обязаны реализовывать программу инклюзивного школьного образования. Этот документ послужил толчком для продвижения идеи инклюзивного высшего образования, первые попытки которого были реализованы в 1977 году. Данный опыт создал условия для проведения ряда исследований по проблемам получения лицами с ОВЗ и инвалидностью высшего образования [15]. С учетом их результатов и региональной специфики в высших учебных заведениях Германии активно развивается система сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью.
Представленный анализ по открытым и доступным источникам четырех вузов Германии: Университет Дуйсбург-Эссен (https://www.uni-due.de/); Университет Бремен (https://www.uni-bremen.de/); Свободный Берлинский Университет (https://www.fu-berlin.de/); Гейдельбергский Университет (http://www.uni-heidelberg.de/) – позволил описать модель сопровождения инклюзивного высшего образования по определенным выше критериям.
Критерий «Институт тьюторства и ассистентства» как отдельная самостоятельная единица не представлен в анализируемых материалах. Однако основные направления деятельности и функции этого института сопровождения закреплены за различными структурными подразделениями образовательных учреждений. Так, в университете Дуйсбург и Свободном Берлинском Университете (СБУ) обязанности тьюторства и ассистентства частично выполняет университетская консультативная служба. В Гейдельбергском Университете реализуется проект «Шефство», который обеспечивает силами студентов-добровольцев повседневную помощь лицам с ОВЗ и инвалидностью.
Критерий «Система требований к процедуре и оценочным средствам для вступительной, промежуточной, итоговой аттестации» студентов с ОВЗ и хроническими заболеваниями представлен предельно детально. Существует обязательный для исполнения всеми учебными заведениями документ «Руководство Информационно-консультационного центра Национального общества содействия студентам для экспертов аккредитационных агенств» [16].
Согласно данным рекомендациям, вуз должен создать перечень различных льгот, в рамках которых могли бы приниматься индивидуальные решения в отношении конкретного студента с ОВЗ. Предложен алгоритм получения льгот и особых условий, прописана их специфика и механизмы реализации. Представлен список льгот при учебной нагрузке. Предусмотрены обширные льготы по увеличению сроков сдачи аттестации, изменению условий ее прохождения в виде предоставления вспомогательных технических средств, помощников и доступных помещений и пр. При поступлении в вуз абитуриенты с ОВЗ не имеют льгот в плане снижения требований к их образовательному уровню. Считается, что единые требования ко всем поступающим обеспечивают лицам с ОВЗ и инвалидностью конкурентоспособность на рынке труда [17].
Получение вышеперечисленных льгот осуществляется по заявке студента, написанной в свободной форме с перечислением имеющихся затруднений и подтверждением медицинскими документами, которые направляются в соответствующий отдел. Он принимает решение и доводит его до сведения преподавателей. Данные льготы могут предоставляться на определенный срок или на весь период обучения.
Критерий «Система организации практики для студентов-инвалидов» представлен двумя позициями: возможность заменить общие условия прохождения практики – приемлемыми и увеличение сроков ее прохождения по необходимости. Анализ критерия «Модели трудоустройства выпускников-инвалидов, взаимосвязь системы высшего образования инвалидов с рынком труда» позволил познакомиться с различными формами работы в этом направлении. В Свободном Берлинском Университете и Гейдельбергском Университете имеются единые центры, решающие проблему устройства на работу выпускников с ОВЗ и активно сотрудничающие с рынком труда и работодателями. В СБУ работает Агентство по трудоустройству (специальная университетская команда), которое проводит консультации абитуриентов, студентов и выпускников с ОВЗ по вопросам выбора профессии и работы [18]. В Гейдельбергском Университете проблему дальнейшего трудоустройства выпускников призван решать университетский центр «Карьера».
Вузы активно сотрудничают с различными службами и агентствами по трудоустройству, в которых есть контактное лицо по работе с лицами с ОВЗ и инвалидностью. После регистрации в агентстве последние могут получать пособие по безработице и иметь льготные условия при предоставлении рабочих мест. Имеется информация о взаимодействии с Национальным обществом содействия студентам, ориентированным на содействие успешному входу в профессию [19].
Критерий «Инструменты финансовой поддержки студентов инвалидов, стипендиальную поддержку, иные формы/виды» в полном объеме описан в открытых и доступных источниках информации во всех вузах Германии. Четко определены федеральный, региональный и локальный уровни финансирования, способы, размеры и условия получения различных финансовых льгот и выплат с учетом региональной специфики.
Поддержка федерального уровня дает ссуды и дотации на обучение от государства. На весь период обучения (14 семестров) в университете лицам с ОВЗ, не имеющим собственных доходов, предоставляется обязательное медицинское страхование. Его наличие является необходимым условием для поступления в вуз.
На уровне землячества могут выплачиваться различные дотации. От департамента социального обеспечения предоставляется пособие на уход и пособие по социальной интеграции. От агентства по трудоустройству выплачивается пособие по безработице («базовое обеспечение») в случае поиска работы. Для выпускников вуза с ОВЗ предоставляется преимущественное право в распределении рабочих мест. После подачи заявки в социальный отдел Берлинского земельного правительства студент с ОВЗ может претендовать на социальное жилье. На уровне университета может предоставляется финансовая поддержка хорошо успевающим студентам с ОВЗ, помощь ассистентов и пр.
Данные по критериям «Модель выпускника с инвалидностью» и «Проектирование и реализация информационно-аналитического сопровождения» в открытых и доступных источниках информации отсутствуют. Отсутствие модели выпускника с инвалидностью объясняется, вероятно, нежеланием дискриминировать выпускников с ОВЗ. В этих вузах образовательные отношения реализуются по принципу «выпускник-профессионал», а не по принципу «выпускник-инвалид».
В отличие от вышеуказанных критериев данные о «Наличии и системно-функциональной характеристике ресурсных центров высшего образования для инвалидов» во всех вузах Германии представлены в полном объеме. В анализируемых материалах описаны цели, задачи, полномочия и структура этих центров. Даются подробные сведения об их штате и специфике деятельности. Приоритетными направлениями их работы является защита прав обучающихся с ОВЗ в соответствии с международными конвенциями и федеральным законодательством, координация системы их сопровождения в вузе и помощь в дальнейшем трудоустройстве. Службы предпринимают меры по предупреждению фактов дискриминации в отношении обучающихся. Особое внимание в деятельности служб уделяется работе по формированию толерантного отношения к студентам с ОВЗ и хроническими заболеваниями в студенческой и преподавательской среде. Стратегическая задача центров и высших учебных заведений в целом состоит в получении статуса инклюзивного вуза. За продвижение этих принципов в каждом вузе отвечает уполномоченный по делам инклюзии, находящийся в статусе профессора. На межвузовском уровне службы поддерживают связь с аналогичными структурами других университетов и Немецким Студенчеством «ОВЗ и Образование». Они обеспечивают взаимодействие с администрацией федеральной земли, общественными организациями и пр.
Результаты анализа по критерию «Структура и функции информационно-аналитического сопровождения» свидетельствуют о его вариативности в вузах Германии. Данный вид сопровождения осуществляют различные структурные подразделения университетов, которые информируют и консультируют студентов с ОВЗ и инвалидностью в рамках своих полномочий. К основным видам работы университетов в этом направлении относятся юридическое и психологическое консультирование, информирование о льготах, о возможностях индивидуального сопровождения в процессе обучения и трудоустройства. На сайтах организаций, в частности университета Дуйсбург-Эссен [20], размещаются информационные порталы для обучающихся с ОВЗ. Систематическую информационную поддержку обучающиеся и преподаватели Гейдельбергского университета получают из регулярно публикуемого информационного бюллетеня для студентов с ОВЗ и хроническими заболеваниями [21]. В этом университете программа сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью планируется заблаговременно. За 6 месяцев до начала учебы будущего студента с ОВЗ и хроническими заболеваниями проводятся детальные консультации с тьюторами по направлениям подготовки и с ответственными лицами по вопросам инклюзии.
Таким образом, в вузах активно реализуется практика инклюзивного образования. В каждом университете с учетом региональной специфики действуют под разными названиями службы сопровождения, существует разветвленная система финансовой поддержки и информационного сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью. Ограничений по выбору той или иной образовательной программы не выявлено. Объединяет вузы Германии ориентация на индивидуальные запросы студентов с ОВЗ и хроническими заболеваниями в соответствии с их особыми образовательными потребностями [22].
Образовательная политика США в сфере инклюзивного высшего образования в большинстве позиций соотносится со странами Западной Европы. Инклюзивная практика активно реализуется в последние два десятилетия. Однако по данным сайта «Мир инвалидов» в разделе «Инвалидность в Америке. Инфографика» в США около 28% людей с ограниченными возможностями в возрасте 25 лет и старше имеют образование ниже среднего и только 13% инвалидов имеют степень бакалавра или выше [23]. Тем не менее уже накоплен позитивный опыт, который мы рассмотрим на примере трех организаций: Университет штата Аляска (University of Alaska Anchorage); Университет штата Айова (Iowa State University); Университет Сэмфорд штата Алабама (Samford University).
Аналогично европейской ситуации, критерий «Институт тьюторства и ассистентства» представлен функционалом различных структур и центров, имеющих в своем штате тьютеров и ассистентов. В их обязанности входит помощь в записи лекций; предоставление материалов в альтернативных форматах и вспомогательных технологий (система Брайля, аудио, электронные тексты, пособия с крупным шрифтом) и пр.
Характеристика критерия «Наличие и системно-функциональная характеристика ресурсных центров высшего образования для инвалидов» позволяет констатировать, что, как и в странах Западной Европы, они функционируют как самостоятельные структурные единицы или как отдел при университете Сэмфорд. В открытых и доступных источниках указываются цель, задачи и основные направления их деятельности [24].
Описан штат сотрудников, их полномочия, включая сурдопереводчиков и пр. В университете штата Аляска (University of Alaska Anchorage) действует единый Ресурсный центр работы со студентами с ОВЗ. В университете штата Айова (Iowa State University) существуют несколько ресурсных центров, организующих различные направления обучения и жизни для студентов с ОВЗ и инвалидностью:
- центр, ответственный за предоставление проживания;
- центр академической успешности (Academic Success Center (ASC));
- лингвистический ресурсный центр (Language Studies Resource Center – LSRC), целью которого является развитие культурных и лингвистически компетентных граждан;
- образовательные сообщества (Learning communities), где одним из направлений деятельности выступает целенаправленная работа со студентами с ОВЗ и инвалидностью;
- медиацентр (Writing and Media Center), где реализуется целенаправленная деятельность, в том числе и со студентами с ОВЗ и инвалидностью, по обучению навыкам написания различных текстов: для веб-сайтов, эссе для стипендий, докладов, устных презентаций и пр. [25].
Критерий «Структура и функции информационно-аналитического сопровождения» можно описать, исходя из анализа деятельности подразделов официальных сайтов с подробной информацией для студентов с ОВЗ, которые предоставляют возможность многоканальной связи с ресурсными центрами. Предоставлены ссылки на различные документы и источники, цитирующие законы, касающиеся предоставления образовательных услуг лицам с ОВЗ и инвалидностью. На сайте в свободном доступе имеется статистическая информация и литература, которая не только носит вспомогательный характер для студентов, но также направлена на пропаганду уважительного и равноправного отношения к студентам с ОВЗ и инвалидностью. Всеми вузами осуществляется сотрудничество с организацией Равноправный Доступ к Программному Обеспечению и Информации (EASI), которая обеспечивает равный доступ студентов с ОВЗ и педагогов к информационным технологиям.
В отличие от стран Западной Европы по критерию «Система требований к процедуре и оценочным средствам для вступительной, промежуточной и итоговой аттестации» информация представлена крайне сжато: на примере отдела по работе со студентами с ОВЗ в университете Сэмфорд и Ведомства по контролю за академической работой этой категории обучающихся. По критерию «Система организации практик для студентов-инвалидов» отсутствует информация в открытых источниках.
Ввиду отсутствия детализированной информации логично объединить критерии «Взаимосвязь системы инклюзивного высшего образования с рынком труда» и «Модели трудоустройства выпускников из числа инвалидов» В университете штата Аляска функционирует отдел профессиональной реабилитации, который предлагает услуги жителям Аляски с ОВЗ и инвалидностью по поиску работы, решению проблем независимого доступа к общественной инфраструктуре. В университете штата Айова предусмотрено наличие сервиса профессионального благоустройства лиц с ОВЗ (Vocational Rehabilitation Services). На сайте предоставлена ссылка на центр The DO-IT, который предоставляет информацию для компаний о том, как включить в работу кандидатов с инвалидностью. У студентов университета Сэмфорт имеются две возможности трудоустройства: программа Federal Work Study (федеральная исследовательская работа) и программа Samford’s Institutional Student Employment Program (ISEP) (институциональные программы студенческой занятости).
В университетах США студенты с ОВЗ и инвалидностью – равноправные члены общества, они должны иметь такие же шансы на получение высшего образования, как и здоровые студенты. Этому способствует внедрение программы TPSID (The Model Comprehensive Transition and Postsecondary Programs for Students with Intellectual Disabilities), а также инклюзивная политика университета.
По критерию «Институт финансовой поддержки студентов-инвалидов, включая стипендии и другие формы» получены сведения, касающиеся различных вариантов финансовой поддержки студентов с ОВЗ: государственные социальные, академические и именные стипендии; стипендиальные и благотворительные фонды; гранты на обучение; единовременная материальная помощь и пр. На сайтах содержится краткая информация о механизмах их предоставления. В университете штата Аляска существует специальный офис финансовой помощи, в который могут обращаться все студенты на равных правах.
Итак, практика инклюзивного высшего образования в США реализуется в соответствии с общемировыми тенденциями и законодательством, но с учетом региональной специфики. К общим положениям инклюзивной практики следует отнести обязательное создание во всех вузах специальных условий обучения инвалидов. Важно отметить, что специальные условия в образовательных организациях США создаются при осуществлении как учебной, так и социально-коммуникативной деятельности. Практически в каждом вузе разработан специальный документ – «Порядок предоставления услуг по созданию специальных условий».
Таким образом, мониторинг деятельности зарубежных вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов, включающий анализ западных моделей инклюзивного высшего образования, показал, что в ведущих вузах Западной Европы и США определены:
- основные подходы к организации процедуры аттестации для студентов с ОВЗ, требования к реализации её основных форм;
- требования и стандарты для организации практик студентов-инвалидов, стажировок за рубежом;
- модели сетевого взаимодействия при организации практик студентов с ОВЗ и при дальнейшем трудоустройстве;
- правила трудоустройства студентов с ОВЗ и инвалидностью, включая трудоустройство и обучение за рубежом;
- стандарты финансовой поддержки студентов с ОВЗ и инвалидностью;
- система учета и общего контроля доступности и качества образования лиц с инвалидностью;
- вариативные подходы к организации службы тьюторства и ассистентства, в т. ч. с привлечением специалистов из дополнительных центров;
- вариативные требования к организации вступительных испытаний для студентов с ОВЗ;
- различные подходы к структуре и организации деятельности ресурсных центров высшего образования для инвалидов.
Таким образом, в ходе анализа эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения инклюзивного высшего образования за рубежом была показана высокая эффективность представленных подходов.
Библиографический список
- Дистанционное образование детей-инвалидов: Зарубежный опыт: учебное пособие / авторы – сост. В.Н. Андреев, О.Н. Антонова, С.А. Валуева и др.; под ред. Н.А. Шайденко, Ж.Е. Фомичевой. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. С. 23- 42; Думбаев А.Е., Попова Т.В. Инвалид, общество и право. Алматы: ТОО «Верена», 2006. 180 с.; Информационный бюллетень «Перспектива». 2006. № 33. URL: http://www.informkiosk.com; Орлова Е.А., Эстербрук С.А., Эстербрук Л.Э. Теоретические и практические аспекты инклюзивного образования для детей и подростков с аутизмом в России и за рубежом // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. 528 с. С. 74-79.
- Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие / под ред. А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, А.А. Твардовская, А.Т. Файзрахманова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 224 с.
- Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 1. С. 115-126.
- Hall J., Tinklin T. Students first: disabled students in higher education // Spotlights, The Scottish Council for Research in Education. Research Report 85, 1998.
- Gordon J.-S. Is Inclusive Education a Human Right? // Journal of Law, Medicine and Ethics. 2013. 41(4). Vol. Human Rights and Disability. Р. 754-767.
- Corlett S. and Cooper D. Students with Disabilities in Higher Education. London: Skill: National Bureau for Students with Disabilities, 1992; Silver P. and Silver H. Students with Disabilities in Higher Education: a project report. Oxford: Oxford Polytechnic, 1990.
- Hall J., Tinklin T. Students first: disabled students in higher education // Spotlights, The Scottish Council for Research in Education. Research Report 85, 1998.
- Gordon J.-S. Is Inclusive Education a Human Right? // Journal of Law, Medicine and Ethics. 2013. 41(4). Vol. Human Rights and Disability. Р. 754-767.
- Кэрролл В. Инклюзивное образование в Великобритании: текущее состояние, перспективы и реализация // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. 528 с. С. 53-60.
- Свод правил и нормативов по гарантии качества и стандартов высшего образования Великобритании // Журнал исследований социальной политики.1999. Т.6. № 1. С. 107-126.
- Hall J., Tinklin T. Students first: disabled students in higher education // Spotlights, The Scottish Council for Research in Education. Research Report 85, 1998.
- Low J. Negotiating Identities, Negotiating Environments: an interpretation of the experiences of students with disabilities // Disability & Society. 1996. № 11 (2). P. 235-248; Leicester M. and Lovell T. Disability Voice: educational experience and disability // Disability & Society. 1997. Vol. 12. № 1. P. 111-118; O’Rourke J. Inclusive Schooling: if it’s so good – why is it so hard to sell? // International Journal of Inclusive Education. 2015. 19:5. Р. 530-546.
- Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 1. С. 115-126.
- Reid G. Specific Learning Difficulties (Dyslexia): a handbook for study and practice. Edinburgh: Moray House Publications, 1994; Riddell S., Duffield J., Brown S. and Ogilvy С Specific Learning Difficulties: policy, practice and provision. Stirling: Department of Education, Stirling University, 1992; Students with disabilities: code of practice for Australian tertiary institutions. February. 1998.
- Данике Б., Файге Э. Система образования в Германии // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С 153-160.
- DAkkS: Deutsche Akkreditierungsstelle: официальный сайт Органа по аккредитации Германии (руководство Информационно-консультационного центра Национального общества содействия студентам для экспертов аккредитационных агенств). URL: http://www.dakks.de/
- Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Специальная андрогогика: актуализация проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2016. Выпуск 51. Часть VI. С. 260-266.
- Freie Universitat Berlin: официальный сайт Свободного Берлинского Университета. URL: https://www.fu-berlin.de/
- Universität Bremen: официальный сайт Университета Бремен. URL: https://www.uni-bremen.de/
- Universität Duisburg-Essen: официальный сайт Университета Дуйсбург-Эссен. URL: /https://www.uni-due.de/
- Universität Heidelberg: официальный сайт Гейдельбергского Университета. URL: http://www.uni-heidelberg.de/
- Зиновьева В.И., Берсенев М.В. Сопровождение студентов с ограниченными возможностями в вузах Германии (университет Гумбольдта) // Вестник томского государственного университета. 2011. № 3 (5). С. 185-187.
- Disabled World: Инвалидность в Америке. Инфографика. Мир инвалидов: официальный сайт. URL: http://www.disabled-world.com/disability/statistics/american-disability.php
- Samford University: официальный сайт университета Сэмфорд США. URL: http://www.samford.edu/departments/disability-resources/
- Iowa State University: официальный сайт университета штата Айова США. URL: http://www.iastate.edu/