УДК 376

МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ И РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ: АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Ольхина Елена Александровна1, Карпушкина Наталья Викторовна2, Двуреченская Ольга Николаевна3
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
3Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии

Аннотация
Статья посвящена описанию современных подходов к построению инклюзивного высшего образования в Западной Европе и США. В ней представлены результаты анализа моделей высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в ведущих европейских и американских ВУЗах, а также описаны современные тенденции в инклюзивном высшем образовании. Анализ рассматриваемых моделей проводился на основе работы с открытыми, доступными источниками.
На примере рассматриваемых моделей инклюзивного высшего образования показана эффективность современных подходов к психолого-педагогическому сопровождению обучения в ВУЗе лиц с ОВЗ и инвалидностью. Установлено, что наиболее эффективные модели сопровождения инклюзивного высшего образования представлены в Первом университетском колледже Лондона University College London (Лондонский университет), Свободном Берлинском Университете, Гейдельбергском Университете, Университете штата Аляска University of Alaska Anchorage.

Ключевые слова: мониторинг


MONITORING THE ACTIVITIES OF UNIVERSITIES AND THE REGIONAL RESOURCE CENTERS FOR TRAINING OF PERSONS WITH DISABILITIES: ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE

Olkhinа Elena Alexandrovna1, Karpushkina Natalia Victorovna2, Dvurechenskaya Olga Nikolaevna3
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Ph.D., Associate Professor, Department of Special Education and Psychology
2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Ph.D., Associate Professor, Department of Special Education and Psychology
3Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Ph.D., Associate Professor, Department of Special Education and Psychology

Abstract
The article describes the current approaches to the construction of inclusive higher education in Western Europe and the United States. It presents an analysis of the higher education models of persons with disabilities in the HIA and the leading European and American universities, as well as describes current trends in higher education inclusive. Analysis of the models in question was based on the work with the public, accessible sources.
For example, consideration of inclusive models of higher education shows the effectiveness of current approaches to psycho-pedagogical support learning in higher education of persons with disabilities and the HIA. It was found that the most effective model of support of inclusive higher education presented in the First University College London University College London (University of London), the Free University of Berlin, University of Heidelberg, University of Alaska University of Alaska Anchorage.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ольхина Е.А., Карпушкина Н.В., Двуреченская О.Н. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов: анализ зарубежного опыта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72155 (дата обращения: 28.09.2017).

Модернизация образования предполагает разработку и апробацию новых подходов к его организации. В современных публикациях по специальной педагогике и психологии активно обсуждаются подходы и организационные формы инклюзивного образования [1], однако большинство исследований посвящены инклюзии в системе дошкольного и школьного обучения. В то же время проблема инклюзивного образования в высшей школе в научных исследованиях практически не рассматривается [2]. В связи с этим существует разрыв между теоретико-методологическими и прикладными аспектами реализации инклюзивного высшего образования в России. Актуальность заявленной проблемы обусловила необходимость мониторинга  позитивного опыта инклюзивного высшего образования за рубежом.

Целью нашего исследования является мониторинг деятельности зарубежных вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов, в частности выявление эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения инклюзивного высшего образования за рубежом.

Анализ представленных моделей осуществлялся в соответствии со специально разработанными критериями. В исследовании использовались методы анализа, обобщения, экспертной оценки.

Рассмотрим модель инклюзивного высшего образования в Великобритании. Теоретико-методологические основы инклюзивного образования в Великобритании рассматриваются в работах исследователей Оливер, Барнс, Скртик [3]. Авторы признают важность инклюзивного образования, разрабатывают его эффективные модели [4].

К середине 1990-х годов интерес к инклюзивному образованию в вузах Великобритании возрастает. Основными аспектами исследования становятся проблемы академической успеваемости и повседневного обустройства студентов [5], анализ жизненного опыта учащихся с разными формами инвалидности [6]. Исследователями обсуждаются вопросы социальной идентичности студентов, барьеры социального характера [7].

В конце 1990-х годов в научной литературе рассматриваются вопросы доступности для инвалидов различных видов дополнительного образования, издаются учебные пособия для преподавателей и вспомогательного персонала вузов-координаторов программ поддержки инвалидов, в роли которых нередко выступают специалисты по социальной работе [8].

Сегодня опыт обучения инвалидов в вузах Великобритании охватывает широкий круг проблем, начиная с вопросов организации высшего образования студентов с ОВЗ и обеспечения инклюзивной среды до определения модели социальных взаимодействий субъектов сопровождения [9].

Современные модели сопровождения высшего образования инвалидов в Великобритании были проанализированы на основе подходов, существующих в трех вузах: Первом университетском колледже Лондона University College London (Лондонский университет), Ливерпульском университете, Ланкастерском университете [10].

Сравнительное изучение вспомогательных служб вузов Великобритании позволило установить, что институт тьюторства и ассистентства наиболее полно представлен в Лондонском университете (Первый университетский колледж Лондона University College London (UCL). В штатном расписании университета  имеются не только ставки тьютора и персонального ассистента (disability adviser), но и функционирует специальный отдел, занимающийся заявками на обучение студентов, осуществляющий обратную связь, оказывающий разнообразную помощь студентам с ОВЗ и инвалидностью.

Для всех вузов Великобритании типична практика, когда для студентов с инвалидностью разрабатывается специальное пособие (в Шотландии – Disabled Students Allowance), которое  позволяет им нанять своего сокурсника в качестве помощника (ассистента) [11].

Анализ требований к процедуре и оценочным средствам для аттестации в вузах Великобритании показал, что наибольшее внимание уделяется организационным аспектам аттестации студентов с ОВЗ [12]. Тщательно описываются формы аттестации: вступительная, промежуточная. Даются общие рекомендации по процедуре аттестации: информировать студентов о критериях оценивания, осуществлять индивидуальный подход с учетом болезни, оценивать без дополнительного стресса для студента.

В Первом университетском колледже Лондона (Лондонский университет) основное внимание уделяется процедуре вступительных испытаний студентов. Для студентов с ОВЗ разработана специальная пошаговая инструкция участия в аттестации.

Процедура вступительных испытаний начинается с предварительного собеседования. Собеседование проводится в трех формах: лично, по телефону, по скайпу. Осуществляется предварительная запись на экзамены, дается информация по персоналу с указанием фамилии, имени, отчества ответственного, должности, контактов. Вступительные экзамены организуются специальным отделом (Exam Office).

Процедура вступительных испытаний варьируется в соответствии с нозологией студентов. Основанием для проведения альтернативных экзаменов является медицинский отчет, в котором объясняется необходимость проведения альтернативного экзамена.

Сравнительный анализ организации практик для студентов-инвалидов показал, что основное внимание уделяется условиям прохождения и содержанию практик. В высших учебных учреждениях Великобритании студенты-инвалиды участвуют в прохождении производственной практики, стажировок за рубежом. Разработаны модели сетевого взаимодействия (партнёрства) в реализации основных видов практик для студентов-инвалидов [13].

Практики и трудоустройство осуществляются при поддержке специальной организации, занимающейся трудоустройством инвалидов (Employability).

В Лондонском университете разработан специальный сайт, где размещены ссылки на сайты потенциальных работодателей, университетов, где можно проходить практику, документы о правах инвалидов. Имеется также специальный сайт для желающих учиться и проходить практику в зарубежном  вузе.

Опираясь на полученные данные о моделях трудоустройства выпускников-инвалидов, взаимосвязи системы инклюзивного высшего образования с рынком труда, можно заключить, что основная работа по поиску, предоставлению рабочих мест для выпускников с ОВЗ в вузах Великобритании осуществляется дистанционно, с использованием современных информационных технологий. Имеются специализированные информационные ресурсы содействия профессиональному развитию и карьерному росту лиц с ОВЗ и инвалидностью, сформированы базы данных потенциальных работодателей [14].

Анализ данных из открытых источников по критерию «Институт финансовой поддержки студентов-инвалидов, включая стипендии и другие формы» показал, что в ведущих вузах Великобритании имеется вариативность в условиях, формах и способах поддержки студентов с ОВЗ.

Так, в Первом университетском колледже Лондона University College London (UCL) финансовая поддержка выделяется только на расходы, связанные с обучением. Имеется 4 разные схемы поддержки (гранты, займы на обучение и др.). Студенты с ОВЗ имеют право на возмещение издержек на дорогу в университет или стажировку, специальное оборудование.

Вузом определены правила и процедура получения материальной поддержки студентов с ОВЗ. Сопровождение вопросов материальной помощи осуществляет специалист-консультант. На сайте университета дается  детализированная инструкция для студентов с ОВЗ о заявке на материальную помощь.

В Ланкастерском университете также создан специальный сервис по консультированию студентов, нуждающихся в финансовой поддержке (Student Funding Service).

Анализ ресурсных центров высшего образования для инвалидов в Великобритании показал, что в ведущих вузах созданы специальные центры по сопровождению студентов с ОВЗ. Описаны организационные аспекты деятельности таких центров, которые, в частности, осуществляют общую координацию работы, консультационные услуги и информационно-материальную поддержку студентов с ОВЗ (организация встреч, трансфер, подбор программ, работа с документами студентов, оборудование учебного места, подбор тьюторов и ассистентов, информационная поддержка форума студентов).

Опираясь на данные о структуре и функциях информационно-аналитического сопровождения, можно отметить, что в вузах Великобритании хорошо разработана система учета и общего контроля доступности и качества обучения лиц с инвалидностью. Имеется единая для всех вузов база данных о студентах с ОВЗ и инвалидностью.

Информационно-аналитическое сопровождение высшего образования инвалидов в вузах Великобритании представлено значительной ресурсной базой. В ведущих вузах обеспечивается специальное сопровождение, включающее современные информационно-коммуникационные системы.

Так, в Лондонском университете разработан информационный электронный ресурс – гид, DisabledGo, предоставляющий информацию о местах, оборудованных для инвалидов в Великобритании (туристические и историко-культурный центры, отели, рестораны).

В Ланкастерском университете создан информационный центр, занимающийся вопросами студентов с ОВЗ (Disability service). Большое значение придается электронной среде на основе  Moodle.

Таким образом, в вузах Великобритании представлена комплексная модель инклюзивного высшего образования. Специфической особенностью представленной модели является широкая поддержка  государства на уровне нормативно-правового регулирования.

В Германии с 2008 года в соответствии с ратифицированной Конвенцией ООН о правах людей с ОВЗ все федеральные земли обязаны реализовывать программу инклюзивного школьного образования. Этот документ послужил толчком для продвижения идеи инклюзивного высшего образования, первые попытки которого были реализованы в 1977 году. Данный опыт создал условия для проведения ряда исследований по проблемам получения лицами с ОВЗ и инвалидностью высшего образования [15]. С учетом их результатов и региональной специфики в высших учебных заведениях  Германии активно развивается система сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Представленный анализ по открытым и доступным источникам четырех вузов Германии: Университет Дуйсбург-Эссен (https://www.uni-due.de/); Университет Бремен (https://www.uni-bremen.de/); Свободный Берлинский Университет (https://www.fu-berlin.de/); Гейдельбергский Университет (http://www.uni-heidelberg.de/) – позволил описать модель сопровождения инклюзивного высшего образования по определенным выше критериям.

Критерий «Институт тьюторства и ассистентства» как отдельная самостоятельная единица не представлен в анализируемых материалах. Однако основные направления деятельности и функции этого института сопровождения закреплены за различными структурными подразделениями образовательных учреждений. Так, в университете Дуйсбург и Свободном Берлинском Университете (СБУ) обязанности тьюторства и ассистентства частично выполняет университетская консультативная служба. В Гейдельбергском Университете реализуется проект «Шефство», который обеспечивает силами студентов-добровольцев повседневную помощь лицам с ОВЗ и инвалидностью.

Критерий «Система требований к процедуре и оценочным средствам для вступительной, промежуточной, итоговой аттестации» студентов с ОВЗ и хроническими заболеваниями представлен предельно детально. Существует обязательный для исполнения всеми учебными заведениями документ «Руководство Информационно-консультационного центра Национального общества содействия студентам для экспертов аккредитационных агенств» [16].

Согласно данным рекомендациям, вуз должен создать перечень различных льгот, в рамках которых могли бы приниматься индивидуальные решения в отношении конкретного студента с ОВЗ. Предложен алгоритм получения льгот и особых условий, прописана их специфика и механизмы реализации. Представлен список льгот при учебной нагрузке. Предусмотрены обширные льготы по увеличению сроков сдачи аттестации, изменению условий ее прохождения в виде предоставления вспомогательных технических средств, помощников и доступных помещений и пр. При поступлении в вуз абитуриенты с ОВЗ не имеют льгот в плане снижения требований к их образовательному уровню. Считается, что единые требования ко всем поступающим обеспечивают лицам с ОВЗ и инвалидностью конкурентоспособность на рынке труда [17].

Получение вышеперечисленных льгот осуществляется по заявке студента, написанной в свободной форме с перечислением имеющихся затруднений и подтверждением медицинскими документами, которые направляются в соответствующий отдел. Он принимает решение и доводит его до сведения преподавателей. Данные льготы могут предоставляться на определенный срок или на весь период обучения.

Критерий «Система организации практики для студентов-инвалидов» представлен двумя позициями: возможность заменить общие условия прохождения практики – приемлемыми и увеличение сроков ее прохождения по необходимости. Анализ критерия «Модели трудоустройства выпускников-инвалидов, взаимосвязь системы высшего образования инвалидов с рынком труда» позволил познакомиться с различными формами работы в этом направлении. В Свободном Берлинском Университете и Гейдельбергском Университете имеются единые центры, решающие проблему устройства на работу выпускников с ОВЗ и активно сотрудничающие с рынком труда и работодателями. В СБУ работает Агентство по трудоустройству (специальная университетская команда), которое проводит консультации абитуриентов, студентов и выпускников с ОВЗ по вопросам выбора профессии и работы [18]. В Гейдельбергском Университете проблему дальнейшего трудоустройства выпускников призван решать университетский центр «Карьера».

Вузы активно сотрудничают с различными службами и агентствами по трудоустройству, в которых есть контактное лицо по работе с лицами с ОВЗ и инвалидностью. После регистрации в агентстве последние могут получать пособие по безработице и иметь льготные условия при предоставлении рабочих мест. Имеется информация о взаимодействии с Национальным обществом содействия студентам, ориентированным на содействие успешному входу в профессию [19].

Критерий «Инструменты финансовой поддержки студентов инвалидов, стипендиальную поддержку, иные формы/виды» в полном объеме описан в открытых и доступных источниках информации во всех вузах Германии. Четко определены федеральный, региональный и локальный уровни финансирования, способы, размеры и условия получения различных финансовых льгот и выплат с учетом региональной специфики.

Поддержка федерального уровня дает ссуды и дотации на обучение от государства. На весь период обучения (14 семестров) в университете лицам с ОВЗ, не имеющим собственных доходов, предоставляется обязательное медицинское страхование. Его наличие является необходимым условием для поступления в вуз.

На уровне землячества могут выплачиваться различные дотации. От департамента социального обеспечения предоставляется пособие на уход и пособие по социальной интеграции. От агентства по трудоустройству выплачивается пособие по безработице («базовое обеспечение») в случае поиска работы. Для выпускников вуза с ОВЗ предоставляется преимущественное право в распределении рабочих мест. После подачи заявки в социальный отдел Берлинского земельного правительства студент с ОВЗ может претендовать на социальное жилье. На уровне университета может предоставляется финансовая поддержка хорошо успевающим студентам с ОВЗ, помощь ассистентов и пр.

Данные по критериям «Модель выпускника с инвалидностью» и «Проектирование и реализация информационно-аналитического сопровождения» в открытых и доступных источниках информации отсутствуют. Отсутствие модели выпускника с инвалидностью объясняется, вероятно, нежеланием дискриминировать выпускников с ОВЗ. В этих вузах образовательные отношения реализуются по принципу «выпускник-профессионал», а не по принципу «выпускник-инвалид».

В отличие от вышеуказанных критериев данные о «Наличии и системно-функциональной характеристике ресурсных центров высшего образования для инвалидов» во всех вузах Германии представлены в полном объеме. В анализируемых материалах описаны цели, задачи, полномочия и структура этих центров. Даются подробные сведения об их штате и специфике деятельности. Приоритетными направлениями их работы является защита прав обучающихся с ОВЗ в соответствии с международными конвенциями и федеральным законодательством, координация системы их сопровождения в вузе и помощь в дальнейшем трудоустройстве. Службы предпринимают меры по предупреждению фактов дискриминации в отношении обучающихся. Особое внимание в деятельности служб уделяется работе по формированию толерантного отношения к студентам с ОВЗ и хроническими заболеваниями в студенческой и преподавательской среде. Стратегическая задача центров и высших учебных заведений в целом состоит в получении статуса инклюзивного вуза. За продвижение этих принципов в каждом вузе отвечает уполномоченный по делам инклюзии, находящийся в статусе профессора. На межвузовском уровне службы поддерживают связь с аналогичными структурами других университетов и Немецким Студенчеством «ОВЗ и Образование». Они обеспечивают взаимодействие с администрацией федеральной земли, общественными организациями и пр.

Результаты анализа по критерию «Структура и функции информационно-аналитического сопровождения» свидетельствуют о его вариативности в вузах Германии. Данный вид сопровождения осуществляют различные структурные подразделения университетов, которые информируют и консультируют студентов с ОВЗ и инвалидностью в рамках своих полномочий. К основным видам работы университетов в этом направлении относятся юридическое и психологическое консультирование, информирование о льготах, о возможностях индивидуального сопровождения в процессе обучения и трудоустройства. На сайтах организаций, в частности университета Дуйсбург-Эссен [20], размещаются информационные порталы для обучающихся с ОВЗ. Систематическую информационную поддержку обучающиеся и преподаватели Гейдельбергского университета получают из регулярно публикуемого информационного бюллетеня для студентов с ОВЗ и хроническими заболеваниями [21]. В этом университете программа сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью планируется заблаговременно. За 6 месяцев до начала учебы будущего студента с ОВЗ и хроническими заболеваниями проводятся детальные консультации с тьюторами по направлениям подготовки и с ответственными лицами по вопросам инклюзии.

Таким образом, в вузах активно реализуется практика инклюзивного образования. В каждом университете с учетом региональной специфики действуют под разными названиями службы сопровождения, существует  разветвленная система финансовой поддержки и информационного сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью. Ограничений по выбору той или иной образовательной программы не выявлено. Объединяет вузы Германии ориентация на индивидуальные запросы студентов с ОВЗ и хроническими заболеваниями в соответствии с их особыми образовательными потребностями [22].

Образовательная политика США в сфере инклюзивного высшего образования в большинстве позиций соотносится со странами Западной Европы. Инклюзивная практика активно реализуется в последние два десятилетия. Однако по данным сайта «Мир инвалидов» в разделе «Инвалидность в Америке. Инфографика» в США около 28% людей с ограниченными возможностями в возрасте 25 лет и старше имеют образование ниже среднего и только 13% инвалидов имеют степень бакалавра или выше [23]. Тем не менее уже накоплен позитивный опыт, который мы рассмотрим на примере трех организаций: Университет штата Аляска (University of Alaska Anchorage); Университет штата Айова (Iowa State University); Университет Сэмфорд штата Алабама (Samford University).

Аналогично европейской ситуации, критерий «Институт тьюторства и ассистентства» представлен функционалом различных структур и центров, имеющих в своем штате тьютеров и ассистентов. В их обязанности входит помощь в записи лекций; предоставление материалов в альтернативных форматах и вспомогательных технологий (система Брайля, аудио, электронные тексты, пособия с крупным шрифтом) и пр.

Характеристика критерия  «Наличие и системно-функциональная характеристика ресурсных центров высшего образования для инвалидов» позволяет констатировать, что, как и в странах Западной Европы, они функционируют как самостоятельные структурные единицы или как отдел при университете Сэмфорд. В открытых и доступных источниках указываются цель, задачи и основные направления их деятельности [24].

Описан штат сотрудников, их полномочия, включая сурдопереводчиков и пр. В университете штата Аляска (University of Alaska Anchorage) действует единый  Ресурсный центр работы со студентами с ОВЗ.  В университете штата Айова (Iowa State University) существуют несколько ресурсных центров, организующих различные направления обучения и жизни для студентов с ОВЗ и инвалидностью:

-​ центр, ответственный за предоставление проживания;

-​ центр академической успешности (Academic Success Center (ASC));

-​ лингвистический ресурсный центр (Language Studies Resource Center – LSRC), целью которого является развитие культурных и лингвистически компетентных граждан;

-​ образовательные сообщества (Learning communities), где одним из направлений деятельности выступает целенаправленная работа со студентами с ОВЗ и инвалидностью;

-​ медиацентр (Writing and Media Center), где реализуется целенаправленная деятельность, в том числе и со студентами с ОВЗ и инвалидностью, по обучению навыкам написания различных текстов: для веб-сайтов, эссе для стипендий, докладов, устных презентаций и пр. [25].

Критерий «Структура и функции информационно-аналитического сопровождения» можно описать, исходя из анализа деятельности подразделов официальных сайтов с подробной информацией для студентов с ОВЗ, которые предоставляют возможность многоканальной связи с ресурсными центрами. Предоставлены ссылки на различные документы и источники, цитирующие законы, касающиеся предоставления образовательных услуг лицам с ОВЗ и инвалидностью. На сайте в свободном доступе имеется статистическая информация и литература, которая не только носит вспомогательный характер для студентов, но также направлена на пропаганду уважительного и равноправного отношения к студентам с ОВЗ и инвалидностью. Всеми вузами осуществляется сотрудничество с организацией Равноправный Доступ к Программному Обеспечению и Информации (EASI), которая обеспечивает равный доступ студентов с ОВЗ и педагогов к информационным технологиям.

В отличие от стран Западной Европы по критерию «Система требований к процедуре и оценочным средствам для вступительной, промежуточной и итоговой аттестации» информация представлена крайне сжато: на примере отдела по работе со студентами с ОВЗ в университете Сэмфорд и Ведомства по контролю за академической работой этой категории обучающихся. По критерию «Система организации практик для студентов-инвалидов» отсутствует информация в открытых источниках.

Ввиду отсутствия детализированной информации логично объединить критерии «Взаимосвязь системы инклюзивного высшего образования с рынком труда» и «Модели трудоустройства выпускников из числа инвалидов» В университете штата Аляска функционирует отдел профессиональной реабилитации, который предлагает услуги жителям Аляски с ОВЗ и инвалидностью по поиску работы, решению проблем независимого доступа к общественной инфраструктуре. В университете штата Айова предусмотрено наличие сервиса профессионального благоустройства лиц с ОВЗ (Vocational Rehabilitation Services). На сайте предоставлена ссылка на центр The DO-IT, который предоставляет информацию для компаний о том, как включить в работу кандидатов с инвалидностью. У студентов университета Сэмфорт имеются две возможности трудоустройства: программа Federal Work Study (федеральная исследовательская работа) и программа Samford’s Institutional Student Employment Program (ISEP) (институциональные программы студенческой занятости).

В университетах США студенты с ОВЗ и инвалидностью – равноправные члены общества, они должны иметь такие же шансы на получение высшего образования, как и здоровые студенты. Этому способствует внедрение программы TPSID (The Model Comprehensive Transition and Postsecondary Programs for Students with Intellectual Disabilities), а также инклюзивная политика университета.

По критерию «Институт финансовой поддержки студентов-инвалидов, включая стипендии и другие формы» получены сведения, касающиеся различных вариантов финансовой поддержки студентов с ОВЗ: государственные социальные, академические и именные стипендии; стипендиальные и благотворительные фонды; гранты на обучение; единовременная материальная помощь и пр. На сайтах содержится краткая информация  о механизмах их предоставления. В университете штата Аляска существует специальный офис финансовой помощи, в который могут обращаться все студенты на равных правах.

Итак, практика инклюзивного высшего образования в США реализуется в соответствии с общемировыми тенденциями и законодательством, но с учетом региональной специфики. К общим положениям инклюзивной практики следует отнести обязательное создание во всех вузах специальных условий обучения инвалидов. Важно  отметить, что специальные условия в образовательных организациях США создаются при осуществлении как учебной, так и социально-коммуникативной деятельности. Практически в каждом вузе разработан специальный документ – «Порядок предоставления услуг по созданию специальных условий».

Таким образом, мониторинг деятельности зарубежных вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов, включающий анализ западных моделей инклюзивного высшего образования, показал, что в ведущих вузах Западной Европы и США определены:

- основные подходы к организации процедуры аттестации для студентов с ОВЗ, требования к реализации её основных форм;

- требования и стандарты для организации практик студентов-инвалидов, стажировок за рубежом;

- модели сетевого взаимодействия при организации практик студентов с ОВЗ и при дальнейшем трудоустройстве;

- правила трудоустройства студентов с ОВЗ и инвалидностью, включая трудоустройство и обучение за рубежом;

- стандарты финансовой поддержки студентов с ОВЗ и инвалидностью;

- система учета и общего контроля доступности и качества образования лиц с инвалидностью;

- вариативные подходы к организации службы тьюторства и ассистентства, в т. ч. с привлечением специалистов из дополнительных центров;

- вариативные требования к организации вступительных испытаний для студентов с ОВЗ;

- различные подходы к структуре и организации деятельности ресурсных центров высшего образования для инвалидов.

Таким образом, в ходе анализа эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения инклюзивного высшего образования за рубежом была показана высокая эффективность представленных подходов.


Библиографический список
  1. Дистанционное образование детей-инвалидов: Зарубежный опыт: учебное пособие / авторы – сост. В.Н. Андреев, О.Н. Антонова, С.А. Валуева и др.; под ред. Н.А. Шайденко, Ж.Е. Фомичевой. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. С. 23- 42; Думбаев А.Е., Попова Т.В. Инвалид, общество и право. Алматы: ТОО «Верена», 2006. 180 с.; Информационный бюллетень «Перспектива». 2006. № 33. URL: http://www.informkiosk.com; Орлова Е.А., Эстербрук С.А., Эстербрук Л.Э. Теоретические и практические аспекты инклюзивного образования для детей и подростков с аутизмом в России и за рубежом // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. 528 с. С. 74-79.
  2. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие / под ред. А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, А.А. Твардовская, А.Т. Файзрахманова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 224 с.
  3. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследо­ваний социальной политики. 2004. Т. 2. № 1. С. 115-126.
  4. Hall J., Tinklin T. Students first: disabled students in higher education // Spotlights, The Scottish Council for Research in Education. Research Report 85, 1998.
  5. Gordon J.-S. Is Inclusive Education a Human Right? // Journal of Law, Medicine and Ethics. 2013. 41(4). Vol. Human Rights and Disability. Р. 754-767.
  6. Corlett S. and Cooper D. Students with Disabilities in Higher Education. London: Skill: Na­tional Bureau for Students with Disabilities, 1992; Silver P. and Silver H. Students with Dis­abilities in Higher Education: a project report. Oxford: Oxford Polytechnic, 1990.
  7. Hall J., Tinklin T. Students first: disabled students in higher education // Spotlights, The Scottish Council for Research in Education. Research Report 85, 1998.
  8. Gordon J.-S. Is Inclusive Education a Human Right? // Journal of Law, Medicine and Ethics. 2013. 41(4). Vol. Human Rights and Disability. Р. 754-767.
  9. Кэрролл В. Инклюзивное образование в Великобритании: текущее состояние, перспективы и реализация // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. 528 с. С. 53-60.
  10. Свод правил и нормативов по гарантии качества и стандартов высшего образования Великобритании // Журнал исследований социальной политики.1999. Т.6. № 1. С. 107-126.
  11. Hall J., Tinklin T. Students first: disabled students in higher education // Spotlights, The Scottish Council for Research in Education. Research Report 85, 1998.
  12. Low J. Negotiating Identities, Negotiating Environments: an interpretation of the experi­ences of students with disabilities // Disability & Society. 1996. № 11 (2). P. 235-248; Leices­ter M. and Lovell T. Disability Voice: educational experience and disability // Disability & Society. 1997. Vol. 12. № 1. P. 111-118; O’Rourke J. Inclusive Schooling: if it’s so good – why is it so hard to sell? // International Journal of Inclusive Education. 2015. 19:5. Р. 530-546.
  13. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследо­ваний социальной политики. 2004. Т. 2. № 1. С. 115-126.
  14. Reid G. Specific Learning Difficulties (Dyslexia): a handbook for study and practice. Edin­burgh: Moray House Publications, 1994; Riddell S., Duffield J., Brown S. and Ogilvy С Spe­cific Learning Difficulties: policy, practice and provision. Stirling: Department of Education, Stirling University, 1992; Students with disabilities: code of practice for Australian tertiary institutions. February. 1998.
  15. Данике Б., Файге Э. Система образования в Германии // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С 153-160.
  16. DAkkS: Deutsche Akkreditierungsstelle: официальный сайт Органа по аккредитации Германии (руководство Информационно-консультационного центра Национального общества содействия студентам для экспертов аккредитационных агенств). URL: http://www.dakks.de/
  17. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Специальная андрогогика: актуализация проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2016. Выпуск 51. Часть VI. С. 260-266.
  18. Freie Universitat Berlin: официальный сайт Свободного Берлинского Университета. URL: https://www.fu-berlin.de/
  19. Universität Bremen: официальный сайт Университета Бремен. URL: https://www.uni-bremen.de/
  20. Universität Duisburg-Essen: официальный сайт Университета Дуйсбург-Эссен. URL: /https://www.uni-due.de/
  21. Universität Heidelberg: официальный сайт Гейдельбергского Университета. URL: http://www.uni-heidelberg.de/
  22. Зиновьева В.И., Берсенев М.В. Сопровождение студентов с ограниченными возможностями в вузах Германии (университет Гумбольдта) // Вестник томского государственного университета. 2011. № 3 (5). С. 185-187.
  23. Disabled World: Инвалидность в Америке. Инфографика. Мир инвалидов: официальный сайт. URL: http://www.disabled-world.com/disability/statistics/american-disability.php
  24. Samford University: официальный сайт университета Сэмфорд США. URL:  http://www.samford.edu/departments/disability-resources/
  25. Iowa State University: официальный сайт университета штата Айова США. URL: http://www.iastate.edu/


Все статьи автора «Чанчина Анна Валериевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: