УДК 378

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ»

Головских Дарья Сергеевна
Уральский государственный экономический университет
магистрант 2 года обучения кафедры экономики предприятий

Аннотация
В статье приведены разные точки зрения российских авторов по проблемам формирования экологической грамотности населения и молодежи на всех уровнях образования.

Ключевые слова: образование, экологическая грамотность, экологическая культура, экологическое образование


LITERATURE REVIEW ON THE SUBJECT: «FORMING ECOLOGICAL LITERACY AMONG YOUNG PEOPLE»

Golovskikh Darya Sergeevna
Ural State University of Economics
Master of 2-year students of the Department of Enterprise Economy

Abstract
The article presents different points of view of Russian authors writing on the issue of forming ecological literacy across the population and young people at all educational levels.

Keywords: ecological culture, Ecological education, ecological literacy, education


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Головских Д.С. Литературный обзор на тему: «Формирование экологической грамотности молодежи» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/71961 (дата обращения: 30.09.2017).

Вопросы формирования экологической грамотности изучаются многими современными российскими авторами, они приобрели особую значимость в конце 20 века в связи с развитием мирового экологического кризиса. Актуальность проблем экологического образования и воспитания с каждым годом только возрастает. Это вызвано необходимостью повышения экологической грамотности человека для сохранения и улучшения условий его жизни на Земле.

Различные понятия, тесно связанные с экологической грамотностью: экологическое образование, экологическое сознание, экологическое мировоззрение, приведены в работах А.А. Вербицкого, И.А. Мартыненко, Н.Г. Поповой, И.А. Хамидуллиной и др. авторов.

Существующий уровень экологического развития у молодежи и правосознание изучаются В.А. Егоровым, Д.С. Казаровой, Л.Г. Гамовой и др.

Проблемы формирования экологического мировоззрения у учащейся молодежи рассмотрены в исследованиях Е.С. Кривошеевой, М.А. Алексуточкина, Н.И. Шарафеевой.

Исследования Е.Н. Бекетовой, Н.Е. Булетовой, С.В. Аниськина, Н.В. Морозовой, Н.И. Проскуриной отражают проблему экологизации учебного процесса на всех уровнях образования и общества в целом.

В работах в области формирования экологической культуры, А.В. Флеенко, Л.Г. Муртазиной, М.И. Никовой, И.В. Петровой, О.В. Шайнековой основное внимание сконцентрировано на выявлении задач и принципов становления экологически грамотного человека без привязки к уровню образования.

Большое количество исследований проведено по изучению вопросов, касающихся экологической грамотности у детей дошкольного и школьного возраста, а также у населения в целом, независимо от уровней образования. Но работ, посвященных экологической грамотности студентов высшего образования значительно меньше.

Все авторы в своих исследованиях говорят об актуальности воспитания личности, способной ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде, разумно подходить к потреблению ресурсов и находить пути решения экологических проблем; формирование экологически грамотного человека многие считают одним из приоритетных направлений развития образования. Также авторы единогласно считают, что формирование экологической культуры и грамотности осуществляется непрерывно через процесс обучения, воспитания и развития личности, начиная с дошкольного возраста. А высокий уровень экологической культуры обеспечивается за счет формирования системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, развивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Формирование экологической грамотности, по мнению исследователей, должно осуществляться через систему экологического образования: дошкольного, школьного, среднего и высшего. В настоящее время существуют проблемы, связанные с низким уровнем экологической образованности молодежи. Кривошеева Е.С. и Алексуточкин М.А. связывают это с отсутствием системного формирования экологической культуры у учащихся. Гамова Л.Г. показывает, что для формирования экологической грамотности необходимы определенные педагогические аспекты, проявляющиеся в том, что содержание экологического образования должно быть представлено не только системой экологических знаний, но и системой экологических умений и включать в себя значительный ценностно-ориентационный компонент, направленный на становление экологически адекватного понимания природных взаимосвязей.  Шарафеева Н.И. считает, что население недостаточно вовлечено в экологические проблемы и как следствие имеет низкий уровень экологической культуры, в том числе из-за отсутствия информации в библиотеках. Но чаще всего ученые, занимающиеся проблемой формирования экологической грамотности на ступени среднего и высшего образования, говорят о недостаточном количестве экологических дисциплин в учебных планах учащихся или слабой взаимосвязи экологии с основными учебными дисциплинами.

В настоящее время нет четкой и однозначной методики экологического образования, которая бы достигала цели повышения экологической культуры личности. При этом многие авторы склоняются к тому, что нужна «перестройка» экологического образования в обществе: необходима корректировка учебных планов с включением в них экологических дисциплин, а также нужно чаще затрагивать вопросы экологии на общеобразовательных предметах и в повседневной жизни, есть необходимость в повышении квалификации педагогов, а в конечном счете требуется разработка моделей реализации образования для устойчивого развития, начиная с детских садов и заканчивая работающим населением. Экологическое образование должно стать приоритетным в каждом образовательном учреждении, и оно должно быть нацелено на бережное отношение к природной среде и своему здоровью.


Библиографический список
  1. Аниськин С. В. О некоторых проблемах современного эколого-информационного образования / С.В. Аниськин // Фундаментальные исследования. -2005. – № 3. – С. 82.
  2. Бекетова Е.Н. Анализ проблем современного экологического образования / Е.Н. Бекетова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. -№ 6. – С. 49-52
  3. Булетова Н.Е. Эколого-экономическое развитие регионов России через призму экологической грамотности населения / Н.Е. Булетова // Актуальные проблемы экономики и права. – 2014. – №4. – С. 143-140.
  4. Вербицкий А.А. Принципы и цели экологического образования /А.А. Вербицкий // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2014. – №1. – том 12. – С. 207-210.
  5. Гамова Л.Г. Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. Т. 4. № 4. С. 14-21 Формирование экологической грамотности у студентов классического университета
  6. Егоров В.А., Казарова Д.С. Правосознание и экологическая грамотность молодежи /В.А.Егоров, Д.С. Казарова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. -2015. – №2.
  7. Комаров В. Образование и экология RIO-2012 /В. Комаров // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2012. - № 3. – С. 127-130.
  8. Кривошеева Е.С., Алексуточкин М.А. Экологическое воспитание в эпоху техногенной цивилизации / Е.С. Кривошеева, М.А. Алексуточкин // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. -2014. -№10. – том 2. – С. 245-246.
  9. Мартыненко И.В. Формирование экологической культуры у обучающихся / И.В. Мартыненко // Царскосельские чтения. – 2010. – №14. – том 2. – С.275-278.
  10. Морозова Н.В. Теоретико-методологические и методико-технологические аспекты становления экологической культуры будущих специалистов / Н.В. Морозова // Концепт. –2012. -№4. –С.-10.
  11. Муртазина Л.Г. Экологическая грамотность: современное состояние и проблемы / Л.Г. Муртазина // Сборник докладов I Всероссийской научно-практической заочной конференции (с международным участием). -2015.- С. 46-48.
  12. Никова М.И., Петрова И.В. Акценты и цели в развитии экологического образования / М.И. Никова, И.В. Петрова // Сборник: Наука и культура России. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. – 2011. – С. 374-376.
  13. Попова Н.Г. Достижение целостности экологического знания посредством интеграции направлений подготовки специалиста / Н.Г. Попова // Интеграция образования. – 2011. – №3. С. 44-46.
  14. Проскурина И. И., Свергузова С. В., Василечвич Н. Н. Актуальность экологического образования / И.И. Проскурина, С.В. Свергузова, Н.Н. Василечвич // Успехи современного естествознания. – 2005. -№ 2. – С. 48-50
  15. Флеенко А.В. Экологическая грамотность: современное состояние и проблемы / А.В. Флеенко // Фундаментальные исследования. – 2013. – №6  – С.930-934.
  16. Хамидуллина И.А. Экологизация образовательно-воспитательного пространства как основа формирования безопасного поведения будущего гражданина /И.А. Хамидуллина // Вестник НЦБЖД. – 2011. - № 3. – С. 64-70.
  17. Чердымова Е. И. Экологическое намерение как компонент экологического сознания личности / Е.И. Чердымова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – № 2-2. – том 13. – С. 385-387.
  18. Шайкенова О. В. Возможности экологического образования для устойчивого развития / О.В. Шайкенова // Международный журнал экспериментального образования. – 2012 – № 9. – С. 3.
  19. Шарафеева Н.И. Экологическая культура в современном обществе / Н.И. Шарафеева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2009. - № 1. – С. 138-141.
  20. Шлюндт С.А. Экологическое воспитание студенческой молодежи: культурологический аспект / С.А. Шлюндт // Педагогическое образование в России. – 2014. – №11. – С. 161-164


Все статьи автора «Головских Дарья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: