УДК 316.6 + 159.923+159.923.2

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

Куприянчук Елена Викторовна
Саратовский государственный университет
кандидат социологических наук, доцент кафедры специальной психологии

Аннотация
Изложены результаты теоретического и эмпирического исследований особенностей профессионального эмоционального выгорания у педагогов специального образования. Показано, что профессиональное развитие нередко сопровождается периодами регресса, дезадаптации, стагнации, кризисами, деформациями, а в отдельных случаях и профессиональной деградацией человека. Эмоциональная насыщенность в сочетании с повышенной ответственностью профессиональной деятельности, как в нашем случае, дефектологической, приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам, формируя, в конце концов, безразличное отношение к тому, что происходит с другими людьми, прежде всего – аномально развивающимися детьми, а также редукцию своих личных достижений. Такое деструктивное состояние психики получило название профессиональное выгорание. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке, состоящей из двух групп преподавателей, в 2016 г. Первая группа: преподаватели Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 17» г. Саратова. Вторая группа: преподаватели Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 2 г. Саратова» ( n= 40; 20, 20 человек соответственно, в возрасте от 22 до 53 лет). С применением диагностического инструментария: методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, изучения акцентуации личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека), диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки. Установлено, что профессиональная деятельность учителей специальных (коррекционных) школ сопровождается формированием синдрома эмоционального выгорания, отличающегося как по количественному, так и по качественному критериям от такового у педагогов общеобразовательных школ. У дефектологов наличие синдрома эмоционального выгорания характеризуется развитием эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личных достижений. Чем глубже и динамичнее развивается данный синдром у педагогов, как в случае с педагогами - дефектологами, тем более жестоким, вплоть до вербальной и физической агрессии, является то поведение, которое они могут демонстрировать, в том числе и в работе с детьми с особенностями в развитии.
Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб.

Ключевые слова: детерминанты профессиональных деструкций специалиста, профессиональное выгорание, профессиональное становление и развитие личности, профессиональные деструкции, симптомы профессионального эмоционального выгорания., синдром эмоционального выгорания


FEATURES PROFESSIONAL EMOTIONAL BURNOUT AT SOCIAL TEACHERS: A COMPARATIVE CONTEXT

Kupriyanchuk Elena Viktorovna
Saratov State University
candidate of sociology, associate professor, department of special psychology

Abstract
The results of theoretical and empirical research of features of professional burnout among teachers of special education. It is shown that professional development is often accompanied by periods of regression, maladjustment, stagnation, crisis, deformations, and in some cases, and professional degradation of man. Emotional intensity, combined with increased responsibility of professional activity, as in our case, speech pathology, leads to irritability, overexcitement, anxiety, nervous breakdowns, forming, in the end, the indifference to what is going on with other people, first of all - abnormally developing children as well as the reduction of their personal achievements. Such a destructive state of mind has been called burnout. The results of empirical research carried out on a sample consisting of two groups of teachers, in 2016. The first group: teachers of the municipal educational institution "The main secondary school № 17" in Saratov. The second group: teachers of the State budget educational institution of the Saratov region "School for students on educational programs adapted number 2 in Saratov» (n = 40; 20, 20, respectively, between the ages of 22 to 53 years). With the use of diagnostic tools: methods of diagnostics of level of emotional burnout VV Boyko, the study of personality accentuation K. Leonhard (option C Shmisheka), diagnostic indicators and forms of aggression A. Bass and A. Darko. Established that the professional work of teachers of special (correctional) schools accompanied by the formation of emotional burnout syndrome, characterized by both quantitative and qualitative criteria from that of teachers in secondary schools. In pathologists presence of burnout syndrome characterized by the development of emotional exhaustion, depersonalization, reduction of personal achievements. The deeper and more dynamic developing this syndrome in teachers, as in the case of teachers - defectologists, the more severe, up to verbal and physical aggression is a behavior that they can demonstrate, including in working with children with disabilities.
Applied aspect of the research problem can be implemented in practice the psychological counseling services.

Keywords: burnout, burnout syndrome, professional destruction determinants of professional destruction expert, professional formation and personal development, symptoms of professional burnout


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Куприянчук Е.В. Особенности профессионального эмоционального выгорания у специальных педагогов: сравнительный контекст // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/71884 (дата обращения: 02.06.2017).

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая профессия относится к числу «помогающих профессий», в которых деятельность специалиста реализуется через построение особых отношений с другими людьми. Исследования педагогической деятельности показали, что она обладает рядом особенностей, имеющих эмоциогенные характеристики. Данную профессию относят к категории «риска» как профессию наиболее подверженную профессиональной деструкции и эмоциональному выгоранию.[1]

Проблема исследования психологического здоровья специальных педагогов, несмотря на свое практическое и теоретическое значение представлена в науке на настоящий момент недостаточно. Вместе с тем эмпирические исследования показывают, что педагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений по сравнению с коллегами из массовых школ отличаются крайне низкими показателями физического и психологического здоровья, характеризуются эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений (Р.О. Агавелян, Н.М. Назарова, А.Х. Пашина, А.С. Шафранова, Т.И. Янданова и др.)

Актуальность обозначенной проблемы обусловлена также влиянием, оказываемым педагогами на личностные и поведенческие характеристики учащихся (Т.И. Александрова, Р. Берне, Л.С. Выготский, Е.В. Григорьева, С.М. Громбах, И.Г. Дубов, М.Е. Зеленова; Д.Н. Исаев, В.Г. Казанская, А.К. Маркова, Д.Р. Мерзлякова, В.К. Мягер, В.А. Петровский, А.О. Прохоров, Н.К. Смирнов, В.А. Сонин, Ю.В. Янотовская, и др.)[2,3].

ВЫБОРКА, МЕТОДИКИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирическое исследование проводилось совместно с Е.А. Корнелаевой в 2016г., было выполнено на выборке состоящей из двух групп преподавателей. Первая группа: преподаватели Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 17» г. Саратова. Вторая группа: преподаватели Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области
«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 2 г. Саратова»
( n= 40; 20, 20 человек соответственно,
в возрасте от 22 до 53 лет). С применением диагностического инструментария: методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, изучения акцентуации личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека), диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В качестве диагностического инструментария на констатирующем этапе исследования была применена методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания», автором которой является В.В. Бойко. Использование данного опросника позволило нам выявить уровень сформированности каждой из фаз синдрома эмоционального выгорания: напряжения, резистенции, истощения, а также определить общий уровень эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ и педагогов системы специального образования.

Анализируя полученные данные, мы можем сказать о том, что большинство педагогов общеобразовательной школы находятся на этапе формирования эмоционального выгорания, в эту группу входят 8 респондентов, что составляет 40% от общего количества испытуемых. В группу с уже сформированным синдромом эмоционального выгорания попали 5 человек, это 25% от общего числа респондентов и отсутствие данного феномена было характерно для 7 педагогов, что составляет 35 % от общего числа исследуемых. Подробный анализ уровня сформированности каждой из фаз эмоционального выгорания представлен в графическом виде на рисунке 1.

Рисунок 1 – Характеристика фаз эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений.

Качественный анализ симптомов эмоционального выгорания показал, что фаза «Напряжения» у педагогов проявляется следующим образом: 35% (7 испытуемых) имеют несформированную фазу; у 6 преподавателей – 30% испытуемых наблюдается фаза в стадии формирования, а у 35% (7 учителей) данная фаза сформировалась. Нервное (тревожное) напряжение характерное для этой фазы, является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания.

Изучение фазы «Резистенция» дало нам следующие результаты: 6 педагогов, а это 30% респондентов имеют несформированную фазу; 35% (7 учителей) входят в группу, где данный показатель находится в стадии формирования и у 35% (7 педагогов) данная фаза уже сформирована.

Изучение фазы «Истощение» у педагогов проявлялось следующим образом: у 50% -10 человек входят в группу, где данная фаза не сформирована; 7 человек – 35% группы испытуемых имели сформированную фазу и у 15% (3 респондента) наблюдается процесс формирования исследуемой фазы.

Иные результаты можно видеть у группы педагогов специального образования.

Полученные данные указывают на то, что большинство педагогов, работающих в системе специального образования подвержены эмоциональному выгоранию, при этом сложившийся симптом характерен для 50% респондентов, что составляет 10 человек от общего количества испытуемых. На стадии формирования изучаемый феномен отмечается у 35% респондентов, что составляет 7 человек от общего числа и лишь у 15% испытуемых данный синдром не выявлен. Проведем подробный анализ результатов сформированности каждой из фаз эмоционального выгорания педагогов системы специального образования, эта информация отражена в графическом виде на рисунке 2.

Рисунок 2 – Характеристика фаз эмоционального выгорания у педагогов специальных (коррекционных) школ.

Анализ полученных результатов по данной методике позволил выявить следующее, фаза напряжения сформировалась у 9 преподавателей, что составляет 45% от общего числа испытуемых. В стадии формирования данная фазы выявлена так же у 9 сотрудников (45%). И только 2 сотрудника показали отсутствие данной фазы, что составляет 10% от общего числа респондентов.

Сформировавшаяся фаза «Резистенции» наблюдается у 45% респондентов, что составляет 9 человек. В стадии формирования данный показатель отмечается также у 45% (9 преподавателей).

Если говорить о фазе «Напряжение», то здесь сформировавшаяся стадия наблюдается у 5 преподавателей специальных школ, что составляет 25% от общего числа исследуемых. Большинство преподавателей входят в группу лиц, у которых данный показатель находится в стадии формирования, это 8 человек – 40% респондентов. Отсутствие данной фазы наблюдается у 7 человек – 35% от общего числа.

Качественная характеристика всех стадий показывает, что профессиональная деятельность учителей специальных (коррекционных) школ сопровождается формированием синдрома психического выгорания, отличающегося развитием эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личных достижений.
Наиболее выражен в профессиональной группе первый симптом, характеризующийся сниженным эмоциональным фоном, равнодушием, эмоциональным перенасыщением, опустошенностью и усталостью. Вторую позицию в синдроме психического выгорания учителей-дефектологов занимает симптом «редукции личных достижений», который проявляется как тенденцией негативного оценивания себя, своих возможностей, так и редуцированием собственных профессиональных достоинств, ограничением своих обязанностей по отношению к другим, снятием ответственности с себя и перекладыванием ее на других. Несколько ниже по степени распространения находится симптом «деперсонализации», при наличии которого имеют место различные деформации в отношениях педагогов с другими людьми, начиная от повышенной зависимости от последних и заканчивая проявлением негативизма, циничности установок и чувств по отношению к детям с особыми нуждами, коллегам по работе.

Далее для проведения исследований по предложенным в работе методикам мы разделили каждую из групп респондентов на две подгруппы, в одну из них входят преподаватели с отсутствием синдрома эмоционального выгорания, в другую – с наличием этого синдрома. В группе педагогов общего образования в первую подгруппу вошли 7 человек, педагоги у которых эмоциональное выгорание не диагностировалось. Вторая подгруппа объединяет в себе сотрудников с наличием изучаемого феномена и педагогов, у кого эмоциональное выгорание находится в стадии формирования, их численность составляет 13 человек. По аналогии мы разделили группы испытуемых системы специального образования. В результате подгруппа респондентов с наличием синдрома эмоционального выгорания состояла из 17 человек, подгруппа с отсутствием эмоционального выгорания – из 3 человек.

Одним из этапов исследования стало описание социально-демографического статуса педагогов системы общего и специального образования с наличием эмоционального выгорания, все показатели были отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели зависимости социально-демографических характеристик и эмоционального выгорания.

Социально-демографические характеристики

Педагоги общеобразовательной школы с наличием эмоционального выгорания

Педагоги специальной (коррекционной) школы с наличием эмоционального выгорания

Количество человек

Возраст

от 22 до 35

5

6

от 35 до 53

8

11

Стаж работы

от 1 до 3 лет

0

1

от 3 до 10 лет

4

6

от 10 лет и более

9

10

На данной таблице мы видим связь между тем как возраст и стаж работы педагогов влияет на формирование эмоционального выгорания, можно сделать вывод о том, что чем больше стаж работы педагога, тем больше демонстрируется наличие эмоционального выгорания. Больше всего респондентов, демонстрирующих эмоциональное выгорание, приходится в возрастном диапазоне от 35 лет, с имеющимся стажем работы от 10 лет.

Причины достижения данного негативного состояния следует искать как в условиях, или особенностях труда, так и в личностных особенностях преподавателей, влияющих на их эмоциональное и физическое самочувствие. Для этого нами была подобрана методика «Изучение акцентуации личности», автор К. Леонгарда (модификация С. Шмишека).

Данная методика поможет нам выявить тип акцентуации характера, который, по нашему мнению, должен быть ярко выражен у педагогов с наличием сформированного эмоционального выгорания, как системы общеобразовательного обучения, так и системы специального образования. Предлагаемый диагностический инструментарий изначально был проведен у педагогов общеобразовательной школы, полученные данные были систематизированы и в сравнительном аспекте отражены в графическом виде на рисунке 3.


Рисунок 3 – Тип акцентуации характера у педагогов общеобразовательных учреждений.

Анализируя данные, можно сделать вывод о том, что распространенным типом акцентуации характера в группе педагогов, работающих с нормально развивающимися детьми, является эмотивный, он диагностирован у 5 человек (38%). Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Для них характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. В беседе с эмотивными личностями сразу видно, как глубоко их захватывают чувства, о которых они говорят, поскольку все это отчетливо отражает мимика. Характерной особенностью является повышенная слезливость, так же легко у них появляются слезы радости, растроганности, эти люди воспринимают близко к сердцу поражения и негативные отзывы.

Менее выраженным типом акцентуации характера в группе педагогов системы общего образования является экзальтированный тип, он наблюдается у 4 сотрудников общеобразовательных школ (31%), у людей с таким типом акцентуации отмечается повышенная коммуникабельность, бурная, экзальтированная реакция на происходящее, они
легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных, при этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении яркое внешнее выражение. Экзальтированные личности часто становятся инициаторами споров, но к разрешению этих ситуаций не стремятся, обладают лабильностью психики. В равной степени в исследуемой группе представлены возбудимый тип – 2 человека (15%), тревожный тип – 2 человека (15%). Демонстративный, педантичный, застревающий, гипертимный, дистимический типы не выявлены.

Если говорить о результатах исследования педагогов общеобразовательной школы с отсутствием эмоционального выгорания по данной методике, то можно сделать вывод о том, что у респондентов этой группы относительно распространенным типом акцентуации является гипертимный тип – 2 человека, что составляет 30% от общего числа респондентов. Для них характерна общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники. В равных соотношения были представлены демонстративный тип 1 человек (14%), педантичный тип – 1 человек (14%), возбудимый тип – 1 человек (14%), тревожный тип – 1 человек (14%), эмотивный тип -1 человек (14%). Таким образом, анализ данных указывает на отсутствие ведущего типа акцентуации характера у группы педагогов общеобразовательных школ с отсутствием эмоционального выгорания, что не характерно для педагогов с наличием выгорания, у которых ведущими акцентуациями являются эмотивный и экзальтированные типы. Этот факт дает нам возможность предположить наличие предпосылок формирования эмоционального выгорания у педагогов с определенным типом акцентуаций.

Интересные результаты наблюдались у группы специальных педагогов, представленные на рисунке 4.


Рисунок 4 – Тип акцентуации характера у педагогов специальных (коррекционных) учреждений.

Таким образом, у педагогов специального образования, со сложившимся синдромом эмоционального выгорания, наиболее распространенной акцентуацией характера является экзальтированный тип, который выявлен у 6 респондентов (35% от общего числа), отличающими признаками являются высокая контактность, разговорчивость, им свойственна частая смена настроения, подверженность отчаянию, часто трагически воспринимают критику, поддаются панике, такие люди имеют склонность к невротической депрессии. Менее выражен эмотивный тип акцентуации характера, он представлен у 4 педагогов (23%), для них характерна повышенная эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, гуманность и что самое главное сопереживание другим людям. Так же среди педагогов специального образования выявлен застревающий тип акцентуации – 2 человека (12%), дистимический тип – 2 человека (12%), тревожный – 1 человека (6%), циклотимный тип – 1 человек (6%), возбудимый – 1 человек (6%). Демонстративный, педантичный и гипертимный типы не выявлены.

Подгруппа специальных педагогов с отсутствием синдрома эмоционального выгорания состоит их 3 человек, здесь выявлены разные типы акцентуации характера педантичный тип – 1 человек из общего числа респондентов, который характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое нарушения порядка. Так же представлен экзальтированный тип – 1 человек, этому типу свойственны: высокая контактность, разговорчивость, влюбчивость. Экзальтированные люди часто скрыты, не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях выступают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем они товарищеские, внимательны к друзьям и близким. Они альтруистические, имеют хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Возбудимый тип диагностирован у 1 человека, для которого характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Для таких людей характерна раздражительность, вспыльчивость, частая смена мест работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций.

Одним из проявлений синдрома эмоционального выгорания у педагогов является повышенная агрессивность по отношению к близким людям, коллегам и воспитанникам. Для того чтобы подтвердить наше предположение о том, что агрессия и эмоциональное выгорание у педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ взаимосвязаны, нами была проведена дополнительная методика «Диагностика показателей и форм агрессии», авторами которой являются А. Басса и А. Дарки. Результаты, полученные по итогам исследования, отражены на рисунке 5.


Рисунок 5 – Форма агрессии у педагогов общеобразовательных учреждений.

Анализируя данные, отраженные в диаграмме, можно сказать о том, что самыми распространенными формами агрессии у группы педагогов общеобразовательных школ с наличием эмоционального выгорания являются «Косвенная агрессия», она диагностирована у 5 педагогов, это составляет 38% от общего количества исследуемых и таком же количестве наблюдается показатель «Раздражение», характерный для 5 респондентов – 38% от общего количества педагогов. В равном соотношении наблюдаются такие формы агрессии, как «Негативизм» – у 1 человека (8%) ,«Обида» – 1 человек (8%) и «Вербальная агрессия» – 1 человек (8%).

Совсем иные формы агрессий представлены у группы педагогов с отсутствием эмоционального выгорания, здесь преобладают «Негативизм» – 2 человека от общего числа этой группы и «Вербальная агрессия» – 2 человека. Так же представлены «Косвенная агрессия» – 1 человек, «Раздражение» – 1 человек и «Подозрительность» – 1 человек.

Сопоставляя данные полученные по методике «Диагностика показателей и форм агрессии», А. Басса и А. Дарки, мы можем сделать вывод о том, что ведущих форм агрессий у группы педагогов с отсутствием эмоционального выгорания нет, что не скажешь о группе с наличием эмоционального выгорания, где преобладает «Косвенная агрессия» и «Раздражение».

Аналогичный анализ результатов был представлен у группы педагогов системы специального образования, эта информация отражена в графическом виде на рисунке 6.


Рисунок 6 – Форма агрессии у педагогов специальных (коррекционных) учреждений.

Таким образом, проведенный анализ результатов по предложенной нами методике с группой педагогов системы специального образования позволяет сделать выводы о том, что наиболее распространенной формой агрессии является «Раздражение», этот показатель выявлен у 5 педагогов, что составляет 29% от общего числа респондентов. «Физическая агрессия» наблюдается у 4 педагогов специальных (коррекционных) школ, что составляет 23 %. В равных соотношениях находятся такие формы агрессии как «Косвенная» – 3 человека (18%) и «Вербальная» – 3 человека (18%). Менее выраженными являются «Негативизм» – 1 человек (6%) и «Обида» – 1 человек (6%).

Если анализировать данные полученные в ходе исследования у педагогов специальных (коррекционных) школ с отсутствием эмоционального выгорания можно выделить следующие формы агрессий: «Косвенная агрессия» 1 респондент, «Негативизм» – 1 человек и в таком же количестве выявлена «Вербальная агрессия».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги эмпирического исследования, по предложенным нами методикам, можно сделать следующие выводы:

1. Результаты исследования по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания», В.В. Бойко дают нам полную картину уровня сформированности эмоционального выгорания у двух групп респондентов. Полученные данные указывают на то, что эмоциональному выгоранию больше подвержены педагоги системы специального образования, что неоспоримо связано со спецификой их деятельности.

2. Для выявления личностных характеристик педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ, а именно для определения типа акцентуации характера, нами была использована методика «Изучения акцентуации личности», К. Леонгарда (модификация С. Шмишека). Полученные результаты указывают на то, что самыми распространенными типами акцентуаций, как в группе педагогов общеобразовательных школ, так и в группе педагогов коррекционных школ являются эмотивный и экзальтированный типы. Именно эмоциональное включение в педагогическую деятельность, характерное для обеих групп эмоционально выгоревших, определяет у них нарастание эмоциональной неустойчивости, низкого уровня стрессоустойчивости, чувствительности к замечаниям, повышенного самоконтроля, высокого уровня тревожности, строгого следования норм, обязательности, ответственности, дисциплинированности, высокой совестливости, социальной напряжённости, зависимости от мнения других. Именно такие личностные особенности способствуют более быстрому формированию феномена эмоционального выгорания у педагогов как общего, так и специального образования.

3. Длительное воздействия внешних и внутренних факторов на психоэмоциональное состояние педагога может привести к формированию и проявлению разных форм агрессии. Для подтверждения этого факта, нами была использована методика «Диагностика показателей и форм агрессии», А. Басса и А. Дарки. Анализ результатов указывает на наличие «косвенной агрессии» и «раздражения» у педагогов общеобразовательных школ, а у группы преподавателей специальных коррекционных школ наблюдается «физическая агрессия», «раздражение» и «вербальная агрессия». Все перечисленные формы агрессии отсутствуют у педагогов без эмоционального выгорания, как в общеобразовательных, так и в специальных школах.

Все эти показатели помогут нам в разработке рекомендаций и создании в специальном (коррекционном) образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования психологической компетентности, регулирующей психоэмоциональное состояние педагогов.


Библиографический список
  1. Куприянчук Е.В. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной идентичности // Образование в современном мире : Сб. науч. статей. Саратов : Изд-во Саратовского университета, – 2014. Выпуск 9.- С. 60- 66
  2. Куприянчук Е.В. Особенности взаимосвязи социальных представлений о профессии с самоактуализацией личности студентов //
    Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 2. С. 156-160.
  3. Куприянчук  Е.В. Профессиональные деструкции в помогающих профессиях  // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 11-1. С. 96-100.


Все статьи автора «Куприянчук Елена Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: