УЧАСТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Делейчук Людмила Эдуардовна1, Фардзинова Зарина Арсеновна2
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, студентка 3 курса, бакалавр
2Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления и права

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию участия современной молодежи в политических процессах г. Владивостокаи различных факторов, влияющих на формирование молодежной активности. Молодежь рассмотрена как группа, интеграция которой в политику становится необходимым звеном для полноценного развития и становления государственной политики в стране.

Ключевые слова: интеграция молодежи, молодежные общественно- политические организации, молодежь, политика, политическая активность молодежи, политические процессы, политическое воспитание, политическое самосознание, политическое участие


THE PARTICIPATION OF TODAY'S YOUTH IN THE POLITICAL LIFE

Delejchuk Ludmila Eduardovna1, Fardzinova Zarina Arsenovna2
1Vladivostok State University of Economics and Service, 3rd year student, BA
2Vladivostok State University of Economics and Service, Senior Lecturer, Department of State and Municipal Management and Law

Abstract
This article is devoted to the study of modern youth participation in the political process inVladivostok and the various factors influencing the formation of youth activism. Youth is considered as a group, in which integration policy becomes a necessary element for the full development and the formation of public policy in the country.

Keywords: political activity of youth, political consciousness, political education, political participation, political processes, politics, the integration of young people, youth, youth socio- political organizations


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Делейчук Л.Э., Фардзинова З.А. Участие современной молодежи в политической жизни // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62954 (дата обращения: 14.03.2024).

В современной России молодежь является тем активным динамичным элементом, который постоянно меняет свою роль и место в политической жизни страны, да и в обществе в целом. От прежних стихийных форм участия в политике, молодежь постепенно начинает переходить к структурированному и упорядоченному участию, которое выражается в образовании и развитии молодежных общественно-политических институтов, таких как молодежные организации, движения, партии. Еще не так давно молодежь была той самой социальной группой, чье влияние на общественные политические процессы было сведено к минимуму. Тем не менее, с каждым годом, количество не безразличных к политике девушек и юношей становится больше и больше. Молодые люди все раньше начинают понимать необходимость участия в политике, связывая это с тем, что их участие может изменить государство и людей, живущих в нем, к лучшему. В современных политических реалиях успешная интеграция молодежи в общественные отношения, эффективное использование ее инновационного потенциала становится одним из самых важных условий политического развития.

На октябрь 2015 года молодежь РФ – это 28,742 миллионов молодых граждан (в возрасте от 15-29 лет) – 19 % от общей численности населения страны (146 267 млн. человек) [3]. К категории молодежи в России относятся граждане России от14 до 30 лет [4]. Вовлеченность молодежи в политический процесс формируется с помощью таких компонентов, как политические институты, политическая и правовая культуры (в том числе политические ценности, идеология и т.д.), политическая социализация, политическое участие. В связи с этим необходима модернизация и улучшение всего этого комплекса мер.

Начиная с 2005 года исследователями активно проводились различные опросы и анкетирования на тему «политической активности молодежи» с целью определения у молодежи уровня политической активности и политического участия [1,2]. Это было необходимо для того, чтобы понять какие мысли, идеи и настроения были наиболее популярны в молодежной среде на тот момент. После 2010 года исследования масштабные не проводились, потому как мы не нашли ни одни результаты масштабных анкетировании по стране. Можно предположить, что это, а) из-за стабильности на политической арене и наличия главенствующей политической партии и б) отсутствия интереса у исследователей создания новых методов привлечения молодежи в политику, так как разработанные до этого методы были удобны и качественны и в) на молодежь перестали делать ставки в предвыборных гонках из-за их низкой активности при разнообразном механизме подходов к ним, а соответственно незачем узнавать их настроения. Но говоря откровенно, к этому привели определенные процессы искусственно или естественным образом витавшие в молодежном сообществе на протяжении длительного времени, ведь умная грамотная молодежь не всегда удобна власти. На активность молодежи очень сильно влияет правовая культура, уровень политического самосознания и воспитания, именно они и определяют уровень, частоту и глубину участия молодежи в политической жизни станы. Уровень правовой культуры прямо пропорционален уровню гражданской активности, способности осуществлять обратную связь с государством, отстаивать свою позицию в различных вопросах.

В глоссарии по политической психологии, Д.В. Ольшанский, дает определение политическому самосознанию, под которым он предлагает понимать «процесс и результат выработки относительно устойчивой осознанной системы представлений субъекта политических отношений о самом себе в социально-политическом плане, на основе которой субъект целенаправленно строит свои взаимоотношения с другими субъектами и объектами политики как внутри социально-политической системы, так и за ее пределами, и относится к самому себе»[5].В этой связи, считаем особенно важным наличие твердо сформировавшегося политического самосознания у молодежи, так как она является самой гибкой и неустойчивой группой населения, её легко склонить к любым действиям, если суметь подобрать правильные рычаги влияния. Необходимо учитывать, что для формирования правильного самосознания, которое бы основывалось на принципах мира, свобод человека и демократии необходимо правильное политическое воспитание. Коджаспирова Г.М. в педагогическом словаре определяет политическое воспитание как «формирование у учащихся политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций» [6]. Только при условии правильного и положительного влияния политического воспитания на сознание молодого человека, может произойти повышение политической активности молодежи и её интеграция в политику. Между политическим воспитанием и самосознанием есть неразрывная связь, которая строится на построении различных ценностей и формировании идеологии молодого человека. А для этого необходимо обладать достаточным уровнем политической культуры. Ведь если человек сам не понимает в чем её ценность и почему вообще необходимо участвовать в политике, считая, что его участие не принесёт ничего полезного, то он не сможет транслировать положительный взгляд на политику, отрицательно влияя на окружающих и внося сомнение в умы других людей. Человек есть существо, которое очень сильно подвержено влиянию из вне, он как губка впитывает те мысли и то отношение к политической силе, которое ему кажется наиболее убедительным. Для подтверждения этой теории нами был проведен социологический опрос на тему «Политические ожидания молодёжи в преддверии выборного года» в г. Владивостоке, Приморского края. Целью данного опроса, было выявление политических настроений среди молодежи, их политический осведомленности и предпочтении в путях самовыражения как граждан российского государства. Возрастная категория респондентов студенты от 17 до 22 лет. Количество опрошенных: 115 человек. На вопрос «Каким источникам получения политической информации вы доверяете больше всего?» были получены следующие результаты: большинство опрошенных (35), считает информацию, полученную от очевидцев каких-либо событий, самой надежной. Центральному телевидению верят 30 опрошенных, 18 респондентов доверяют исключительно различным интернет-сайтам, 11 человек доверяют различным газетам и журналам, 9 человек заявили, что не верят никому, 5 человек считают, что правду говорят только на местных телеканалах, 6 человек доверяют только блогерам, и лишь 1 человек верит слухам.

Из полученных данных можно сделать вывод, что информация, полученная и очевидцев, считается самой надежной, то есть авторитет центрального телевиденья расшатан, автору кажется, что такое возможно из-за нынешней новостной политики нашего телевидения, на котором по всем каналам передаются новости о событиях в Украине и Сирии, и постоянно говориться, что в нашей стране всё хорошо. Автор думает, что таким образом по центральным и местным каналам идет замалчивание реальной политической, экономической и социальной ситуации в стране и у молодежи растет ощущение «обмана» со стороны телевиденья и поэтому его рейтинг падает. Автор не совсем согласен с результатами опроса, так как сам склоняется верить только очевидцам и отдельным видео-блогам. Такое расхождение возможно из-за привычки молодежи смотреть телевизор.

На вопрос «Депутату из какой партии Вы отдадите голос на предстоящих выборах?» респонденты ответили таким образом: С минимальным отрывом на первом месте обозначилась партия Единая Россия (45 человек),второе место прочно занимает партия ЛДПР (44 человека), дальше мнение опрошенных разделилось на 2 практически равные группы: 11 за Справедливую Россию, 8 предложили свои варианты, 7 человек высказались за партию КПРФ.


Из полученных данных можно сделать вывод, что в г. Владивостоке обе партии (ЛДПР и Едина Россия) занимают лидирующие и между ними происходит борьба за право стать главенствующей партией в регионе. Положение Единой России уже не столь прочное и данной партии необходимо приложить усилия для сохранения себя как лидера политической арены. То есть возможно, что есть регионы, где действительно Единая Россия не является партией фаворитом, либо молодежь отдельно никто не опрашивает потому как есть вероятность нечестности с их стороны, так как к политике они относятся несерьезно и легкомысленно. Так же есть вероятность, что партия ЛДПР наиболее активно проявляет себя в отношении работы с молодежью нежели Единая Россия, и именно этим обусловлено внимание молодежи.

На вопрос «Как Вы считаете, какими средствами граждане могут влиять на политику?» мнения распределились следующим образом. Большинство опрошенных(44)убеждены, что граждане могут влиять на политику посредством деятельности в политических партиях и общественных движениях, 29 опрошенных считают, что участие в выборах – лучшее средство влияния на политику, 13 человек выбрало в качестве механизма поддержку талантливого политика, 14 опрошенных вообще не верит в возможность влиять на политику каким – либо образом, 5 человек считает что народное восстание самое эффективное средство, 4 человека сторонники самоуправления по месту работы, и 6 человек видят возможность влияния на политику через местные органы власти.

Из полученных данных можно сделать вывод, что участие в партиях и общественных движениях считается самым эффективным средством влияние на политику, по мнению респондентов, а выборы далеко не самый верный способ, чтобы повлиять на политику, ив местные органы власти, опрошенные верят меньше всего. Таки результаты возможны из-за того, что в России главенствующей партией последние 15 лет является Единая Россия, и молодым гражданам может казаться, что это никак не изменить, что участие в выборах, не принесет никакого результата, поэтому скорее всего из-за подобных установок, молодежь и не видит особо значения. Так же удивляет что 17 % показали свою радикальную настроенность к политики, высказавшись о невозможности влияния на политику никакими средствами и влияния на неё лишь с помощью народного восстания. Скорее всего данные люди аполитичны, либо приверженцы каких-либо радикальных идей.

Таким образом, подводя итоги проведенного опроса, можно сделать вывод, что в г. Владивостоке, проживает молодежь не безразличная к политики. Данные показывают, что молодежь желает участвовать в политике, интересуется возможностью изменить что-либо на политической арене. Современная молодежь считает политические вопросы важной частью своей жизни, которая требует внимания и участия и являются актуальными в общественной жизни страны.

Каждый из нас слышал слова подобные этим: «что я могу сделать?», «это не мои проблемы», «все равно ничего не измениться» – эти фразы регулярно звучат из уст старшего поколения, а младшее впитывает и принимает это. Поколение взрослых людей внушает молодым, что их участие ничего не изменит. Главенствующую роль в этом процессе играет институт семьи конечно же. Ведь именно с малого и начинаются трансформации и изменения, сначала в человеке, потом в его окружении, обществе, а после и в городе и наконец стране. А ведь истина на самом деле проста – если каждый начнет принимать участие в политике, пользоваться своими конституционными правами, то страна кардинально изменится, исчезнет коррупция, должностные преступления, фальсификации на выборах, перестанут замалчиваться многие преступления. Ведь сами люди и спускают это все на «тормозах», считая, что их участие ничего не изменит, не понимая, что так думают миллионы людей, тем самым, порождая процессы о которых они же сами и говорят.

Последние 15 лет идет активный поиск разнообразных методов и средств привлечения молодежи в политику, к участию в ней. Усилилась деятельность государственных партий и общественных организаций по работе с молодым электоратом. Для начала, это было создание молодежных организаций под патронажем президентской администрации, характерными для них действиями стали массовые публичные акции, носившие ярко выраженный общественно-политический характер. Так же произошло создание молодежных отделений политических партий, таких как «Яблоко» и КПРФ. Государство старалось стимулировать политическую активность молодежи с помощью привлечения её к участию в конкретных общественно-политических акциях и проектах. За этим последовало создание в 2005 году массовых молодежных общественных организаций («Наши», «Молодая гвардия»), которые открыли представительства в большинстве российских регионов[7].До сегодняшнего времени действующими остались молодогвардейцы и молодежное крыло КПРФ, а также ЛДПР, которая начала себя позиционировать как молодая партия, имеющая в составе большое количество молодых депутатов. Еще одной волной правильных действий в отношении молодежи, было создание двух общественно-консультативных органов при федеральном законотворческом органе – Федеральном Собрании России. При Совете Федераций была создана Палата молодых законодателей, состоящая их молодых депутатов со всех субъектов нашей страны, а при Государственной Думе – молодежный парламент, объединивших молодых парламентариев также со всех 85 субъектов. Данный подход однозначно повысил интерес молодежи к участию в политике и политических процессах в стране, вселяя им уверенность в том, что они могут влиять на какие – то процессы, напрямую донося голос молодежи не только регионов, но и малых городов и поселений самых отдаленных от центра уголков России. Не хочется конечно говорить, что данный всплеск интереса к проблемам молодёжи и желание услышать их голоса связан с предстоящими выборами в Государственную Думу, однако именно по такому сценарию в различные периоды мы уже шли. Хотелось бы, чтобы это стало исключением из правил и государство уже наконец-то начало делать серьезные ставки на молодое поколение, которое исходя из своих амбиций и ожиданий, может без всякого страха идтипутем реформ и преобразований. Сегодня это особенно важно потому как правила, которые нам диктует мировое сообщество, становятся все жестче и несправедливее, а значит, совсем скоро необходимо будет запускать другие внутренние механизмы.

Подводя итоги, хочется отметить, что политическая активность молодежи один из важнейших факторов развития политической системы и становления государственности в целом. Для повышения участия молодежи в политике и политических процессах необходимо внедрить четкую и структурированную систему пропагандисткой работы в массы, начиная со школьной скамьи. Необходимо начать формирование гражданской идеологии начиная с 5 класса через школьное самоуправление. Что же касается возраста постарше, необходимо менять мировоззрение и взгляды людей, путем реальных примеров контроля за политиками и политическими решениями, привития правильного политического воспитания и проведения честных, а главное добровольных различных политических мероприятий, основанных на идеологии.


Библиографический список
  1. Мастерова Ю.И., «Политическая активность российской молодежи в условиях распространения информационных технологий» // тема диссертации и автореферата по ВАК 23.00.02;
  2. Представительство Фонда им. Ф. Эберта в РФ. Аналитический доклад, «Молодёжь новой России: ценностные приоритеты» // Институт социологии РАН;
  3. Распределение населения по возрастным группам // Федеральная служба государственной статистики[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
  4. Молодежь и молодежная политика // Энциклопедия Экономиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/molodezh.html
  5. Глоссарий по политической психологии. — М.: РУДН. Под ред. Д. В. Ольшанского. 2003. С. 87
  6. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М., 2005. С. 23
  7. Королев А. Современная российская молодежь: проблемы и суждения // Власть. 2008. №10


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Делейчук Людмила Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация