УДК 37.012.85

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Борунова Екатерина Евгеньевна
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
ассистент кафедры социальной работы, сервиса и туризма

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению положения воспитательной деятельности в современном ВУЗе и способов ее контроля, для определения качества проводимой работы. Из-за особого, неустойчивого социального статуса студенчества, важно сформировать профессиональный подход к организации воспитательного процесса в высшем учебном заведении. Проблематика, затрагиваемая в статье, имеет многогранный характер в современном российском обществе.

Ключевые слова: анализ, воспитательный процесс, мониторинг качества работы, положительная динамика, развитие высшее образование, российское студенчество, социальная неопределенность, уровень воспитанности


FEATURES OF THE ORGANIZATION AND CONTROL OF EDUCATIONAL WORK AT MODERN UNIVERSITY

Borunova Ekaterina Evgenievna
Nizhny Novgorod State University NI Lobachevsky Arzamas branch
assistant department of social work, service and tourism

Abstract
This article deals with the situation of the upbringing activities in the modern university and the means of control, to determine the quality of the work done. Due to the particular, the unstable social status of the students, it is important to form a professional approach to the organization of upbringing process in higher education. The issue raised in the article, is the multifaceted nature of the modern Russian society.

Keywords: analysis, development of higher education, level of upbringing, monitoring quality of work, positive trend, Russian student, social uncertainty, upbringing process


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Борунова Е.Е. Особенности организации и контроля воспитательной работы в современном ВУЗе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/71833 (дата обращения: 20.11.2016).

В условиях преобразования российского образования, современный ВУЗ претерпевает существенные изменениями в своей деятельности, осуществляется переход на уровневую систему образования. Теперь сущность образовательного процесса строится на основе компетентностного подхода. Организация образовательного процесса опирается на академическую мобильность студентов и педагогов, свободу выбора обучающихся, большую вариативность образования, использование мониторинговой и оценочно – рейтинговой системы дисконта достижения обучающихся. Существенно и значимо изменяются отношения студентов и педагогов, разносторонние взаимоотношения с работодателями и другими социальными партнерами. Происходящая в отечественной высшей школе конверсия не может не внести изменения в сферу воспитательной работы со студентами, поскольку она является неотъемлемой частью профессионального образования.

По мимо неотъемлемой учебно – образовательной сферы, очень важным вектором деятельности ВУЗа является воспитательная работа. Она основывается на целом спектре важных и принципиальных концепций, которые воссоздают современные направления развития мирового и российского высшего образования. Это идеи демократизации процесса образования, социокультурной толерантности, гуманизации и гуманитаризации процесса подготовки профессионалов высшей квалификации [1, c. 247] .

В качестве изучения теоретической основы воспитательной работы выступают педагогические, психологические и социологические теории и концепции непрерывного образования Сластенина В.А., педагогического и психологического подходов к развитию личности Мудрика А.В., личностно-ориентированного образования и воспитания Серикова В.В, социального развития молодежи Жданова А.Ю. и т.д.

Необходимо отметить, что такая социальная категория населения как студенчество являет собой особенную группу молодого поколения, значительно отличающуюся своими стремлениями, жизненными целями, потенциальными умственными способностями и возможностями, уровнем нравственного, общественного, психологического развития, вектором поведения и ценностей от представителей других групп молодежи [2, c. 261]. У данной возрастной категории (студенчество 17-23 года), можно выделить следующие типичные черты, к ним относятся: динамичный подход к действительности, устремление к поиску и выбору различных средств самопознания, самоопределения и самоутверждения в качестве субъекта современной общественной жизни [3, c. 334]. Данные характеристики реализуются у студенчества немного иначе, чем в других молодежных группах.

Не устоявшееся, еще промежуточное статусное положение в обществе студенчество наделено индивидуальной позицией в устройстве общественных связей. Одновременно эти люди, владеют практически всеми характерными чертами присущие взрослым (возраст, уровень психолого-физиологического и общего развития и т.д.), но если посмотреть с другой стороны — студенты фигурируют в статусе обучаемых, и реальное положение «взрослых» получат только по завершении обучения, а в данный момент — еще не полноправные взрослые [4, c. 2183]. Такая ситуация закономерным путем рождает психо – социальную неопределенность, состояние неосознанной неудовлетворенности, недовольство своим положением и состоянием, появляется необходимость и выраженное желание найти пути социализации за рамками, традиционных, привычных культурных ценностей, противопоставить им что-то другого, резко отличающееся. И основываясь на последнем возместить свою необходимость в нахождении более стойкого статусного социального положения. Как следствие, здесь и начинается рождение  инфантилизма и конформизма, формируются контркультурные выражения себя и привязанность к молодежным субкультурам [1, c. 189].

В современном социуме, студенчество, как его неотъемлемую часть не обошли стороной отрицательные черты российской жизни. Именно основываясь на этом организация воспитательной деятельности ВУЗа  должна  быть выстроена с таксацией всех реалий усовершенствования страны, региона, муниципалитета, системы образования, конкретных социальных групп и должна содержать в себе социально-адаптивную (подготовка студентов к жизни в обществе) и профориентационную (дающие направления для реализации себя в выбранной профессии) направленность.

Базисная составляющая учебно-воспитательного процесса, которая имеет своим направлением воплощение задач вырабатывание и развитие нравственней культуры личности будущих магистров, специалистов, бакалавров — есть основная цель и задачи воспитательной работы в высшем учебном заведении.

Осуществление артельной цели воспитательной работы реализуется по средствам решения выходящих из нее объединенных главных задач воспитания. Для этого нам нужно создать продуманную организацию системы воспитательной работы, которая позволила бы решить поставленные задачи систематически, комплексно и одновременно.

Структурирование воспитательной работы несет в себе комплекс поименованных выше особенностей такой социальной группы как современное студенчество, психолого – педагогическую, социально – педагогическую целенаправленную коррекцию среды и условий их культурной, профессиональной и личностной социализации, направленных  на максимальное сглаживание или, если это возможно, на преодоление отрицательных следствий нынешнего общества. Очень важным компонентом будет реализация возможности использовать положительный опыт работы в данной сфере предшествующих лет. Поэтому адресная направленность воспитания, его разделение по отраслям, которое основывается на свободе выбора способов и форм работы каждым студентом, является основой методологического положения о воспитательной работе, ставит ее цель, задачи, общее содержание и основные векторы реализации [5, c. 121].

Говоря о практическом применении принципов воспитания, мировые тенденции развития высшей школы, среда российского общества, место и значимость высшего образования в социуме сами выносят, в качестве важнейших, задачу о необходимости структурированной организации воспитательной работы. Современная подготовка учителя, психолога, работника социальной сферы высшей квалификации предполагает с одной стороны наличие соответствующего уровня профессиональной компетентности и квалификации, а с другой стороны наличие высокого уровня нравственности, воспитанности [6, c.169]. Если обратиться к истории, то можно отметить, что традиция российской высшей школы – есть  подготовка профессионалов  духовно и интеллектуально развитых, имеющие способность  творчески мыслить и работать. Отечественные ВУЗы всегда были не только гарантом подготовки специалистов высшей квалификации, но и гарантом воспитания, отличались развитием личностных и гражданских качеств выпускников.

Как правило, за контролем качества и  эффективности воспитательной работы наблюдает ректорат, Ученый совет и специально наделенные этими обязанностями ими подразделения в структуре ВУЗа. Непосредственный контроль выполняет проректор по воспитательной работе, в методы его работы входит проведение регулярного мониторинга процесса осуществления утвержденного плана воспитательной работы, результативность организации воспитания и динамические показатели достигнутого уровня воспитанности обучающихся. Главными типами контроля являются: итоговый – он организуется по результатам учебного года, обычно в виде письменного анализа выполненной работы, с подведением ее итогов; текущий контроль, который проводится в течение учебного года, отображает деятельность каждых структурных подразделений; обобщающий учитывает комплексный синтез качества организации, процесса и заключений воспитательной работы за конкретный отрезок времени и тематический контроль -  предполагает анализ конкретных направлений воспитательной работы, возможно на уровне университета, либо на уровне отдельных структурных подразделений [1, c. 294].

Таким образом, способы организации воспитательной деятельности и реализация наблюдений за ней предусматривают осуществление мониторинга изменения степени воспитанности студентов и качество уровня организации хода воспитания. Ежегодное анализирование воспитательной работы, позволяет дать оценку уровню и качеству самого процесса воспитания. О результатах анализирования, и кроме этого составленные отчеты по каждой проблеме оцениваются и рассматриваются на расширенном ректорате и Ученом совете. В свою очередь заместители деканов по воспитательной работе проводят характерный анализ воспитательной деятельности, осуществленной на факультете. Заместители деканов по воспитательной работе демонстрируют ежегодный анализ (в письменной форме)  воспитательной работы на факультете в ректорат. Дополнительно к этому, на каждом факультете (советом факультета или факультетской УМК) обсуждается и дается заключительная оценка текущим проблемам данной сферы работы. Анализ воспитательной работы, проводимой куратором студенческой группы, в письменной форме представляется им заместителю декана по воспитательной работе в конце учебного года. Отчет куратора по воспитательной работе может быть заслушан и оценен Советом факультета или факультетской учебно-методической комиссией.


Библиографический список
  1. Сластенина В.А. Воспитательная деятельность педагога. М.: Академия, 2005. 336 с.
  2. Акутина С.П., Калинина Т.В. Формирование смысложизненной концепции современного студенчества в процессе профессионального воспитания в ВУЗе. Научный диалог. 2016. № 3 (51). С. 255-266
  3. Курпатов А.В. Дети. Психология. М. : ОлмаМЕдиа Групп, 2010. 480 с.
  4. Щелина Т.Т. Проблема воспитания личности будущего профессионала в системе современного высшего образования. В мире научных открытий. 2015. №11.6 (71). С. 2178 – 2191
  5. Лисовский В.Т. Воспитание студентов вузов Российской Федерации // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. 480 с.
  6. Щелина Т.Т., Беганцова И.С., Маркеева М.В.  Готовность преподавателей к воспитанию студентов в условиях модернизации высшего образования. Современные исследования социальных проблем. 2015. №1 (45). С. 167-175


Все статьи автора «Борунова Екатерина Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация