УДК 342.733

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Кудряшова Екатерина Евгеньевна
Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Магистрант направленности (профиля) «Правовое обеспечение публичной власти»

Аннотация
В целях сохранения России в ряду ведущих стран мира, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования в данной статье рассматриваются проблемы современного образования в контексте государственной социальной политики страны и предлагаются эффективные способы модернизации и реформирования системы образования.

Ключевые слова: высококвалифицированные кадры, государственная политика, люди с ограниченными возможностями здоровья, модернизация, образование, органы государственной власти, реформирование, социальные обязательства, трудоустройство


SOCIAL PROBLEMS OF STATE POLICY THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF EDUCATION AND SOLUTIONS

Kudryashova Ekaterina Evgenyevna
Lipetsk branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Graduate student orientation (profile): "Legal provision of public authority"

Abstract
In order to keep Russia among the leading countries in the world that has a high level of culture, science and education in this article deals with the problems of modern education in the context of the state social policy of the country and offers an effective way of modernization and reform of the education system.

Keywords: education, employment, highly skilled personnel, modernization., people with disabilities, public authorities, public policy, reform, social obligations


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кудряшова Е.Е. Социальные проблемы государственной политики Российской Федерации в области образования и пути их решения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/71106 (дата обращения: 02.10.2017).

Как социальное явление образование представляет собой совокупность моральных, интеллектуальных, исторических, культурных, нравственных и воспитательных механизмов и инструментов, позволяющих человеку реализовать свои способности, умения и навыки в той или иной области. Для любого современного, развивающегося государства важно и необходимо проводить эффективную, целенаправленную и взвешенную политику в области образования. Оно должно соответствовать актуальным и перспективным потребностям развития личностного потенциала каждого человека и в целом быть стратегической целью для любого развивающегося государства. Для общественного развития и повышения благополучия граждан образование должно быть качественным, бесплатным, доступным, повсеместным и соответствовать общегосударственным и международным стандартам.

Основные принципы образовательной политики России получили свое закрепление в Конституции РФ [1] и в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Данные нормативно-правовые акты направлены на повышение доступности и качественности образования в соответствии с современными потребностями общества. В них происходит переосмысление образовательной теории и практики, уточняются цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в области образования.

Однако по-прежнему многие проблемы остаются нерешенными, социальные обязательства со стороны государства выполняются не в полном объеме, сложно обстоит дело с преемственностью дошкольного, школьного и вузовского образования. С каждым днем уменьшается приток квалифицированных преподавательских кадров, стоимость преподавательского часа падает, что делает преподавательскую работу все менее и менее престижной и заставляет педагогический состав совмещать преподавательскую деятельность с работой в коммерческих организациях.

Так на основании ст.43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование и каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии [1]. Вопрос лишь заключается в том, как можно получить бесплатное высшее образование, если в настоящее время большинство российских вузов сокращают бюджетные места, а в некоторых таковые вообще отсутствуют.

Система образования также непосредственно воздействует на формирование и личностное становление человека, на его воспитание, выбор профессии, тем самым влияет и на его социальную мобильность. Сегодня в нашей стране все также существует проблема «утечки мозгов». Это объясняется тем, что «интеллектуальная элита» России зачастую эмигрирует в зарубежные страны. Происходит это ввиду того, что их умственные способности (идеи, изобретения и открытия) не всегда должным образом финансируются нашим государством и остаются лишь проектами, написанными на бумаге. Следовательно, у людей возникает необходимость переезда в другую страну с целью найти более достойную, интересную и высокооплачиваемую работу. Получается, что Россия готовит за счет своих же бюджетных средств высококвалифицированные кадры для других стран, когда сама же в них и нуждается.

Как показывает практика, сегодня зачастую процесс обучения и сама профессиональная деятельность сотрудника не состыковываются. Проблема непрофильного образования имеется даже в сфере государственного и муниципального управления [3, с. 215].  Такое положение объясняется объективно-субъективным фактором. В данном случае объективным фактором будет являться необходимый перечень требований для определенного вида деятельности и должности, которые связаны с образованием, а субъективным – умение работником применять в своей профессиональной деятельности, полученные в процессе обучения знания и умения, способность решать нестандартные проблемы и задачи. Поэтому очевидно можно сказать, что в целом наша система образования на практике не несет никакой ответственности за конечные результаты своей образовательной деятельности и даже в полной мере не гарантирует трудоустройство людям, получившим среднее профессиональное или высшее образование по выбранным ими специальностям.

Государственная социальная политика в Российской Федерации в области образования также должна быть направлена на создание равной и доступной среды для получения образования и последующего трудоустройства людьми с ограниченными возможностями здоровья. В Российской Федерации по состоянию на 2016 год проживает более 12 млн. инвалидов. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья дает  им шанс включиться в трудовую деятельность, быть социально значимыми гражданами, обеспечить свое благосостояние, духовный и творческий рост. К настоящему времени лишь 15% из числа всех трудоспособных инвалидов России имеет работу. Но даже эта работа в большинстве своем не является постоянной и достойной усилий людей с ограниченными возможностями здоровья: она, как правило, не престижная и низкооплачиваемая [4, с. 67].

По мнению экспертов, именно эта, внутренне-сложная и многообразная категория людей служит своего рода социальным индикатором истинной доступности образования для населения в целом [5, с. 6]. Данная статистика также показывает, что в настоящее время имеется проблема малого привлечения людей с ограниченными способностями в фактическую сферу образования и трудоустройства. Таким образом, их человеческий потенциал раскрывается не полностью, а значит, они не могут в полной мере реализовывать свои социальные и экономические потребности.

Также наблюдается не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных учебных пособий и методических рекомендаций, как правило, низкого качества. В то же время практически не издается учебная и научная литература на языках коренных народов РФ. В связи с этим необходимо на государственном уровне проводить серию экспертиз учебников: научную, историко-культурную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную. Каждая экспертная комиссия должна рассматривать учебник со своей точки зрения и по ее итогам давать экспертное заключение. Учебники должны обладать научно-теоритической значимостью, быть понятными, интересными, актуальными и содержать только достоверные факты.

Система образовательных отношений в РФ на сегодняшний день нуждается в модернизации в соответствии с требованиями геополитической конкурентоспособности России на международной арене. Проводимые органами государственной власти реформы в сфере образования должны иметь свое закрепление не только в теории (в нормативно-правовых актах, рекомендациях, методических пособиях), но и действительно реализовывать на практике, при этом, не нарушая их первоначального смысла, а также быть своевременными и соответствовать потребностям общества.

Необходимо разработать на государственном уровне программы, направленные на социальную и профессиональную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями. Выходом также может казаться дистанционное образование, объективно актуальное именно  для данной категории обучающихся [6, с. 96]. Тем более, что развитие техники и общества позволяет применять информационно-коммуникационные технологии в самых разных сферах, вплоть до предложений о введении института голосования через Интернет на выборах [7, с. 15; 8, с.120-135]. Однако эффективнее  получение образования в «социальной среде», сформировав наиболее гибкий и удобный график учебных занятий, и, конечно же, обеспечить учебные заведения необходимой для этого инфраструктурой.

Кроме того, следует активно внедрять практику менторинга – уникального и эффективного средства, помогающего раскрывать потенциал работников и осуществлять их поддержку. Ментор – это опытный педагог, который делится имеющимися знаниями, своим опытом со своими подопечными (менее опытными сотрудниками и новичками) на протяжении определенного периода времени с целью помочь им развить критическое мышление, более качественно выполнять возложенную на них работу, развивать свои профессиональные навыки, грамотно применять полученные знания и строить карьеру. Менторинг также помогает культурному взаимодействию сотрудников разных национальностей и народностей.

Подводя итог, необходимо сказать, что проводимые в нашей стране реформы образования должны быть направлены на удовлетворение потребностей всех слоев населения в качественном и по возможности бесплатном образовании, что, несомненно, будет способствовать развитию личностного потенциала каждого человека, и позволит решить проблему подготовки высококвалифицированных кадров и их последующего трудоустройства. Сегодня за счет бюджетных средств важно развивать социально-культурную инфраструктуру, заниматься строительством новых учебных корпусов, общежитий, библиотек и т.д. Только тогда наше государство сможет сохранить лидирующие позиции среди стран мира, обладающих высоким уровнем культуры, науки, образования.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 21 июня 2014 г.) // Рос. Газета. 1993. 25 дек.
  2. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 № 312-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
  3. Щукина Т.В. Модернизация системы органов исполнительной власти при проведении административной реформы // Альманах современной науки и образования. 2007. № 4. С. 212-216.
  4. Худоренко Е.А. Лица с ограниченными возможностями здоровья проблемы образования и инклюзии // Социологические исследования. 2010. № 9. С.65-70.
  5. Андреев Л.В., Бойков Д.И., Войлокова Е.Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте Программы Юнеско «Образование для всех»: опыт России. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. 80 с.
  6. Шауро И.Г. Особенности дистанционного образования в России // Актуальные проблемы современной науки: Секция «Право и правоприменение»: сборник материалов международной научно-практической конференции, 8 мая 2015 г.  / С. Л. Никонович – науч. ред.  Тамбов- Липецк: Издательство Першина Р.В., 2015. С. 94-96.
  7. Забайкалов А.П. Реализация конституционного права на участие в выборах и референдумах посредством голосования по почте: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2009. 21 с.
  8. Забайкалов А.П. Процедуры голосования в избирательном процессе: современное состояние и перспективы развития: монография. – Воронеж: НАУКА‐ЮНИПРЕСС, 2016. – 248 с.


Все статьи автора «Кудряшова Екатерина Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: