УДК 334.012.64

ВЛИЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ

Полякова Татьяна Валериевна1, Голодяева Василина Евгеньевна2, Корноухова Ксения Игоревна3, Сафиуллова Алсу Рифкатевна4
1Тольяттинский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента организации
2Тольяттинский государственный университет, студент
3Тольяттинский государственный университет, студент
4Тольяттинский государственный университет, студент

Аннотация
Данная статья посвящена малому бизнесу, являющемуся основой формирования региональной экономики. Подчеркивается его социальная значимость, рассматриваются основные тенденции его развития. Рассмотрены положительные стороны развития предпринимательства в регионе, а также его проблемы.

Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, поступления в бюджет., рабочие места, развитие промышленной отрасли, развитие экономики региона, социально-экономическое развитие, устойчивость


THE IMPACT OF SMALL BUSINESSES ON THE REGIONAL ECONOMY

Polyakova Tatiana Valeruevna1, Golodyaeva Vasilina Evgenievna2, Karnauhova Xenia Igorevna3, Safiullova Alsou Rifkatevna4
1Togliatti State University, PhD in economic Sciences, Assistant Professor of the Organization Management
2Togliatti State University, student
3Togliatti State University, student
4Togliatti State University, student

Abstract
The paper contemplates is dedicated to small businesses, is the basis of formation of the regional economy. It emphasizes its social significance, the basic tendencies of its development and its problems.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Полякова Т.В., Голодяева В.Е., Корноухова К.И., Сафиуллова А.Р. Влияние малого бизнеса на региональную экономику // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/69733 (дата обращения: 23.11.2016).

Бескризисное функционирование экономики вероятно при переходе абсолютно всех регионов к устойчивому формированию. В свою очередь, стойкое формирование способно быть достигнуто только лишь с помощью результативного функционирования основных звеньев экономической системы – предприятий, которые занимают главное место в жизнедеятельности современного общества. Предприятия служат основополагающим структурообразующим компонентом экономики, объединяющим с целью производства продуктов трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

Деятельность субъектов малого бизнеса играет важную роль для социально – экономического развития региона и станы. Наиболее важными результатами функционирования малых предприятий во всех регионах считается прирост рабочих мест и поступления в бюджет.

Малое предпринимательство считается основой формирования любой экономики, обеспечивая её устойчивость и динамичный рост.

Например, в США вклад малого предпринимательства в ВВП составляет около 51%, в странах ЕС вклад  в ВВП равен не более 70%, а в РФ данный показатель равен 11%. (таблица 1). Это связано, с одной стороны, со сложностями, связанными из прошлого развития страны, с другой стороны – государству предстоит еще принять много мер для стимуляции малого бизнеса [3].

Таблица 1 – Показатели, характеризующие значение малых и средних предприятий (МСП) в экономике отдельных стран

Страны Количество МСП (в тыс.) Количество МСП на тыс.

жителей

Доля работающих в общей численности занятых, % Доля МСП в ВВП страны, %
Великобритания 2630 46,00 49,0 50-53
Германия 2290 37,00 46,0 50-54
Италия 3920 68,00 73,0 57-60
Франция 1980 35,00 54,0 55-62
Страны ЕС 15770 45,00 72,0 63-67
США 19300 74,20 54.0 50-52
Япония 6450 49,60 78,0 52-55
Россия 836,2 5,65 9,6 10-11

Малый бизнес принимает участие в создании регионального бюджета, а так же бюджетов всех уровней. Кроме непосредственных отчислений в бюджет от прибыли компании, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. Малые предприятия исправно и вовремя платят налоги, по сравнению с представителями среднего и крупного бизнеса.

Следует отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса гарантируют устройство на работу социально нестабильных слоев населения, например, выпускников образовательных учреждений, женщин, людей пенсионного возраста, иммигрантов. Именно на данных предприятиях они набираются опыта, знаний, достигают продвижения по карьерной лестнице и самореализации. Несмотря на высокие темпы производительности труда малого бизнеса, можно отметить, что средний уровень заработной платы на малых предприятиях меньше, чем на крупных. Это связано с излишней экономией предпринимателей, а так же относительно наименьшими доходами.

Отметим, что разнобой в региональном законодательстве, вызван рядом случаев политических воздействий:

  1. Сложной экономической ситуацией, инфляционными скачками, высокими и часто меняющимися кредитными ставками;
  2. Несовершенством механизма государственной поддержки малого предпринимательства, непоследовательностью в реализации мер по поддержке малых предприятий, элементами противодействия со стороны какой-либо части населения;

Развитие малого предпринимательства в регионах является стратегическим моментом, характеризующим устойчивое развитие экономики РФ, и, наоборот, свертывание малых предприятий может иметь серьезные отрицательные последствия как экономического, так и социального характера. [2,c. 78]

В связи с указанными причинами поддержание малых предприятий является одним из основных приоритетных направлений действия функций властей региона. Становление на новый уровень развития предпринимательства несет собой следующие плюсы:

-          повышение качества и конкурентоспособности товаров на различных уровнях;

-          вносит вклад в валовой продукт региона;

-          повышение ассортимента выпускаемой продукции региона, освоение новых видов производства;

-          повышение промышленного потенциала города по отношению к другим регионам Российской Федерации и странам зарубежья.

В настоящее время происходит развитие рыночных отношений, что подразумевает собой развитие и предпринимательства. В современном мире малые предприятия занимают лидирующее место в развитии рыночной системы. Размер малого предприятия зависит от многих факторов, к примеру, это может быть сфера деятельности предприятия, техника и технологии применения, эффект масштабности предприятия. Бывают такие предприятия, для которых не нужны большие производственные площади и масштабный капитал, а главная их сила заключается в обратном, что и является их приоритетом [1, c. 174].

У малых предприятий есть ряд сильных сторон, к ним можно отнести:

-     предприятие возникает по инициативе его создателя или инновационной идеи;

-     высокая потребность в знании ценовой ситуации на рынке и наличие возможностей положительно для производственного потенциала реагировать на них;

-     создание новых рабочих мест.

Помимо этого, малый бизнес – это большой простор для инноваций, который в крупных размерах может стать очень опасным для предприятий больших хозяйственных структур. В данном случае некрупные компании станут рабочими лабораториями, испытательными полигонами для компаний крупного бизнеса.

Предприятиями малого  бизнеса легко воспринимаются и реализуются новые идеи, тут на каждого сотрудника обычно требуется в 2,5 раза больше инноваций, по сравнению с работником крупной организации, изготовление готового продукта, от которого крупный бизнес может отказаться в связи с большим риском.

Продукция и услуги малого бизнеса, обычно – неплохого качества, если сравнить с большими предприятиями, а цена у них меньше. Небольшие организации  способствуют улучшению технологии и структурной промышленной отрасли, увеличивая скорость процесса перераспределения капиталов из устаревшей технологии в перспективную.

Однако, имеются у малого предпринимательства и слабые стороны, о которых следует знать, например:

-     самофинансирование долгосрочных вложений, возникающих в связи с трудностями при получении долгосрочных кредитов и высоких процентов по оплате займов;

-     большая чувствительность к отрицательным финансовым изменениям, таким как инфляция, скачки цен, повышение налогов и социальных выплат;

-     возможности организации для привлечения квалифицированного персонала, в том числе специалистов в связи с ненормированным днем, непостоянного дохода, высокого уровня ответственности;

-     огромная материальная ответственность организаторов малого предпринимательства.

На сегодняшний день возник невероятный рост малого предпринимательства, больше всего в сферах, где еще не нужен большой объем капитала, значительных объемов оборудования и кооперации большого количества рабочих. Небольших организаций больше всего в наукоемких видах производства, в отраслях производящих товары потребления. Все это можно увидеть в таблице 2 [3].

Таблица 2 – Количество малых предприятий по видам экономической деятельности за 2016 год

Число предприятий[1] на 01.01.2016

единиц

в % к итогу

всего 6741 100
из них организации с основным видом деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 249 3,7
рыболовство, рыбоводство 2 0,0
добыча полезных ископаемых 22 0,3
обрабатывающие производства 776 11,5
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 66 1,0
строительство 820 12,2
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,  бытовых изделий и предметов личного пользования 2597 38,5
гостиницы и рестораны 251 3,7
транспорт и связь 392 5,8
из них:

связь

32 0,5
финансовая деятельность 94 1,4
операции с недвижи­мым имуществом, аренда и предо­ставление услуг 1242 18,4

В заключении стоит отметить, что малое предприятие как неустойчивая предпринимательская структура наиболее зависимая от колебаний рынка, сложившейся структуры экономики, где преобладают крупные предприятия, нуждается в разносторонней государственной поддержке. Разработка и создание всех элементов государственной поддержки малого предпринимательства позволит эффективно управлять процессом его становления, и впоследствии определить вклад малых предприятий в решении социально-экономических вопросов и оценить результативность от вложенных в развитие малого предпринимательства бюджетных средств.


[1] По данным ежеквартального обследования малых предприятий (без микропредприятий). Совокупность малых предприятий (основа выборки) была сформирована на основе Статистической части Статрегистра (БДГС) по состоянию на 1.01.2015г.


Библиографический список
  1. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития /Акимов О.Ю. – Москва: Финансы и статистика, 2011 – 192 с.
  2. Теребов С.В. Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы / С.В. Теребова, О.В. Подолякин, В.С Усков, С.Ю Егорихина. – ИСЭРТ РАН, 2011. – 160 с.
  3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 28.05.2016).


Все статьи автора «Полякова Татьяна Валериевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация