УДК 378:316.6

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА И НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Игольникова Инна Владимировна1, Матюшкина Ирина Алексеевна1, Михалева Ольга Михайловна1
1Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация
Данная статья посвящена обзору взаимосвязи непрерывного профессионального развития и интеллектуального капитала. Проведенное исследование позволяет утверждать, что формирование данного капитала и профессиональное развитие проходит одинаковые стадии формирования, ориентированы на непрерывное повышение качества и уровень своих знаний и навыков.

Ключевые слова: капитал


THE RELATIONSHIP OF INTELLECTUAL CAPITAL AND CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT: THEORETICAL ASPECTS

Igolnikova Inna Vladimirovna1, Matyushkina Irina Alekseevna1, Mikhalyova Olga Mikhailovna1
1Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, candidate of economic sciences, assistant professor

Abstract
This article provides an overview of the relationship of continuing professional development and intellectual capital. The study suggests that the formation of this capital and professional development goes through the same stages of development, focused on continuous improvement in the quality and level of their knowledge and skills.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Игольникова И.В., Матюшкина И.А., Михалева О.М. Взаимосвязь интеллектуального капитала и непрерывного профессионального развития: теоретические аспекты // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70653 (дата обращения: 29.09.2017).

В значительной степени развитие любой экономической системы зависит от состояния интеллектуального капитала, что можно рассматривать как инновационный вектор в развитии любой национальной экономики. Так как именно интеллектуальному капиталу свойственен более высокий уровень развития в сравнении другими функциональными формами капитала, то он выступает критерием устойчивого уровня экономического развития стран, которые ориентированы на повышение конкурентоспособности товаров, услуг, фирм, экономической системы в целом за счет новых знаний и высоких технологий, т.е. стран с активно формирующимся и используемым интеллектуальным капиталом.

Актуальность изучения интеллектуального капитала, равно как и человеческого капитала возросла в последнее время. Доминирующее положение на рынке занимают те экономические субъекты, которые владеют большим объемом знаний, информации.

Из-за своей высокой эффективности инвестиции в интеллектуальный капитал становятся все более распространенными. Высококвалифицированные научные работники, ученые во всех развитых странах от своей интеллектуальной собственности получают высокие доходы. Поэтому данное направление развивается быстрыми темпами в настоящее время и остается наиболее перспективной и высокодоходной сферой экономической деятельности.

В экономической литературе существует большое число определений интеллектуального капитала. Приведем одно из них. Интеллектуальный капитал можно рассматривать как капитал знаний, опыта индивидов, особенностей мышления, интеллектуальная собственность индивидов.

В свою очередь прослеживается взаимосвязь между интеллектуальным капиталом и непрерывным профессиональным развитием индивидов, если рассматривать его с позиции развивающегося капитала, а не врожденного.

Как следует из анализа элементов человеческого капитала, каждый из них в определенной степени связан с профессиональным образованием индивидов.

Под профессиональным развитием рассматривают процесс изменения качеств личности как субъекта профессионального труда, результат повышения профессионализма и специального образования, профессионального уровня и делового совершенствования работника. В свою очередь непрерывное профессиональное развитие – это систематическое подтверждение расширения спектра знаний, умений, развития личных качеств в рамках выбранной профессиональной сферы деятельности.

Выделяют понятие профессионализма, что подразумевает способность выбирать оптимальные способы достижения целей и решения задач организации, обстоятельность и высокий уровень знания своего дела.

Кроме того, понятие профессионализм предполагает на протяжении всей трудовой деятельности ориентацию на непрерывное повышение качества и уровень своих знаний и навыков. То есть профессионализм следует непрерывно подтверждать с учетом изменений во внешней среде. Следовательно, само профессиональное развитие должно быть постоянным на протяжении всей жизни индивида.

Понятие профессионального развития необходимо рассматривать как циклический процесс, так как за свою профессиональную жизнь специалисты разных сфер деятельности сталкиваются с необходимостью многократно проходить точку профессионального самоопределения. Этот процесс циклический поскольку на рынке происходит быстрая смена условий хозяйствования, а, соответственно, и требований рынка к специалистам. Любому специалисту чтобы оставаться конкурентоспособным необходимо постоянно или совершенствоваться в одной сфере деятельности, или искать другие, а это в свою очередь предполагает через получение профессионального образования и адаптации к новой профессиональной деятельности освоение нового профессионального пространства.

При этом каждый из рассматриваемых вариантов предполагает повышение своего интеллектуального уровня. Как интеллектуальный капитал, так и непрерывное профессиональное позволяют приходить к новым знаниям и активизации инновационной деятельности на всех уровнях.

Необходимо также отметить тот факт, что интеллектуальный капитал напрямую взаимосвязан с качественными свойствами рабочей силы. Необходимо учесть, что для формирования интеллектуального капитала одного творческого потенциала недостаточно. Его основой можно считать такие характеристики рабочей силы, как:

  • соответствующее воспитание, давшее индивиду возможность и желание упорно, дисциплинированно трудиться, систематически работая над собой;
  • природные качества (здоровье, психофизиологическая устойчивость и др.),
  • определенный уровень профессиональной подготовки, квалификационный уровень, сочетающийся с неуклонной работой над его повышением, поиск новых решений, постоянное повышение культурного уровня, расширяющее горизонт знаний и мышления.

Все перечисленное и образует творческий образ мышления, что является движущей частью интеллектуального капитала.

Посредством наращения интеллектуального капитала развитие современной экономики становится более технологичным, динамичным, а также инновационным.

Многие экономисты рассматривают экономическую сущность интеллектуального капитала как совокупность потребительского, человеческого и организационного капиталов.

Все рассматриваемые виды капитала находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. По отдельности нет смысла инвестировать отдельный из видов капитала. Они должны оказывать поддержку друг другу, создавая синергетический эффект, значит происходит перекрестное влияние одних видов активов на другие.

Механизм функционирования интеллектуального капитала можно рассматривать как управление им. многие экономисты склоняются к мнению, что управление интеллектуальным капиталом это комплекс мероприятий по росту не только его стоимости, но и результативности интеллектуального капитала.

Пристальное внимание при управлении интеллектуальным капиталом уделяется системе управления профессиональным ростом работников, которая и определяет одну из составляющих эффективности трудовой деятельности.

Рассматривая этапы формирования интеллектуального капитала по аналогии с развитием отдельных индивидов можно выделить основные четыре этапа с соответствующими факторами и условиями более эффективного его формирования.

1. Этап накопления индивидуального интеллектуального капитала в активно воздействующей социальной среде ориентировочно в 4-7 лет. В этом периоде осваиваются основы культуры и жизненных принципов поведения и общения, формируется устойчивость нервной системы.

2. Этап активного обучения с 7 до 18 лет. Как правило, базой этого этапа является система школьного образования и внешкольные кружки и курсы. Средними образовательными заведениями дается базовый объем знаний в разных областях. Качество получаемых знаний прямо пропорционально качеству полученных впоследствии профессиональных навыков.

Школы задействованы в формировании основ культурно-нравственного восприятия, учет интересов школьников и обеспечение развития индивидуальных способностей и ориентации детей.

На этом этапе происходит процесс окончательной социализации личности, осознание гражданских обязанностей, прав, свобод, усвоение норм общественной морали и правил жизни в обществе. Кроме того, происходит профессиональное самоопределение индивидов в конце данного периода.

3. Этап профессионального образования через обучение в средних и высших учебных заведениях. Важность данного этапа обусловлена активным формированием профессиональных компетенций и накоплением основ интеллектуальных ресурсов, именно тех от которых впоследствии будет происходить наращивание узкоспециальных знаний.

Нельзя не отметить и ряд проблем данного этапа. Основной из них остается недостаточная профессиональная ориентированность выпускников школ и как последствия данного пробела в системе профориентации молодежи — это то, что большинство выпускников профессиональных образовательных учреждений работают в сферах, не соответствующих полученным специальностям. Существует возможность профпереподготовки или повышения квалификации, но это приводит к увеличению дополнительных затрат как индивидов, так и государства.

4. Четвертый этап – это этап постоянного профессионального совершенствования на протяжении всей оставшейся жизни человека. Базой этапа являются услуги различных учреждений послевузовского образования, и как составляющая непрерывного обучения и развития процесс самообразования.

Как правило, основным периодом формирования интеллектуального капитала у индивидов считают период в 15-26 лет, при этом базовыми формами развития физических и умственных способностей человека в этом периоде остаются являются здравоохранение, образование, социальная мобильность.

Для того чтобы правильно сориентировать молодежь в выборе будущей специальности большое внимание следует уделять профориентационной работе. В возрасте 17-18 лет не каждый абитуриент способен самостоятельно правильно выбрать будущую профессию, соответствующую его интересам и жизненным целям.

Нерешенной остается проблема профнепригодности выпускников вузов как за счет низкой заинтересованности их в выбранной профессиональной деятельности, так и за счет низкого спроса на рынке труда на данных специалистов.

Таким образом, развитость интеллектуальной сферы страны или региона является решающим фактором конкурентоспособности, экономического роста, повышения уровня жизни населения. Интеллектуальный потенциал является источником новых знаний, идей, информации, которые могут повысить эффективность экономики в целом.


Библиографический список
  1. Буякова И.А., Михалева О.М. Инновационная модель развития региона/ И.А. Буякова, О.М. Михалева // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 3. С. 92-95.
  2. Буякова, И.А. Рынок труда на селе: проблемы формирования и регулирования (на материалах Брянской области). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук. Москва, 2008.
  3. Келейнова М.Е. Условия формирования и развития интеллектуального капитала// Экономические науки -№7 (92) -2012.- С. 44-48
  4. Матюшкина, И.А. Программно-целевой подход в управлении устойчивым развитием сельских территорий/ И.А. Матюшкина, О.М. Михалева, С.В. Герасименкова /Вестник Брянского государственного университета. – 2013. -№ 3. – С. 75-78.
  5. Михалева О.М. Совершенствование системы мотивации труда профессорско-преподавательского состава вузов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский гуманитарный университет. Москва, 2009.


Все статьи автора «Игольникова Инна Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: