Сбор налогов с населения способствует обеспечению государства финансовыми средствами для решения социально-экономических задач. При этом современная отечественная налоговая система не достаточно эффективно использует потенциальные возможности формирования доходов бюджета за счет источников налогообложения физических лиц. В частности, налогообложение носит общий характер и не учитывает имущественное расслоение населения. В результате современная система налогообложения физических лиц не оказывает должного влияния на процесс перераспределения налогового бремени с бедных слоев населения на богатые. Это не способствует устранению острых социальных проблем и усугубляет тяжелое положение граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума, так как они должны платить налоги на доход в той же пропорции, что и население, получающее сверхдоходы [1].
Таким образом, система налогообложения физических лиц в российской практике налогообложения требует глубокого осмысления и является дискуссионной для отечественной экономической науки. Это связано с тем, что не нашли приемлемого решения вопросы рационального распределения налоговых обязательств между различными категориями налогоплательщиков, которые могут способствовать повышению социальной направленности налогообложения физических лиц.
Налогообложение населения является важной составляющей налоговой системы и включает в себя экономический, финансовый и политический факторы. Экономический фактор проявляется в процессе отчуждения части собственности физического лица в пользу государства. Это сопровождается экономическими отношениями, которые складываются у государства с гражданином, которые направлены на формирование государственного бюджета и внебюджетных фондов. Финансовый фактор связан с осуществлением обязательного налогового платежа для покрытия потребностей бюджетов разного уровня. Политический фактор обеспечивает через налоговую систему согласование интересов различных слоев общества.
Таким образом, посредством налогообложения обеспечивается связь индивидуума с федеральной, региональной и местной властью. Она позволяет каждому гражданину осознать себя полноправным членом общества на основе его причастности к формированию государственного бюджета и побуждает интерес к рациональному его использованию [6].
Как и вся налоговая система, налогообложение физических лиц обеспечивает выполнение фискальной, социальной и регулирующей функций, которые обеспечивают проявление социально-экономической сущности налогообложения.
Главной функцией в любой налоговой системе является фискальная, которая обеспечивает финансирование государственных расходов. Другие источники финансирования государственных расходов носят вспомогательный характер и отличаются значительно меньшими объемами по сравнению с налоговыми платежами.
Фискальная функция характеризует основополагающее общественное предназначение налоговой системы, которое заключается в формировании финансового обеспечения поступлений в бюджет и внебюджетные фонды для осуществления предусмотренных государственных функций.
Социальная функция налогообложения направлена на сглаживание социального неравенства между различными группами населения в результате корректировки соотношения доходов в различных социальных группах. Следует отметить, что социальная функция в части налогообложения населения в отечественной налоговой системе реализуется не в полной мере, так как доходы физических лиц в нашей стране не облагаются по прогрессивной шкале ставок, а используется пропорциональная система налогообложения. Она предполагает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины [4].
Социальная функция очень важна. Прогрессивный принцип налогообложения доходов физических лиц предусматривает большее изъятие в бюджет совокупного дохода индивидуума при его способности получать высокие доходы. Таким образом, в современной отечественной системе налогообложения физических лиц налоговые платежи являются тяжелым бременем для групп населения с низким уровнем доходов, и являются несущественными для слоев населения, получающих сверхдоходы [2].
В рамках реализации социальной функции налогообложения применяются социально ориентированные налоги, которые распространяются на многодетные семьи, семьи, членами которых являются, например, инвалиды ветераны, или обучающиеся в высших учебных заведениях. Социально ориентированные налоги предусматривают пониженные ставки налогообложения или предоставление существенных льгот при их уплате. Помимо социальной функции, в них проявляется и регулирующая функция налогообложения. Введение в налоговую практику социально ориентированных налогов сокращает поступление налоговых платежей в бюджет и по своей экономической сущности приравнивается к социальным расходам бюджета, которые способствуют укреплению социальной стабильности общества [3].
Регулирующая функция налогов подразумевает комплекс мероприятий, который состоит в регулировании и дифференциации налоговых ставок, определении категорий налогоплательщиков, которые имеют право на налоговые льготы и освобождение от налогообложения, в русле реализуемой государством налоговой политики [5].
Регулирующая функция налогов предполагает регулирование экономических процессов через систему дифференциации налоговых ставок, позволяющее стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики и потребительского спроса населения.
Национальные налоговые системы применяют различные формы и виды налогов с населения, которые не отменяют общие принципы, присущие всем системам налогообложения физических лиц:
- охват налогообложением всех категорий населения;
- применение в национальной системе налогообложения физических лиц косвенных налогов;
- использование в национальной налоговой системе либо пропорциональных, либо прогрессивных ставок налогообложения дохода физических лиц.
Физические лица в соответствии с отечественным законодательством включают в себя следующие категории налогоплательщиков:
- лица, имеющие гражданство Российской Федерации;
- лица, имеющие гражданство иных государств, а также лица, не имеющие гражданство, однако проживающие и получающие доходы в России или являющиеся собственниками объектов, подлежащих в соответствии с налоговым законодательством налогообложению в юрисдикции Российской Федерации.
Экономически обоснованная, направленная на социальную поддержку незащищенных слоев населений, налоговая политика обеспечивает расширение производственной базы и влияет на увеличение налоговых поступлений в бюджет на основе роста передовых методов развития экономики.
Библиографический список
- Гудкова О.В., Ермакова Л.В. Система налогового администрирования в РФ и пути ее модернизации (на материалах Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Брянской области) – Брянск: РИО БГУ, 2012. – 133 с.
- Дворецкая Ю. А., Ковалева Н. Н., Мельгуй А. Э. Расчеты с персоналом по оплате труда: современные подходы и тенденции // Вестник Брянского государственного университета – 2015. – №2. – С. 331–335.
- Дедова О.В., Шварц Э.С. Применение налоговых льгот при осуществлении инвестиционной деятельности в Брянской области // Вестник Брянского государственного университета. – 2014. – № 3. – с. 246-252.
- Мельгуй А.Э., Дворецкая Ю.А. Вознаграждения работникам: новая категория в российском бухгалтерском учете // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. – №3 (2). – С. 289-293.
- Мельгуй А.Э., Ковалева Н.Н., Дворецкая Ю.А. Налогообложение имущества физических лиц: региональный аспект // Вестник Брянского государственного университета. – 2015. – №3. – С. 307-313.
- Хоружий Л.И., Дедова О.В., Катков Ю.Н. Учетно-аналитическое обеспечение и налогообложение заработной платы в современных условиях хозяйствования // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2015. – №5-6. – с. 56-69.
Количество просмотров публикации: Please wait