УДК 294.3

БУДДИЗМ ДЛЯ БИЗНЕСА: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ГЕШЕ МАЙКЛА РОУЧА

Уланов Мерген Санджиевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова"
доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии

Аннотация
Статья посвящена буддийскому подходу к бизнесу буддийского священника Майкла Роуча. Его рекомендации были положены в основу знаменитой книги «Алмазный огранщик: система управления бизнесом и жизнью», которая стала настоящим бестселлером в современном деловом мире.

Ключевые слова: буддийский подход к бизнесу, буддийский священник, Майкл Роуч


BUDDHISM FOR BUSINESS: AN INNOVATIVE APPROACH GESHE MICHAEL ROACH

Ulanov Mergen Sandzhievich
Federal State Educational Institution of Higher Education "Kalmyk State University BB Gorodovikova"
Doctor of Philosophy, Professor

Abstract
The article is devoted to the Buddhist approach to business Buddhist priest Michael Roach. Its recommendations formed the basis of the famous book "The Diamond Cutter: business management system and the life." This book has become a bestseller in the modern business world.

Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Уланов М.С. Буддизм для бизнеса: инновационный подход геше Майкла Роуча // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70555 (дата обращения: 20.11.2016).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 15-03-00251а «Буддизм и хозяйственная культура Востока (социально-философский анализ)»

В современном западном мире можно наблюдать значительный интерес к буддийской философии и практике. Буддийские идеи активно используются в литературе, искусстве, философии и т.д. В последнее время можно отметить даже случаи применения буддийских принципов к бизнесу.

Примером успешного использования буддийских идей в области бизнеса может служить деятельность буддийского монах американского происхождения геше Майкла Роуча. Известно, что Роуч является выпускником престижного Принстонского университета. В период учебы здесь он был награжден медалью Президента США и именной стипендией от McConnell. Перед Роучом открывалась блестящая перспектива в сфере бизнеса. Но знакомство с буддизмом в корне перевернула жизнь молодого американца. Первоначально Роуч решает стать монахом, поселившись в американском буддийском монастыре в г. Хауэлл (штате Нью-Джерси), основанном калмыцкой диаспорой. Затем он продолжил свое обучение в крупнейшем буддийском монастыре-университете Сера, расположенном в Индии. Здесь он также добился значительных успехов, получив степень геше, сравнимую со степенью доктора философии на Западе.

Завершив обучение в буддийском монастыре, Роуч неожиданно возвращается в сферу бизнеса и уезжает на Запад. По его воспоминаниям, на этот шаг американца натолкнул духовный наставник Кхен Римпоче, решивший провести смелый эксперимент – проверить потенциал буддийских идей в бизнес-среде Запада. Дерзкий эксперимент неожиданно оказался очень успешным. Роучу удалось превратить фирму из 4-х человек в большую транснациональную корпорацию «Andin International Diamond Corporation», годовой оборот которой составил 250 млн. долларов. Компания постепенно стала одним из мировых лидеров в ювелирном бизнесе. Достигнув грандиозного успеха, Роуч продал свою корпорацию известному американскому миллиардеру Уоррену Баффету, а сам основал международный тренинговый центр Diamond Cutter Institute в Аризоне. Сегодня М.Роуч проводит бизнес-тренинги и консультации для международных корпораций и правительственных организаций, читая лекции по всему миру. В мае 2016 г. геше Роуч посетил Москву, где прочитал лекцию и провел тренинг. Целью его занятий является достижения успеха как в бизнесе, так и в личной жизни, а также обретение внутреннего спокойствия ума через йогу и медитацию.

В своих трудах Роуч отмечает важность использования буддийских принципов для достижения успеха в бизнесе. Данные принципы он трансформировал в конкретные рекомендации, адаптированные для современного делового человека. Указанные советы были положены в основу его знаменитого сочинения «Алмазный огранщик: система управления бизнесом и жизнью», которое стало настоящим бестселлером в деловом мире. Интересно, что общие продажи книг М.Роуча составили около 2 млн. экземпляров, а за последние 15 лет его труды были переведены на 30 языков мира.

В книге «Алмазный огранщик» Роуч предлагает три фундаментальных принципа организации бизнеса по-буддийски. Первый принцип указывает на важность понимания того факта, что бизнес всегда должен приносить прибыль, а деньги не представляют собой зло. По его мнению, с помощью денег можно сделать гораздо больше добрых дел для людей, чем их не имея. При правильном отношении к деньгам их зарабатывание не только не становятся тормозом на пути духовного прогресса, но наоборот само становится методом духовного развития[3, c.15].

Может показаться, что подобный подход противоречит основополагающим идеям буддизма, поскольку последний делает упор не на материальное, а на духовное развитие. Действительно, уже во времена Будды  монахи не имели права заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме просвещения народа и духовной практики, а монашеский путь в буддизме предполагает фактический отказ от частной собственности (за исключением нескольких основных вещей). В то же время для мирян такого запрета нет, как нет и однозначно отрицательного взгляда на богатство, который можно обнаружить, например, в Евангелие от Матфея: «Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и маммоне» или в Евангелие от Луки: «Горе вам, богатые!». Мирянам Будда, напротив,  предлагал честно трудиться для достижения материального  благополучия. В таком случае богатство расценивалось как награда за  добродетельное  поведение. Однако при этом Будда делал оговорку, указывая, что стремление к богатству не должно стать самоцелью, превратится в алчность, т.е. стать страстью, ухудшающей карму и препятствующей благому перерождению в будущем. В некоторых канонических буддийских текстах (сутрах)  с большим почтением упоминается крупный торговец Анатхапиндата, который известен как филантроп, спонсировавший буддийскую монашескую общину. Известно, также что, в тибетском буддизме существуют специальные культы и обряды, целью которых является обретение материального богатства. Одним из таких культов является культ божества богатства Куберы.

По мнению духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV, деньги являются благом, поскольку «без денег невозможно повседневное выживание, не говоря уж о дальнейшем развитии..» [2].  «Превознося добродетели простоты и скромности, – отмечает духовный лидер буддистов, – я ни в коем случае не утверждаю, что с бедностью нужно смириться. Напротив, бедность – это колоссальное испытание, и мы должны сделать все возможное, чтобы с ней покончить» [1, с.175]. В то же время Далай-лама указывает на важность борьбы с алчностью и умения довольствоваться имеющимся[1, с.173].

Поясняя первый принцип, Роуч указывает, что «всё дело в том, чтобы зарабатывать деньги чисто и честно, ясно понимать источник их поступления, чтобы он не иссяк, и поддерживать здравый взгляд на деньги, если они у нас, конечно, есть. Пока мы следуем этим правилам, «деланье» денег не противоречит духовному образу жизни, более того, оно становится частью духовного пути». Таким образом, проблема заключается только в том, каким образом люди зарабатывают деньги. В этом случае на первый план выходит проблема нравственности[3, c.15].

Второй принцип Роуча указывает на важность получения удовлетворения и радости от бизнеса, который не должен вредить физическому и ментальному здоровью, истощая силы человека. В обратном случае бизнесмен просто не сможет стать счастливым от накопленного богатством. Только духовно и физически здоровый человек способен по-настоящему наслаждаться жизнью. Предприниматель, который работает без отдыха, разрушая свое физическое и духовное здоровье, нивелирует саму цель бизнеса – сделать человека счастливым[3, с.15-16]. Интересно, что на Западе в настоящее время популярно высказывание Далай-ламы XIV о современном человеке, который в ущерб своему здоровью зарабатывает деньги, уходящие позже на его же лечение.

Согласно третьему принципу «Алмазного огранщика», от бизнеса должна быть помощь обществу. Бизнес должен быть построен таким образом, чтобы предприниматель на закате своей деятельности мог с уверенностью сказать, что годы, проведённые в данной сфере, прошли не зря и бизнес оставил добрый след [3, с.16]. Только нравственно чистый  и социально ответственный бизнес дает нам право полагать, что жизнь прожита не зря. Поэтому, работая в сфере бизнеса, необходимо не только извлекать личную выгоду, но и пытаться сделать что-то полезное для общества. Как справедливо отмечает Далай-лама XIV, «благотворительность нужна не только тем, к кому обращена помощь. Благотворитель тоже получает награду: ведь что может быть приятнее, чем знать, что твоя деятельность приносит пользу многим людям…» [1, с.181].

Важно отметить, что идеи и рекомендации Майкла Роуча сегодня весьма популярны и востребованы на Западе. Многие известные предприниматели широко используют их в практической деятельности. Одним из таких деловых людей является Линда Каплан Талер, известная как учредитель популярной рекламной компании «The Kaplan Thaler Group», с годовым оборотом в один миллиард долларов. «Большей частью успеха своей компании, – отмечает Талер, – я обязана тем истинам, которые почерпнула из «Алмазной мудрости» (альтернативное название книги «Алмазный огранщик») [4].

В заключение, следует отметить, что идеи и принципы, выработанные буддизмом, универсальны и актуальны, поскольку могут быть полезны не только в духовной жизни, но и в, казалось бы, такой далекой от нее области как бизнес. Буддийская философия и этика ориентированы не только на достижение внутренней гармонии, их целью также является построение нравственно здорового общества. Поэтому буддизм сегодня способен предложить бизнес-сообществу новые подходы, векторы и модели развития. Для этого важно перевести некоторые буддийские концепты и понятия на современный язык, включив их в сферу делового общения. Отдельного внимания достоин как восточный, так и западный опыт использования буддийской философии и этики в формировании корпоративной культуры.


Библиографический список
  1. Далай-лама XIV. Больше чем религия. Этика длявсего мира. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2016. – 224 с.
  2. Далай-лама XIV, Уаки Фабьен. Представьте себе… Беседы о деньгах, политике и жизни вообще [Электронный ресурс] . URL: http://www.nnre.ru/samosovershenstvovanie/predstav_sebe_besedy_o_dengah_politike_i_zhizni_voobshe/p1.php#metkadoc2
  3. Роуч М. Алмазный Огранщик: система управления бизнесом и жизнью. М.: АСТ, 2016. – 352с
  4. Роуч М., Макнелли К., Гордон М. Кармический менеджмент. М.: Алмаз, 2011. – 96 с.


Все статьи автора «Уланов Мерген Санджиевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация