УДК 65.011.56

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБСЛУЖИВАНИЯ ИТ-ИНФРАСТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

Македонский Павел Дмитриевич1, Курзаева Любовь Викторовна2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студент кафедры Прикладная информатика
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Прикладная информатика

Аннотация
В статье рассматривается вопрос статистического метода на основе проблем обслуживания ИТ-инфраструктуры школы. Средством анализа выступает экспертная оценка с использованием диаграммы Исикавы и метода ранжирования.

Ключевые слова: диаграмма Исикавы, математические методы, матрица обратных рангов, метод ранжирования, модель Исикавы, причинно-следственная диаграмма


THE ANALYSIS OF PROBLEMS OF SERVICE OF IT INFRASTRUCTURE OF MODERN SCHOOL ON THE BASIS OF THE EXPERT ASSESSMENT

Makedonskiy Pavel Dmitriyevich1, Kurzaeva Lubov Viktorovna2
1Nosov Magnitogorsk state technical university, student of department applied informatics
2Nosov Magnitogorsk state technical university, candidate of pedagogical sciences, associate professor applied informatics

Abstract
In article the question of a statistical method on the basis of problems of service of IT infrastructure of school is considered. As means of the analysis the expert assessment with use of the chart of Isikava and a method of ranging acts.

Keywords: cause and effect chart, Isikava's chart, Isikava's model, mathematical methods, matrix of the return ranks, ranging method


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Македонский П.Д., Курзаева Л.В. Анализ проблем обслуживания ИТ-инфраструктуры современной школы на основе экспертной оценки // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70042 (дата обращения: 29.09.2017).

Существуют различные методы контроля качества, среди которых особое место занимают статистические методы. Многие из этих методов сложны для восприятия, поэтому необходимо найти простой, наглядный и доступный метод для визуализации [1]. Для комплексного контроля показателей качества используют систему методов, отражающих показатели предприятия. Наиболее популярным методом качества считается модель Исикавы.

Причинно-следственная диаграмма строится в случае необходимости совершенствования его деятельности, когда существует несоответствие действительности запланированным показателям. Метод основан на определении фактических причин возникновения проблемы и при построении в вершинах находятся факторы, влияющие на возникновение проблемы, а на выходе, как следствие взаимодействия всех факторов влияющих
на исполнителей работ [2], мы получим конечный продукт предприятия определенного уровня качества (рис.1).

Рисунок 1. Обработка заявки на обслуживание ИТ-Инфраструктуры школы

Данная диаграмма построена нами для внедрения процесса постоянного улучшения обслуживания ИТ-инфраструктуры школы. На основе анализа нормативной документации и наблюдения работы с заявками на обслуживание общеобразовательной школы были выявлены основные параметры, образующие проблему ИТ-инфраструктуры: «Входная и справочная информация» (информация располагаемая сотрудником), «Среда» (ситуация в которой находится сотрудник), «Инфраструктура» (информационная структуры системы) и «Оборудование» (техническая часть системы).

Для оценки значимости факторов создана экспертная группа из двух человек – системные администраторы двух школ.

Произведем экспертную оценку используя метод ранжирования для этого составим матрицы обратных рангов (ai,j/(nmax+1)-ai,j) для таблиц 1-11 и найдем весовой показатель (W), где (a) экспертная оценка по (i-ому) критерию (j-го) эксперта [3].

Таблица 1 – Структура причинно-следственной диаграммы

Эксперт Среда Оборудование Инфраструктура Входная и справочная информация
1 14 32 41 23
2 14 41 23 32
W 8 3 4 5
0,4 0,15 0,2 0,25

Таблица 2 – Входная и справочная информация

Эксперт Формулировка заявки некорректна Отсутствие
проблемы
Неполнота
информации
1 13 31 22
2 22 31 13
W 5 2 5
0,42 0,16 0,42

Таблица 3 – Инфраструктура

Эксперт Отсутствие ПО Проблемы с ПО Недостаточно прав доступа
1 22 31 13
2 31 22 13
W 3 3 6
0,25 0,25 0,5

Таблица 4 – Проблемы с ПО

Эксперт Активация Компьютерные характеристики
1 21 12
2 21 12
W 2 4
0,33 0,67

Таблица 5 – Отсутствие ПО

Эксперт Не предусмотрено учебным планом Лицензия
1 21 12
2 12 21
W 3 3
0,5 0,5

Таблица 6 – Оборудование

Эксперт Требуется Сервисный ремонт Недостаточный Уровень знаний
1 21 12
2 12 21
W 3 3
0,5 0,5

Таблица 7 – Требуется сервисный ремонт

Эксперт Дефекты и поломки оборудования Неисправность оборудования
1 12 21
2 12 21
W 4 2
0,67 0,33

Таблица 8 – Недостаточный уровень знаний

Эксперт Сложность заявки Отсутствие опыта
1 21 12
2 21 12
W 2 4
0,33 0,67

Таблица 9 – Среда

Эксперт Отсутствие доступа к кабинету
1 11
2 11
W 2
1

Таблица 10 – Отсутствие доступа к кабинету

Эксперт Ключи вне вахты Ключи у технического персонала Ключи у учителя
1 13 22 31
2 13 31 22
W 6 3 3
0,5 0,25 0,25

Таблица 11 – Ключи у учителя

Эксперт Учитель вне школы Учитель в школе
1 12 21
2 12 21
W 4 2
0,67 0,33

Рисунок 2. Обработка заявки на обслуживание ИТ-Инфраструктуры школы

Таким образом, выполненная нами экспертная оценка показала, что наиболее значимая группа факторов является Среда (рис.2), оцениваемая в 40% и в качестве решения возможно поддержание постоянной связи между сотрудником и исполнителем процесса, а также обеспечение доступа в помещение.

Диаграмма Исикавы является простым инструментом в поиске причин возникающих проблем и их решения, она позволяет в понятной и доступной форме структурировать все причины возникновения проблемы, выявить наиболее значимые из них, найти первопричину, а затем устранить ее [5].


Библиографический список
  1. Статистические методы контроля качества [Электронный ресурс] // moodle.hitsa.ee: информ.-справочный портал. URL: http://www.e-ope.ee/_download/euni_repository/file/3093/materjalid.rar/moodle.e-ope.ee_mod_page_view.php_id=281562.pdf (дата обращения: 20.06.2016)
  2. Курзаева Л.В. Введение в анализ данных с использованием информационных технологий : учеб.-метод. пособие / Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова. – Магнитогорск : МаГУ, 2012. – 60 с.
  3. Курзаева Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ : учеб.пособие / Л.В. Курзаева. – Магнитогорск : МаГУ, 2015. – 211 с.
  4. Курзаева Л.В. Дистанционный курс «Основы математической обработки информации»: электронный учебно-методический комплекс //Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». – 2014. – Т. 1, № 12 (67). – С. 117.
  5. Курзаева Л.В. Дистанционный курс «Инструментальные методы поддержки принятия решений»: электронный учебно -методический комплекс//Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2016. № 1 (80). С. 2.
  6. Курзаева Л.В. Нечеткая логика и нейронные сети : учебно-наглядное пособие. – 2015.- 125 c.
  7. Овчинникова И.Г. Математическое обеспечение системы оценки рыночной стоимости недвижимости на основе методов нечеткой логики/ И.Г. Овчинникова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, И.В. Гаврилова // Успехи современной науки и образования. – 2016. – № 3, Том 2. – C. 58-60
  8. Курзаева Л.В. Применение метода попарных сравненийдля определения функции принадлежности нечеткой переменнойв задачах управления социально-экономическими системами // Научно-практический журнал «Заметки ученого». – 2015 – №5. – С.87-90


Все статьи автора «Македонский Павел Дмитриевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: