УДК 658.8.012.12; 334.02; 330.16; 330.11; 65.01

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ОТКЛОНЕНИЙ И ИСКАЖЕНИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОДХОД

Ямилов Рамиль Могатович
Сарапульский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВО Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и гуманитарные науки»

Аннотация
Рассмотрены отклонения и искажения управленческого процесса с точки зрения производства. Предложена базовая модель производства товара. Разработана классификация ресурсов. Предложена трактовка ресурсов в широком и узком смысле. Показана модель контуров производства. Описаны три стадии производства. Показаны межстадийные трансформации объектов производства. Выявлены основные задачи стадий. Показана оптимальная формула управленческого решения. Выявлены основные локализации управленческого процесса. Показаны основные субъекты управленческого процесса. Рассмотрены основные отклонения и искажения управленческого процесса.

Ключевые слова: заготовление, искажение, локализация, отклонение, предмет труда, продукт труда, продукция, производство, реализация, ресурс, субъект управленческого процесса, товар., труд, управленческий процесс


RESEARCH METHODOLOGY DEVIATIONS AND DISTORTIONS OF THE MANAGEMENT PROCESS: THE PRODUCTION APPROACH

Yamilov Ramil Mogatovich
Sarapul Polytechnic Institute (branch) of Federal STATE budgetary educational institution of higher education of the Izhevsk state technical University of a name of M. T. Kalashnikov
Candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Economic Sciences and Humanities

Abstract
Reviewed deviations and distortions of the management process from the point of view of production. The basic model of production of goods. The classification of resources. The proposed interpretation of resources in broad and narrow sense. Shows the contours of the production. Describes the three stages of production. Shown mistamine transformation of the production facilities. The main tasks of the stages. Shown the best formula management decisions. The basic localization management process. Shows the main actors of the management process. Describes the main deviations and distortions of the management process.

Keywords: deviation, distortion, entity management process, good, localization, management process, manufacturing, object of work, procurement, product, product of work, resource, sale, work


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ямилов Р.М. Методология исследований отклонений и искажений управленческого процесса: производственный подход // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/69953 (дата обращения: 03.06.2017).

Управленческий процесс имеет различные аспекты своего существования.

В данной статье рассмотрим производственный подход к управленческому процессу.

Для начала представим базовую модель производства товара (рис. 1).

Производства товара включает в себя три последовательных стадии:

- заготовление (снабжение);

- производство;

- реализация.

Заготовление – стадия, на которой происходит приобретение необходимых ресурсов.

Классификаций ресурсов существует множество, например [1, 2.3].

Для целей данной статьи приведем следующую классификацию ресурсов, в широком смысле, используемых для производства:

- труд (трудовые ресурсы) – способность человека воздействовать на объект воздействия (в данном случае предмет труда) определенным способом – «то, что воздействует (преобразовывают)», который в свою очередь делится на:

- материальный труд, когда человек непосредственно, физически, в т. ч., с помощью средств труда, воздействует на предмет труда;

- нематериальный труд, когда человек воздействует на предмет труда опосредственно, знанием, без физического труда. Примером нематериального труда может служить управленческий труд, когда управленец воздействует на предмет труда через представителя материального труда, который по экономическому значению  одновременно является для управленца средством труда и трудом для предмета труда.

- средства труда –  предметы действия, расширяющие возможность человека воздействовать на предмет труда  - «то чем воздействуют (преобразовывают)». В свою очередь можно выделить следующие виды средств труда:

- материальные средства труда, имеющие вещественную форму и воздействующие на предмет труда своей вещественной формой (станки, оборудование и т. д.);

- нематериальные средства труда, не имеющие вещественной формы, но имеющие материальный носитель и воздействующие на предмет труда  информационной формой;

- ресурсы, в узком смысле, здесь можно объединить все ресурсы, на которые происходит воздействие – «то, на что воздействуют (преобразовывают)»:

- материальные ресурсы в т. ч.

- ресурсы, потребляемые с отсрочкой – материальные ресурсы, которые могут храниться и потребляться в любой момент (прокат, комплектующие и т. д.), отличительный признак имеют твердую форму, или твердые части формы (касательно сыпучих ресурсов);

- ресурсы, потребляемые мгновенно – ресурсы, которые не могут храниться и потребляются мгновенно при возникновении такой потребности (электроэнергия, вода, газ) – не имеют твердой формы и/или могут быть обнаружены только с помощью аппаратных средств [4, c. 123];

- нематериальные ресурсы, не имеющие материальной формы, но имеющие материальный носитель, например программный код.

- технологии – способ воздействия на предмет труда для получения необходимого результата – «то, как воздействуют (преобразовывают)»

Финансы не включаем в данную классификацию по причине того, что данный вид ресурсов не используется в производстве, но при этом данный ресурс создает возможность производства, позволяя купить необходимые ресурсы производства, т. е. финансы – это метаресурс, могущий превратиться в любой ресурс

Существует дилемма, связанная с тем, что труд автоматизируется практически полностью, следовательно, на первый взгляд, человек заменяется механизмами, т. е. труд в производственном процессе не является присущим только человеку.

Для дальнейших рассуждений построим следующую модель (рис. 2)

Производство можно представить в виде модели контуров производства, включающей в себя

- преобразующий контур, включающий в себя все воздействующие элементы:

- труд;

- средства труда. Таким образом, в процессе автоматизации труд перетекает в средства труда, т. е происходит замещение труда средствами труда, оставляя, пока, за человеком функцию контроля, в дальнейшем за трудом останется функция творчества. Следовательно, труд на настоящем этапе экономического развития является только присущим человеку;

- преобразуемый контур, включающий в себя предмет труда, состоящий из определенного сочетания ресурсов

- технология, являющаяся процессом воздействия преобразовательного контура на преобразуемый контур.

Стадия заготовления включает в себя процесс заготовления и объекты заготовления (ресурсы в широком смысле), которые поступают на предприятие по разным каналам (для классификации каналов, используем типовую структуру производственного предприятия, так же в рамках статьи не рассматривается вариант продуцирования ресурсов внутри предприятия):

- труд поступает через кадровую службу, а так же через системы повышения квалификации персонала;

- средства труда поступают:

- через различные отделы, которым требуются средства труда;

- ресурсы, в узком смысле, поступают:

- ресурсы, потребляемые с отсрочкой поступают  через отдел снабжения;

- ресурсы, потребляемые мгновенно поступают через службу главного энергетика;

- нематериальные ресурсы поступают через отделы автоматизации;

- технологии чаще всего поступают через службы производства и/или инновационных отделов.

До момента перехода права собственности ресурсы, в широком смысле, имеют экономическую форму товара.

Основная задача экономического субъекта на стадии заготовление – обеспечение оптимального количества труда, средств труда, ресурсов, технологий для целей производства.

При переходе ресурсов со стадии заготовления на стадию производства происходит комплексная трансформация ресурсов в предмет труда.

Производство – стадия, на которой труд с помощью средств труда на основе технологии воздействует на предмет труда, состоящего из определенной комбинации ресурсов, с целью его преобразования (графически показано на рис. 2). Производство состоит из процесса производства и объектов производства: труда, средства труда, предмета труда и технологии.

Результатом производства является появление продукта труда, имеющее свойство отличное от арифметической суммы свойств ресурсов, в чем проявляется синергетичность производства. Продуктом труда является предмет труда с завершенным преобразованием.

При переходе со стадии производства на стадию реализации  продукт труда становиться продукцией, т. е. приобретает возможную потребительскую ценность. Трансформация предмета труда в продукт труда пространственно и темпорально локализуется местом и моментом приема ОТК.

Основная задача производства обеспечит продуцирование продукции для стадии реализации.

На стадии реализации происходит трансформация продукции в товар путем присвоения ценности. Стадия реализации состоит из процесса реализации и объекта реализации (экономического обмена) – товара. Результат реализации должен обеспечить возможность повторить производственный процесс. В момент завершения реализации товар продуцента (производителя) становиться ресурсом для потребителя.

Основная задача реализации, с точки зрения производства, обеспечить условия дальнейшего производства в рамках либо простого воспроизводства, либо расширенного воспроизводства, либо в рамках сужающегося воспроизводства, через приобретение метаресурса.

Выбор варианта воспроизводства зависит от состояния внешней среды.

В случае макроэкономических кризисных явлений экономически эффективнее применить сужающееся воспроизводство.

Таким образом, в рамках данной статьи на основе производственного подхода подтверждается оптимальная формула управленческого решения для VUCA-мира, разработанная в рамках маркетинг менеджмента, на основе модели экономического субъекта (рис. 3) [5]:

MD={OP, PP, IR}          (1)

Согласно формулы (1) оптимальное управленческое решение последовательно проходит через стадии (в скобках, указаны термины, применяемые в [5]):

- реализации (выход продукции);

- производство (производство продукции);

- заготовление (вход ресурсов).

В соответствии с производственным подходом можно выделить следующие  виды искажений и отклонений управленческого процесса в зависимости от их локализации:

- на стадии заготовления:

- переход товара в ресурс для экономического субъекта (G-R). На данной локализации управленческого процесса возможны отклонения и искажения  управленческого процесса в отношении качества и цены поставляемого ресурса. Основным субъектом управленческого процесса чаще всего является менеджер по снабжению. Основные искажения и отклонения допускаются в отношения цены ресурса. Чаще всего либо завышается цена ресурса, либо при среднерыночной цене поставки менеджер получает вознаграждение от поставщика, что ведет к перерасходы финансовых ресурсов для экономического субъекта;

- процесс заготовления (РР).

На данной локализации управленческого процесса  отклонения и искажения  управленческого процесса в отношении качества и количества поставляемого и хранимого (для ресурса, потребляемого с отсрочкой) ресурса (R). Основным субъектом управленческого процесса является кладовщик. Основные искажения и отклонения управленческого процесса допускается в отношении качества, снижаемого из-за неправильного по условиям или по срокам хранения ресурса.

В отношении труда (W) основным субъектом управленческого процесса является работник отдела кадров, который допускает искажение и отклонения при выборе подходящих работников для экономического субъекта, т. к. чаще всего на данном этапе происходит отсев кандидатов в сотрудники экономического субъекта. А последующие управленческие кадровые решения основаны на выборке, сформированной на данной стадии.

При приобретении средств труда (MW) основные субъекты управленческого решения являются технические работники, сопровождающие производственный процесс. Основные искажения и отклонения управленческого процесса возникают в случаях, когда покупается оборудование не соответствующее производственной мощности экономического субъекта с учетом производственной программы и стратегического плана развития экономического субъекта, не имеющих оптимальных технико-экономических характеристик, несоответствующих технологическому уровню, как предприятия, так и внешней среды.

При приобретении технологий (Т) основными субъектами управленческого процесса являются лица, ответственные за развитие экономического субъекта. Основной ошибкой является покупка технологий, которые либо уже соответствуют технологическому уровню внешней среды, либо в ближайшее время будут вытеснены более совершенными технологиями. Приобретению технологий необходимо уделять особое внимание, т. к. технологии являются «фоном» (средой) осуществления производственного процесса экономического субъекта, что наглядно продемонстрировано на рис. 2;

- на стадии производства можно выделить следующие локализации управленческого процесса:

- переход ресурса в предмет труда (R-OW). В данном случае основным субъектом управленческого процесса является лицо ответственное за определенный производственный процесс, чаще всего таковым является лицо, стоящее в начале производственного процесса. Основные отклонения и искажения управленческого процесса связаны с несоответствием ресурсов, труда, средств труда, технологий производственному процессу, целям дальнейшего развития экономического субъекта;

- процесс производства. Основным субъектом управленческого процесса является лицо ответственное за осуществление производственного процесса. Отклонения и искажения управленческого процесса в данной локализации связаны с оптимальным сочетанием технологии, ресурсов, труда и средств труда как по составу в предмете труда, так и в пространстве и времени.

- на стадии реализации выделены:

- переход продукта труда в продукцию (PW-P). Основные субъекты управленческого процесса – ОТК и кладовщики складов готовой продукции. Искажения и отклонения управленческого процесса, в основном, возникают из-за несоответствия продукта труда установленным нормативам качества продукции и ненадлежащего хранения продукции;

- процесс реализации (SP). Основные субъекты управленческого процесса – это сотрудники отделов реализации. В данном случае не рассматриваем маркетинговые службы, т. к. по своей сути она отвечает за всю деятельность экономического субъекта, согласно формулы (1). Отклонения и искажения управленческого процесса связаны с неправильным присвоением ценности продукции для ее превращения в товар, которая либо бывает завышенной, либо заниженной, чаще всего из-за неправильного позиционирования продукции во внешней среде и/или неверными расчетами соответствующих служб.

- переход товара в ресурс для потребителя (G-R). Основным субъектом управленческого процесса является потребитель. Искажения и отклонения управленческого процесса со стороны экономического субъекта в данном случае, возникают из-за неправильной трактовки реакций потребителя относительно товара, а так же по причинам указанным при переходе товара в ресурс на стадии заготовления.

Причины, вызывающие отклонения и искажения управленческого процесса, которые могут быть ценовыми, количественными, качественными, можно сгруппировать следующим образом:

- личная заинтересованность лица, ответственного за определенный управленческий процесс;

-  некомпетентность данного лица.

Публикация  подготовлена  в  рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-12-18001.


Библиографический список
  1. Евдокимова М.А. Экономические ресурсы производства. СПб.: СПбЛТА, 2001. 69 с.
  2. Ресурсы организации. URL: http://www.zarabotu.ru/statyi/Resursyorganiza.html (дата обращения: 21.06.2016)
  3. Клейман А. В. Классификация ресурсов современного предприятия URL: http://pandia.ru/text/77/313/35082.php (дата обращения: 21.06.2016).
  4. Ямилов Р. М. Бережливое производство: лин-процессирование в российских условиях // Известия ВУЗов. Серия«Экономика, финансы и управление производством» №01(23)/2015 С. 120 -127.
  5. Ямилов Р.М. Управленческий процесс: пример построения матрицы управленческого процесса в маркетинг менеджменте // Экономика, управление и инвестиции. – 2015. – № 2(8); URL: euii.esrae.ru/28-72 (дата обращения: 20.06.2016).


Все статьи автора «Ямилов Рамиль Могатович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: