УДК 338.48

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПАКЕТА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ТУРИЗМЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Локша Анна Владимировна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
кандидат филологических наук, доцент кафедры международного маркетинга и торговли

Аннотация
Последние два года правительство России проводило большую подготовительную работу по разработке механизмов улучшения инвестиционного климата в Дальневосточном регионе. В условиях, когда ожидается приток инвестиций на новые проекты необходимо производить планирование и расстановку приоритетов разработки новых проектов с учетом достижения максимального синергетического эффекта. В настоящей работе рассматривается проблема возникновения синергетического эффекта в туристском секторе экономики Приморского края. При формировании туристского пакета для зарубежных туристов необходимо выделять туристский объект, который составляет ядро тура и вспомогательные туристские объекты. В работе предлагается несколько инвестиционных проектов, которые могут быть привлекательными для составления туристского продукта для туристов из соседних с Приморским краем государств.

Ключевые слова: инвестиционный проект, инновации, синергетический эффект, туризм, туристский объект


SINERGETIC EFFECT AT FORMATION OF A PACKAGE OF INVESTMENT PROJECTS IN TOURISM IN PRIMORSKI KRAY

Loksha Anna Vladimirovna
Vladivostok state university of economy and service
candidate of philological sciences, assistant professor of the chair international marketingand trade

Abstract
Last two years the government of Russia spent the big spadework on working out of mechanisms of improvement of an investment climate in Far East region. In conditions when inflow of investments on new projects is expected it is necessary to make planning and arrangement of priorities of working out of new projects taking into account achievement maximum sinergetic effect. In the present work the occurrence problem sinergetic effect in tourist sector of economy of Primorski kray is considered. At formation of a tourist package for foreign tourists it is necessary to allocate tourist object which is the centre of round and auxiliary tourist objects. In work investment projects which can be attractive to drawing up of a tourist product for tourists from the states next to Primorski kray are offered some.

Keywords: innovations, sinergetic effect, the investment project, tourism, tourist object


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Локша А.В. Синергетический эффект при формировании пакета инвестиционных проектов в туризме Приморского края // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69721 (дата обращения: 19.11.2016).

Последние два года правительство России проводило большую подготовительную работу по разработке механизмов улучшения инвестиционного климата в Дальневосточном регионе. В марте 2015 года вступил в силу закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [1]. В соответствии с законом за год был создан целый ряд инвестиционных площадок по всему Дальнему Востоку. Ожидается, что к концу 2016 года объем инвестиций превысит 2 трлн рублей.

Особое место среди субъектов Дальневосточного региона занимает Приморский край. В ближайшие годы в крае планируется создать коммуникационную площадку для интеграции в международную транспортную систему стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Для привлечения инвесторов для развития столицы Приморского края – г. Владивостока был принят отдельный закон о «порто-франко» или закон «О свободном порте Владивосток» [2]. Этот закон вступил в силу в октябре 2015 года.

В ситуации когда создается мощный поток инвестиционных проектов появляется заметный эффект от взаимного влияния отдельных проектов, который называется синергетическим эффектом. В условиях, когда ожидается приток инвестиций на новые проекты необходимо производить планирование и расстановку приоритетов разработки новых проектов с учетом достижения максимального синергетического эффекта. Проблема исследования синергетического эффекта является весьма актуальной проблемой. Некоторые идеи учета синергетического эффекта при реализации портфеля инвестиционных проектов можно найти в работах [3-6]. Инновационные процессы в управлении инвестиционными проектами рассматриваются в работах [7-9]. Механизмы возникновения синергетического эффекта в различных отраслях экономики имеет свою специфику. В настоящей работе предлагается рассмотреть проблему возникновения синергетического эффекта в туристском секторе экономики Приморского края. Системный подход к планированию развития туристской отрасли региона на примере Приморского края рассматривается в работах [10-13].

С притоком зарубежных инвестиций на территорию Приморского края и облегчением таможенного и визового режима предполагается увеличение потока зарубежных туристов. В первую очередь, это туристы из стран АТР. В связи с этим рассмотрим некоторые туристские объекты, которые могли бы привлечь туристов из соседних стран.

В начале, необходимо сказать о потенциальных возможностях увеличения потока туристов из пограничных с Приморским краем стран. Владивосток занимает особое географическое положение. В радиусе 1000 км вокруг столицы Приморского края проживает более 414 млн человек (почти 300 млн человек в городах). Это единственный город в России с таким мощным окружением. Например, вокруг Москвы на таком же расстоянии население составляет менее 100 млн человек. На этом же пространстве (в радиусе 1000 км) ежегодно создаётся валовой внутренний продукт на сумму 6,6 трлн долл. США, что составляет порядка 9,5 % мирового валового продукта [14, с. 653].

Учитывая особое положение края, он был выбран в качестве площадки для создания одной из четырех игорных зон после установления запрета деятельности азартно-развлекательных учреждений и казино на территории России. Несмотря на то, что решение по размещению в Приморском крае игорной зоны было принято еще в 2009 году [15], открытие первого казино «Tigre de Cristal» произошло совсем недавно – 11 ноября 2015 года. Всего же на территории интегрированной развлекательной зоны «Приморье» предполагается построить десятки крупных объектов. Только в последний год инвесторы поверили в реальность реализации проекта игорной зоны в Приморском крае. Одной из причин опасения инвесторов вкладывать средства в развитие игорной зоны является неразвитость инфраструктуры Приморского края [16]. Это касается не только коммуникаций и подъездных путей, но и наличия развитой структуры прочих туристских объектов.

Туристская услуга носит комплексный характер. Для пребывания в стране туристу должна быть предложена целая программа, включающая посещение целого ряда интересных для него объектов. Например, если для отдыха туриста предлагается только необорудованный берег моря, это может привлечь определенный контингент российских непритязательных туристов, которые часто не имеют выбора из-за ограниченности в средствах. Но говорить о массовом потоке зарубежных туристов не приходится. Один, даже очень интересный туристский объект, должен быть дополнен прочими туристскими объектами. Желательно, наличие некоторого центрального туристского объекта, который будет служить ядром тура, прочие будут его дополнять и делать поездку незабываемой.

Для туристов из стран АТР привлекательными являются природные объекты. При очень высокой плотности населения и урбанизации крупных городов население этих стран очень трепетно относятся к природе и экологии [17]. Например, для туристов, прибывших в игорную зону, сегодня в качестве дополнительной программы можно было бы предложить посещение океанариума, который планируется открыть в июне 2016 года на острове Русском во Владивостоке. В настоящее время остров Русский соединен с городом Владивостоком самым большим в мире вантовым мостом. Его протяженность более трех километров, а расстояние до поверхности моря составляет 70 метров.

Океанариум является уникальным туристским объектом. Общая территория океанариума составляет около 35 тысяч квадратных метров. Объем воды всех бассейнов составит 25 тысяч тонн. Новый океанариум станет крупнейшим в России и одним из крупнейших в мире научных центров морской биологии, практически не имеющих аналогов по своим техническим возможностям и охвату направлений морских биологических исследований. В океанариуме представлено более 500 видов рыб. Кроме того, здесь будут проводиться шоу с крупными морскими животными, среди которых: моржи, белухи, дельфины.

На самом деле, оборудованных туристских объектов, отвечающих требованиям международного стандарта во Владивостоке не так много. Прекрасным дополнением к океанариуму мог быть стать такой объект, как ботанический сад. Крупные ботанические сады пользуются огромной популярностью у туристов во всем мире. В числе наиболее известных в мире ботанических садов Королевский ботанический сад Кью (Royal Botanic Gardens, Kew) в Великобритании, Старый ботанический сад Потсдама (Botanischer Garten Potsdam) в Германии, Ботанический сад Киото (Kyoto Botanical Garden) в Японии, Бруклинский ботанический сад (Brooklyn Botanic Garden, BBG) в США. Ботанические сады посещают миллионы туристов. Они служат площадкой огромного количества мероприятий. Наиболее известные ботанические сады России Императорский ботанический сад в Санкт-Петербурге, Главный ботанический сад имени Н. В. Цицина в Москве, Никитский ботанический сад в Ялте.

Ботанический сад во Владивостоке вполне мог бы стать местом массового посещения зарубежных туристов [18]. Его площадь составляет 170 га, из них 98% территории занято естественными лесами, являющимися эталоном природы Южного Приморья. В коллекциях ботанического сада более 3100 видов, форм и сортов растений открытого грунта. Из них коллекция цветочно-декоративных многолетников включает 490 видов. В крытых оранжереях произрастает 780 видов и сортов тропических и субтропических растений. Для сравнения, один из старейших ботанических садов России – Никитский ботанический сад в Крыму имеет площадь всего 40 га. Никитский сад является одним из наиболее посещаемых туристских объектов Крыма.

Ботанический сад во Владивостоке в настоящее время совершенно не отвечает требованиям к туристскому объекту международного уровня. Но этот объект обладает колоссальными потенциальными возможностями для своего развития. Его большим преимуществом является расположение в черте города. В настоящее время практически невозможно найти в черте города территорию такой площади для создания нового туристского объекта. Достаточно вспомнить историю выделения и согласования территории под размещение интегрированной развлекательной зоны «Приморье», на что ушел не один год (и это при полной поддержке правительства страны и администрации края). На реализацию данного проекта как социально значимого и имеющего большую научную значимость должно изыскать средства правительство России. Удалось же найти средства на строительство океанариума или тоннеля в Хасанском районе. Этот объект имеет для края не меньшее значение. В будущем ботанический сад мог бы приносить большие доходы в казну края и послужить отличным дополнением к уже действующим туристским объектам. Объекты, способствующие развитию экологической культуры населения начинают пользоваться большой популярностью не только у зарубежных туристов, но и у населения России [19-22].

Еще одним центром, который смог бы стать ядром туристского тура для зарубежных туристов мог бы стать такой объект как многоцелевой спортивно-технический комплекс «Приморское Кольцо» (Primring) [23]. Проект «Приморское Кольцо» стал одним из первых резидентов Свободного порта Владивосток. Его реализацию планируется произвести в четыре этапа. Первый этап уже завершен. Вторя очередь будет завершена в 2017 году. По завершении всего проекта в 2021 году объект должен приносить прибыль свыше 4 млрд рублей.

Среди перспективных объектов, который мог бы выступить как ядром тура, так и сопутствующим туристским объектом мог бы стать ипподром. Приморье обладает большими потенциальными возможностями для развития конных видов спорта и коннозаводства [24-26].

Как элементы тура для зарубежных туристов могло бы стать посещение различных мероприятий и праздников, которые отмечаются населением края. Широкий спектр событий, происходящих в крае в настоящее время используется в организации туров совершенно незначительно [27].

Заключение

В связи с принятием правительством России законов, определяющих новые механизмы стимулирования инвестиционных проектов в Приморском крае необходимо пересмотреть стратегию развития туристской индустрии, которая учитывала новые возможности по развитию въездного туризма. При разработке стратегии развития туризма необходимо ориентироваться на потребности туристов из соседних с Приморским крае стран. Новые туристские объекты должны соответствовать мировым стандартам.

Для сохранения и привлечения трудовых ресурсов в Приморском крае необходимо улучшить социальное самочувствие населения [28]. Владивосток должен стать мощным культурным центром международного значения на всем Дальнем востоке. В городе необходимо расширить строительство спортивных арен пригодных для проведения спортивных состязаний международного масштаба [29].

Необходимо продвигать Владивосток как центр постоянного посещения круизными лайнерами [30].


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» URL: http://rg.ru/2014/12/31/territorii-dok.html (дата обращения: 20.05.2016).
  2. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» URL: http://rg.ru/2015/07/15/fz212-dok.html (дата обращения: 20.05.2016).
  3. Коменденко С.Н., Писарев Д.В. Синергетический эффект совместной реализации инвестиционных проектов // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 23. С. 37-44.
  4. Будумян Е.В. Синергетический эффект как один из факторов повышения эффективности портфеля инновационно-инвестиционных проектов // Горизонты экономики. 2012. № 4. С. 29-31.
  5. Лисичкина Н.В., Голоктионова Ю.Г. Институционально-синергетический подход к моделированию и оценке инновационно-инвестиционной деятельности //Фундаментальные исследования. 2014. № 6-5. С. 987-991.
  6. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., Гусев Е.Г. Оптимизация календарного плана реализации программ на основе синергетического подхода // Проблемы теории и практики управления. 2008. №6. С. 90-97.
  7. Дюпина Л.Ф., Дикунова М.С., Прокопов В.Н. Оценка эффективности управленческих инноваций // Научный альманах. 2015. № 11-2 (13). С. 128-131.
  8. Родионова И.А., Шувалова О.В. Мировая промышленность, международное производство и прямые иностранные инвестиции // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-9. С. 1988-1992.
  9. Буньковский Д.В. Оптимизация взаимодействия крупного, среднего и малого предпринимательства в промышленности // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 6 (65). С. 148-152.
  10. Мартышенко Н.С. Управление структурой туристского кластера на основе маркетингового подхода // Региональная экономика: теория и практика. 2008. №34. С. 74-80.
  11. Мартышенко Н.С. Принципы формирования туристского кластера в Приморском крае // Экономика региона. 2009. №1. С. 204-208.
  12. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С. Оптимизация структуры инвестиций в региональные туристические проекты // Регион: Экономика и Социология. 2008. №3. С. 23-32.
  13. Мартышенко С.Н., Гусев Е.Г. Оптимизация позитивных структурных сдвигов в туристской отрасли региона // Математические заметки СВФУ. 2007. Т. 14. № 1. С. 151-161.
  14. Кравченко А.В. Игорная зона «Приморье» – катализатор регионального развития // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 653.
  15. Распоряжение Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 1213-р О создании игорной зоны “Приморье” на территории Артемовского городского округа Приморского края URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6627100/#ixzz49oeeHZxa (дата обращения: 20.05.2016).
  16. Мартышенко Н.С. Перспективы развития международного туризма в Приморском крае, связанные с открытием игорной зоны // Научный обозреватель. 2011. № 10. С. 4-6.
  17. Мартышенко Н.С., Катриченко Е.Е. Условия и тенденции развития международного туризма в Южной Корее // Практический маркетинг. 2012. № 12. С. 33-48.
  18. Мартышенко Н.С. Новые возможности развития предпринимательской среды в связи с вводом интегрированной развлекательной зоны «Приморье» Практический маркетинг. 2016. № 5 (231). С. 17-24.
  19. Вечерская Е.С. Формирование экологического сознания населения средствами лесоохранной пропаганды //Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 2. С. 112-115.
  20. Трухан В.Д. Экологическое поведение потребителей: новая эра // Практический маркетинг. 2014. № 9 (211). С. 3-7.
  21. Мартышенко Н.С. Экологический туризм – важнейшее направление развития международного туризма в Приморском крае // Российский журнал экотуризма. 2012. № 3. С. 34-38.
  22. Косолапов А.Б., Плоткина Н.П., Кушнарева И.Ю., Коссов А.Ю., Лозовская С.А., Изергина Е.В. Развитие сельского туризма в Приморском крае // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-8. С. 1811-1815.
  23. Синенко И.Ю. Роль спорта в интеграции в интеграции России в социальное пространство АТР // Известия Восточного института. 2014. № 2 (24). С. 56-61.
  24. Мартышенко Н.С. Конный туризм и спорт – конкурентноспособный сектор туризма и путешествий в Приморском крае // Региональная экономика: теория и практика 2009. №28 (121). С. 68-71.
  25. Жохова В.В., Соловьева Е.Н. Конные туры как перспективное направление активных видов туризма Приморского края // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). С. 290-292.
  26. Мартышенко Н.С. Виды предпринимательства на базе конного туризма и спорта в Приморском крае // Экономика и предпринимательство. 2013. №3. С. 364-367.
  27. Мартышенко Н.С. Формирование Ивент-стратегии развития въездного туризма в Приморском крае // Event-маркетинг. – 2012. №3. С. 178-197.
  28. Коростелева А.А. Проблемы развития спорта высших достижений в Приморском крае // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 7 (37). С. 218-221.
  29. Мартышенко С.Н. Синергетическая модель повышения качества жизни // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-4. С. 858-865.
  30. Логунова Н.А. Использование маркетингового подхода при формировании стратегии развития круизного туризма // Практический маркетинг. 2014. № 4 (206). С. 30-38.

 



Все статьи автора «natalya.martyshenko»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация