УДК 338.465

УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЕРАТОРА КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

Чаадаев Виталий Константинович
АО «Ресурсная Инвестиционная Компания»
генеральный директор

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы необходимости формирования достоверной информации о параметрах предоставления коммунальных ресурсов для планирования мероприятий по сокращению потерь коммунальных ресурсов при их транспортировке и распределении.

Ключевые слова: коммерческий учет, оператор, сокращение потерь, энергетические ресурсы, энергоэффективность


OPERATING CONDITIONS OF THE OPERATOR OF THE COMMERCIAL ACCOUNTING OF ENERGY RESOURCES

Chaadaev Vitaly Konstantinovich
Resource Investment Company
General Director

Abstract
In article questions of need of forming of reliable information of parameters of provision of municipal resources for planning of actions for reducing losses of municipal resources in case of their transportation and distribution are considered.

Keywords: commercial accounting, energy efficiency, energy resources, reducing losses


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чаадаев В.К. Условия функционирования оператора коммерческого учета энергоресурсов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69540 (дата обращения: 20.11.2016).

В настоящее время существуют определённые проблемы при определении полезного отпуска коммунальных ресурсов конечным потребителям за отчётный период (месяц) и формировании такого показателя, как коммерческие потери, источником которых служат безучётное и бездоговорное потребление, неточность учёта, недоучёт объёмов и качества поставленных и потребленных коммунальных ресурсов [10, 15].

Ресурсоснабжающие организации (далее – РСО) покрывают свои издержки за счёт повышения тарифов и, тем самым, формируют статистику корректированных данных, на основании которых формируется политика развития отрасли и инвестиционные программы.

Качественное управление тарифами на уровне региона (муниципального образования) невозможно при современных условиях, которые характеризуются разрозненностью информации, несогласованностью действий РСО (разные бизнес-интересы), отсутствием унифицированных и типизированных прикладных решений, обеспечивающих возможность оперативного мониторинга и реагирования [2, 3, 11, 12, 13, 16].

Оператор коммерческого учета – это независимая организация, оказывающая участникам рынка ЖКХ (генерирующие, сетевые, сбытовые компании, исполнители ЖКУ, потребители) услуги:

-     по сбору, хранению и обработке показаний приборов учета, необходимых для определения взаимных финансовых обязательств субъектов рынка ЖКХ;

-     по учету и обработке данных о нештатных ситуациях при поставке коммунальных услуг;

-     прочие сопутствующие услуги по согласованию с заказчиками (техническое обслуживание средств измерений, формирование энергобалансов и т.д.).

Миссия Оператора коммерческого учета – являться гарантом достоверности коммерческой информации и ее соответствия требованиям действующих нормативных документов [4, 5, 6, 8, 22].

Задачи Оператора коммерческого учета:

1. Обеспечение единства измерений между производителями и потребителями коммунальных ресурсов, упорядочивание взаимоотношений между поставщиками коммунальных ресурсов и конечными потребителями – гражданами.
2. Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также организаций бюджетной сферы от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, используемых в сфере энергоснабжения.
3. Организация эффективной системы управления бизнес-процессами предоставления коммунальных услуг:

-     внедрение инновационных технологий учета и их постоянное совершенствование;

-     обеспечение оперативной обработки нештатных ситуаций при поставке коммунальных ресурсов;

-     ведение документооборота между организациями коммунального комплекса и конечными потребителями коммунальных ресурсов, отражающего динамику потребления и представляющего собой массив данных, на основе которого решаются задачи оптимизации энергопотребления.

4. Оптимизация затрат организаций бюджетного сектора на коммунальные ресурсы.

Перечень основных заказчиков услуг, оказываемых оператором коммерческого учета, приведен в таблице. 1.

Таблица  1. Перечень основных Заказчиков услуг, оказываемых Оператором коммерческого учета

Исполнитель услуги

Наименование услуги

Заказчики услуг

Оператор учета потребления коммунальных ресурсов.
  1. Формирование итоговых (за период) данных о потреблении коммунальных ресурсов (КР) (для биллинговой системы в целях осуществления начислений по каждому потребителю).
  2. Предоставление данных о качественных параметрах поставленных КР в различных информационных срезах.
Информационные и расчётные центры ЖКХ
  1. Оснащение установленных приборов учета КР устройствами съема и передачи данных и подключение их к АИИС КУЭ.
  2. Организация доступа к данным АИИС КУЭ специалистов Заказчика услуг в рамках их полномочий и выполняемых функций.
  3. Предоставление данных о качественных параметрах поставленных КР в различных информационных срезах.
  4. Мониторинг нештатных ситуаций по работе приборов учета КР.
  5. Предоставление отчетности АИИС КУЭ по согласованному с Заказчиком перечню и формам отчетных документов.
  6. Формирование итоговых (за период) данных о потреблении КР (для биллинговой системы в целях осуществления начислений по каждому потребителю).
  7. Предоставление потребителям ЖКУ в сети Интернет (личный кабинет на сайте) оперативной и статистической информации о потребленных КР.
Исполнители жилищных и коммунальных услуг.
  1. Оснащение установленных приборов учета КР устройствами съема и передачи данных и подключение их к АИИС КУЭ.
  2. Организация доступа к данным АИИС КУЭ специалистов Заказчика услуг в рамках их полномочий и выполняемых функций.
  3. Предоставление данных о качественных параметрах поставленных КР в различных информационных срезах.
  4. Мониторинг нештатных ситуаций по работе приборов учета КР.
  5. Предоставление отчетности АИИС КУЭ по согласованному с Заказчиком перечню и формам отчетных документов.
Ресурсоснабжающие организации (РСО).
  1. Мониторинг нештатных ситуаций по работе приборов учета КР.
  2. Предоставление отчетности АИИС КУЭ по согласованному с Заказчиком перечню и формам отчетных документов.
Сервисные компании.
  1. Предоставление в сети Интернет (личный кабинет на сайте) оперативной и статис­тической информации о потребленных коммунальных ресурсах.
Потребители ЖКУ, имеющие прямые договора с РСО.

Типовая организационная модель и типовая модель информационного взаимодействия приведены на рис. 1 и рис. 2, соответственно [1, 7, 14, 17, 18, 19, 20, 21].

 

Рис. 1. Типовая организационная модель

 

Рис. 2. Типовая модель информационного взаимодействия

Деятельность оператора коммерческого учета позволит решить ряд задач в интересах участников рынка:

-     обеспечит единство измерений и расчетов для граждан, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, органов местного самоуправления;

-     минимизирует издержки на создание и эксплуатацию инфраструктуры сбора, обработки и хранения данных;

-     обеспечит информационную поддержку для расчета энергетических балансов и создания энергетических паспортов объектов по каждому виду коммунальных ресурсов;

-     обеспечит проведение сравнительного анализа параметров потребления коммунальных ресурсов в домах с одинаковыми техническими характеристиками;

-     обеспечит учет данных для применения дифференцированных тарифов;

-     сформирует базы знаний для разработки и контроля тарифных планов на поставку коммунальных ресурсов и проведения мероприятий по энергосбережению;

-     сократит издержки расчетных центров на обработку данных из разных источников за счет типизации автоматической передачи данных о приборах учета, об объемах и качестве коммунальных ресурсов и услуг.

-     минимизирует риски потерь энергоресурсов и несанкционированного подключения к инженерно-коммунальным сетям при транспортировке, распределении и потреблении;

-     минимизирует рисков предоставления искаженных данных:

  • исполнителями коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям об объемах потребления коммунальных ресурсов;
  • организациями ЖКХ при предоставлении статистических и финансовых отчетов в государственные органы, органы местного самоуправления и органы статистики (в том числе для расчета нормативов и тарифов);

-     снизит текущие ежемесячные затраты управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций на содержание контролеров, устранение рисков, связанных с ручным сбором показаний с приборов учета;

минимизирует стоимости коммунальных ресурсов, подлежащих распределению между потребителями многоквартирного дома (потери в доме, содержание мест общего пользования и др.).


Библиографический список
  1. Димов Э.М., Маслов О.Н., Скворцов А.Б., Чаадаев В.К. Имитационное моделирование сложных экономических систем // Электросвязь. 2002. № 8. С. 44.
  2. Чаадаев В.К. Инновационные и инвестиционные технологии реинжиниринга предприятий связи и информатизации // диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Ижевский государственный технический университет. Ижевск, 2007.
  3. Чаадаев В.К. Как правильно выбрать ERP-систему // Управление компанией. 2004. Т. 07. № 38. С. 67.
  4. Чаадаев В.К. Коммерческий учет – гарантия защиты от недостоверных результатов измерений // Социальные науки. 2016. Т. 1. № 1-1(11). С. 61-70.
  5. Чаадаев В.К. Методологические подходы к созданию оператора коммерческого учета энергоресурсов // Актуальные вопросы современной науки, 2015. № 3(7). С. 99 – 103.
  6. Чаадаев В.К. Оператор коммерческого учета – организация процессов управления потреблением энергоресурсов // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 1-1 (59). С. 192-194.
  7. Чаадаев В.К. Организация современных подходов к мониторингу и управлению коммунальным хозяйством // Реформа ЖКХ. 2008. № 10. С. 14.
  8. Чаадаев В.К. Проблемные зоны взаимодействия между участниками рынка коммунальных услуг при отсутствии оператора коммерческого учета // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 С. 92-96.
  9. Чаадаев В.К. Проектирование экспертных систем для реинжиниринга бизнес-процессов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. № 48-2. С. 230-237.
  10. Чаадаев В.К. Разработка стратегии сокращения потерь и неучтенных расходов воды // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4-1 (46). С. 140-142.
  11. Чаадаев В.К. Реинжиниринг бизнес-процессов на предприятиях связи // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. № 48-3. С. 115-121.
  12. Чаадаев В.К. Реинжиниринг, развитие и управление бизнес-процессами связи // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2008. № 3. С. 126.
  13. Чаадаев В.К. Экономическая сущность и классификация бизнес-процессов организаций коммунального комплекса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-2. С. 99-102.
  14. Чаадаева В.В. Информационные технологии как базовый инструмент устойчивого развития коммунального сектора экономики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2015. № 11-12. С. 79-81.
  15. Чаадаева В.В. Коммунальный сектор экономики как вид экономической деятельности // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7 (60). С. 831-835.
  16. Чаадаева В.В. Методология организационного развития и реинжиниринга // В сборнике: Управление экономикой: методы, модели, технологии тринадцатая Международная научная конференция: сборник научных трудов. 2013. С. 89-92.
  17. Чаадаева В.В. Применение экономических моделей и информационных технологий при создании системы управления бизнес-процессами в сфере ЖКХ // В сборнике: Современная наука: проблемы и пути их решения Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Западно-Сибирский научный центр; Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева. 2015. С. 286-290.
  18. Чаадаева В.В. Принципы разработки целевой модели устойчивого развития предприятия коммунального сектора экономики // Экономика: теория и практика. 2016. № 1 (41). С. 112-117.
  19. Чаадаева В.В. Устойчивой развитие экономики на основе инновационных преобразований // Актуальные вопросы современной науки. 2010. № 16. С. 387-397.
  20. Чаадаева В.В. Целевая модель предприятий коммунального сектора как инструментарий разработки и управления бизнес-процессами // Вопросы региональной экономики. 2016. Т. 26. № 1. С. 60-65.
  21. Чаадаева В.В. Целевая модель предприятия коммунального сектора экономики: разработка и управление бизнес-процессами // Экономические и гуманитарные науки. 2016. № 2 (289). С. 106-113.
  22. Чаадаева В.В. Особенности процессов производства и потребления коммунальных ресурсов и услуг // В сборнике: Новейшие исследования в современной науке: опыт, традиции, инновации Научно-издательский центр «Открытие». 2015. С. 121-124.


Все статьи автора «Чаадаев Виталий Константинович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация