УДК 339.13

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЫНКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Николенко Полина Григорьевна1, Терехов Андрей Михайлович2
1Институт пищевых технологий и дизайна - филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Нижегородский государственный инженерно-экономический университет", К.э.н., доцент кафедры «Сервис и экономика сферы услуг»
2Институт пищевых технологий и дизайна - филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Нижегородский государственный инженерно-экономический университет", К.э.н., заведующий кафедрой «Сервис и экономика сферы услуг»

Аннотация
В работе рассмотрена сущность потребительских рынков, раскрыты особенности различных типов потребительских рынков. Рассмотрена система потребительской кооперации как элемент активизации потребительского рынка, предложены этапы диагностики. Представлен анализ состояния и развития потребительского рынка товаров и услуг.

Ключевые слова: биологические активы, диагностика, инфраструктура, механизмы регулирования рыночных процессов, потребительский рынок, экономическое развитие


CHARACTERISTICS OF CONSUMER MARKETS AT THE PRESENT STAGE OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Nikolenko Polina Grigoryevna1, Terekhov Andrey Mikhaylovich2
1Institute of Food Technology and Design - a branch of the state budgetary educational institution of higher education «Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Candidate of Economics, Associate Professor of Service and economy service sector
2Institute of Food Technology and Design - a branch of the state budgetary educational institution of higher education «Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Candidate of Economics, Head of Enterprise’s Service and economy service sector

Abstract
The work examines the nature of consumer markets, the features of different types of consumer markets. Considered the system of consumer cooperatives as part of the revitalization of the consumer market. The proposed stages of diagnosis. Presents an analysis of the status and development of consumer market of goods and services.

Keywords: biological assets, consumer market, diagnosis, infrastructure, mechanisms of regulation of market processes


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Николенко П.Г., Терехов А.М. Характеристика потребительских рынков на современном этапе экономического развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69378 (дата обращения: 19.11.2016).

Важной задачей современного менеджмента на всех уровнях хозяйствования является своевременная диагностика потребительских рынков, которая позволит выявить проблемы обеспечения населения, организаций, государства необходимыми товарами (услугами) и определить место региона в национальной экономике и направление его развития.

Для проведения сравнительной характеристики потребительского рынка, рассмотрены его характеристики, предложены этапы диагностики, дополненные необходимостью исследования блока комплексных показателей регионального рынка. В понимании авторов потребительский рынок определяется как совокупность экономических отношений, между его участниками по поводу производства, реализации, потребления, товаров, услуг (работ).

Состояние потребительского рынка зависит от множества факторов, показателей спроса, предложения, объема производства, реализации товара (услуги), индивидуального, общественного потребления, формирующихся в торговле, общепите, в сфере сервиса и других отраслях. Положение дел на потребительском рынке устанавливается посредством анализа системы общественных, экономических и организационно – управленческих отношений в части изготовления и реализации товаров, а также социально-экономического обеспечения функционирования отдельных слоев населения товарами (детей, пенсионеров, инвалидов) в конкретном регионе.

Основными целями государственного регулирующего воздействия на потребительский рынок являются оптимизация потребностей и интересов участников рынка, их активизация через стимулирующее воздействие фискальной, монетарной, дотационной политики.

Цель исследования заключается в выявлении сущности потребительских рынков в необходимости их диагностики для обеспечения продовольственной безопасности региона.

Методами исследования послужили: индуктивный, дедуктивный, анализ литературных источников, сравнение.

Многие экономисты, маркетологи выделяют следующие разновидности рынков: рынок товаров (услуг); рынок ценных бумаг (акций, облигаций и пр.); рынок кредитных ресурсов; рынок недвижимости (первичный и вторичный жилищный фонд); рынок капиталов; рынок биологических активов; рынок средств производства и др. Упрощенно, потребительский рынок можно представить   типами (табл. 1):

Таблица 1 – Типы потребительских рынков [5]:

Тип рынка Краткий комментарий
Рынок потребительских товаров

 

Включает рынки для потребительских товаров длительного пользования, электронных товаров, мебели, оргтехники, машин, оборудования и т. д.
Рынок пищевой продукции

 

Включает подрынки: молока и молочных продуктов, мяса и мясных продуктов, изделий хлебопекарного, кондитерского, макаронного производства, напитков и т.д.).
Рынок розничных товаров Включает ассортимент товаров реализуемых супермаркетами, универсальными, специализированными магазинами и т.д.
Рынок обслуживания (транспортировки) Состоит из почтовых услуг, гостинично – ресторанных услуг, услуг курьера, логистических услуг и т.д.
Рынок биологических активов сельского хозяйства

 

Включает краткосрочные и долгосрочные биологические активы животноводства и растениеводства, оцениваемые по справедливой стоимости [9]

Каждый из рассмотренных рынков имеет свои особенности, которые обусловлены различием экономических субъектов, взаимодействующих на этих рынках, видом товара (услуги) предлагаемых на рынке, спецификой отрасли для которой этот товар (услуга) предназначен. Так, рынок биологических активов нацелен на товаропроизводителей и потребителей продукции сельского хозяйства. Предназначение биологических активов – производство сельскохозяйственной продукции, к которой относится мясо, молоко, шерсть, зерно и т.д. Данная продукция может быть использована как для собственных нужд (потребления), так и для дальнейшей реализации. Руководители предприятий АПК, фермеры являются активными участниками такого рынка, они заинтересованы в обновлении племенного фонда скота, породного состава сельскохозяйственных животных, семенного фонда. Такая тенденция обусловлена возможностью повышения продуктивности (урожайности), необходимостью обновления генофона животных и растений. Активизация отношений между участниками рынка биологических активов является главным показателем развития отрасли сельского хозяйства, что особенно актуально в условиях государственной политики импортозамещения.

В составе потребительских рынков выделяют рынки потребительских услуг и потребительских товаров, которые состоят из отдельных товарных групп. В современных условиях структура и объем потребительских рынков зависят от уровня организации деятельности предприятий, состояния отраслей народного хозяйства, государственной политики, макроэкономических показателей. Особенности различного рода потребительских рынков отражают структуру товарооборота, указывают на используемые методы прогнозирования спроса и предложения на товары и услуги. Невозможно с достаточной долей вероятности спрогнозировать перспективы развития спроса, не имея данных о насыщении рынка конкретным товаром. Так спрос на биологические активы может меняться в зависимости от планов расширения производства сельхозпродукции в конкретном регионе или крупном сельхозпредприятии, в зависимости от эффективности проводимых госпрограмм развития сельского хозяйства, эффективности ограничительных мер в отношении импорта и т.д.

Следует отметить, что потребительский рынок подвергается трансформации, его невозможно представить без рынка услуг и сервиса населению (рынка бытовых, банковских, риэлтерских услуг, услуг и сервиса гостинично-ресторанных комплексов, рынка аутстаффинга, аутсорсинга и др.) Комплексное существование потребительских рынков товаров и услуг необходимо для участия в производственно-технологическом процессе, распределении, обмене и потреблении. Сбои, происходящие на продовольственном рынке, меняют естественный ход воспроизводственного процесса и в первую очередь это проявляется на демографической политике и отрицательно сказывается на качестве жизни населения. Территориальный признак деления рынков приводит к выделению локальных рынков. Функционированию локального потребительского рынка способствует развитая рыночная инфраструктура, именно она обеспечивает стабильную деятельность рыночной системы на мезо, микро и макроуровнях. Совокупность институтов, кредитная, банковская системы, валютные, сырьевые, фондовые, трудовые биржи, торговые, страховые компании, налоговые инспекции, ярмарки, промышленно – торговые палаты, рекламные, информационные агентства, ассоциации, система государственных учреждений составляют инфраструктуру потребительского рынка. Классификационные подход к потребительскому рынку с позиций инфраструктуры делят его на организованный и неорганизованный. Организованный (активный) рынок, реализует продукцию через торговую сеть, специализированные товарные биржи. К данному типу рынка следует также относить реализацию продукции (услуг) непосредственно населению, а также реализацию товаров, полученных по обменным операциям и торговым сделкам. На так называемом неорганизованном (стихийном) рынке происходит реализация товаров частным лицам. Такие рынки располагается на улице, площади и других общественных местах.

Элементом инфраструктуры рынка, а также мощным инструментом импортозамещения при активизации потребительского рынка является система потребительской кооперации, которая в Нижегородской области действует в рамках облпотребсоюза. Именно это формирование имеет многофункциональную систему хозяйственной деятельности, включающую розничную, оптовую торговлю, производство, заготовку, услуги, образование.

Ассоциации потребительской кооперации Нижегородской области находятся на 3 месте среди потребсоюзов России по сумме уплаченных налогов (после Москвы, Краснодарского края), они являются основными бюджетообразующими организациями потребительского рынка в районах области. Потребительская кооперация на сегодняшний день нацелена на импортозамещение, на потребительских рынках через налаживание хозяйственных связей сельскохозяйственных, перерабатывающих и промышленных отраслей [4;7]. Эффективность стратегии импортозамещения через функционирование потребительской кооперации на потребительском рынке очевидна, она позволяет снижать риски поставок продукции, меньшей становится и потребность в создании чрезмерно масштабных резервных фондов. Импортозамещение позволит мобилизовать ресурсы кластерных образований, использовать инновационные технологии, организовать и наладить новые отрасли и производства. Новые модели потребительских рынков, станут почвой научных исследований, влекущих увеличение поступлений налогов в бюджет, через активизацию деловой активности. Именно в этом случае появиться платформа для формирования экономической безопасности региона[8].

Потребительская кооперация, как организационный инструмент представляет многоотраслевую систему потребительского рынка, осуществляющую в интересах пайщиков, партнеров, потребителей, государства торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность, не запрещенную законодательством РФ, способствующую развитию инфраструктуры рынка. В настоящее время Нижегородский областной союз потребительских обществ объединяет около 100 тысяч пайщиков. В стоимостном измерении розничный оборот от деятельности потребительской кооперации в 2013 году составлял более 11 млрд. рублей. Материальная база потребительской кооперации включает в себя 1658 розничных торговых предприятий, в том числе 1633 магазина. Общественное питание включает 247 предприятий. У нее имеются современные организационно-экономические механизмы управления в логистических сетях – реинжиниринг и информационные технологии, 4 оптово-розничных предприятия. Кооперативное производство облпотребсоюза Нижегородской области представлено 148 цехами, из них 43 – по производству хлебобулочных изделий, 5 колбасных цехов, 40 – кондитерских, 12 – по производству безалкогольных напитков, 10 – по переработке рыбы, – по выработке полуфабрикатов, что является важным условием продовольственной безопасности [4].

Рынок потребительских товаров состоит из рынка продовольственных (в т.ч. сельскохозяйственная продукция, продукты питания) и непродовольственных товаров (бытовая техника, автомобили, сельскохозяйственная техника и т.д.). Он характеризуется долями, которые в нём занимают эти товары. На непродовольственном рынке реализуется непищевая продукция, а сам рынок характеризуется частой степенью обновления товаров, изменением спроса на них, отсутствием ограничений в объемах. Некоторые особенности рынка обуславливают индивидуальные подходы, связанные с формированием спроса и структуры реализуемого продукта. Например, в определенный временной промежуток рынок может приобретать различные формы, которые выявляют новые каналы реализации продукции и услуг для потребителей.

Потребительские рынки различаются и по характеру конкуренции, в связи с этим, выделяют: монополистический рынок, рынок свободной конкуренции (практически не реализуем), рынок монополистической конкуренции (где используется государственное регулирование цен, и могут устанавливаться монопольно высокие и монопольно низкие цены, как в централизованно –плановой экономике), рынок олигополии (встречается в энергетической сфере, гостинично – ресторанном бизнесе, машиностроении, самолетостроении). Существуют международные и национальные рынки, которые характеризуются определенной валютой, системами сбора налогов, таможенных пошлин, национальными или международными стандартами качества и безопасности реализуемых товаров (услуг).

Рынок потребительских товаров является рынком товаров (услуг) широкого потребления. Он формируется при реализации следующих мер [2]:

1. Развитии экономической деятельности в сфере производства и сбыта продукции продовольственного и непродовольственного назначения.

2. Поддержки малого и среднего бизнеса.

3. Гибкой фискальной политики и кредитного стимулирования в отношении субъектов экономической деятельности, реализующих товары (услуги) широкого потребления.

4. Свободного ценообразования на товары и услуги.

Реализация указанных мероприятий опирается на государственные механизмы регулирования рыночных процессов, в которое входит следующее:

1. Принятие законодательных актов в части модернизации и совершенствования механизмов регулирования потребительских рынков.

2. Стимулирование экономической деятельности через организационно-экономические механизмы реализации налоговой, финансовой политики направленных на поддержку отдельных отраслей и форм предпринимательства.

3. Социальная поддержка малообеспеченных слоев населения, материнства.

4. Внедрение технологий, связанных с продвижением продукции на рынок.

5. Внедрение эффективного механизма ценообразования и регулирования цен.

6. Стандартизация и сертификация продукции (услуг), защита прав потребителей.

7. Антимонопольное законодательство и мониторинг рыночных процессов и др.

По нашему мнению, в целях совершенствования потребительского рынка необходима его своевременная диагностика, при которой следует выполнение пошаговых направлений:

− выделение приоритетов в развитии потребительского рынка;

− повышение качества услуг торгового обслуживания, населения различных сегментов;

− развитие современных торговых баз, комплексов, дискаунтных, сетевых магазинов, торговых центров;

− оптимизация товарных потоков и товародвижения на принципах современной логистики;

− совершенствование действующего законодательства, нормативно-правовых актов и разработка новых в сфере регулирования потребительского рынка товаров;

− формирование сети посреднических организаций, терминалов, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю и продвижение товаров до потребителей;

− создание благоприятных условий для инновационной и инвестиционной деятельности на потребительском рынке товаров.

Диагностика потребительского рынка это современный организационно – экономический механизм управления, базирующий на главных аксиомах существования рынка:

– потребности человека, общества безграничны;

– ресурсы, производящие товары и услуги ограничены и редки.

Анализ потребительского рынка должен опираться на экономические принципы Альфреда Маршалла, которые дополняются и совершенствуются под влиянием экономических, маркетинговых, управленческих, социологических исследований. В силу отсутствия единых подходов изучения, исследования множества рынков, в науке существует проблема проведения достоверной диагностики потребительского рынка. На потребительские рынки влияет множество факторов, и изменение одного из них влечет не только изменение одной переменной на одном рынке, оно имеет волнообразное воздействие на многие рынки. Анализ состояния и развития потребительского рынка товаров и услуг авторы предлагают поэтапно. Используя информационный ресурс [11] нами интерпретированы этапы диагностики потребительского рынка характерные для современной ситуации (табл.2)

Таблица 2 – Этапы диагностирования потребительского рынка Нижегородской области

Первый этап диагностики потребительского рынка – подготовительный
 1. Определение предмета и объекта экономической диагностики регионального потребительского рынка товаров, услуг. Предметом и объектом исследования может стать товарный ряд:

- молоко и молочные продукты;

- детская одежда;

- мебель;

- гостиничный, банковский продукт и т.д.

2. Обоснование целей и задач экономической диагностики потребительского рынка, связанных с отраслевой принадлежностью продукта, услуги его сбытовой политикой в определенный лаг времени.

Задачи анализа потребительского рынка нацелены:

– на конъюнктурные и прогнозные исследования рынка;

– определение емкости и отдельных сегментов рынка;

– изучение конкурентов аналогичных товаров и их стратегий посредством проведения SWOT- анализа;

– исследование возможной реакции покупателей и конкурентов на введение нового товара (услуги).

3. Выбор основных методов исследования потребительского рынка, основанный на синергетическом эффекте количественных и качественных исследований, глубинных интервью, групповых дискуссий, статистических методов

4. Разработка программы проведения экономической диагностики потребительского рынка:

– выдвижение целей, задач и проблем исследования потребительских рынков;

– перечисление гипотез идей, подлежащих проверке;

– определение методов проведения диагностики;

– выделение переменных величин, способов изменения каждой переменной

– измерение переменных (цены, количества потребителей, выручки);

–выбор процедуры организации наблюдения;

– описание анализа будущих данных;

– определение сроков проведения исследований и предоставление полученных результатов;

– определение бюджета исследования

5. Формирование информационной базы по потребительским рынкам с использованием информационных технологий, через реинжиниринг

Второй этап диагностики потребительского рынка – основной
1. Выделение главных проблем и приоритетных направлений потребительского рынка товаров, услуг

2. Оценка уровня развития потребительского рынка товаров, услуг на мезо-, микро, – макро – уровнях

3.Оценка потенциала потребительского рынка для определения уровня продовольственной и иной безопасности региона

4. Диагностика емкости потребительского рынка товаров, услуг

5.Диагностика эффективности функционирования организаций оптовой и розничной торговли

Третий этап диагностики потребительского рынка – заключительный
1.Итоговые результаты экономической диагностики потребительского рынка товаров.

2. Составление отчета по результатам анализа

3. Разработка перспективных направлений развития потребительского рынка товаров и услуг по территориальному принципу

4. Решение проблем функционирования потребительского рынка на мезо уровне

Диагностика потребительского рынка, тесно связана с расчетом и анализом широкого круга показателей. При исследовании инфраструктуры рынка в Нижегородской области авторы статьи предлагают обратить внимание на блок показателей потребительского рынка во взаимодействии с факторами (табл.3).

Таблица 3 – Основные параметры, влияющие на потребительский рынок Нижегородской области

1) фактор – социально-экономические, демографические характеристики и показатели потребительского рынка Нижегородской области

Уровень жизни населения

Реальные месячные доходы на душу населения руб./чел.–Х1

Объем потребления в месяц материальных благ и услуг, руб./чел.– Х2

Уровень потребления в месяц продовольственных товаров, руб./чел –Х 3

Уровень потребления в месяц непродовольственных товаров, руб./чел. – Х 4;

Среднее соотношение рабочего и свободного времени в месяц, кол-во рабочего времени. час/ количество часов отдыха – Х5

Среднемесячный размер назначенных пенсий, руб./пенсионера– Х6

Среднемесячная стипендия студентам руб./студента–Х 7

Величина прожиточного минимума в месяц на душу населения, руб. /чел – Х 8

Среднегодовая численность работников, чел.– Х 9

Среднегодовая численность пенсионеров, чел. –Х 10

Среднегодовая численность населения, чел.–Х 11

Площадь территории, км2–Х 12

Численность активного населения, чел.– Х13

Количество безработных, чел – Х 14

Количество налогов от хозяйственной деятельности организаций, руб. – Х 15;

Уровень инфляции, % – Х 16

Обеспеченность жильем, чел.– Х 17

2) фактор – особенности потребительского рынка

Инфраструктура потребительского рынка

Количество объектов розничной, оптовой торговли, кооперативных ассоциаций, организации общественного питания, единиц, –Х18

Площадь торговых помещений, м2,– Х19

Площадь залов обслуживания в организации общественного питания, м2– Х 20

Число мест обслуживания в организациях общественного питания, количество мест, – Х 21

Площадь номерного фонда, м 2 – Х22

Площадь парикмахерских залов, м2 –Х 23

Площадь ярмарок, торговых палат м2 – Х 24

Международное взаимодействие

Доля импорта продовольственных товаров в товарообороте –Х 25

Доля импорта непродовольственных товаров в товарообороте– Х26

Стоимость экспортной продукции (за год), руб. – Х27

 

Инвестиционная и инновационная деятельность

Инвестирование в основные промышленные фонды потребительского рынка на душу населения, руб. /чел., –Х 28

 

Проведение диагностики потребительского рынка, ведение мониторинга показателей, обозначенных в таблице 3 следует дополнить алгоритмами расчета потенциала потребительского рынка региона. В общем виде формула производственного потенциала рынка выглядит следующим образом:

n

П п.р. = Ч п.п.е. [Е п.п. х М п.п. х Эdd.( ss.)] + Ф.Э.П., (1)

i=1

где

П п.р.– потенциал потребительского рынка;

Ч п.п.е. – число производственных и потребительских единиц;

Е п.п. – единицы производства или потребления;

М п.п. – показатели мощности единиц (производственной или потребительской);

Эdd.( ss.)]  – эластичность спроса или предложения;

Ф.Э.П.– прочие факторы и элементы потенциала;

n-число единиц потенциала.

Емкость рынка по некоторому товару в течение календарного года рассчитывают на основе статистических данных по формуле:

Ер = Q м.п. + ТЗ + Q и – Q э, (2)

где Ер – емкость рынка;

Q м.п. – объем производства товаров местными производителями региона;

ТЗ – товарные запасы в предприятиях торговли, общественного питания, гостинично – ресторанном комплексах;

Q и – объем импорта товаров;

Q э – объем экспорта товаров;

Ориентировочная емкость потребительского рынка в целом по области может быть рассчитана по формуле:

О.Е п.р. = (Д.д. ср – С.ф.н.п.т.у.) х Ч ср., (3)

где Д ср – среднедушевой денежный доход (руб),

С.ф.н.п.т.у. – стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, используемого для межрегиональных сопоставлений покупательской способности населения;

Ч ср. – среднесписочная численность населения области в исследуемом периоде

Потребительский рынок входит в состав первой укрупненной группы и представляет собой «территориальную орга­низацию сферы обращения, обеспечивающую на основе развитых товарно-денежных отношений удовлетворение потребностей населения при минимальных издержках обращения» [6]. В целях упорядочения рыночных отношений, достижения рационального баланса и равновесия на нем следует использовать технологии мониторинга, проводить текущую, отчетную диагностику потребительского рынка.

Развитию потребительского рынка в Нижегородской области способствуют Нижегородская ярмарка, Торгово-промышленная палата Нижегородской области. Особые условия для потребительского рынка создает Торгово-промышленная палата Нижегородской области с момента ее основания и по сегодняшний день, которая функционирует на основании и в рамках Закона о торгово-промышленных палатах РФ, принятого Государственной думой в июле 1993 года, и Устава ТПП НО. В соответствии с Уставом, ТПП Нижегородской области создана для содействия развития цивилизованного потребительского рынка и интегрирования части рыночной экономики в мировую хозяйственную систему [10]. Именно ТПП Нижегородской области выполняет функции, приводящие потребительский рынок к организованному виду.

Так нормативно-правовые функции способствуют взаимодействию между субъектами предпринимательской деятельности, и государством, содействуют развитию малого и среднего бизнеса в Нижегородской области. Штат сотрудников ТПП НО осуществляя взаимодействия с участниками, организаторами, закупщиками осуществляют нормативно-правовую, научно-аналитическую, исследовательскую деятельность по основным проблемам развития региона.

Экспертно-оценочная функция удостоверяет в соответствии с международной практикой и порядком, установленным ТПП России, сертификаты происхождения товаров, оформляет документы, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, проводит экспертизу, контроль качества, количества и комплектности товаров. Оказывает содействие в проведении не зависимой оценки и экспертизы товаров, инфраструктурных объектов рынка услуг и сервиса.

Функция организации внешнеэкономических связей и ВЭД содействующая привлечению инвестиций в экономику Нижегородской области и развитию внешнеэкономических связей региона. Она оказывает практическую помощь нижегородским организациям по установлению хозяйственных связей, в том числе с иностранными партнерами. Торгово-промышленную палату Нижегородской области можно считать экономико-правовым институтом, который предоставляет набор услуг для бизнеса – сообществ и населения области, главные из них:

– экспертиза и сертификация происхождения товаров;

– оценочная деятельность и регистрация интеллектуальной собственности;

– услуги по развитию внешнеэкономических и региональных связей;

– юридическое консультирование, содействие в решении споров через третейский суд;

– бухгалтерские и аудиторские услуги.

Имея совершенную инфраструктуру обслуживания Торгово- промышленной палаты, область может занять активную позицию по формированию потребительского рынка, ориентированного на качество и удовлетворение индивидуальных, общественных потребностей [3].

Итак, потребительские рынки являются чувствительными организациями, они связанны с особенностями их функционирования, а также направлениями развития товарооборота на отечественном, региональном международном уровнях. Значительные изменения в развитии потребительских рынков обусловлены меняющимися предпочтениями потребителей, развитием технологий и реализацией мер государственной политики, вследствие этого следует апробировать на практике всестороннюю диагностику локального рынка области, через всю совокупность индикаторов, выявлять проблемные «точки» и совершенствовать производственную, законодательную, торговую, кадровую инфраструктуру.


Библиографический список
  1. Алексеев, А.А. Маркетинговые исследования рынка услуг: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во СПбУЭФ. 2010. – С.25.
  2. Аренков, И.А. Маркетинговые исследования: основы, теории и методики: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во СПбУЭФ,2012. – С. 45.
  3. Золин, С.В. региональный уровень общественной институционализации в рф на примере торгово-промышленной палаты нижегородской области/ С.В. Золин, Р.В. Голубин, М.А. Казаков// Международные отношения. Политология. Регионоведение. – Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (1), С. 283–287
  4. Кутаева, Т.Н. Современное состояние многоотраслевой деятельности организаций потребительской кооперации Нижегородской области/ Т.Н. Кутаева, И. В. Шавандина, Ю. С.Шамин// Вестник НГИЭИ. –   2014. – выпуск 5(36). – С. 107-113.
  5. Мотышина, М.С. Методы и модели маркетинговых исследований: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во СПбУЭФ,2014. – С.78.
  6. Новоселов, А. С. Теория региональных рынков: учебник. Ростов н/Д ; Новоси­бирск, – 2002. –  277с.
  7. О Нижегородском облпотребсоюзе 2013 год http://nnops.ru/ops.html“>URL:http://nnops.ru/ops.html.
  8. Семыкин, В.А.  Импортозамещение как эффективный инструмент оптимального развития рыночной экономики / В.А. Семыкин, В.В. Сафронов, В.П. Терехов. – Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. –  2014. С. 2–7.
  9. Терехов, А.М. Рекомендации по трансформации специализированной бухгалтерской отчетности по биологическим активам сельского хозяйства / А.М. Терехов, И.Е. Мизиковский, А.В. Терехова // Агропродовольственная политика России № 8, 2015 г. – С. 56-59.
  10. Устав Торгово-промышленной палаты Нижегородской области. URL: http://www.tpp.nnov.ru/upload /docs/file.1214478611.doc.
  11. Черемисина, Т.Н. Экономическая диагностика как инструмент регулирования регионального потребительского рынка товаров / Т.Н. Черемисина // Социально-экономические явления и процессы. – 2013.–  № 4 (050).– С. 229-234.


Все статьи автора «Терехов Андрей Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация