Научный руководитель: Ахунова Е. А.,
старший преподаватель кафедры «Финансы»,
Ташкентский финансовый институт, Ташкент, Республика Узбекистан
Финансовая политика государства направлена на обеспечение экономического роста, стимулирование или сдерживание ускоренного развития отдельных сфер, отраслей и видов деятельности, обеспечение развития научно-технического прогресса и социальной сферы путем проведения различных мероприятий с целью воздействия на различные объекты, включая субъекты хозяйствования и отдельные экономические процессы и финансовые отношения юридических и физических лиц, посредством принятия и реализации финансовых регулирующих мер для достижения стратегических целей и решения тактических задач социально-экономического развития. Для эффективного выполнения функций и задач по развитию как экономики, так и социальной сферы государство в лице органов государственной власти и управления применяет различные инструменты государственной финансовой политики, включая налоги, которые являются одним из инструментов государственного финансового регулирования развития экономики и социальной сферы, используемым в процессе разработки и реализации налоговой политики.
Налоговая политика как экономическая категория является разноплановым понятием. Рассмотрим подходы разных ученых-экономистов к определению термина «налоговая политика».
Майбуров И. А. и другие определяют налоговую политику как составную часть социально-экономической политики государства, ориентируемую на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и обеспечивать социально-экономический прогресс общества [1, с. 73].
Романовский М. В., Врублевская О. В. и другие полагают, что налоговая политика государства представляет собой косвенный метод государственного регулирования экономики, систему актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов, направленных на реализацию определенных задач, стоящих перед обществом, определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы ее осуществления [2, с. 228].
По мнению Куликова Н.И., Куликовой М. А. и Назарчук Н.П. налоговая политика представляет собой комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей, а ее проявлением является налоговые льготы, объекты и ставки налогов [3, с. 26].
Сысоева Е. Ф. и Мельник Е. Н. выделяют несколько подходов к определению понятия и сущности налоговой политики [4, с. 21-26]:
1. Традиционный подход, в соответствии с которым налоговая политика ограничивается только сферой налогов и налогообложения, но при этом не раскрываются существенные и общие характеристики данного явления.
2. Функционально-целевой подход. Под налоговой политикой в данном случае понимается совокупность мероприятий, проводимых государством, направленных на решение определенных целей и задач:
– обеспечение финансовых потребностей государства и отдельных социальных групп;
– эффективное регулирование отношений, возникающих в связи с установлением налогов и сборов;
– стимулирование социально-экономической активности субъектов экономики и занятости;
– обеспечение экономического роста и развития экономики;
– создание благоприятного налогового климата;
– повышение налогового потенциала.
3. Подход, основанный на разделении налоговых полномочий, являющийся многоуровневым подходом, в рамках которого каждому уровню управления (федеральный, региональный, местный в федеративном государстве и общегосударственный и местный в унитарном государстве) соответствует свое определение налоговой политики.
4. Стратегически-ориентированный подход связан с выделением целевых стратегических ориентиров налоговой политики и рассмотрением ее стратегии и тактики с учетом подчиненного характера налоговой политики по отношению к стратегии социально-экономического развития страны, региона или муниципального образования.
На основе объединения данных подходов Сысоевой Е. Ф. и Мельник Е. Н. налоговая политика определена как часть финансовой политики, суть которой состоит в подготовке, принятии и реализации решений в области налогов и налогообложения, связанных с формированием финансовых ресурсов государства и регулированием социально-экономических процессов на различных уровнях управления в соответствии с выбранной налоговой стратегией [4, с. 27].
По мнению Панскова В. Г., налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов [5, с. 81].
Кузулгуртова А.Ш. рассматривает налоговую политику как совокупность проводимых уполномоченными государственными органами финансово-правовых мероприятий стратегического и тактического характера, предусматривающих аккумуляцию денежных средств в бюджетную систему, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, а также косвенное финансирование в целях регулирования развития различных отраслей экономики [6, с. 60-61].
Ахмедова Э. С. и Рамазанова Б. К. определяют налоговую политику как комплекс мероприятий, проводимых государством в области налогов с целью реализации основных направлений социально-экономического развития [7, с. 192].
Поролло Е. В., Казаков В. В. рассматривают налоговую политику как сферу деятельности государства по разработке системных условий установления и порядка реализации налоговых отношений, имеющую целью экономическое обеспечение выполнения государственными структурами возложенных на них общественно значимых функций. При этом налоговая политика отражает объективные закономерности развития экономики, в соответствии с которыми определяются методы распределения и перераспределения национального дохода при помощи налогов, а в качестве основных задач налоговой политики указанными авторами выделены нахождение равновесия в процессе одновременной реализации конкурирующих функций налогов, обеспечение такого уровня налоговых поступлений в бюджетную систему, который был бы достаточен для выполнения расходных обязательств государства, ограничение возникающих диспропорций в распределении доходов, стимулирование реализации общественно-значимых целей развития экономики и социальной среды, нейтрализация рисков, негативно влияющих на экономическую безопасность государства [8, с. 153-154].
Таким образом, являясь частью финансовой политики государства, налоговая политика представляет собой совокупность мер косвенного воздействия государства на экономику путем изменения состава входящих в налоговую систему налогов, налоговых ставок, установления или отмены налоговых льгот, понижения либо повышения общего уровня налогообложения и применения других инструментов. В процессе разработки и реализации налоговой политики государства налоги используются не только для формирования доходной части бюджета государства, обеспечения органов государственной власти и управления необходимыми финансовыми ресурсами для осуществления ими своей деятельности, но и для регулирования социально-экономических процессов в стране с целью повышения социального благосостояния населения и стимулирования развития экономики.
Библиографический список
- Налоги и налогообложение: учебное пособие / под ред. Майбурова И. А. − 4-е изд., перераб. и доп. −М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – (Золотой фонд российских учебников). – 558 с.
- Финансы: учебник для бакалавров / Под. ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 590 с.
- Куликов Н. И., Куликова М. А., Назарчук Н. П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. –Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. – 388 с.
- Сысоева Е. Ф., Мельник Е. Н. Налоговая политика государства и оценка ее эффективности на региональном уровне: монография. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 236 с.
- Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов. −М.: ЮРАЙТ, 2010. – 667 с.
- Кузулгуртова А. Ш. Налоговая политика как сфера обеспечения ресурсами государственной финансовой политики // Финансы и кредит. – 2011. – № 5. – С. 59-70.
- Ахмедова Э. С., Рамазанова Б. К. Налоговая политика: сущность и элементы // Теория и практика общественного развития – 2013 – № 3. С. 191-193.
- Поролло Е. В., Казаков В. В. Налоговая политика и ее влияние на общественное развитие // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 319. – С. 153-156.
Количество просмотров публикации: Please wait