УДК 339

ИССЛЕДОВАНИЯ РИСКОВ ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ

Богданова Елена Евгеньевна
Тюменский государственный университет
студентка 1 курса магистратуры направления «Менеджмент»

Аннотация
В статье рассмотрены риски предприятия с целью определения стратегического положения на внешнем рынке. Использованы различные методы анализа рисков предприятия: метод экспертных оценок, аналитическое обоснование, составлена карта риска, и предложена матрица оптимизации. В результате оценки положения предприятия на рынке предложены рекомендованные внешнеэкономические стратегии ведения деятельности.

Ключевые слова: аналитическое обоснование, внешнеэкономические риски, зона хозяйствования, карта риска, матрица оптимизации, метод экспертных оценок, стратегия предприятия


RISK RESEARCH IN MANAGEMENT DECISIONS IN THE FOREIGN MARKET

Bogdanova Elena Evgenevna
Tyumen State University
1st year student of Master's "Management"

Abstract
The article describes the risks of the enterprise to determine the strategic position in the foreign market. Use different methods of analysis: the method of expert evaluations, analytic study, the risk map drawn up and proposed to optimize the matrix. The evaluation of the enterprise market position offered to foreign economic strategy of the recommended activities.

Keywords: analytic reasoning, company strategy, economic zone, external economic risks, method of expert evaluations, optimization matrix., risk map


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Богданова Е.Е. Исследования рисков при принятии управленческих решений на внешнем рынке // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68102 (дата обращения: 20.11.2016).

Эффективное развитие любого предприятия зависит не от отсутствия рисков, как внешних, так и внутренних, а, в первую очередь, от грамотного анализа среды и своевременного использования методов исследования рисков при построении управленческих решений.

Риск — это возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе осуществления планов и реализации бюджетов предприятия. Методы анализа рисков

Исследование внешнеэкономических рисков ОАО «Тюменский аккумуляторный завод».

ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» производит аккумуляторные батареи и осуществляет продажу за рубеж. Таким образом, предприятие в своей деятельности постоянно сталкивается со всевозможными рисками, как внутренней среды, так и внешней. В связи с этим целесообразным является исследования внешнеэкономических рисков с целью принятия грамотного управленческого решения.

Рассмотрим наиболее актуальные проблемы рынка аккумуляторов.

Риски на стадии производства. Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея, может быть причиной значительных производственных рисков из-за воздействия свинца

Протечка свинцово-кислотных или щелочных аккумуляторов приводит к ожогам электролитом. При перезарядке больших свинцово-кислотных аккумуляторов может выделяться водород, что в закрытых помещениях увеличивает опасность взрывов и пожаров.

Производители аккумуляторов стали осознавать возрастающую экологическую опасность при утилизации аккумуляторов, содержащих токсичные тяжелые металлы, когда их просто выбрасывают на свалку или сжигают вместе с бытовым мусором.

Самая главная проблема – рост цен на свинец. Колебание цен на свинец и его сплавы является одним из основных факторов риска при производстве стартерных аккумуляторов, потому что его удельный вес в структуре себестоимости составляет 65-75%. Мировое производство производство, и потребление свинца растут.

Добыча руды и вторичная переработка этого металла в последние годы имеют устойчивую тенденцию к росту, что, однако не приводит к снижению цен.

На динамику цен на свинец в мире влияет множество различных факторов, основным из которых являются постоянный рост машиностроительной отрасли во многих странах. Увеличение потребления свинца во многих странах приводит к его дефициту. Увеличение спроса в свою очередь влечет за собою постоянный рост цен [10].

Риски на этапе транспортировки. Следует отметить, что в текущий период времени аккумуляторная промышленность России переживает не лучшие времена. Это вызвано с ростом тарифов транспортировки и, как уже отмечалось, цен на комплектующие.

Каждый процент повышения цены на стартерную батарею увеличивает стоимость автосервисных услуг на 4–6%. 60 % роста цен происходит из-за искаженных тарифов на транспортировку и энергоносители. Для сравнения: в белорусской практике затраты на транспорт колеблются от 12 до 14 %, себестоимость энергоносителей не превышает 19 %.

Сэкономив на расстоянии, но применив лучшие иностранные ноу-хау, белорусский производитель АКБ выигрывает – предлагает технически совершенные автомобильные аккумуляторы по оптовым ценам и без убытков на пути сообщения как на внутреннем рынке, так и на экспорт.

Доставка продукции ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» в Республику Казахстан обладает преимуществом в отношении остальных стран, так как Тюменская область находится на границе с Казахстаном, таким образом, транспортные издержки относительно ниже, чем при поставках в Киргизию, Армению или Беларусь.

Далее рассмотрим риски на этапе сбыта продукции. Самым важным климатическим фактором, влияющим на работу аккумуляторной батареи, является температура воздуха, при понижении температуры возрастает плотность электролита, он становиться более вязким и потому хуже проникает в поры пластин. В результате скорость реакции резко снижается и уменьшается время, в течение которого батарея сможет выдавать необходимый ток для запуска двигателя. В довершении всего при низких температурах батарея хуже принимает заряд. [9]

Сезонный фактор: уменьшение спроса на автомобильные аккумуляторы весной. Наибольшим спросом автомобильные аккумуляторы пользуются в осенне-зимний период, когда из-за холодов многим автовладельцам требуется мощный и одновременно надежный аккумулятор, способный повернуть коленчатый вал двигателя. Соответственно данная проблема касается автовладельцев из тех стран, в которых климат достаточно переменчив и суров, это – России, Казахстана и Беларусь, в странах с мягким климатом спрос не реагирует на сезонный фактор.

Поскольку наблюдается рост автомобильного парка мира, то можно утверждать, о тенденции развития первичного рынка аккумуляторных батарей (ориентированного на автомобилестроение).

В условиях уменьшения экономической активности в результате кризиса и снижения благосостояния реальных и потенциальных покупателей аккумуляторных батарей фактор приверженности покупателей низким ценам для национальных производителей является пока благоприятным.

Огромное воздействие  оказывает недобросовестная конкуренция со стороны мировых корпораций, в том числе на рынке РФ и стран СНГ.

На российском рынке и рынке СНГ очень много батарей отечественного производителя. Цены на такие аккумуляторы колеблются от 600 до 1600 рублей. Но при этом технологический уровень продукции уступает зарубежным аналогам.

Наиболее известными производителями аккумулятор являются Hoppecke, Varta, Kraft, Fiam. В основном немецкий производитель, качество которого на порядок выше отечественного. Цены на такие аккумуляторы выше, чем на отечественные, и составляют – 800 – 2200 рублей.

Разряжаются иностранные батареи через восемь месяцев, а отечественные уже через три. Но при этом иностранные поступают в продажу менее свежими, чем наши, потому как около месяца находятся в пути.

Политический риск. В таких странах, как Армения, Казахстан государство активно реализует программу экспортно-ориентированной промышленности и развития машиностроения, что может привести к сложностям проникновения на рынок и повышения конкуренции.

Благодаря анализу внешней среды удалось выяснить, что в странах – импортерах продукции ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» существует высокая конкуренция на рынках Казахстана, Беларуси как с отечественными производителями, так и с иностранными.

Изучив внешний рынок, мы смело можем приступать к составлению матрицы рисков и анализу рисков ОАО «Тюменский аккумуляторный завод».

На внешнем рынке ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» может столкнуться с рисками, предложенными в таблице 1.

Таблица 1- Риски ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» и мероприятия по их минимизации*

Этап Риск Последствие Решение
I производство
1) риск нарушения норм безопасности
(протечка свинцово-кислотных и щелочных аккумуляторов, выделение большого объема водорода, свинцовых газов)
дополнительные затраты из-за производственных травм

строгий контроль технологических процессов

2)экологический риск дополнительные затраты на ликвидацию, штрафы

переработка (утилизация); инновационное развитие

3) риск сбоя в электричестве дополнительные затраты из-за производственных травм; снижение качества продукции

формирование собственных источников электричества

4) повышение цен на свинец повышение себестоимости

переработка втор.сырья (утилизация)

II Транспортировка 1) риск повышения транспортных издержек повышение цен

перенос ответственности на транспортную компанию или принимающую сторону

2) риск механической порчи продукции  дополнительные затраты из-за порчи

страхование

III сбыт 1) риск сезонного снижения спроса

снижение спроса

предложение скидок в несезонное время
2) конкурентный риск внедрение НИОКР для повышения конкурентоспособности товаров
3) политический риск сложность проникновения на рынок, конкуренция государственная поддержка
4) риск неоплаты товара

дополнительные затраты

оценка деловой репутации поставщиков
5) риск просрочки платежа

*Источник: составлено автором

На основе расчета оценки степени рисков ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» в таблице 2 рассмотрим страны наиболее подверженные внешнеэкономическим рискам.

Таблица 2- Оценка степени рисков ОАО «Тюменский аккумуляторный завод»*

Номер риска Риск Вероятность наступления Степень влияния Коэффициент риска
1 Риск нарушения норм безопасности  30 90 
2 Экологический риск  20  2  40
3 Риск сбоя в электричестве  10  3 30 
4 Риск повышения транспортных издержек      
Армения  20  2  40
Беларусь  20  3  60
Казахстан  10  3  30
Киргизия  30  2  60
5 Риск механической порчи продукции      
Армения  20  1  20
Беларусь  20  2  40
Казахстан  10  2  20
Киргизия  30  1  30
6 Риск сезонного снижения спроса      
Армения  10 2  20
Беларусь  30 4  120
Казахстан  30 4  120
Киргизия  10 2  20
7 Риск конкуренции      
Армения  4  40  160
Беларусь  4  30  120
Казахстан  4  30  120
Киргизия  2  30  60
8 Политический риск      
Армения  40  5  200
Беларусь  10  3  30
Казахстан  30  2  60
Киргизия  10  3  30

*Источник: составлено автором

На рисунке 1– отражен средний уровень риска в стране присутствия ОАО «Тюменский аккумуляторный завод».


Рисунок 1– Средний уровень риска в странах присутствия ОАО «Тюменский аккумуляторный завод»*

*Источник: составлено автором

Армения по уровню среднего риска (80) превосходит остальные страны, далее следует Беларусь(74) и Казахстан (70), регион с наименьшим риском – Республика Киргизия.

Составим карту рисков на внешнем рынке для ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» в странах присутствия (см. рис. 2).

Рисунок 2 – Карта рисков на внешнем рынке для ОАО «Тюменский аккумуляторный завод»*

*Источник: составлено автором

Из матрицы видно, что на внешнем рынке ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» имеет риски как низкого, так и среднего и высокого уровня. Также видно, что наиболее подвержены внешнеэкономическим рискам такие страны как Беларусь, Казахстан и Армения. Риски в этих странах находятся выше линии толерантности. Риски в Армении относятся к уровню катастрофически. В таблице 3 представлены риски выше линии толерантности.

Таблица 3 – Риски высокого уровня*

Номер риска Риск Вероятность наступления Степень влияния Коэффициент риска
1 Риск нарушения норм безопасности  30 90 
6 Риск сезонного снижения спроса      
Беларусь  30 4  120
Казахстан  30 4  120
7 Риск конкуренции      
Армения  40  4  160
Беларусь 30  4  120
Казахстан  30 4  120
8 Политический риск      
Армения  40  5  200

*Источник: составлено автором

Утверждение низкого риска не обязательно, однако необходимо зафиксировать риск в реестре. Необходим периодический мониторинг уровня риска.

В случае экономической целесообразности при рисках среднего уровня руководство компании может принять решение о разработке мероприятий по минимизации рисков, а также производить периодический мониторинг уровня риска.

Необходимые действия при рисках высокого уровня: незамедлительные действия, необходимые для снижения риска целевого уровня путем разработки мероприятий по минимизации рисков.

Рассмотрим баланс рентабельность/риск ОАО «Тюменский аккумуляторный завод в зарубежных странах» (см. рис. 3). Наиболее рентабельный экспорт в Казахстане (11,8%), при этом уровень риска средний (74), таким образом, наиболее оптимальная внешнеторговая деятельность в Казахстане, в Киргизии не смотря на низкий уровень риска, рентабельность эффективность экспорта низкая.

Рисунок 3 – Матрица оптимизации*

*Источник: составлено автором

Таким образом, каждая зона хозяйствования требует рассмотрения рекомендации для минимизации рисков и повышения эффективности при формировании внешнеэкономической стратегии в этих регионах.

Анализ внешней среды хозяйствования ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» сформировал информационную базу для проведения метода экспертных оценок для определения наиболее серьезных рисков для предприятия. В ходе проведения исследования были применены различные методы, такие как аналитические, графические и матричные.

Результатом проведения исследования были выявлены наиболее приоритетные места хозяйствования для ОАО «Тюменский аккумуляторный завод», что имеет практическую ценность при принятии решения и выходе на внешние рынки производственных предприятий.


Библиографический список
  1. Барсукова Т. В. Алгоритм построения системы риск-менеджмента в российской компании / Проблемы современной экономики. 2011. № 3. С. 100–103.
  2. Зозуля Д.М. Внешнеэкономические риски и стратегии их минимизации в системе антикризисного управления фирмой.//Мировая экономика – Донской государственный технический университет. – с. 107-111
  3. Кутафьева Л. В. Приемы и методы управления предпринимательскими рисками // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 322-324.
  4. Мартьянова О.В. Оценка рисков при анализе внешнеторговых контрактов. / Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова./ Аудит и финансовый анализ 4’2012 ; c137-148
  5. Радченко К. С. Качественный анализ рисков при проектном финансировании // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 285-287.
  6. Тэпман Л.Н. Экономика предприятия : Риски в экономике М.: Юнити-Дана, 2002. — 380с.
  7. Маюнова Н. В. Основы управления проектами. — [Электронный курс] 2011 г. — Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook164/book/index/index.html?go=part-013*page.htm (дата обращения 02.05.2016)
  8. ОАО «Тюменский аккумуляторный завод: – URL: http://tyumen-battery.ru/index.php (дата обращения: 02.05.2016)
  9. Отраслевой аккумуляторный портал. – URL: http://www.battery-industry.ru/ (дата обращения: 02.05.2016)
  10. ПАК группа компаний. Оптовая продажа автомобильных аккумуляторов. Изменение цен на свинец в мире. – URL: http://www.1ak.ru/articles/izmenenie-cen-na-svinec  (дата обращения: 02.05.2016)


Все статьи автора «Богданова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация