УДК 304.44

К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ДЕВИЗЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Мезенцев Евгений Анатольевич1, Колмакова Евгения Александровна2
1ФГБОУ ВО Омский государственный технический университет, кандидат философских наук, доцент кафедры "Философия и социальные коммуникации"
2ФГБОУ ВО Омский государственный технический университет, кандидат философских наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается проблема национальной идеи и государственного девиза в современной России, которая представляется как страна-цивилизация. Национальная идея понимается как миссия народа и государства, в которой воплощён культурный и цивилизационный код как общий знаменатель личного и общественного интереса, как модель поведения для каждого гражданина. Кроме того, рассматривается возможность выражения национальной идеи посредством вербальной единицы «Слава. Отечество. Честь».

Ключевые слова: государственность, государственный девиз, национальная идея, национальное самосознание, нация, отечество, патриотизм, слава, честь


TO THE QUESTION ABOUT THE NATIONAL IDEA AND NATIONAL MOTTO MODERN RUSSIA

Mezentsev Evgeniy Anatolevna1, Kolmakova Evgenia Aleksandrovna2
1Omsk State Technical University, Ph.D., Associate Professor of "Philosophy and social communication"
2Omsk State Technical University, Ph.D., Associate Professor of "Philosophy and social communication"

Abstract
The problem of national idea of modern Russia and its state motto. Russia is presented as a country civilization. National idea is presented as a mission of the people and the state, which embodied the cultural and civilizational code, as the common denominator of personal and public interest, as a model of behavior for every citizen .. The possibility of expression of the national idea through verbal units "Glory. Fatherland. Honor".

Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мезенцев Е.А., Колмакова Е.А. К вопросу о национальной идее и государственном девизе современной России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/67414 (дата обращения: 19.11.2016).

Более тысячи лет назад Святой князь Владимир принял судьбоносное решение о крещении Руси. Это знаменательное событие означало не только начало утверждения христианства как государственной религии на Руси и зарождение Русской Церкви, но и основу генезиса русского народа. Христианская религия выступила скрепляющей и объединяющей основой для формирования русской государственности. По замечанию Л. Н. Гумилева, «крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю» [1].

За тысячу лет сформировался особый тип культуры и цивилизации со своим уникальным набором ценностей, своими закономерностями общественного развития, своей моделью социума и государства, своей системой исторических и духовных координат, все чаще именуемый в современном общественно-политическом и философском дискурсе русско-российской цивилизацией или «Русским миром».

Идею Русского мира как особого типа цивилизации много раз в своих выступлениях упоминал В.В. Путин. В своём приветствии Святейший Патриарх Кирилл на открытии XVII Всемирного русского народного собора сказал: «Каждый христианин в своей жизни задается или, по крайней мере, должен задаваться вопросом: «Что, Господи, Ты повелеваешь мне сделать в жизни? Каков замысел Твой обо мне и о моей жизни?» Но тот же вопрос можно поставить и о человеческих сообществах: например, каков замысел Божий о России? Что Бог повелевает нам как наследникам, продолжателям единой Святой Руси и традиций Русского мира совершить в то время, которое Он нам дал? Является ли Россия особой, уникальной, самостоятельной цивилизацией, равновеликой Западу, Индии или Китаю?» [2].

Идея Русского мира, России как страны-цивилизации является надэтнической, надгосударственной, надконфессиональной. В её основе лежит исторический, социокультурный и иной опыт Руси-России, связанный с приоритетом высокой духовности и презрением к «золотому тельцу» [3]. При этом в православной религии, (как, впрочем, и в исламе) в противовес западному католицизму и протестантизму также глубоко лежит идея нестяжательства не только как монашеской аскезы, но и этического принципа, сформированного под влиянием монашества, присущего русскому менталитету в целом.

Проблема национальной идеи чрезвычайно актуальна для любой страны. Для нашей (в силу ее отсутствия) – особенно.

«Национальная идея» – понятие чрезвычайно неоднозначное и многогранное. При этом, является ли оно научным, исследователи спорят. Это связано со сложностью данного явления и тем, что это понятие размытое.

В самом общем виде национальная идея – «систематизированное обобщение национального самосознания в его надвременном бытии…» [4]. Она может быть выражена в образной форме (в художественных, философских произведениях) или в рационально-научной (философских, публицистических и общественно-политических текстах). По сути, национальная идея выражена в трех известных вопросах: «Кто мы?», «Откуда?» и «Куда идем?». Пока народ и каждый человек не ответит на них для себя, он может быть только направляемым извне, но не свободным как личность и не гражданином своей страны.

Владимир Соловьев определил национальную идею так: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [5]. Таким образом, идея нации – это миссия народа и государства, в которой воплощён культурный и цивилизационный код – средство объединения различных людей и культур, мнений и верований в одной стране. Это общий знаменатель личного и общественного интереса, и, что еще важнее, модель поведения для каждого гражданина.

Национальная идея в обобщенном виде представляет национальное самосознание – «совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности»[6]. На эту тему рассуждали такие русские философы как П. Я. Чаадаев, Н. Я. Данилевский, С. Л. Франк, И. А. Ильин, ведь именно в художественном творчестве и в философии, прежде всего, происходит осознание национальной идеи. Все исследователи в качестве элементов национального самосознания выделяли религию как ядро, вокруг которого формируется культура, история, традиции, обычаи народа, любовь к Отечеству.

Вопрос о необходимости обретения нашей страной своей национальной идеи возник неслучайно. Мы по сей день живём по полуколониальной Конституции, в которой в статье 13 нам запрещено иметь свою идеологию и национальную идею в масштабах всей страны: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [7].

Следует отметить, что государственность в полной мере обретается не тогда, когда сформированы основные государственные и социальные институты, и не тогда, когда его признают субъектом международного права, а тогда, когда большинство граждан этой страны будут считать себя неотъемлемой частью этого государства, чувствовать себя единой культурно-исторической общностью – нацией, которая без объединяющей идеи долго существовать не сможет.

В этом ключе сегодня особенно остро стоит проблема воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Чувство причастности к какой-либо культурно-исторической общности прививается с детства и далее формируется на протяжении всей жизни человека.

12 сентября 2012 года на встрече с молодежью в Краснодаре Владимир Путин отметил, что «мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – это патриотизм… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России» [8].

Таким образом, президент утверждает, что основой нашей национальной идеи должен стать патриотизм.

Патриотизм (в переводе с греч. ‘соотечественникʼ) в условиях образования наций и формирования национальных государств становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Представление о будущем, или образ будущего, является важнейшим общенациональным моментом. Важно четко себе представлять, не только кто мы, откуда мы, но и куда мы идём.

Вопрос о национальной идее всегда становится особенно актуальным в трудные времена и переломные эпохи. Ведь национальная идея позволяет сплотить нацию на достижение общей/всеобщей цели, повысить её пассионарность, мобилизовать её внутренние силы.

После развала Советского Союза перед нами стояла задача сохранения себя как народа, своей культурной идентичности, своих ценностей, но, в первую очередь, – проблема элементарного выживания. За два десятилетия пройден трудный путь формирования нового государства – России. События последних лет позволяют говорить о возвращении России на международную арену как самостоятельного, сильного, самобытного участника мировой политики. Наша культура, наши традиционные ценности, основанные на православии, становятся всё более привлекательными для граждан других государств. Быть гражданином Российской Федерации сейчас желанно не только для миллионов жителей ближнего зарубежья, но и для многих знаменитостей Европы и Америки.

Национальная идея, выраженная в государственном девизе, есть практически у каждой страны. Так, у Великобритании национальным девизом является фраза «Dieu et mon droit» («Бог и моё право»). У Франции – «Liberté, Égalité, Fraternité» («Свобода, Равенство, Братство»). У США – «In God We Trust» с 1956 г. («На Бога уповаем»). У Германии – «Einigkeit und Recht und Freiheit» («Единство и Право и Свобода»). У Канады – лат. «A Mari Usque Ad Mare» («От моря до моря»). У Чехии – «Pravda vítězí» (русск. «Истина торжествует»).

У современной России такого девиза нет. И это совсем неудивительно. У нашей страны государственный Гимн появился сравнительно недавно (в 2000 году). Да и всеобщая паспортизация закончилась только в начале двухтысячных годов. До этого момента вся страна жила с паспортами несуществующего государства.

Сейчас, как и тысячу лет назад, Россия стоит перед выбором своего дальнейшего пути, вектора развития. В современном российском обществе сложилась уникальная ситуация, когда необходимость национальной идеи осознаётся политической и культурной элитой страны и есть насущная потребность в ней у населения.

Обычно национальная идея, как уже было сказано, отражается в социально-философских, общественно-политических, художественных произведениях, а в краткой форме воплощается в виде государственного девиза.

Задумаемся, в каких художественных произведениях воплощается то, что можно положить в основу нашей национальной идеи? На ум сразу приходит русская классика. Но что из современного искусства, то есть из истории молодой новой России после 90х годов? Сразу же отбрасываем весь пласт массовой культуры, в котором нашей стране навязывается западной идеологией идеи потребительства (как, например, в фильме «Духless». Кстати, одноименная книга С. Минаева имеет подзаголовок «Повесть о ненастоящем человеке», что, безусловно, является аллюзией к произведению Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» и вызывает ассоциацию с образом «лишнего человека» из русской классики)), а также фильмы, в которых в качестве героев показаны далеко не лучшие примеры поведения и аморальные образы (как, например, в фильмах «Бригада», «Бумер», «Левиафан» и пр.). Ведь в национальной идее чрезвычайно важен воспитательный момент, как уже было сказано, для привития любви к Родине и патриотизма.

К счастью, в современном искусстве можно, хоть и с трудом (в силу их малого числа), найти и положительные образцы, которые можно взять за основу. Таким примером может служить фильм «Остров» П. Лунгина: здесь отец Анатолий показан нам как раскаявшийся грешник, человек, совершивший в молодости малодушный поступок, потерявший честь (во время Великой Отечественной Войны под страхом смерти и под давлением фашистов застреливший товарища), и после раскаяния, ставший целителем и, по сути, святым; фильм «Сибирский цирюльник» Н. Михалкова, где человек (воспитанник военного лагеря) даже в результате унижений не отказывается от принципов и не теряет чести. Эта же тема поднимается и в фильмах о русских офицерах (например, фильм «Честь имею!») и многих, многих других.

Теперь перейдем к вопросу о национальном девизе. Итак, на наш взгляд, лучше всего идея России как страны-цивилизации воплощается в сочетании трёх слов: «Слава. Отечество. Честь». В этих словах предельно сконцентрирован весь наш многовековой исторический опыт. Отражается идея русской духовности (религиозности, соборности), идея служения Отечеству, самопожертвования, возвышение общественного (коллективного) над индивидуальным.

Неслучайно девиз русских офицеров звучит: «Жизнь – Отечеству, честь – никому». Словосочетание «Славься, Отечество» является наиболее употребляемым в гимне Российской Федерации.

Обратимся к смыслу основных понятий, которые мы предлагаем заложить в девиз.

Слава – это почётная известность как свидетельство всеобщего уважения, признания заслуг, таланта… ради прославления кого- или чего-нибудь (Подвиг во славу Отечества) [9]. Слава ассоциируется с такими понятиями, как подвиг, защитник, победитель, герой, величие, служение Родине, доблесть, уважение, почесть и т.д.

В России испокон веков принято увековечивать имена людей, прославивших своё Отечество. Их именами названы города, улицы, площади, скверы, заводы, корабли и самолеты.

Неслучайно торжественный марш (музыка М. Глинки) «Славься…», считался неофициальным (династическим) гимном Российской Империи, который и сейчас (в обработке Е. Макарова) регулярно звучит на военных парадах и праздничных маршах.

Отечество, отчизна – это родная страна. Понятие «Отечество» обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм) [10]. Слово «Отечество» ассоциируется с такими понятиями, как Родина, Отчизна, дом, народ, нация, родители, семья, история, культура, ценности, родная природа, патриотизм, родовая честь, передаваемая из поколения в поколение и т.д.

«В современном русском языке слово Отечество воспринимаемся  как синоним слова Родина, но с добавочным значением сакральности, сочетающим в себе патриотизм и чувство сыновнего долга, незыблемость нравственных ценностей и крепость государственной власти…

Отечество – духовное понятие, отражающее отношение к отчему краю как к земле предков, с историческим прошлым и настоящим которой неразделима судьба целого народа.  Образ Родины приобретает пафосность в контексте противопоставления с чужбиной, чужой стороной, изгнанничеством. Эта пафосность еще в большей степени выражена в словах Отчизна, Отечество. Они имеют общий старославянский корень, в котором заключается значение «родовые права», «наследие, переходящее от отца к сыну» [11].

Отечество всегда подразумевает общезначимое, величественное, надличностное содержание.

«Отечество – символ государства, гражданином которого человек является не только по рождению, но и по духу. Слово Родина имеет более конкретное значение: место рождения, родная страна… Этимологически слово Родина связано с родом. Слово Отечество восходит к понятию «отцовство»: почитаемое главенство в роду, передававшееся сыновьям по наследству» [11].

Недаром наше полное имя содержит отчество. Особо уважаемых и почитаемых людей также величают по имени-отчеству.

Славных сынов, защитников Отечества за трудовые и ратные подвиги принято чествовать (награждать в торжественной обстановке) различными государственными наградами.

Толковый словарь русского языка даёт следующее определение понятию «честь»: «Это достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы» [12].

Слово «честь» вмещает в себя такие понятия, как достоинство, благородство, отвага, доблесть, долг, совесть, нравственность, духовность, ответственность и т.д. Честь тесно связана с самоуважением человека, а также с такими понятиями, как благородство и целомудрие; это внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и дурных помыслов. Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, нередко жертвуя собственной жизнью; это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.

Данное понятие часто определяют через понятие «достоинство», понимаемое как совокупность нравственных качеств человека. При этом с позиции этики как философской дисциплины честь предполагает признание обществом ценности человека и внешнюю оценку его как обладающего (или не обладающего) честью и, как следствие, оценка человеком самого себя как бы со стороны – глазами общества, а также потребность в общественном признании. Как отметил Артур Шопенгауэр, честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь. Достоинство (как и совесть) – это внутренняя характеристика, она подразумевает признание именно самим человеком права на собственную нравственную ценность, а также потребность в самоуважении, в сознании собственной ценности.

Честь и совесть – понятия, тесно связанные между собой, но каждое имеет свой аспект проявления (раскрытия). В советском общественном транспорте часто писали: «Совесть – лучший контролер». И с этим поспорить сложно, но что делать, если у человека совести нет?.. Ведь человек бессовестный легко воспользуется человеком совестливым.

«Голубой воришка» Александр Яковлевич, завхоз 2-го дома Старсобеса, Ильфа и Петрова в книге «12 стульев» был совестливым человеком. «Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно и постоянно стыдился». Крал Александр Яковлевич потому, что у него хоть и было чувство стыда (совести), но не было и малейшего представления о чести и достоинстве.

В последний год Европу захлестнула волна изнасилований и надругательств мигрантов над европейцами. И европейцы, с хорошо «оттолерированной» совестью, испытывая глубокое чувство вины, через средства массовой информации начали извиняться перед насильниками! Жертва извиняется перед насильником!!! В Европе явно кризис чести и достоинства. В России такого не могло бы быть по определению.

В свете всех происходящих в последние годы событий для России понятие чести как потребности в некоем общественном положительном признании имеет огромное значение!

В русском языке есть много пословиц, поговорок, крылатых выражений со словосочетанием «Слава. Отечество. Честь». Например, русская пословица гласит: «Береги платье снову, а честь – смолоду» или «Честь и слава Отечеству», «Во славу Отечества – честь имею!», «Честь – себе, слава – Отечеству!» и т.д.

Предложенный в данной статье девиз вызывает гордость за свою страну и желание быть ее достойным и внести свой вклад в общее дело.

На первое место в предложенном варианте выходит идея приоритета коллективного над индивидуальным, что принципиально важно для русского человека, точнее, это заложено в наше подсознание в процессе генезиса нации. В отличие от  Великобритании – «Бог и моё право», Германии – «Единство и Право и Свобода», Франции  – «Свобода, Равенство, Братство», где акцент делается на личность, что характерно для западной цивилизации.

Следует заметить, что мы не ставили здесь перед собой цель провести комплексный семантико-семиотический анализ возможности выражения национальной идеи посредством вербальной единицы «Слава. Отечество. Честь». Однако считаем, что пока национальная идея не найдет своего воплощения в краткой словесной форме в виде лозунга или девиза, все разговоры о выборе вектора развития и привития чувства патриотизма у подрастающего поколения останутся на уровне пустых рассуждений.

В заключение приведем слова Ивана Алексеевича Ильина, который в своей работе «Творческая идея нашего будущего» [13] указывал на то, что национальная идея России должна исходить из самой ткани русской души и русской истории, из их духовного лада. Национальная идея должна говорить о главном в русских судьбах – и прошлого, и будущего; она должна светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизнь и вливая в них бодрость. Главное в национальной идее, по мнению И.А. Ильина, – это воспитание в русском народе национального духовного характера, что как никогда актуально для нашей Родины и сегодня.


Библиографический список
  1. Гумилев, Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. /Л.Н. Гумилев. Электронная библиотека TheLib.Ru – URL: http://thelib.ru/books/gumilev_lev_nikolaevich/ot_rusi_k_rossii_ocherki_etnicheskoy_istorii-read-5.html/774141 (дата обращения 05.10.2015).
  2. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVII Всемирного русского народного собора. / Русская православная церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3334783/ (дата обращения 12.10.2015).
  3. Национальная идея найдена. Интервью с В. Лепехиным. / Зиновьевский клуб МИА «Россия сегодня» [Электронный ресурс]. URL:http://ria.ru/zinoviev_club/20140731/1018124260.html#ixzz3oYdQ4wXy/ (дата обращения 01.10.2015).
  4. Национальная идея. Большая актуальная политическая энциклопедий. [Электронный ресурс]. URL: http://greater_political.academic.ru/117/НАЦИОНАЛЬНАЯ_ИДЕЯ  (дата обращения 24.04.2016).
  5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1574214/ (дата обращения: 12.10.2015).
  6. Национальное самосознание. Политология. Словарь. [Электронный ресурс]. http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/122/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5“>URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/122/Национальное (дата обращения 20.04.2016).
  7. “Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) – ГАРАНТ. Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/14366:1/ (дата обращения: 10.10.2015).
  8. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. Официальный сайт Президента Российской Федерации. / Новости/ Выступления и стенограммы/ Дата публикации: 12 сентября 2012 года, 20:00 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/16470/ (дата обращения: 10.10.2015).
  9. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedu.ru/expdic/32238/ (дата обращения: 15.10.2015).
  10. Словари и справочники на академике. Академик. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/78564/ (дата обращения: 12.10.2015).
  11. Чем отличается Родина от Отечества? [Электронный ресурс]. URL:  http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-rodina-ot-otechestva/ (дата обращения: 01.05.2016).
  12. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedu.ru/expdic/38716/ (дата обращения: 12.10.2015).
  13. Ильин, И. А. Творческая идея нашего будущего / И. А. Ильин. – Новосибирск: Русский архив, 1991. – 31 с.


Все статьи автора «Колмакова Евгения Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация