УДК 159.925

СВЯЗЬ ОБРАЗА Я ПОДРОСТКА И ПРИВЯЗАННОСТИ ЕГО К МАТЕРИ

Фадеева Александра Андреевна1, Левкова Татьяна Валериевна2
1ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им.Шолом-Алейхема», студентка 4 курса
2ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им.Шолом-Алейхема», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье обозначена актуальность становления образа Я в младшем подростковом, а также значимость качества привязанности к матери. В экспериментальном исследовании использовались методики диагностики: методика «Привязанности детей к матери на основе игровых проб направленная на выявление типа привязанности к матери», опросник «Кто Я?» Куна.
Автор описывает результаты исследования качества привязанности к матери и выраженности характеристик образа Я.

Ключевые слова: личность подростка, надежная привязанность, Образ-Я, подростковый возраст, привязанность к матери, тип привязанности, характер привязанности, характеристики личности


CORRELATION SELF-IMAGE OF A TEENAGER AND HIM ATTACHMENT TO THE MOTHER

Fadeeva Aleksandra Andreevna1, Levkova Tatyana Valerievna2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, student
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department Psychology

Abstract
The article discusses the formation of the self-image in teenager sand the importance of the quality of attachment to In a pilot study we used diagnostic techniques method of "Affection children to their mother on the basis of game samples aimed at identification of the type of attachment to his mother," questionnaire "Who Am I?" Kun’s.
The author describes the quality of research results attachment to the mother and the severity of the characteristics of the self-image.

Keywords: adolescence, attachment to mother, attachment type, nature of the attachment, personality characteristics, reliable attachment, self-image, teenager personality


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фадеева А.А., Левкова Т.В. Связь образа Я подростка и привязанности его к матери // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67654 (дата обращения: 29.09.2017).

Привязанность ребенка к маме как объект научного исследования актуален в психолого-педагогической литературе для области детской психологии. Изучению влияния типа привязанности к маме на личностное развитие младшего подростка – мало изученная проблема.

Принимая во внимание, что центральным ядром, аккумулирующим, знания  человека о самом себе является, образ «Я», мы понимаем, что образ «Я» подростка эта  еще хрупкая  система.  И поэтому, так важно, сформировать адекватное представление «Я» у подростка, которое  не возможно без знания и компетентности  не только близких  подростку людей, но и педагогов. Самое важное в формирование адекватного образа «Я» заключатся  во взаимоотношениях подростка с близким ему человеком, а именно с мамой.  [1].

Мама – самое важное и центральное лицо в жизни каждого ребенка. Мама – это забота, теплота, защита, нежность, и, конечно же, любовь. Любовь матери для ребенка имеет очень важные иногда даже и решающие новообразования, которые могут сопровождать ребенка  всю жизнь.

В свое время американский ученый Эрик Хомбургер Эриксон писал о том, что доверие или недоверие ребенка к матери формирует у него дисгармоничность или гармоничность его психологического развития, которое   и сформировывает самооценку.

Познание и понимание своего образа «Я» для подростка имеет определяющее значение в становлении его как личности. Но познание и становление  образа «Я» имеет сложности в подростковом возрасте.

Подростковый возраст – это не только период полового созревания, но и период самопознания. В образе «Я» подростка происходит бурное и активное познание себя: своего тела, своих качеств и способностей, отношений с другими; сверстниками и взрослыми.

Это бурное и активное познание своего «Я» имеет позитивный и негативный характер, заключающийся в самооценки подростка, которая является стержнем образа Я личности [2].

Позитивный характер становления  образа «Я»  подростка проявляется в адекватном реагировании подростка на конфликтные ситуации (даже если  выигрыш не остается за ним),  в готовности признавать свои ошибки, не преувеличивать трудности, дружелюбном отношении к другим.

Негативный характер проявляется в преувеличении трудностей, неверие в свои силы, болезненной самокритичности, вербальной агрессии, а также избегание и боязни  конфликтных ситуаций.

Именно негативный характер отношения к своему «Я» тормозит развитие гармоничной личности подростка, его социализации и адаптации в обществе, а также  приводит к частым депрессиям и стрессам.

Позитивный образ «Я» – это центральное звено развития гармоничной личности человека. Именно гармонично развитая личность имеет психологический здоровый «каркас» понимания себя, других и мира.

Образ Я младшего подростка как динамичная система претерпевает изменения, и вектор развития задают отношения подростка с родителями (мамой), со сверстниками и др. Важным в этом процессе является динамичное развитие качества отношений младшего подростка и мамы. Согласно культурно-исторической концепции Л.С.Выготского ситуация развития подростка, имеет существенные отличия от ситуации развития младшего школьника. Отражением качественного изменения отношений мамы и младшего подростка является изменение и характера привязанности подростка к маме.

Изучением проблемы привязанности к матери занимались ученые: Дж. Боулби, М. Эйнсуорт, Х.Р. Шеффер, Г. Харлоу, М.И. Лисина.

Принято различать четыре типа привязанности ребёнка к матери, выделенные Мэри Эйнсуорт.

1.      Надежный тип (В) соответствующий оптимальному ходу развития ребёнка;

Два ненадежных типа:

2. Амбивалентный (С) или тревожно – агрессивный;

3.  Избегающий (А) или тревожно – тормозимый.

4. Дезорганизованный (D) тип сопутствующий нарушенным вариантам развития детей [1].

Тип привязанности подростка к маме определяет не только характер и содержание образа Я взрослеющего ребенка, но и способствует становлению базовых моделей поведения [3].

Наше экспериментальное исследование исходило из предположения,  что содержание и характер образа Я младшего подростка определяется типом привязанности его к матери.

Нами было проведено экспериментальное исследование на базе школы МБОУ СОШ № 23 (г. Биробиджан). В выборку входило 66 испытуемых в возрасте 11- 12 лет.

Нами были использованы следующие методики исследования: методика «Привязанности детей к матери на основе игровых проб направленная на выявление типа привязанности к матери», методика исследования характеристик образа Я – «Кто я?» (Кун).

Исходя из результатов анализа методики «Привязанности детей к матери на основе игровых проб» мы видим, что:

Надежный (безопасный) тип привязанности составляет 27 % (16 чел.) из 100% (66чел), с одной стороны, это говорит об эмоциональной  доступности мамы, ее  сензитивности,  способности откликаться на сигналы ребенка, синхронизировать действия, вести диалог с подростком, поддерживать, обеспечивать безопасность. С другой стороны, низкий процент надежного типа привязанности у подростков подтверждает, что в большинстве своем взаимодействие мамы и подростка не несет в себе адекватной свободы, а именно чувства адекватной свободы, которое испытывает подросток даже при отсутствие мамы, подросток может без тревожных проявлений исследовать окружающий мир, взаимодействовать с другими; взрослыми и сверстниками. Таким образом, надежный тип привязанности подростка к матери несет все задатки для формирования адекватного образа Я.

Надежный тип с некоторыми признаками тревожно – амбивалентного типа 18%,  надежный с признаками амбивалентно – тревожного 12%, и  надежный  с выраженными признаками амбивалентно – тревожного 3%.  Это говорит о том,  что, подросток очень сильно привязан к маме. В отсутствии мамы подросток тревожен и испуган. В присутствии же мамы, подросток чувствует себя безопасно так как, мама рядом, она поможет если, что – то случится.  Тревожность подростков с  таким  типом привязанности возрастает, когда он сталкивается с трудной или стрессовой ситуацией, которую решить  сам не  в состоянии, так  как, мамы  рядом нет, а значит,  и безопасности нет, а если нет безопасности, то все чтобы не предпринял подросток,  видится ему как угроза, опасность. Поэтому все трудные для ребенка, как ему видится,   ситуации и вопросы решает мама. Таким образом, такой тип привязанности формирует у подростка не структурированный образ «Я», который тормозит развитие подростка в социальной, культурной, личностной и др. сферах жизни.

Избегающий тип представлен в  7%  и  отражает, что контакты подростка  с мамой очень редки, иногда их сам избегает. Избегает не потому, что не хочет заботы и ласки от мамы, а потому что, боится быть  отвергнутым, ненужным. Чтобы не чувствовать своей ненужности   подросток строит защиту, которую находит в своем избегании. Подростки с избегающим типом привязанности выглядят самостоятельными и уверенным. Эта уверенность и самостоятельность один из способов забыть о своей потребности в матери. Таким образом, избегающий тип привязанности вырабатывает у подростка чувство не нужности, которое в свою очередь искажает его образ «Я».

Надежный сильно выраженными признаками избегающего 7%, и надежный с некоторыми признаками избегающего 7%. Это говорит о некой отстранённости подростка от мамы.  Не способность подростка попросить  о помощи и принять ее. Подросток с таким типом привязанности эмоционально закрыт, тяжело налаживает контакты с другими; взрослыми и сверстниками, тяжело адаптируется к новым условиям среды, нуждается в одобрении со стороны мамы, потому что, не уверен в себе. Таким образом, надежный сильно выраженными признаками избегающего  и  надёжный с некоторыми признаками избегающего формирует у подростка  тревожный,  неуверенный тип поведения.

Избегающий с признаками надежного (1%) и избегающий некоторыми признаками надежного (3%) показывают, что при взаимодействии и не взаимодействии с мамой подросток не испытывает чувство безопасности, чувство опоры. Так как, мама постоянно игнорирует подростка или реагирует отвергающим образом. Подросток сам принимает решения,  сам заботится о себе, сам  вынужден,   воспитывает себя. Таким образом, такой тип привязанности формирует у него ригидный (он не  в состоянии принять помощь, сотрудничать, принять комплимент и д. т.) тип реагирования.

Избегающий с признаками амбивалентно – тревожного (3%) и избегающий с сильно выраженными признаками амбивалентно – тревожного – (1%). С одной стороны это говорит о том, что подросток с таким типом привязанности имеет очень высокий уровень тревожности. В – первых мама или отсутствует,  или отвергает подростка. Во – вторых, так как подросток в себе не уверен и очень тревожен; он нуждается в  поддержке, безопасности, любви и  заботе мамы, но так как мама игнорирует подростка, он  усиливает свою тревожность и отстраняется от нее, думая, что не нужен ей. И в – третьих такой тип привязанности опасен для самого подростка тем, что не получая поддержи и любви от мамы, которая ему необходима, подросток  отстраняется не только от  мамы (чувствуя свою ненужность) но и, от общества, от мира в целом, уходит в себя.  У подростка могут появиться агрессивные импульсы по отношению к самому себе: я плохой и поэтому мама меня не любит и др. С другой стороны низкий процент такого типа привязанности радует, так как риск к неадекватному и больному образу себя мал. Таким образом, при таком типе привязанности у подростка формируется полностью неадекватный образ себя, при таком образе себя повышен риск психосоматических  заболеваний.

Амбивалентно – тревожный с признаками избегающего  – 4%. При таком типе привязанности ребенок очень сильно зависим от мнения мамы и окружающих;  ребенок тревожен и не уверен  в себе и чтобы не показывать свою тревожность другим (взрослым и сверстникам), чтобы другие не унижали его, он пытается быть самостоятельным и независимым, для того, что им восхищались, хвалили, чтобы чувствовать себя уверенно. Но как только такого ребенка перестают хвалить, он, жертвует всем для других, чтобы быть нужным, в нужности другим, у него приобретается вера в себя. Таким, образом, такой тип привязанности формирует у подростка альтруистический образ себя.

Амбивалентно – тревожный 3%. У подростка с таким типом привязанности формируется искаженный образ «Я». В его образе «Я» есть осознаваемые аффекты, но они искажены. Нет контакта,  со своими чувствами, нет полного понимания и принятия своих чувств. Ребенок с таким типом привязанности четко продумывает свое поведение, включает жесткий контроль и ограничения. Ему необходимо постоянно иметь достаточно информации обо всем, но зачастую не может полноценно воспользоваться полученной информацией, так как не осознает свои истинные чувства, мысли, цели и то, как эту информацию применить. В поведении такого ребенка присутствуют гиперактивность, неадекватная направленность энергии, тревожность, неуверенность в себе, амбивалентность (противоречивость) чувств.

Из экспериментального исследования следует, что, при  надежной (безопасной) привязанности подростка к матери, образ «Я»  младшего подростка  имеет развивающую тенденцию, позволяя  не только структурировать  свой образ «Я», но и развивать  положительный  опыт отношения к себе.

Проведенное исследование имеет научную перспективу, так как исследование обнаружило много важных аспектов для психологического исследования: характеристики надежного типа привязанности к маме подростка иные, чем у детей младшего и дошкольного возраста; при нарушении качества привязанности подростка к маме обнаруживается блокировка многих сфер активности личности (телесная активность, ценностно-смысловая активность, первичное профессиональное определение), а именно в этих сферах и происходит становление граней образа Я подростка.


Библиографический список
  1. Боулби, Дж. Привязанность. / Пер. с англ. М.: Гардарики, 2003.
  2. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. Рос. Пед. агентство. М., 1997.
  3. Левкова Т.В. Базисные роли выживания ребенка в контексте детского семейного опыта//Психолого-педагогические особенности семьи XXI века/ отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Издательство “Зебра”,  2016.


Все статьи автора «Плотникова Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: