УДК 37.041

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ О РАЗВИТИИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ

Гаращенкова Алёна Николаевна1, Полякова Татьяна Александровна2
1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение выcшего образования Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, студент,
2Федеральное государственное автономное образовательное учреждение выcшего образования Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
Данная статья посвящена обзору в исторической ретроспективе процесса становления лечебной физкультуры в России в качестве самостоятельной научной дисциплины и метода профилактики и лечения заболеваний. Особое внимание было уделено эмпирическому исследованию степени информированности студентов нашего ВУЗа о лечебной физкультуре. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, насколько реализуется тенденция по внедрению ЛФК в образовательный процесс.

Ключевые слова: гигиена, гимнастика, кинезотерапевт, лечебная физкультура, массаж, реабилитация, санаторий., физиотерапия


STUDENTS' AWARENESS ABOUT THE DEVELOPMENT THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE IN RUSSIA

Garaschenkova Alena Nikolaevna1, Tatyana Polyakova Aleksandrovna2
1Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas branch, student
2Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas branch, candidate of Pedagogic Sciences, docent

Abstract
This article is devoted to a review in historical retrospective of the process of formation of physiotherapy exercises in Russia as a separate scientific discipline and a method for the prevention and treatment of diseases. Special attention is paid to the empirical study of awareness of students about physiotherapy exercises. The obtained data allow to draw a conclusion on whether the trend is implemented on the introduction of physiotherapy exercises into the educational process.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гаращенкова А.Н., Полякова Т.А. Информированность студентов о развитии лечебной физической культуры в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66984 (дата обращения: 20.11.2016).

Общепризнанным является тот факт, что движение продлевает жизнь. Физическая активность – необходимое условие для нормального функционирования всех систем организма человека. Движение способствует развитию мышц, укрепляет опорно-двигательный аппарат и сердечно-сосудистую систему, а также, что немаловажно, помогает поддерживать физическую форму, быть стройным, красивым и надолго сохранить молодость.

Недостаток движения приводит к атрофии мышц и, как следствие, нарушениям в работе опорно-двигательного аппарата. Также малоподвижный образ жизни – это одна из причин развития ожирения, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний. Всё это влияет на продолжительность жизни.

Однако, несмотря на вышесказанное, примечателен тот факт, что при травме или болезни человек инстинктивно пытается ограничить двигательную активность. В связи с этим с древних времён главная задача врачей заключалась в том, чтобы определить, какие физические упражнения и в каком объёме в данный момент полезны для пациента, т.е определить, как писал Гиппократ, своеобразную “лечебную дозу” физической активности. Всё это и привело к зарождению лечебной физкультуры (ЛФК) [3].

Лечебная физкультура в широком смысле – это самостоятельная научная дисциплина, возникшая на стыке медицины и физической культуры и изучающая специфику профилактики и лечения заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании в медикаментозными и физиотерапевтическими процедурами) [4].

В узком смысле под ЛФК понимается метод лечения, состоящий в применении дозированных физический упражнений и естественных факторов природы к человеку в лечебно-профилактических целях[4].

Девизом лечебной физкультуры можно считать высказывание древнекитайского врача Хуа То (II век н.э): “Тело требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги”[3].

Основное средство ЛФК – это  двигательная активность, выраженная в форме таких физических упражнений, как лечебная гимнастика, плавание, ходьба, спортивные игры, ближний туризм, оздоровительный бег, трудотерапия и т.д, которые применяются в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей заболевания, функционального состояния организма, общей физической работоспособности. Пассивной формой лечебной физкультуры можно считать массаж [4].

Лечебная физкультура в России имеет многовековую историю. Уклад жизни и мировоззрение русского народа, на специфику которых большое влияние оказали природно-климатические условия нашей страны, способствовали формированию не только уникальной с своём роде системы физической культуры, включающей в себя кулачные и палочные бои, метание копья, бревна и ставящей целью совершенствование физической подготовки перед походом или сражением, но и своеобразную форму лечебной физкультуры, а именно банный ритуал. В бани лечили и восстанавливали свои силы после тяжёлых походов и болезней [4]. В средние века в период эпидемии чумы баня “по-чёрному” стала для наших предков  спасением от этого заболевания. Дело в том, что в состав березовых дров, используемых для протопки, входит деготь, содержащий вещества, обладающие бактерицидным свойством. Люди, которые регулярно парились в таких банях, постоянно дезинфицировали кожные покровы и дыхательные пути [7]. Англичанин Вильям Тук, член императорской Академии наук в Петербурге, в 1799 г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний. Он полагал, что низкая заболеваемость, хорошее физическое и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются именно положительным влиянием русской бани [3].

Лечебная физкультура в России непосредственно как отрасль науки стала развиваться со второй половины XVIII века. Условно процесс становления ЛФК можно разделить на шесть этапов [3].

Первый этап, датируемый 1755-1896 гг., связан с распространением идей о возможности внедрения в медицинскую практику физических упражнений и естественных  факторов среды для лечения и профилактики заболеваний, оплотом для развития которых стали  созданная в 1724 году Петербургская академия наук и открытый в 1755 году М.В. Ломоносовым Московский университет, имеющий в своём составе медицинский факультет. Профессоры медицины Московского университета и академики были активными сторонниками так называемой “врачебной гимнастики” (т.е ЛФК) [2, с. 66].

В 1765 году в Петербургской академии наук профессор – анатом А.П. Протасов (1724-1796) прочитал лекцию “О необходимости движения для сохранения здоровья” [1, с. 99].

Российский врач-терапевт и педиатр, первый профессор медицины Московского университета С.Г. Зыбелин (1735-1802) рассматривал физкультуру в качестве эффективного метода по профилактике заболеваний. Им был разработан комплекс специальных упражнений для здоровых и больных детей грудного возраста[1, с. 105].

Выдающийся русский врач-терапевт и профессор Московского университета М.Я. Мудров (1776-1831), которого принято считать основоположником военной гигиены, в своём труде “Наука сохранять здоровье военнослужащих” рекомендовал гимнастику, водолечение и массаж в качестве методов лечения и профилактики заболеваний [2, с. 75].

Продолжателем идей Мудрова стал Г.А. Захарьин (1829-1897/98), врач-терапевт, основатель московской клинической школы, который одним из первых стал обучать студентов медицинского факультета Московского университета практическим навыкам водолечения, утверждая, что “вода есть жизнь”. Наставляя своих студентов, он говорил: “Куда бы вы поехали после окончания университета, в любую глухую деревушку, везде есть вода, и простые способы её применения могут дать здоровья больше, чем самые модные лекарства”. Наибольшей целительной силой вода, по мнению Захарьина, обладает в русской бани. В связи с этим он рекомендовал банные процедуры, утверждая, что при разумном применении они позволяют избавится от недугов [1, с. 120-121].

Развитию лечебной физкультуры в XIX веке, как ни странно, способствовали многочисленные войны. Профессор Медико-хирургической академии, знаменитый хирург Н.И. Пирогов (1810-1881) сформулировал основной принцип военной медицины, сущность которого заключается в следующем: главной целью хирургической и административной деятельности на театре военных действий являются не спешные операции, а правильно организованный уход за пациентами и применение специальных упражнений для борьбы с атрофией мышц конечностей при ранениях [1, с. 129].

Значительный вклад в процесс становления ЛФК в России внесли иностранные специалисты. Шведский кинезотерапевт (врач, который лечит движениями) Берглинд основал в Москве в 1876 году частное врачебно-гимнастическое заведение, ставящее своей целью привлечение внимания общества к гимнастике, которую он рассматривал в качестве отрасли врачебной науки и считал, что для правильного её проведения необходимы знания в области анатомии и физиологии человека. Услугами данного заведения имели возможность пользоваться только высшие слои российского общества [2, с. 100].

Завершается первый этап развития ЛФК в России  открытием в 1896 году в Санкт-Петербурге института физической культуры, названного в честь основоположника научной системы физического образования П.Ф. Лесфгата [2, с. 115].

Несмотря на то, что интерес учёных и врачей к физическим упражнениям как оздоровительным и лечебным факторам  со второй половины XVIII века и на протяжении всего XIX века возрастал, так называемая врачебная гимнастика подвергалась критике и даже сарказму со стороны общественности. Философ, литературный критик, публицист Н.Г. Чернышевский в своём труде “Врачебно-комнатная гимнастика” (1856) писал: “Ученый до того увлекается своей наукой, что даже не щадит седовласой старины. Он нападает на бедных старух свыше шестидесятилетнего возраста (кажется, их можно было бы пощадить) и советует им переминаться на одном месте…., вертеть ногами…., наклонять туловище вперёд и назад… и приседать” [8, с. 234]. Официальное признание общественностью значимости лечебной физкультуры в лечении и профилактике заболеваний произошло после Февральской революции 1917 года.

Так начинается второй этап в развитии российской системы лечебной  физкультуры, датируемый 1917-1930 гг., который характеризуется проведением научных исследований, направленных на изучение влияния физических упражнений на организм человека, а также созданием специализированных учреждений санаторно-курортного типа, на базе которых проходило активное использование физкультуры в процессе лечения и профилактики заболеваний [1, с. 135].

Научным обоснованием лечебной физкультуры стали труды “Спорт как средство, укрепляющее сердечно-сосудистую и дыхательную систему и его роль в мототерапии”, “Мототерапия и физическая культура на курортах”, созданные советским гигиенистом и педиатром В.В. Гориневским (1857-1937) [2, с. 121].

В 1923 году в Государственном институте физкультуры в Москве была открыта первая кафедра лечебной физкультуры и врачебного контроля, которую в течение 1926-1964 гг. возглавлял профессор И.М. Саркизов-Серазини. Студентам читали лекции и проводили практические занятия по спортивному массажу, физиотерапии. Сам И.М. Саркизов-Серазини подготовил и выпустил в свет такие работы, как “Физическая культура как лечебный метод” (1926) и “ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях” (1930), которые способствовали внедрению физических упражнений в лечебно-профилактические учреждения страны. Также по его инициативе при Государственном центральном институте физической культуры (ГЦИФК) была создана первая в России поликлиника лечебной физкультуры, где проходило не только амбулаторное лечение пациентов, но и проводились исследования, на основании которых разрабатывались новые, более эффективные методики массажа и лечебной физкультуры, учитывающие специфику конкретных повреждений и заболеваний [5, с. 5-6].

В 1923-1924 гг. И.А. Баташов, И.М. Саркизов-Серазини и Б.А. Ивановский выступили с инициативой, касающейся внедрения физических упражнений в систему санаторно-курортного лечения. Она была поддержана наркомом здравоохранения РСФСР Н.А. Семашко (1874-1949), который в 1925 году организовал под руководством В.В. Гориневского комиссию, рассматривавшую вопрос о приемлемости и целесообразности проведения занятий физической культурой на курортах. Итогом её работы стало создание положения “Физическая культура на курортах СССР”, в котором были прописаны показания и противопоказания к применению физических упражнений для лечения больных, а также непосредственно комплекс мероприятий, реализуемый в курортно-санаторных учреждениях (гимнастические упражнения, отдельные виды спорта, игры, прогулки, применение естественных факторов природы для закаливания организма)[1, с. 142].

В 1928 году в ГЦИФК была открыта кафедра врачебной гимнастики. Студентам стали читать лекции по врачебной гимнастике и массажу [1, с. 145].

В 1929 году вышла в свет книга член-корреспондента Академии медицинских наук СССР, профессора В.Н. Мошкова (1903-1997) “Лечебная физкультура”, после чего данное наименование закрепилось за лечебным методом, основанным на применении физических упражнений для лечения больных, взамен других, употреблявшихся по отношению к нему: “кинезитерапия”, “мототерапия”, “врачебная гимнастика”[2, с. 130].

На третьем этапе становления лечебной физкультуры (1931-1940) разрабатывались частные методики применения ЛФК при заболеваниях  органов кровообращения, в травматологии, акушерстве, гинекологии (В.В. Гориневский, И.М. Саркизов-Серазини, В.К. Добровольский, Е.Ф. Древинг) , а также особое внимание уделялось подготовке профессиональных специалистов – врачей и методистов ЛФК [3]. В связи с этим в 1931 году Наркомздравом РСФСР был определён профиль врача-специалиста по лечебной физкультуре. В 1935 году сотрудниками кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля при ГЦИФК (Н.Ф. Гальперина, И.М. Саркизов – Серазини, Д.Ф, А.А. Бирюков, В.М. Свешников, В.В. Иванова, Н.В. Петухова) было создано первое руководство по лечебной физической культуре для институтов [5, с. 8].

Четвёртый этап в развитии ЛФК приходится на годы Великой Отечественной войны (1941-1945) [3]. Физические упражнения совместно с водными процедурами, грязевыми и парафиновыми аппликациями активно применялась для восстановления трудо- и боеспособности больных и раненых на фронте и в тылу. Особенно широко средства ЛФК использовались в процессе реабилитации после ранений опорно-двигательного аппарата, грудной клетки, черепа, брюшной полости. Если в1941 г. охват раненых и больных лечебной физкультурой составлял 25%, то к 1944г. – почти 83%. Выдающимися деятелями данного периода являются заслуженный врач СССР Е.Ф. Древинг, В.К. Добровольский, профессор, полковник медицинской службы  В.В. Гориневская [1, с. 161-162].

На пятый этапе (1945-1990) осуществляется активное внедрение лечебной физкультуры в практику медицинской реабилитации [3]. Во всех стационарах и поликлиниках страны стали работать отделения или кабинеты ЛФК, открывались новые кафедры ЛФК и врачебного контроля в медицинских вузах и институтах физической культуры[1, с. 169].

В1945 г. было организовано Московское общество врачей по лечебной физкультуре [2, с. 151].

В1961 г. было создано Всесоюзное общество по ЛФК и врачебному контролю, председателем которого стал член-корреспондент АМН СССР, профессор В.Н. Мошков. Правление Всесоюзного научного общества организовывало всесоюзные и республиканские научно-практические конференции, проводило пленумы и съезды, на которых обсуждались организационные вопросы работы общества и его филиалов, а также наиболее актуальные научные направления. Первый Всесоюзный съезд специалистов по ЛФК состоялся в Киеве в1975 г., второй съезд – в Баку в 1981г. и  третий – в Ростове-на-Дону в1987 г. [2, с. 153].

Большой вклад в развитие лечебной физкультуры внес В.И. Дикуль (род. 1948), который разработал собственную методику реабилитации после травмы позвоночника, защищённую авторскими свидетельствами и патентами. В 1988 году был открыт “Российский центр реабилитации больных со спинномозговыми травмами и последствиями детского церебрального паралича” – центр Дикуля. Затем под научным  руководством Валентина Ивановича появился ряд реабилитационных клиник по всей России, а также за границей: в Израиле, Польше, Германии и т.д [1, с. 181].

Шестой этап  (1991-по настоящее время) связан с внедрением научных достижений в сфере ЛФК в систему образования [3]. В качестве примера можно рассмотреть Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского. С 2001 года и по сей день на базе АГПИ им. А.П. Гайдара, а теперь АФ ННГУ проводятся занятия лечебной физкультурой со студентами специальной медицинской группы.

С целью выявления степени информированности студентов нашего университета о сущности понятия “лечебная физкультура” было проведено эмпирическое исследование, а именно мини-опрос на тему “Что вы знаете про лечебную физкультуру”, в котором приняли участие 60 человек – студенты 1-3 курса историко-филологического факультета.

В процессе исследования и интерпретации его результатов было установлено, что 80 % респондентов правильно определили сущность понятия ЛФК, 15 % студентов допустили неточности в трактовке данного термина, 5 % – затруднились ответить.

Среди тех, кто знаком с понятием лечебной физкультуры и у кого есть реальные примеры её положительного влияния на организм, 55 % составляют студенты, относящиеся специальную медицинскую группу, которые непосредственно используют комплекс физических упражнений в лечебных целях,  30 % – студенты подготовительной группы, которым, возможно, рекомендовались занятия ЛФК в целях профилактики заболевания, и 15 % составляют студенты основной медицинской группы, которые в меньшей степени знакомы со всеми нюансами лечебной физкультуры.

На вопрос о том, откуда они узнали о сущности понятия ЛФК, 65 % студентов ответили, что им об этом рассказывали в лечебном учреждении,         15 % – узнали про лечебную физкультуру в ВУЗе, 12 %- рассказывали в школе, и 8 %- узнали от родителей, родственников, друзей.

Таким образом, анализ научно-исторической литературы показал, что процесс становления ЛФК в России в качестве самостоятельной научной дисциплины, метода лечения и профилактики заболеваний имеет длительную историю. Было установлено, что лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она способствует формированию сознательного отношения к использованию физических упражнений для оздоровления и укрепления организма, прививает гигиенические навыки. В этом ЛФК тесно соприкасается с педагогикой и гигиеной. Здоровый гражданин – залог прогрессивного развития любого государства. В связи с этим в настоящее время необходимо создавать условия для развития лечебной физкультуры не только на базе специализированных медицинских учреждений (больниц, санаториев, диспансеров), но и активно внедрять в систему образования РФ (дошкольные учреждения, школа, ВУЗ) в целях не только лечения, но и профилактике у детей различных заболеваний, в первую очередь, связанных с опорно-двигательным аппаратом.

Результаты проведённого эмпирического исследования показали, что работа в этом направлении ведется достаточно успешно, однако необходимо увеличить количество мероприятий, особенно в школе, ставящих своей целью повышение степени информированности молодёжи о лечебной физкультуре как важной составляющей процесса лечения и профилактики различных заболеваний.


Библиографический список
  1. Попов С.Н., Валеев Н.М., Гарасева Т.С. Лечебная физическая культура./ Под ред. С.Н. Попова.- М.: Академия, 2013.- 416 с.
  2. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная    медицина. -  М.: Медицина, 1999.- 304 с.
  3. История развития ЛФК [Электронный ресурс]. URL: http://www.fitness-bodybuilding.ru/poleznoe/lfk/lfk-history.html (дата обращения: 26.04.2016).
  4. Лечебная физкультура. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лечебная физическая культура (дата обращения: 30.02.2015).
  5. История развития ЛФК [Электронный ресурс]. URL: http://www.fitness-bodybuilding.ru/poleznoe/lfk/lfk-history.html (дата обращения: 29.04.2016).
  6. Бирюков А.А. История кафедры лечебной физической культуры, массажа и реабилитации// ЛФК и массаж. Спортивная медицина. 2008. № 5. С. 3-10.
  7. Попов С. Н., Иванова Н. Л.К 75-летию кафедры лечебной физической культуры, массажа и реабилитации РГУФК // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2003. № 3. С. 5-7.
  8. Баня [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Баня (дата обращения: 2.03.2016).
  9. Чернышевский Н.Г. Врачебно-комнатная гимнастика. Соч. доктора Шребера. Полное собрание сочинений. Том IV.- М.: Педагогика, 1983. – 509 с.


Все статьи автора «Полякова Татьяна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация