При изучении нового материала основным критерием успешного усвоения является подробное и понятное объяснение.
Основной целью исследования явился самоанализ речи при изучении нового материала по экономическим дисциплинам при соблюдении норм образовательного процесса.
Предмет «экономика» достаточно сложен и как учебная дисциплина, и как наука. Это связано, прежде всего, с сочетанием теоретического материала и практического, с подкреплением математическим обоснованием полученных теоретических знаний.
Особенностью преподавания мною данной дисциплины заключается в том, что слушатели курса не обучаются на профильных экономических специальностях. Кроме того, многочисленная лекционная аудитория не позволяет влиять на успешность усвоения теоретического материала каждым слушателем.
По вышеперечисленным причинам, крайне важно выстроить и преподнести теоретический материал таким образом, чтобы знания легко осваивались.
Я выделила основные критерии, определяющие доступность и ясность изложения.
Далее будут приведены критерии, по которым следует оценивать речь преподавателя, рекомендуемые нормы изложения, результат самоанализа и рекомендации по совершенствованию речи.
Длина предложения. Как известно из психологии, объем кратковременной памяти, позволяющей удерживать все предложение, составляет от пяти до девяти слов. Соответственно, если длина предложения больше, для студента становится затруднительным удержать в памяти и понять сказанное. Наличие лишних слов, или даже слов-паразитов или слов-связок, требуют от студента дополнительных усилий для понимания.
Самоанализ речи показал, что в большинстве предложений (около 67 %) содержится более девяти слов, предложения достаточно длинные, что вызывает затруднения в понимании учебного материала.
Рекомендации можно свести к следующему: нужно перестроить лекционный материал таким образом, чтобы длина предложений была не более 9-10 слов, целесообразно ознакомиться с речевыми тренингами для изложения материала кратко, точно и понятно.
Скорость речи (количество слов в минуту). Для понимания излагаемого материала, обучающемуся нужно время для установления связи между словами и образами, которые обозначают эти слова. В случае, если количество слов в минуту превышает скорость установления связей между словами и образами, то процесс понимания становится крайне затруднительным
Самоанализ показал, что скорость изложения в целом соответствует скорости понимания учащимися излагаемого материала. По некоторым темам было отмечено, что скорость объяснения материала достаточно медленная, что способствует отвлечению от учебного материала.
Рекомендации. Нужно учитывать особенность студентов, а именно кого в аудитории больше – экстравертов или интровертов. Ведь, как известно из психологии, интровертам трудно понимать речь преподавателей-экстравертов, студенты-интроверты быстро утомляются от изложения материала преподавателем-экстравертом.
Паузы. Наличие пауз в ходе изложения крайне важно для осмысления лекционного материла. После ключевых слов или информации, нужно сделать паузу. В голове у каждого студента перед паузами отпечатываются последние слова преподавателя. Следует делать акценты на словах. Важная информация должна стать важной.
Самоанализ речи показал, что в половине случаев отсутствуют оптимальные паузы, что затрудняет усвоение нового теоретического материала. Чаще всего, наличие пауз в речи связано с психофизическим состоянием преподавателя.
Рекомендации, как и в предыдущих случаях, связаны с повышением в целом речевого мастерства.
Структурирование учебного материала. Крайне важно при изучении экономических дисциплин уметь структурировать лекцию и выделять стержневую информацию.
Самоанализ речи показал, что 37 % устных изложений достаточно слабо структурированы. Опасность не расставлять в речи опорные сигналы может привести к непониманию нового материала как в целом, так и частности.
Таким образом, исследование речи педагогов в точки зрения психологических аспектов, крайне важно и для начинающих лекторов, и для лекторов с большим опытом публичных выступлений. Ведь успешное усвоение, интерес к предмету, установление межпредметных связей зависит от умения преподавателя понятно объяснять новый материал.
Количество просмотров публикации: Please wait