УДК 37.013.77

САМОАНАЛИЗ РЕЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Белова Анна Петровна
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Политехнический колледж городского хозяйства»
к.э.н., преподаватель

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме доступного изложения учебного материала при изучении экономических дисциплин. Выявлены основные критерии, соблюдение которых способствует лучшему усвоению теоретического и практического материала.

Ключевые слова: рекомендации по совершенствованию речи, рекомендуемые нормы изложения, речь преподавателя, самоанализ речи


SELF-ANALYSIS OF TEACHER SPEECH IN THE STUDY OF ECONOMIC DISCIPLINES

Belova Anna Petrovna
St. Petersburg state budgetary educational institution of secondary vocational education "Polytechnic College of municipal economy"
candidate of economic Sciences, lecturer

Abstract
This article deals with the issue of accessible textbooks in the study of economic disciplines. The identified main criteria, adherence to which promotes better assimilation of theoretical and practical material.

Keywords: recommendations for speech improvement, speech self-awareness, teacher recommended presentation standards


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Белова А.П. Самоанализ речи преподавателя при изучении экономических дисциплин // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/67049 (дата обращения: 20.11.2016).

При изучении нового материала основным критерием успешного усвоения является подробное и понятное объяснение.

Основной целью исследования явился самоанализ речи при изучении нового материала по экономическим дисциплинам при соблюдении норм образовательного процесса.

Предмет «экономика» достаточно сложен и как учебная дисциплина, и как наука. Это связано, прежде всего, с сочетанием теоретического материала и практического, с подкреплением математическим обоснованием полученных теоретических знаний.

Особенностью преподавания мною данной дисциплины заключается в том, что слушатели курса не обучаются на профильных экономических специальностях. Кроме того, многочисленная лекционная аудитория не позволяет влиять на успешность усвоения теоретического материала  каждым слушателем.

По вышеперечисленным причинам, крайне важно выстроить и преподнести теоретический материал таким образом, чтобы знания легко осваивались.

Я выделила основные критерии, определяющие доступность и ясность изложения.

Далее будут приведены критерии, по которым следует оценивать речь преподавателя, рекомендуемые нормы изложения, результат самоанализа и рекомендации по совершенствованию речи.

Длина предложения. Как известно из психологии, объем кратковременной памяти, позволяющей удерживать все предложение, составляет от пяти до девяти слов. Соответственно, если длина предложения больше, для студента становится затруднительным удержать в памяти и понять сказанное. Наличие лишних слов, или даже слов-паразитов или слов-связок, требуют от студента дополнительных усилий для понимания.

Самоанализ речи показал, что в большинстве предложений (около 67 %) содержится более девяти слов, предложения достаточно длинные, что вызывает затруднения в понимании учебного материала.

Рекомендации можно свести к следующему: нужно перестроить лекционный материал таким образом, чтобы длина предложений была не более 9-10 слов, целесообразно ознакомиться с речевыми тренингами для изложения материала кратко, точно и понятно.

Скорость речи (количество слов в минуту). Для понимания излагаемого материала, обучающемуся нужно время для установления связи между словами и образами, которые обозначают эти слова. В случае, если количество слов в минуту превышает скорость установления связей между словами и образами, то процесс понимания становится крайне затруднительным

Самоанализ показал, что скорость изложения в целом соответствует скорости понимания учащимися излагаемого материала. По некоторым темам было отмечено, что скорость объяснения материала достаточно медленная, что способствует отвлечению от учебного материала.

Рекомендации. Нужно учитывать особенность студентов, а именно  кого в аудитории больше – экстравертов или интровертов. Ведь, как известно из психологии, интровертам трудно понимать речь преподавателей-экстравертов, студенты-интроверты быстро утомляются от изложения материала преподавателем-экстравертом.

Паузы. Наличие пауз в ходе изложения крайне важно для осмысления лекционного материла. После ключевых слов или информации,  нужно сделать паузу. В голове у каждого студента перед паузами отпечатываются последние слова преподавателя. Следует делать акценты на словах. Важная информация должна стать важной.

Самоанализ речи показал, что в половине случаев отсутствуют оптимальные паузы, что затрудняет усвоение нового теоретического материала.  Чаще всего, наличие пауз в речи связано с психофизическим состоянием преподавателя.

Рекомендации, как и в предыдущих случаях, связаны с повышением в целом речевого мастерства.

Структурирование учебного материала. Крайне важно при изучении экономических дисциплин уметь структурировать лекцию и выделять стержневую информацию.

Самоанализ речи показал, что 37 % устных изложений достаточно слабо структурированы. Опасность не расставлять в речи опорные сигналы может привести к непониманию нового материала как в целом, так и частности.

Таким образом, исследование речи педагогов в точки зрения психологических аспектов, крайне важно и для начинающих лекторов, и для лекторов с большим опытом публичных выступлений. Ведь успешное усвоение, интерес к предмету, установление межпредметных связей зависит от умения преподавателя понятно объяснять новый материал.



Все статьи автора «Белова Анна Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация