УДК 336.4

ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ РАБОТЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Цыплова Светлана Андреевна
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
магистр программы «Корпоративные финансы»

Аннотация
В данной статье рассмотрен вопрос финансирования НИОКР в РФ на современном этапе с опорой на опыт прошлых лет, а также выявлены проблемы финансирования и предложены перспективы для его увеличения.

Ключевые слова: инновации, наука, научный прогресс, финансирование


FUNDING FOR RESEARCH AND DEVELOPMENT ON MODERN STAGE: PROBLEMS AND PROSPECTS

Tsyplova Svetlana Andreevna
St. Petersburg State University of Economics
Master program «Corporate finance»

Abstract
In this article the question of R & D funding in the Russian Federation at the present stage, drawing on the experience of previous years, as well as identified problems and proposed funding prospects for its increase.

Keywords: financing, innovations, science, scientific progress


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Цыплова С.А. Финансирование научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы на современном этапе: проблемы и перспективы развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66960 (дата обращения: 20.11.2016).

В настоящее время финансирование научной деятельности и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ является актуальным вопросом, так как на современном этапе жизни наука создает уникальные возможности для социального и экономического развития общества в целом. Основой развития экономики, повышения ее конкурентоспособности, а также возможностью получения инноваций прорывного уровня являются результаты научных исследований и разработок.

В складывающемся многополярном мире формируются 4 основных центра научного прогресса, к которым относятся Соединенные Штаты Америки (на их долю приходится около 31% мировых затрат на НИОКР по паритету покупательной способности), страны Европейского Союза (24%), Китайская Народная Республика (14%) и Япония (11%). [1, с.3-5] К сожалению, Россию нельзя отнести к группе лидеров – по паритету покупательной способности на долю нашей страны приходится чуть меньше 2% мировых расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Таким образом, следует отметить, что Россия отстает от Соединенных Штатов Америки по расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы примерно в 17 раз, от стран, входящих в состав Европейского Союза – в 12 раз, а от

Японии и Китайской Народной Республики – в 6,4 раза.

Главные проблемы государственной научной и инновационной политики РФ — непоследовательность, неспособность сформулировать и реализовать научные и инновационные приоритеты.

Алексей Захаров, доцент Высшей школы экономики, опирается на то, что Российской науке в первую очередь нужны деньги и доверие. Финансирование науки и в основном высшего образования в нашей стране катастрофически мало и не отвечает вызовам времени. Необходимо многократное увеличение заработной платы как ученых, так и работников высшего образования. [5]

Рисунок 1. Финансирование научной отрасли за счет средств федерального бюджета, млн. руб.

В настоящее время финансирование науки в Российской Федерации заметно выросло, что можно видеть на рис. 1, по сравнению со временем, когда в образовательных учреждениях не было финансовых средств на основные расходы, а также, когда задержки выплат катастрофических низких зарплат были нормой. На данный момент средства, предоставляемые из бюджета Российской Федерации на финансирование научной деятельности, предоставляются практически без издержек и на регулярной основе. На сегодняшний день в России государственная целевая финансовая поддержка охватывает приоритетные и ключевые направления развития науки и техники, НИОКР, которые осуществляются в рамках федеральных целевых программ. Также появились гранты, позволяющие проводить довольно серьезные исследования. На данном этапе развития страны далеко не все проблемы финансирования российской научной деятельности и НИОКР успешно решены. Решение данных проблем остается важнейшей задачей на уровне государства.

Одним из основных и важных показателей, дающим представление о состоянии развития науки и научной деятельности в стране, является показатель объема внутренних затрат на исследования и заработки, который характеризует как текущие, так и капитальные затраты на их выполнение.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает рост внутренних затрат на научные исследования и опытно-конструкторские разработки до 3% ВВП. Увеличение данного показателя, в свою очередь, должно привести к повышению качества научных исследований и разработок и эффективности использования имеющегося научного потенциала в стране.

Величина показателя внутренних затрат на научные исследования и разработки в абсолютном выражении в Российской Федерации практически в 17 раз ниже, чем в Соединенных Штатах Америки, в 7 раз ниже, чем в Японии и в 3 раза ниже, чем в Германии. По этому же показателя в расчете на одного исследователя внутренние затраты в России более чем в 20 раз ниже, чем в развитых странах.

На большинство процессов, происходящих в настоящее время, влияет опыт прошлых лет. В последние годы прошлого века в нашей стране отрасли, которые по всему миру массово поддерживаются государствами как со стороны законодательства, так и со стороны финансирования, в ходе экономических реформ были лишены должных финансовых средств. Данная проблема была связана с установлением основ рыночной экономики в России и такие сферы, как фундаментальная наука и исследования пострадали из-за нехватки государственного финансирования. Уже в 1991 г. внутренние затраты на исследования и разработки составили 66,9 % от уровня 1990 г., а в 1997 г. они не превышали 28%. Отчисления из федерального бюджета РФ в первые годы реформ (с 1991 по 1996 г.) уменьшились в 6 раз, численность занятых – в 2 раза, средняя месячная заработная плата – в 3 раза. [3, с.8]

В условиях недостаточного финансирования научных организаций наблюдались уменьшение затрат на оборудование, материалы, откладывание научных работ в «черный ящик» на перспективу, а также, переход к реализации краткосрочных проектов на основе уже имеющихся разработок. Материально-техническая база науки понесла значительный урон. Объем основных средств научных исследований и опытно-конструкторских разработок за последние 10 лет предыдущего века снизился более чем в три раза. Коэффициент, показывающий обновление основных фондов научно-технической сферы в конце 20 века, составил порядка 2,1% по сравнению с 10,5 % в 1991 г.

С другой стороны, со стороны промышленного производства снижение спроса на научно-техническую продукцию обусловил низкий показатель платежеспособности большинства хозяйствующих субъектов. Объемы в сфере, связанной с прикладными исследованиями и крупномасштабными разработками, быстрыми темпами сократились в виду стремительного уменьшения научной и технической деятельности. В связи с этим сложилась тенденция к сокращению перспективных научных разработок, которые в дальнейшем могли бы обеспечить развитие высокотехнологичных и наукоемких производств.

В конце 20 века после проведения ряда мероприятий по улучшению проблемы финансирования в рамках реализации Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 годов ситуация стала меняться к лучшему. Раздел федерального бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» в 1999 году был полностью профинансирован (в 1998 г. – на 56 %), затраты на науку выросли на 7,3% (в постоянных ценах). В 2000 г. из средств федерального бюджета выделено 17094,7 млн руб. против 15926,7 млн руб., предусмотренных в законе о федеральном бюджете на тот год. При этом доля частного капитала в финансирования НИОКР остается незначительной и не превышает 1/3 государственного финансирования. [4]

Необходимость рассмотрения вопроса финансирования сферы науки и образования РФ связана с тем, что в соответствии с Концепцией долгосрочного развития до 2020 года российская экономика должна не только остаться мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создать способную и конкурентную экономику высоких технологий и знаний. К 2020 году Российская Федерация способна занять значимое место (5 – 10 %) на рынках интеллектуальных услуг и высокотехнологичных товаров в более, чем 5-7 секторах. Также планируется сформировать условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний. [2]


Библиографический список
  1. R&D Magazine. 2010 Global R&D Funding Forecast. December 2012. P. 3-5.
  2. Информационно-правовое обеспечение Гарант URL: http://base.garant.ru/194365/
  3. Миндели Л.Э., Мартыненко А.В. и др. Реформирование российской науки: анализ и проблемы. М.: ЦИСН, 2001. С.8.
  4. Присяжная Р.И. Организация финансирования особых экономических зон технико-внедренческого типа [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. эконом. наук (08.00.10) / Присяжная Раиса Ивановна; Санкт-петербургский государственный инженерно-экономический университет. – Санкт-Петербург, 2011. – 18 с.
  5. Фиговский О. // Как нам реорганизовать…? URL: http://park.futurerussia.ru/extranet/blogs/figovsk/


Все статьи автора «Цыплова Светлана Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация