УДК 338.48

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ: КОНКУРЕНЦИЯ ИЛИ СПЕКУЛЯЦИИ

Евреинов Олег Борисович
Балтийская академия туризма и предпринимательства
проректор по учебной работе и инновациям, кандидат экономических наук

Аннотация
В статье представлены авторские суждения о развитии внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на основе данных официальной статистики, собранных на конец 2015 года. Обобщены тенденции и сделаны заключения о противоречивости направлений развития внутреннего и въездного туризма в России, обоснована необходимость внедрения моделей оценки эффективности решений государственных органов и избранных стратегий в части развития инфраструктуры туризма, повышения её конкурентоспособности на внутреннем и международном рынке.

Ключевые слова: внутренний туризм, въездной туризм, оценка эффективности отраслевого управления, перспективы развития туризма в РФ


SPECIFICS OF PRICING IN TOURISM: COMPETITION OR SPECULATION

Evreinov Oleg Borisovich
Baltic Academy for Tourism and Entrepreneurship
Vice-rector, PhD in Economics

Abstract
The article presents the author's judgment on the development of domestic tourism in the Russian Federation on the basis of official statistics collected by the end of 2015. Summarizes the trends and conclusions about the contradictory directions of development of domestic tourism in Russia, the necessity of implementing models for evaluating the effectiveness of public decisions and selected strategies of the development of tourism infrastructure, increase its competitiveness in the domestic and international market.

Keywords: domestic tourism, evaluation of the effectiveness of sectoral management, inbound tourism, tourism development prospects in Russia


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Евреинов О.Б. Особенности ценообразования в туризме: конкуренция или спекуляции // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66222 (дата обращения: 20.11.2016).

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)» (далее – ФЦП), призванная повысить конкурентоспособность отечественного туристского рынка, создать условия для развития туристской инфраструктуры, привлечь инвестиции в отрасль и увеличить эффективность продвижения российского турпродукта, решает три основные задачи: развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации, повышение качества туристских услуг и продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках. ФЦП поставила достаточно амбициозные задачи, в частности объем платных туристских услуг населению должен был вырасти в 2013 году на 11,8%, 2014 году – 17,1%, 2015 году – 23,6%, 2016 году – 30,3%, 2017 году – 29,3%; численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения – вырасти в 2013 году на 17,4%, 2014 году – 22%, 2015 году – 32%, 2016 году – 36,8%, 2017 году – 34,5%. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 г. № 1407 в ФЦП внесены изменения, в том числе и в части целевых индикаторов и показателей, с учетом геополитической и экономической ситуации. В новой редакции объем платных туристских услуг населению должен вырасти в 2015 году на 8,2%, 2016 году – 7,6%, 2017 году – 7,1%; численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения – вырасти в 2015 году на 9,8%, 2016 году – 10,4%, 2017 году – 8,1%.

Развитие туризма в России многогранный и весьма противоречивый процесс. К этому заключению приводит анализ статистических данных о развитии туриндустрии в России в период с 2003 по 2015 год, в том числе в условиях кризисной экономики 2008 – 2009 и 2014 – 2015 годов.

Так, объем международных прибытий в рамках въездного туризма по данным Всемирной туристской организации ООН ежегодно увеличивается на 4-5%.

Рост числа международных прибытий в 2015 году оценивается в 4,4% [8,10], что на 0,2% больше, чем в 2014 году. При этом надо отметить, что основной показатель, отражающий результаты международного туризма, в последние 5 лет стабилен и не имеет тенденций к росту или падению. Очевидно, что показатель имеет прямую корреляцию с кризисными явлениями в экономике (2008 – 2009 годы) и макроэкономическими показателями, однако большой разброс показателя в отношении отдельных регионов говорит о высокой зависимости от состояния геополитической обстановки.

С учетом приведенных данных, планируемый (скорректированный в 2014 году) ФЦП рост целевых показателей на уровне 10% (численность иностранных граждан, размещенных в КСР) и 7-8% (объем платных туристских услуг населению) требует серьезных инфраструктурных и системных изменений в отрасли. При этом если отдельные задачи ФЦП можно решить путем принятия политических решений, заградительных экономических мер, перераспределяющих туристские потоки с выездного на внутренний туризм, но в целом увеличения объема отрасли, доли в ВВП и серьезного изменения платежного баланса это не принесет. В 2014 году дефицит платежного баланса РФ по статье «поездки» составил 38,67 млрд. долларов США, импорт превысил экспорт более чем в 4 раза (в 2007 – 2009 годах – только в 2 – 2,5 раза) [6].

Безусловно, причинами отдельных управленческих решений непосредственно на предприятиях туриндустрии могут быть инновационная активность и внедрение новейших форм обслуживания гостей, различные маркетинговые стратегии [4], но сложным для понимания является результат наблюдения за тенденцией к росту стоимости туристских услуг внутри страны, в условиях сокращения платежеспособности потребителей и сокращения альтернативных маршрутов для организации отдыха.

Обобщение статистических материалов говорит о том, что в туриндустрии растут спекулятивные настроения.

Современные исследователи в области организации предпринимательской деятельности [1,3,7] отмечают, что сокращение потребительских возможностей, вызванное общим уменьшением платежеспособности, ведет к реструктуризации предложения на рынке туристских услуг. Предполагается, что субъекты рынка должны в новых экономических условиях формировать более дешевые предложения или дробить предложения на более мелкие продукты, чтобы сделать доступным туристские услуги внутри страны. В этих условиях мы сможем наблюдать высокий рост малых по объему предложений.

Однако данные статистики свидетельствуют об обратных явлениях. Объем платных услуг в сфере туризма продолжает расти, несмотря на снижающиеся темпы самого роста.

Данные, представленные на рисунке 1 иллюстрируют общую тенденцию развития платных услуг населению в сфере туризма, доминирующей составляющей являются «туристские услуги», которые оказываются внутри России, по множеству направлений деятельности предприятий туриндустрии, исключая размещение.

Само же размещение гостей, как самостоятельный объект наблюдения, демонстрирует непропорциональные темпы развития. Легко заметить, что рост темпов развития санаторно-курортных услуг за последний год (12%) в полтора раза выше роста темпов развития прочих размещений (8%). То есть гостям предлагаются услуги по санаторно-курортному лечению на базе санаториев, пансионатов и других лечебно-профилактических организаций, и они востребованы, более того, потребности растут. Отметим, что группу субъектов рынка подобных услуг составляют предприятия с большим объемом средств производства, имущественные комплексы которых сформировались еще в режиме плановой экономики.

Рисунок 1 – Объем платных услуг населению, по отраслям, млн. руб.

По данным Росстата, http://www.gks.ru

В среднесрочной перспективе, темпы роста объема платных услуг населению демонстрируют различную направленность.

С учетом темпа роста объема гостиничных услуг в 2013 и 2014 годах на уровне 3,7 – 3,8 %, рост в денежном выражении: 15,2% (2013 год) и 8,2% (2014 год) говорит о росте стоимости гостиничных услуг при отсутствии улучшения их качественных характеристик, что идет в разрез с задачами ФЦП и начавшейся в 11 регионах России классификации объектов туриндустрии [1,2,3,5, 6, 9].

Обращает на себя внимание тенденция к росту туристических фирм, связанная с ростом внутреннего спроса.

Согласно рассмотренным данным, стоимость реализованных турпакетов гражданам России сократилась на 2,5%, при этом поездок за рубеж, включая авиаперелеты, стало меньше на 4%, прирост внутренних турпакетов вырос на 6%. Такие условия рынка отражают тенденцию к росту стоимости туристских услуг внутри страны, хотя в них нет продолжительных перелетов.

Число реализованных населению турпакетов сократилось за 2014 год с 5384 до 4384 тыс., или 23 %. То есть каждый турпакет вырос в цене, как минимум на 20-25% и это в условиях падения платежеспособного спроса, в условиях, когда количество туристских услуг сокращается, и перелеты в ближневосточные курорты практически остановлены.

Современный отечественный турист переплачивает за услуги санаторно-курортного лечения в России, за рубежом он получал бóльший набор услуг с более высоким уровнем сервиса. Теперь же спекулятивные настроения и внешние барьеры заставляют соглашаться на условия отечественных субъектов рынка.

Спекулятивные настроения являются объектом регулирования государством, при этом активность в регулировании рынка продовольствия приносит свои плоды, а свобода на рынке туристских услуг сегодня сопровождается необоснованным ростом стоимости отдыха без реальных попыток улучшения его качества для потребителя.

По широте охвата поставленная проблема затрагивает интересы всех слоев общества. Необоснованно растет в цене, как детский отдых, так и санаторно-курортное лечение.

Противоречивость настроений потребителей и субъектов туриндустрии ставят задачу государственному регулятору отрасли в кратчайшее время организовать строгий контроль за ростом стоимости туристских услуг до начала нового туристического сезона 2016/2017 годов.

С учетом несоответствия планируемых результатов ФЦП международным и российским тенденциям и реалиям, с учетом слабых конкурентных механизмов регулирования отрасли в условиях кризиса, становится необходимым внедрение моделей оценки эффективности решений государственных органов и избранных стратегий в части развития инфраструктуры туризма, повышения её конкурентоспособности на внутреннем и международном рынке [2,4].


Библиографический список
  1. Власова Т.И. Международное и межрегиональное сотрудничество в реализации туристско-рекреационного потенциала регионов//Вестник Национальной академии туризма. -№ 3 (15). -2010. -С. 7-8.
  2. Власова Т.И.Иванов А.В.Таймазов В.А.Федотов Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм в России: основные понятия и проблемы развития//Вестник Национальной академии туризма. -2007. -№ 4. -С. 62-64.
  3. Евреинов О.Б. Комплексное развитие и совершенствование инфраструктуры туризма в регионе (на примере Санкт-Петербурга): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05/О. Б. Евреинов; НОУ ВПО Балтийская академия туризма и предпринимательства. – СПБ, 2012. -23 с.
  4. Закорин Н.Д. Методологические аспекты анализа экономической эффективности туристской отрасли//Проблемы современной экономики. -2005. -№ 3-4 (15/16). -С. 324-328.
  5. Закорин Н.Д. Инвестиционное развитие сферы туризма в регионе//Российское предпринимательство. -2006. -№ 2 (74).
  6. Клейман А.А., Евреинов О.Б. Инфраструктура туризма: стратегия развития: монография/под ред. А.А. Клеймана. СПб.: Д.А.Р.К., 2014. 384 с.
  7. Официальный сайт Росстат. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 20.01.2016 г.)
  8. Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru (дата обращения 20.01.2016 г.)
  9. Шлафман А.И. Необходимые и достаточные условия для развития инноваций в интеграционных процессах//Журнал правовых и экономических исследований, 2014, 2: 22-26
  10. UNWTO World Tourism Barometer, volume 13, December 2015. URL: http://www.e-unwto.org/content/w83v37 (дата обращения 20.01.2016 г.)


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация