УДК 378.22

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ К ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Киричек Ксения Александровна
ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики

Аннотация
В статье обоснована необходимость подготовки бакалавров педагогики к использованию технологий деятельностного типа в их будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: бакалавр педагогики, системно-деятельностный подход, технологии деятельностного типа


PREPARATION OF BACHELORS PEDAGOGICS THE USE OF LEARNING TECHNOLOGIES, IMPLEMENTS SYSTEM-ACTIVITY APPROACH

Kirichek Ksenia Aleksandrovna
Stavropol State Pedagogical Institute
candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Mathematics and Informatics

Abstract
The article substantiates the need for training bachelor of pedagogy to the use activity-type technologies in their future careers.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Киричек К.А. Подготовка бакалавров педагогики к применению технологий обучения, реализующих системно-деятельностный подход // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66039 (дата обращения: 20.11.2016).

В настоящее время методика обучения бакалавров педагогики переживает сложный период, который обусловлен изменением целей, содержания и технологий образования. Это связано с внедрением в образовательные учреждения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, построенных на компетентностном и системно-деятельностном подходах; а также профессионального стандарта педагога [1], в котором среди прочих трудовых функций отображено умение использовать деятельностный подход в практике своей работы, виды и приемы современных педагогических технологий. Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах сокращается количество часов на изучение отдельных дисциплин. Все эти обстоятельства требуют осмысления и применения образовательных технологий, имеющих деятельностный характер.

В основе современных Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего [2], основного [3] и среднего (полного) общего образования [4] лежит системно-деятельностный подход, который является попыткой объединения системного и деятельностного подходов. Он нацелен на обеспечение преемственности дошкольной и всех ступеней школьной подготовки [2], а также формирование:

-       развивающей образовательной среды образовательной организации [3, 4];

-       качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества [2], способности и готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию в течение всей жизни [3, 4];

-       траекторий образования с учетом особенностей обучающихся [2, 3, 4];

-       активной учебно-познавательной деятельности обучающихся [3, 4];

-       условий для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [2];

-       содержания и технологий обучения для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы как системообразующего компонента Стандарта [2].

Таким образом, внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса связано с изменениями деятельности учителя и деятельности ученика. Учащийся должен занять активную позицию в процессе познания за счет того, что знания не даются ему в готовом виде, а он самостоятельно добывает их под руководством учителя. Поэтому бакалавров педагогики необходимо подготовить к овладению и использованию педагогических технологий, с помощью которых можно реализовать новые требования стандартов. К таким технологиям относятся: технологии проектного обучения, развития критического мышления, проблемного диалога, сотрудничества; игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии.

Если попросить студентов вспомнить их опыт учения в школе и вузе на предмет того сами они ставили перед собой учебные цели или их вел за собой педагог, предлагая усвоить тему и объясняя ее, чаще всего мы услышим что, в школе развитие шло по второму пути, а в вузе на некоторой части занятий встречается первый путь.

Предложив студентам рассмотреть разные варианты конспекта первого урока по какой-либо теме, и ответить на вопрос какой конспект выбрали бы вы для проведения такого урока и почему, практически половина аудитории отдает предпочтение уроку, где знания передаются в готовом виде. Объясняют это тем, что так привычнее, менее запутанно и несложно будет усвоить материал ученикам. Такая ситуация складывается несмотря на то, что из занятия в занятие говорится о необходимости согласно новым стандартам создать условия для активной позиции и самостоятельности ученика по открытию нового знания.

В силу приведенных примеров, по нашему мнению, для осуществления подготовки бакалавров педагогики к реализации системно-деятельностного подхода, необходимо на дисциплинах по методике преподавания предметов давать большее количество заданий на разработку технологических карт уроков, уделяя особое внимание на каждом этапе урока деятельности учителя, учащихся и формируемым при этом универсальным учебным действиям. А также не только на дисциплине Педагогика, но и на всех дисциплинах, касающихся методики преподавания предметов использовать современные образовательные технологии не на 20-30% занятий, а по возможности на всех. Это позволит погрузить студентов в атмосферу будущей профессиональной деятельности, сделать понятным и привычным использование технологий деятельностного типа, легче перенести трудности, связанные с их использованием, среди которых можно отметить: трудоемкость подготовки к занятиям и отсроченность получения результата по формированию личности ученика.

Применение деятельностных технологий обучения приводит к интенсификации процесса понимания, усвоения и применения знаний, а также соответствующих технологий за счет активного включения в этот процесс студентов. Возрастает уровень их мотивации и вовлеченности в решение обсуждаемых проблем, осознания сути технологий, что дает толчок к их последующей познавательной активности и использованию современных технологий в будущей профессиональной деятельности.


Библиографический список
  1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ПРИКАЗ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).


Все статьи автора «Киричек Ксения Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация