УДК 338

СОВЕТ ЕВРОПЫ: УЧАСТИЕ В МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

Данилина Марина Викторовна1, Багратуни Карина Юрьевна1, Литвинов Алексей Николаевич1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация
Целью данной статьи является непосредственный анализ роли и места СЕ в молодёжной политике.

Ключевые слова: Европа, молодежная политика, молодежь, Совет Европы, центр молодёжи


COUNCIL OF EUROPE: PARTICIPATION IN YOUTH POLICY

Danilina Marina Viktorovna1, Bagratuni Karina Yurievna1, Litvinov Alexei Nikolaevich1
1Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract
The purpose of this article is the direct analysis of the role and place in the Council of Europe youth policy.

Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Данилина М.В., Багратуни К.Ю., Литвинов А.Н. Совет Европы: участие в молодёжной политике // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/65902 (дата обращения: 20.11.2016).

Главная цель Совета Европы в области работы с молодежью заключается в разработке единой Европейской политики, направленной на участие молодежи в общественной жизни, привитие ей чувства гражданственности, предоставление возможностей для получения образования и рабочего места. Особую актуальность данным задачам придают устойчивые негативные демографические тенденции, когда молодым людям придется нести на себе все возрастающую финансовую нагрузку по обеспечению стареющего населения, что должно вести к ответной реакции между поколениями [1].

 Политика молодежного развития является основной частью миссии Совета Европы с момента его основания [2]. Генезис данного направления деятельности этого органа можно разделить на три основных этапа: 1) (1972 – 1985 гг.) – с момента появления европейского молодежного фонда и открытия  первого европейского молодежного центра в Страсбурге до состоявшихся в 1985 г. первой Европейской конференции министров по делам молодежи [3] и создания Экспертного комитета по вопросам молодежи (CANJE); 2) Второй этап (1988 – 1994 гг.) – с момента создания Европейского руководящего комитета по делам молодежи и до момента появления Исследовательского и Документационного Союза Директората по делам молодежи и спорта и внедрения системы со-управления можно характеризовать как период начала межправительственного сотрудничества в молодежной политике Совета Европы; 3) Третий этап развития (с 1994 г. по настоящее время) начинается с создания системы со-управления молодежной политикой Совета Европы и появления мощной молодежной исследовательской платформы в виде Исследовательского и Документационного Союза Директората по делам молодежи и спорта.

 В настоящее время можно говорить о том, что с момента принятия Повестки развития 2020 молодежной политики в СЕ (сентябрь 2008 года) начался следующий (четвертый) этап развития, характеризующийся также усилением сотрудничества в молодежной сфере с Европейским Союзом.

Реализация молодежной политики Совета Европы осуществляется посредством системы административного управления, состоящей из Совместного Совета (The Joint Council) и образующих его  Европейского руководящего комитета по делам молодежи (Le Comité directeur européen pour la jeunesse – CDEJ) и Консультативного Совета (The Advisory Council), а также Конференции министров по молодежной политике и Европейского молодежного фонда [4]. Специфика данного управленческого механизма, складывавшегося и проверенного на протяжении не одного десятилетия, состоит в том, что он позволяет в равной мере распределить власть принятия решений по молодежным вопросам между представителями правительственных и неправительственных молодежных структур [5].

Ключевую роль в этом процессе играет Совместный Совет (The Joint Council), единогласно принимающий решения по рабочим программам и финансированию (формированию бюджета) молодежного сектора Совета Европы и Европейского молодежного фонда. На данный момент в Совместный Совет входят два представителя Российской Федерации, (представитель Министерства спорта, туризма и молодежной политики (Н.В. Каркач) и представитель Национального Совета молодежных и детских объединений России (Д.С. Баринов), что дает возможность России влиять на решения, принимаемые Совместным Советом и Программным комитетом Директората молодежи и спорта Совета Европы.

Задача основанного в 1988 г. Европейского руководящего комитета по делам молодежи (Le Comité directeur européen pour la jeunesse – CDEJ) состоит в обеспечении сотрудничества в молодежной сфере, формулировании задач и предложений по вопросам молодежной политики, разработке программ, охватывающих весь сектор. Данный орган состоит из представителей руководства стран-членов Совета Европы, а также представителей государств, подписавших Европейскую конвенцию по культуре ((47 стран – членов Совета Европы плюс Белоруссия и Ватикан) и работает совместно с Объединенным Советом по вопросам молодежи, который является соуправляющим органом Директората по делам молодежи и спорту. CDEJ заседает два раза в год, собирая вместе представителей министерств и государственных структур, занимающихся молодежью из всех государств-членов, которые подписали Европейскую конвенцию по культуре. Собрания позволяют развивать сотрудничество между национальными правительствами в молодежном секторе и обеспечивают проведение рамочной молодежной политики [6]. Европейский руководящий комитет по делам молодежи также готовит и проводит различные конференции для европейских министров по делам молодежи. Им создаются специальные рабочие группы из специалистов в области молодежи, разрабатывающие программы по вопросам демократической гражданственности, неформального образования и социальной сплоченности. Так, в частности, подготовлены проекты рекомендаций Комитета Министров по следующим вопросам: 1) информационно-консультативная поддержка молодежи в Европе; 2) координация и сотрудничество в проведении исследований по проблемам молодежи; 3) развитие молодежных добровольческих инициатив; 4) мобильность молодежи; 5) участие молодежи в политической и общественной жизни, будущее гражданского общества.

Консультативный Совет (The Advisory Council), являющийся, наряду с ЕРКДМ, составной частью Совместного Совета (The Joint Council), дает свои рекомендации и доносит мнение относительно различных вопросов молодежной политики Руководящему комитету, а также следит за тем, чтобы молодые люди были вовлечены во все процессы, связанные с работой молодежного сектора Совета Европы. Он состоит из представителей 30 молодежных негосударственных организаций Европы.

Совет Европы оказывает содействие активному участию молодежи в укреплении гражданского общества в Европе и оказание помощи в решении общественных проблем и осуществлении ее чаяний посредством неформального образования и участия в общественной жизни, выработки и реализации молодежной политики на континенте, с особым упором на демократическое воспитание граждан и расширение возможностей для получения образования и трудоустройства. 

Особое значение в этой связи приобретает система Европейских центров молодежи (Страсбург и Будапешт), представляющих собой международные площадки по подготовке и проведению встреч, в рамках которых обученные советники оказывают образовательную и техническую поддержку по созданию и реализации программ для молодежи. Среди них ежегодно организуемые ЕЦМ различные тренинги для молодых людей, активно работающих в молодежных организациях и объединениях, на которых рассматриваются вопросы деятельности европейского молодежного движения, международного сотрудничества, культурного образования и методов работы с молодежью в целом, с особым упором на обучение в области культурного наследия. В центре этой работы находятся также вопросы соблюдения прав человека, подготовки лидеров молодежного движения, а также обучения молодежи в целях ее участия в делах гражданского общества. В рамках консультативных встреч и симпозиумов организуются встречи людей, активно участвующих в сфере молодежной политики. На них происходит обмен мнениями по избранным темам в целях обогащения и расширения различных аспектов будущей молодежной политики в Европе.

Многочисленные проекты, финансируемые Европейским молодежным фондом (ЕМФ), вовлекли в это движение более 200000 молодежных лидеров, представляющих разные уголки Европы.

Что касается работы, осуществляемой Советом Европы в области координации молодежной политики, то она сфокусирована главным образом на признании важности участия неправительственного молодежного сектора в общественной жизни, и на продвижении идей гражданского общества, в том числе посредством тренингов и образования молодежных лидеров неправительственных организаций в Европе (демократия участия). Со временем Совет Европы сфокусировался также на стратегии развития молодежной политики.

Одну из ключевых ролей на данном направлении играет проводимая раз в три года Конференция министров, ответственных в странах СЕ за молодежную политику.

 Важным аспектом работы Конференции министров является то, что итоговый документ, который она принимает, обсуждается с европейскими и национальными молодежными организациями. Это способствует оформлению в сфере европейской молодежной политики транснациональных общественно-политических сетей. Кроме того, представители молодежи принимают непосредственное участие в самой конференции, будучи членами национальной делегации.

Придавая различным вопросам молодежной проблематики Европы политический, транснациональный, приграничный или сетевой формат, Конференции и их заключительные декларации в немалой степени способствуют выявлению  и последующему разрешению последних.

В качестве примера можно привести состоявшуюся в 2008 г. в Киеве очередную конференцию министров по делам молодежи. Принятая в ее рамках декларация министров о будущем молодежной политики, именуемая «Повестка 2020», является важным вкладом в реализацию Варшавского плана действий, одобренного в ходе Третьего саммита стран – членов Совета Европы в 2005г. и предусматривающего создание условий для развития сотрудничества и кооперации в молодежной сфере в качестве одного из основных политических приоритетов.

Финансовая поддержка международных молодежных проектов Совета Европы осуществляется как путем создания специализированного финансового учреждения под эгидой самого СЕ (речь в данном случае идет о Европейском фонде молодежи), так и в рамках сотрудничества с рядом международных организаций (будь то Международный союз железных дорог (МСЖД), Европейская ассоциация карт молодежи (ЕАКМ) и др.).

Основанный в 1972г. Европейский Фонд молодежи (ЕФМ) предоставляет молодежным организациям финансовые средства для их международной деятельности. Штаб-квартира Фонда молодежи находится в Страсбурге.

Целью фонда является усиление сотрудничества между молодыми людьми в Европе за счет финансовой поддержки европейских молодежных программ, таких, которые будут развивать мир, взаимопонимание и сотрудничество в соответствии с основными ценностями Совета Европы: прав человека, демократии, толерантности и солидарности [7].

Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовую поддержку мероприятий, проводимых негосударственными молодежными организациями и сетями, таких как: образовательные, социальные, культурные и гуманитарные программы; мероприятия, направленные на развитие мира и сотрудничества в Европе; программы, усиливающие сотрудничество и взаимопонимание между молодыми людьми Европы через обмен информацией; образовательные, социальные и культурные  программы, разработанные для обеспечения взаимопомощи в Европе и развивающихся странах.

Проекты реализуются странами-членами Совета Европы. Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовое сопровождение обучающих программ и выпуска информационной продукции молодежной направленности включающей видео-, аудио-продукцию, выставки, веб-сайты и другие материалы. Европейский молодежный фонд предоставляет ежегодные гранты  для покрытия основных административных расходов по управлению и содержанию международной негосударственной молодежной организации. Европейский фонд молодежи является фондом, созданным Советом Европы для финансовой поддержки национальной или международной деятельности молодежи, который располагает ежегодным бюджетом приблизительно в 2,3 млн. евро. Начиная с 1973г. преимуществами ЕФМ воспользовались более 280 000 молодых людей, причем большинство из них являются гражданами государств-членов Совета Европы.

Немаловажную роль в части финансового обеспечения молодежных проектов Совета Европы играют его проекты с рядом иных международных структур. В ряду наиболее успешных примеров такого сотрудничества можно отметить учреждение совместно с Международным союзом железных дорог (МСЖД) специального фонда для облегчения передвижения молодежи с ограниченными материальными возможностями. С момента создания последнего в 1995г. им было профинансировано порядка 270 проектов и около 5 тыс. представителей молодежи – участников международных встреч и проектов – смогли воспользоваться правом льготного железнодорожного проезда по Европе.

Еще одним совместным начинанием СЕ, сохраняющим и развивающим свой успех и сегодня является система так называемых «карт молодежи», созданная в результате заключения частичного соглашения с Европейской ассоциацией карт молодежи и охватывающая лиц в возрасте до 26 лет.

В 1991 году Совет Европы подписал “Частичное соглашение” по молодежной карте “EURO<26″, подтвердив её как один из инструментов поддержки молодежной политики в Европе. В 1992г. деятельность национальных дисконтных организаций вылилась в официальное учреждение новой международной организации – Европейской Ассоциации Молодежных Карт (EYCA). В 1993 г. ассоциацией создана штаб-квартира в Амстердаме. С 2004 года штаб квартира EYCA находится в Будапеште.

Начиная с 1987 года дисконтная система “EURO<26″, которая упрощает и облегчает процесс передвижения, а также доступ к различного рода товарам и услугам, необходимым для  гармоничного развития молодой личности и ее культурного уровня, стала широко распространяться по всей Европе: все больше стран объединялось вокруг EYCA, все больше молодых людей приобретали карту, все шире становилась сеть предоставляемых скидок и услуг.

Ежегодноболее 4 миллионов молодых людей (каждый третий молодой европеец) в 36 европейских странах пользуются молодежной дисконтной картой с логотипом “EURO<26″, и их число постоянно растет. Основной целью деятельности EYCA было и остается создание новых возможностей предоставления услуг молодым людям по всей Европе и развитие молодежной политики в области культуры, туризма и путешествий, молодежной информации.

Неизменной ключевой составляющей деятельности Совета Европы является всемерное содействие укреплению демократических основ во всех сферах деятельности. Не стало исключением и молодежное направление.  Ключевыми на данном направлении явились программы АДАКС («Деятельность по развитию и укреплению демократической стабильности», новое название: «Программы в интересах демократической стабильности») и «Демократическое лидерство».

 В рамках первой из них Совет Европы организует такие мероприятия, как обучение судей и юристов по вопросам подачи заявлений в соответствии с положениями Европейской конвенции о правах человека, семинары экспертов по вопросам соответствия законодательства или проектов новых законов в ряде стран европейским стандартам в области прав человека. Он также занимается переводом и публикацией документации по вопросам прав человека на языки новых государств – членов Совета Европы, проводит круглые столы с участием национальных организаций, занимающихся проблематикой прав человека, а также обучением представителей правительств при Европейском суде по правам человека. Программа АДАКС в сфере защиты прав человека дополняется обширной деятельностью самого Совета, связанной с распространением информации среди широкой общественности и специалистов. Программа, в частности, направлена на: 1) создание и развитие молодежных ассоциации в странах Центральной и Восточной Европе в целях их участия в развитии гражданского общества; 2) оказание помощи этим странам в определении их дальнейшей молодежной политики на национальном уровне; 3) укрепление межкультурного диалога; 4) содействие обмену молодежью во всех регионах Европы; 5) совершенствование знаний и расширение понимания проблем прав человека в высших и средних учебных заведениях и среди специалистов, а именно: юристов, сотрудников правоохранительных органов и пенитенциарной системы, должностных лиц и т.д.; 6) привлечение внимания общественности к проблемам прав человека, используя информационные компании, публикации, аудиовизуальную продукцию и другие материалы; 7) оказание поддержки структурам, работающим в области защиты прав человека, а также неправительственным правозащитным организациям.

 В качестве составной части программы по АДАКСу в странах Центральной и Восточной Европы проводятся тренировочные курсы, поездки и консультации.

 Цель программы «Демократическое лидерство» (ПДЛ) состоит в передаче новых навыков и знаний будущим политикам, журналистам и руководителям НПО из стран Центральной и Восточной Европы, что рассматривается как один из эффективных путей обеспечения демократической безопасности.

Данная программа направлена на установление доверия между молодыми лидерами, представляющими различные страны и народы, формирование сети выпускников программы, которые после ее окончания продолжали бы претворять в жизнь ее установки.

Молодежь, молодежные организации и сетевые структуры, общественные объединения, государственные организации и эксперты принимают участие в постоянно ведущихся консультациях о целях молодежной политики и практической деятельности в этой области. Совет Европы поощряет создание молодежных организаций, сетевых структур и инициатив, а также способствует развитию международного сотрудничества между молодежными организациями. В частности, на 2003 – 2005 гг. Совет Европы определил следующие приоритетные направления в молодежном секторе: 1) развитие диалога культур и укрепление мира;  2) разъяснительная работа в области прав человека и социальной сплоченности; 3) участие молодежи в общественной жизни и демократическое воспитание молодых граждан; 4) разработка и развитие надлежащей молодежной политики.

В ноябре 2008г. Европейским советом была впервые принята рекомендация в молодежной сфере по мобильности молодых волонтеров в Европейском Союзе [8]. Данный факт повысил внимание к молодежной политике в повестке ЕС. С этой целью молодежь, различные гражданские объединения, правительственные учреждения и эксперты принимают участие в постоянно ведущихся консультациях о целях такой молодежной политики. Совет Европы поощряет также создание ассоциаций молодежи, рабочих групп, выдвижение ими инициатив, а также стимулирует международное сотрудничество между молодежными организациями [9].

Научно-исследовательская и образовательная деятельность в рамках молодежной политики Совета Европы нашла свое отражение в ряде программ, сосредоточенных как в рамках Директората по вопросам молодежи и спорта данного органа, так и вне его.

Деятельность вышеозначенного Директората весьма многогранна. Прежде всего, это, разработанная в 1997 г. в качестве механизма для систематического обзора и оценки национальных курсов молодежной политики государств – членов СЕ Европейская исследовательская сеть при Директорате молодежи и спорта, обеспечивающая взаимодействие ученых, негосударственных молодежных организаций и национальных правительств при выработке межнациональных исследовательских проектов.

Помимо этого в рамках Директората существует Исследовательский и документационный союз Директората по делам молодежи и спорту, который был формально создан в 1994 году, хотя исследования в области молодежи проводились и раньше. Создание данного союза – это ответ на многочисленные рекомендации Конференции европейских министров по делам молодежи, которая испытывала потребность в независимых исследованиях по  молодежным проблемами, рассматривая их как важный элемент знаний при проведении в жизнь молодежных программ.

Молодежные исследования – это комплексный анализ, который охватывает разные сферы жизни и деятельности молодежи: социальную, социально-психологическую, социально-экономическую, педагогическую, и многие другие.

Исследовательский и документационный союз работает с сетями национальных исследовательских центров по молодежной проблематике, с административными правительственными органами. Национальные исследования в области молодежи необходимы для планирования и реализации тех или иных молодежных программ СЕ, для мониторинга их выполнения.

Ежегодно проводятся исследования европейской молодежной политики по тенденциям в молодежной среде, по изменениям жизненной ситуации, исследования основных потребностей. Данный механизм стал важным инструментом для оценки молодежной политики в Европе и  для выработки Советом Европы конкретных рекомендаций определенным странам по дальнейшему развитию национальной молодежной политики.

Что касается нашей страны, то она также активно участвует в работе данного Союза, внося тем самым собственный вклад в развитие европейской молодежной политики. Однако в России чувствуется потребность в независимых комплексных исследованиях в области молодежи на национальном уровне для последующей разработки эффективных и отвечающих запросам современного общества и молодежи молодежных программ. При этом необходимо, чтобы в таких исследовательских группах, как и на европейском уровне, были представлены не только ученные, но также практики молодежной работы и представители государственных структур, отвечающих за работу с молодежью.

Завершая разговор о развитии научно-исследовательской и образовательной деятельности под эгидой Директората по вопросам молодежи и спорта Совета Европы, нельзя обойти вниманием его сотрудничество с Директоратом по вопросам образования и гражданства Европейской Комиссии в деле подготовки молодых рабочих кадров, базирующемся на подписанном в ноябре 1998 г. соглашении о партнерстве. Эта программа состоит из публикаций о подготовке молодых рабочих в Европе, серии публикаций в области образования, издания журнала (Кайот), создания сети наставников для работающей молодежи на европейском уровне, а также выработки качественных стандартов в области подготовки молодых рабочих в Европе.

Вне рамок упомянутых выше органов в Европе среди прочего была создана специальная сеть контактов для проведения исследований между учеными, неправительственными молодежными организациями и правительствами, участники которой занимаются осуществлением сравнительных многосторонних научно-исследовательских проектов.

Большую роль Совет Европы уделяет издательской деятельности, и, в первую очередь, на ниве образования.

 В этой связи следует отметить в частности  выходящий два раза в год журнал «Сoyotе», подготовленный Директоратом по делам молодежи и спорта Совета Европы в сотрудничестве с отделом по развитию молодежной политики Европейской комиссии Евросоюза. Журнал освещает развитие молодежного движения в Европе в целом, особое внимание в журнале уделяется тренинговым программам, концепциям неформального образования и методологии, которые разрабатываются на европейском уровне. «Сoyote» издается на английском языке и рассчитан на молодежных работников, тренеров, лидеров молодежных общественных организаций.

Кроме того Советом Европы издается журнал «Forum 21», где можно найти информацию по реализации молодежной политики. Выпускается большое количество методических материалов, различной учебной литературы, информационных бюллетеней и т.п.

Подводя итоги деятельности Совета Европы в сфере молодежной политики следует отметить, что данный орган уделяет большое внимание молодёжной политике. При этом целый ряд организаций и проектов, поддерживаемых Советом Европы, успешно реализуются и способствуют активному участию молодежи в общественной жизни во всем ее многообразии.


Библиографический список
  1. The demographic future of Europe – from challenge to opportunity. Commission Communication. Brussels, 12.10.2006. COM (2006) 571; Promoting Solidarity between the Generations. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions, Brussels, 10.05.2007, COM (2007) 244
  2. Eberhard Laurence, The Council of Europe and youth. Thirty years of experience. – France: Council of Europe Publishing, 2002. – 56 c.
  3. А. В. Соколов Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития // Вестник международных организаций. 2009. № 1 (23),http://www.iori.hse.ru/publications/herald/material/1_09/Youth_Policy.pdf
  4. Европейский молодежный фонд (ЕМФ) учрежден Советом Европы в 1972 г. для обеспечения финансовой поддержки мероприятий (проектов и программ), направленных на развитие молодежной сферы в странах – членах Совета Европы.
  5. http://www.coe.int/t/dg4/youth/Coe_youth/co_management_en.asp - на этой веб-странице можно найти официальную информацию, описывающую структуру системы со-управления в молодежном секторе СЕ
  6. Астрид Уттерштрем. ,Роль Европейского руководящего комитета по молодежи (CDEJ) в формировании европейской молодежной политики// Forum 21, European Journal on Youth Policy. – Франция: Council of Europe and European Commission, № 9, 2007. – 315 с.
  7. Europa ABC // A guide to international youth work. – Франция: Directorate of Youth and Sport of the Council of Europe, 1999. – 32 c.
  8. Recommendation № 14825/08 COUNCIL RECOMMENDATION on the Mobility of Young Volunteers Across the European Union (18.11.2008)
  9. Совет Европы: 800 миллионов европейцев, http://www.echr.ru/coe/activity/index.htm
  10. Данилина М.В. Финансирование совместных программ сотрудничества Европейского Союза, Совета Европы и Российской Федерации, Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 5. С. 48-57.
  11. Данилина М.В. Экономическое и политическое взаимодействие России и Евросоюза // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 23. С. 59-69.
  12. Danilina M.V. Significance of the Council of Europe and the European Union in the promoting democracy, human rights and youth policy // Перспективы науки. 2011. № 11 (26). С. 61-64.


Все статьи автора «Данилина Марина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация