Среди направлений обеспечения безопасности дорожного движения особая роль отводится психологической составляющей – психологии личности водителя и иных участников дорожного движения. К сожалению, управление транспортным средством не всегда отличается нормативностью, дисциплинированностью, ответственностью, уважением к другим водителям. Случаи хамского поведения на дороге и опасного (агрессивного, рискованного и т.п.) стиля вождения возникают всё чаще, что требует соответствующего реагирования не только со стороны общества, законодателя, правоприменителя, но и специалистов, в первую очередь, психологов.
В противовес опасному вождению можно выделить надёжность управления транспортным средством как интегральное качество личности и стиль, связанный с безаварийностью и снижением риска возникновения опасной дорожной ситуации, исключения создания помех для иных водителей, их уважением, предсказуемостью поведения на дороге и др. [1].
В рамках разработки личностного опросника оценки надёжности водителя (ЛООНВ) нами было проведено описание девяти диагностических шкал (табл. 1), обоснована и апробирована интерпретация соответствующих данных [2, 3]. В исследовании, осуществлённом в период с сентября 2015 года по март 2016 года, приняло участие более 1 тыс. человек (слушатели автошкол г. Москвы, сотрудники ЦСН БДД МВД России).
Таблица 1. Наименование и условное обозначение диагностических шкал
Условное обозначение шкалы |
Наименование шкалы (русский язык) |
Наименование шкалы (английский язык) |
Dis |
Дисциплинированность (социальная нормативность) |
Discipline (social regulations) |
Scl |
Самоконтроль (волевая регуляция) |
Self-control (volitional regulation) |
Res |
Ответственность |
Responsibility |
Agg |
Агрессивность |
Aggressiveness |
Rsk |
Склонность к риску |
Risk appetite |
Sas |
Стремление к самоутверждению |
The desire for self-assertion |
Eng |
Энергичность (активность) |
Energy (activity) |
Arr |
Самонадеянность |
Arrogance |
Anx |
Тревожность |
Anxiety |
Нами были терминологически определены суть и психологическое содержание диагностических шкал.
1. Дисциплинированность (социальная нормативность) – это ставшая чертой личности готовность индивида соблюдать установленные обществом требования, нормативные предписания (в т.ч. правила дорожного движения), социальные обязательства.
2. Самоконтроль (волевая регуляция) – это характеристика индивида, описывающая его способность контролировать свои мысли, эмоции, поведение в различных ситуациях социального взаимодействия и в условиях противоречий, это волевая регуляция индивидуального поведения и подчинение его дозволенному, целесообразному и необходимому.
3. Ответственность – это характеристика человека, описывающая его способность соотносить желаемое с формами индивидуальных поступков и готовностью принять их последствия, как неизбежные свершившиеся факты. По своей психологической сути, ответственность предстает как особое отношение между поступками человека, его намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом [4]. При обращении внимания к субъекту действий, ответственность можно интерпретировать как сознательную интеллектуальную и физическую его готовность к реализации или воздержанию от совокупности действий, могущих потребоваться вследствие выполнения или, наоборот, невыполнения данным субъектом некоторых других действий [5, С. 74].
4. Агрессивность – это устойчивая характеристика личности, выражающаяся в склонности индивида к предпочтению использовать насильственные методы для достижения собственных целей, проявляющаяся в виде злобы, ненависти, недовольства, грубости или хамства. Проявления агрессивности обычно вызывают у окружающих как минимум чувство психологического дискомфорта, в худшем случае – причиняют людям серьезный ущерб [6].
5. Склонность к риску – это характеристика личности, связанная со склонностью индивида не учитывать все обстоятельства происходящего, с ориентацией и смещением акцента с рационального и прогностически выверенного на «авось» и авантюризм. Человеком не принимается во внимание реальная опасность того или иного события, а также ситуация риска и неопределённости [7].
6. Стремление к самоутверждению – это устойчивая, часто доминирующая характеристика личности, проявляющаяся в ориентации индивида на достижение и поддержание определённого социального статуса, в отстаивании своей значимости перед окружающими (оценке) и реализации «Я», в сохранении собственной высокой самооценки.
7. Энергичность (активность) – это характеристика человека, проявляющаяся в высокой степени интенсивности и инициативности деятельности, в склонности изменять окружающую действительность в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами, взглядами и устремлениями, во внутренней мобилизационной готовности к действиям.
8. Самонадеянность – это характеристика личности, связанная с преувеличением мнения и оценки о своих способностях, возможностях, силах, знаниях, опыте, навыках и умениях, в противовес пренебрежению к чужому опыту, личностным качествам, советам, помощи.
9. Тревожность – это характеристика индивида, проявляющаяся в наличии у него постоянных переживаний эмоций тревоги, реализующаяся в результате взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций в различных жизненных ситуациях. Современные исследования в области психологии указывают на наличие личностной тревожности, являющейся устойчивой характеристикой личности, и ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней (например, дорожной) ситуацией.
Психометрическая проверка опросника позволила разработать варианты вербальной интерпретации диагностических данных (табл. 2). Для удобства использования в каждой из шкал выделено семь уникальных описаний: сниженное значение показателя (стены 1, 2, 3), повышенное значение показателя (стены 8, 9, 10), среднее значение показателя (стены 4-7).
Таблица 2. Интерпретация результатов психодиагностического обследования
СТЕН |
ВЕРБАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
Шкала «Дисциплинированность» («Социальная нормативность») |
|
10 |
Отличают осознанность в соблюдении общепринятых правил поведения и правовых норм, сверхпринципиальность, честность, пунктуальность, сформированное чувство долга, добросовестность, ответственность. Может демонстрировать правовую ригидность, строжайшее следование правилам дорожного движения |
9 |
Дисциплинирован, принимает социальные нормы (в т.ч. правила дорожного движения) и следует им, эмоционально сбалансирован. Имеет развитое правосознание, чувство долга и справедливости, гражданскую позицию |
8 |
Нормативен, хорошо контролирует своё поведение (в т.ч. при управлении транспортным средством). Характерно стремление к самоорганизованности, дисциплине, гармонии, соблюдению социальных норм. Поведение окружающих оценивается индивидом с позиции его правомерности |
4-7 |
Достаточно нормативен, совестлив, сдержан и разумен. Имеет развитое правосознание и контроль над своим поведением. В отдельных случаях может нарушать нормативные предписания, если соответствующие действия не несут угрозы безопасности дорожного движения |
3 |
Имеет несколько сниженную дисциплинированность. Регуляция поведения выражена, но используется вариативно. Индивиду свойственна гибкость по отношению к соблюдению социальных норм, а также правил дорожного движения |
2 |
Демонстрирует склонность к непостоянству, подверженности влиянию эмоций, случая и обстоятельств. Часто неорганизован, не достаточно дисциплинирован, легкомысленно относится к соблюдению правил дорожного движения |
1 |
Социально безответственен, склонен к асоциальному поведению. Правовой нигилист. Потворствует своим желаниям. Не считает необходимым придерживаться установленных правовых норм и социальных предписаний (в т.ч. в области безопасности дорожного движения) |
Шкала «Самоконтроль (волевая регуляция)» |
|
10 |
Отличается сверхконтролем поведения, выраженной способностью к самодетерминации и саморегуляции. Вне зависимости от дорожной ситуации осознанно, эмоционально уравновешенно и целенаправленно управляет транспортным средством |
9 |
Свойственен очень хороший контроль поведения в течение длительного времени и в различных ситуациях. Эмоционально стабилен. Способен принимать осознанные решения при управлении транспортным средством и успешно реализовывать их |
8 |
Волевой контроль выражен на уровне выше среднего. Сдержанность в проявлении эмоций и развитые регулятивные способности позволяют индивиду безаварийно управлять транспортным средством |
4-7 |
Достаточно хорошо контролирует своё поведение. Проявления импульсивных и непредсказуемых реакций редки, вполне могут осознаваться и конструктивно прорабатываться человеком. Управление транспортным средством отличается надёжностью и стабильностью |
3 |
Волевая регуляция поведения несколько снижена. Редкие и неглубокие эмоциональные реакции, хотя и потенцируют возникновение опасных ситуаций на дороге, но не оказывают решающего влияния на успешность управления транспортным средством |
2 |
Демонстрирует склонность к непостоянству поведения, импульсивным реакциям, уровень самоконтроля низкий, что существенно повышает вероятность возникновения опасных ситуаций при управлении транспортным средством |
1 |
Самоконтроль поведения практически отсутствует. Индивид не способен противостоять сиюминутным влечениям и желания. Высокий уровень импульсивности не позволяет надёжно контролировать дорожную обстановку |
Шкала «Ответственность» |
|
10 |
Сверхобязателен, готов признать свои ошибки и при необходимости нести за них ответственность. Его отличают сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения, профессиональных требований, гражданского долга, социальных норм и ценностей. Ригиден, порой может быть бескомпромиссным в отношении соблюдения установленных норм и правил поведения |
9 |
Социально надёжен, добросовестен. Имеет развитое чувство долга. Серьёзно относится к своим обязанностям (в т.ч. при управлении транспортным средством). Готов принять на себя и нести не только персональную ответственность, но и ответственность за поведение других |
8 |
Достаточно надёжен, обязателен, добросовестен, исполнителен. Проявляет сознательное отношение к соблюдению социальных норм, установок и долга. Окружающих привлекает демонстрируемая индивидуальная ответственность |
4-7 |
Ответственный, обязательный, настойчивый, трудолюбивый. В большинстве случаев серьёзно относится к вопросам этики и морали. Управление транспортным средством устойчивое, поступки осознанны. Преимущественно предпочитает планировать индивидуальную и групповую деятельность |
3 |
Требования к индивидуальной ответственности за управление транспортным средством несколько снижены. Способен принимать ответственность за свои действия, но по возможности стремится её избежать. Гибок в отношении понимания долга, прав и обязанностей |
2 |
Недостаточно ответственен и обязателен. Демонстрирует беззаботность и своеволие. Часто не доводит начатое дело до конца. Не приемлет персональной ответственности в какой бы то ни было форме. Существует вероятность демонстрации опасного (агрессивного) стиля управления транспортным средством |
1 |
Для индивида характерны личностная инфантильность, беспечность, неготовность отвечать за совершенные действия и их последствия, цинизм, пренебрежение к социальным нормам и ценностям. Вероятность демонстрации опасного (агрессивного) стиля управления транспортным средством велика |
Шкала «Агрессивность» |
|
10 |
Имеет очень высокий уровень личностных притязаний и агрессии, часто доминирует в межличностных отношениях, враждебен, злопамятен. Поведение при управлении транспортным средством по своей сути является опасным и бросает вызов окружающим, провоцирует их на ответные меры |
9 |
Отличается достаточно высоким уровнем агрессии, недружелюбия по отношению к окружающим. Зачастую пренебрегает интересами и правами других водителей. |
8 |
Несколько агрессивен. Психоэмоциональное состояние или окружающие могут обусловить демонстрацию опасного стиля управления транспортным средством |
4-7 |
Личностная и ситуативная агрессивность находятся на среднем уровне. Индивид успешно сочетает настойчивость и конформность в достижении желаемого |
3 |
Отличается добротой, отзывчивостью, понимаем. В целом занимает конформную позицию в отношениях. В отдельных ситуациях может проявлять настойчивость и агрессивность |
2 |
Демонстрирует доброжелательность, такт, стремление к бесконфликтному взаимодействию с другими участниками дорожного движения |
1 |
Доброжелателен, уступчив, бесконфликтен, альтруистичен. Склонен понимать и прощать. Агрессия по отношению к окружающим не проявляется |
Шкала «Склонность к риску» |
|
10 |
Отличается сверхрискованным управлением транспортным средством. Риск – это своеобразный стиль жизни и поведения на дороге. Рискованное вождение настолько тесно связано с функционированием личности, что водитель рассматривает своё поведение как обычное |
9 |
Демонстрирует рискованность своих поступков и намерений. Инстинкт самосохранения снижен. В основе подобного поведения могут лежать различные причины, но его опасность для окружающих на лицо |
8 |
Склонен к «индивидуально обоснованному» риску, не всегда отдает отчёт опасности своего поведения на дороге и создаваемой угрозе для других участников дорожного движения |
4-7 |
В основном придерживается стабильности, предсказуемости и определённости. Допускает незначительную долю рискованных поступков, которые не оказывают существенного (отрицательного) влияния на надёжность управления транспортным средством |
3 |
Предусмотрителен, расчётлив, ориентирован на реалии. Надёжен в управлении транспортным средством |
2 |
Исключает рискованные поступки (действия) из своей жизни, ориентирован на предусмотрительность и планирование. Предпочитает предвидеть негативные варианты развития тех или иных событий, предпринимать меры по их предупреждению |
1 |
Прагматичен, расчетлив, придерживается тенденции к перестраховке |
Шкала «Стремление к самоутверждению» |
|
10 |
Сверх всякой нормы выражено стремление к самоутверждению. Самооценка повышается путем принижения возможностей других участников дорожного движения. Демонстрируется вызывающее поведение (в т.ч. при управлении транспортным средством) |
9 |
Управление транспортным средством индивид рассматривает как средство самоутверждения в жизни. Опасное (агрессивное) вождение вызывает позитивные эмоции, снимает внутреннее напряжение |
8 |
Демонстрируется превосходство над другими участниками дорожного движения. Возможно формирование конкурентных (соревновательных) начал по отношению к другим водителям |
4-7 |
Реалистичен в своих ожиданиях, поведении, социальном статусе. Не стремится утвердиться за счёт других людей в каких-либо формах, не испытывает по этому поводу переживаний |
3 |
Отмечается сниженное стремление к самоутверждению. Демонстрирует понимание личностной позиции и мнения других людей, уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения |
2 |
Не отличается притязанием и стремлением к самоутверждению. Индивид эмоционально устойчиво, взвешенно и рассудительно относится к вызывающему поведению третьи лиц. При управлении транспортным средством проявляет терпение, вежливость и конформность |
1 |
Отмечается самоотрицание индивидуальных возможностей и способностей. Доминирование со стороны такого человека отсутствует. Возможно появление неуверенности в управлении транспортным средством |
Шкала «Энергичность» («Активность») |
|
10 |
Сверхактивен, очень инициативен, деятелен, самостоятелен в принятии решений, независим. С одной стороны, мобилизованность выступает потенциалом оперативного реагирования в сложных дорожных ситуациях. Сдругой стороны, высокая энергичность может обусловливать стремление к трудно объяснимым и контролируемым поступкам (в т.ч. при управлении транспортным средством) |
9 |
Социально активен, достаточно инициативен, самостоятелен, независим, решителен. Проявляет высокую мобилизованность и готовность к действиям. Деятельностная активность снижает личностные переживания, придаёт уверенность в себе (в т.ч. при управлении транспортным средством), одновременно повышает вероятность совершения рискованно-импульсивных действий |
8 |
Преимущественно стремится к инициативе, независимости, самостоятельности. Имеет уровень активности выше среднего |
4-7 |
Сочетает энергичное и пассивное поведение в управлении транспортным средством в зависимости от дорожной ситуации. Личностно значимые акценты и социальное окружение могут модулировать его активность |
3 |
Малоинициативен, предпочитает руководствоваться устоявшимися идеями, установками и решениями. Не склонен к сомнительным с точки зрения безопасности дорожного движения поступкам. В некоторых дорожных ситуациях может демонстрировать повышенную энергичность, активность и мобильность |
2 |
Склонен к конвенциальным формам поведения, достаточно осторожен и пассивен. Может испытывать проблемы в оперативном управлении транспортным средством |
1 |
Конформен, зависим, социально пассивен. В большинстве ситуаций ориентируется на окружающих или «случай», испытывает трудности в мобилизации личностных ресурсов. Предпочитает размеренный темп управления транспортным средством |
Шкала «Самонадеянность» |
|
10 |
Демонстрирует сильно преувеличенное мнение о своих способностях, опыте, знаниях, умениях, навыках, силах или возможностях. Управление транспортным средством осуществляется на грани безрассудства. С пренебрежением относится к чужому мнению, окружающим, просьбам и опыту |
9 |
Отличается излишним доверием к собственным способностям, возможностям и личностным качествам, беспечностью. Подобный подход может существенно повышать вероятность возникновения опасных ситуаций на дороге |
8 |
Выражена некоторая переоценка индивидуальных способностей, опыта, знаний, умений, навыков, сил или возможностей. С одной стороны, такое своеобразие личности сочетается с уверенностью и решительностью. С другой стороны, своеволие подавляет в человеке рациональные начала, прогностически обоснованную позицию |
4-7 |
Объективно оценивает собственные способности и возможности, соотносит их с дорожной ситуацией. Надёжность управления транспортным средством высока |
3 |
Осторожен, предусмотрителен, внимателен к поведению других людей. Отмечается незначительная недооценка собственных способностей и возможностей при управлении транспортным средством |
2 |
Проявляется некоторая неуверенность в себе, недооценка собственных способностей и возможностей. При управлении транспортным средством может увеличиваться время принятия решения, а также создаваться помехи движению |
1 |
Отличается скромностью, застенчивостью, сдержанностью. Это порождает неуверенность в управлении транспортным средством, излишнюю осторожность и нерешительность, что может неоднозначно восприниматься другими участниками дорожного движения |
Шкала «Тревожность» |
|
10 |
Отличается сверхтревожностью, беспокойством, застенчивостью. «Нормой» являются постоянные переживания, страх, неуверенность в себе и боязнь за совершаемые действия (в т.ч. при управлении транспортным средством). Часты проявления потерянности и беспомощности |
9 |
Тревожность высока. Выражены негативное оценивание действительности, ранимость, осторожность. Стиль управления транспортным средством определяется стремлением избежать негативных последствий в любой дорожной ситуации, перестраховкой |
8 |
Демонстрируются повышенная тревожность, склонность к переживаниям, осторожность в управлении транспортным средством. Индивид предпринимает попытки контролировать свои эмоциональные реакции |
4-7 |
Достаточно хорошо уравновешен, хотя иногда проявляются беспокойство и опасения. Осторожность обусловливают такт и вежливость в управлении транспортным средством |
3 |
Психоэмоциональное состояние индивида сбалансировано. Проявления тревоги и нервозности редки. Возможны некоторая осторожность и предусмотрительность по отношению к участникам дорожного движения |
2 |
Характеризуется достаточно высокой психоэмоциональной устойчивостью и сдержанностью, уверенностью в себе. Стиль управления транспортным средством отличается предсказуемостью и надёжностью |
1 |
Очень хорошо контролирует свои эмоции. Отличается уверенностью в себе, невозмутимостью и хладнокровием. Не испытывает каких-либо негативных переживаний даже в сложных жизненных ситуациях |
Приведённое выше исследование продолжает ряд мероприятий по психометрической адаптации опросника. Последовательно и научно достоверно подтверждаются высокие психометрические характеристики методики, проверяются технологичность и особенности её применения.
Результаты разработки могут быть использованы как в деятельности образовательных организаций, реализующих подготовку водителей, так и в целях изучения личности сотрудников (водителей) представителей профессий особого риска. Диагностический инструментарий позволит расширить возможности прогностической оценки опасного стиля управления транспортным средством у водителей, а при необходимости осуществить соответствующую коррекционную работу.
Библиографический список
- Петров В.Е. Психологически значимые факторы, определяющие стиль управления транспортным средством // Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». М., 2016. № 1 (57). С. 215-221.
- Петров В.Е. Исследование склонности водителей к агрессивному стилю управления транспортным средством // Вестник ВИПК МВД России. Домодедово, 2015. № 4 (36). С. 77-80.
- Петров В.Е., Кокурин А.В., Кокурина И.В. О личностном опроснике психологической оценки надёжности водителя // Новая наука: стратегии и векторы развития: по мат. межд. научно-практ. конф., ч. 3 в 3-х частях. Стерлитамак, 2016. С. 73-75.
- Муздыбаев К. Психология ответственности / ред. В.Е. Семёнов. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 240 с.
- Философия ответственности. Монография / под ред. Е.Н. Лисанюк, В.Ю. Перова. СПб.: Наука, 2014. 255 с.
- Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. СПб.: Питер, 2014. 368 с.
- Ильин Е.П. Психология риска. СПб.: Питер, 2012. 267 с.