УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ЛИЧНОСТНОГО ОПРОСНИКА ОЦЕНКИ НАДЁЖНОСТИ ВОДИТЕЛЯ

Петров Владислав Евгеньевич
Московский городской психолого-педагогический университет
магистрант факультета экстремальной психологии

Аннотация
Статья направлена на изучение психометрических возможностей методики диагностики личностных особенностей водителей. Основу эмпирического исследования составил феномен надёжности управления транспортным средством. Приводится описание диагностических показателей авторского личностного опросника оценки надёжности водителя (дисциплинированность, самоконтроль, ответственность, агрессивность, склонность к риску, стремление к самоутверждению, энергичность, самонадеянность, тревожность), а также интерпретация данных по стен шкале. Диагностический инструментарий позволит расширить возможности прогностической оценки опасного стиля управления транспортным средством у водителей, а при необходимости осуществить соответствующую коррекционную работу.

Ключевые слова: агрессивное управление транспортным средством, интерпретация, личностный опросник оценки надёжности водителя, опасное управление транспортным средством, психологическая диагностика


THE INTERPRETATION OF PSYCHO DIAGNOSTIC DATA OF A PERSONAL QUESTIONNAIRE ASSESSING THE RELIABILITY OF THE DRIVER

Petrov Vladislav Evgenyevich
Moscow city psychological and pedagogical University
master student of the faculty of extreme psychology

Abstract
The article aims to examine the psychometric features of a technique of diagnostics of personal characteristics of drivers. The empirical basis of the study was the phenomenon of secure driving a vehicle. The description of the diagnostic indicators of the author's personality questionnaire assessing the reliability of the driver (discipline, self-control, responsibility, aggressiveness, risk-taking, desire for self-assertion, energy, arrogance, anxiety), and the interpretation of data on the ten-scale. Diagnostic tools allow to extend the possibilities of a predictive assessment of hazardous management style of the vehicle drivers, and if necessary to carry out the necessary corrective work.

Keywords: aggressive driving, dangerous driving, interpretation, personality inventory to assess the reliability of driver, psychological diagnosis


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Петров В.Е. Особенности интерпретации психодиагностических данных личностного опросника оценки надёжности водителя // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65740 (дата обращения: 19.11.2016).

Среди направлений обеспечения безопасности дорожного движения особая роль отводится психологической составляющей – психологии личности водителя и иных участников дорожного движения. К сожалению, управление транспортным средством не всегда отличается нормативностью, дисциплинированностью, ответственностью, уважением к другим водителям. Случаи хамского поведения на дороге и опасного (агрессивного, рискованного и т.п.) стиля вождения возникают всё чаще, что требует соответствующего реагирования не только со стороны общества, законодателя, правоприменителя, но и специалистов, в первую очередь, психологов.

В противовес опасному вождению можно выделить надёжность управления транспортным средством как интегральное качество личности и стиль, связанный с безаварийностью и снижением риска возникновения опасной дорожной ситуации, исключения создания помех для иных водителей, их уважением, предсказуемостью поведения на дороге и др. [1].

В рамках разработки личностного опросника оценки надёжности водителя (ЛООНВ) нами было проведено описание девяти диагностических шкал (табл. 1), обоснована и апробирована интерпретация соответствующих данных [2, 3]. В исследовании, осуществлённом в период с сентября 2015 года по март 2016 года, приняло участие более 1 тыс. человек (слушатели автошкол г. Москвы, сотрудники ЦСН БДД МВД России).

Таблица 1. Наименование и условное обозначение диагностических шкал

Условное

обозначение шкалы

Наименование шкалы

(русский язык)

Наименование шкалы

(английский язык)

Dis

Дисциплинированность (социальная нормативность)

Discipline

(social regulations)

Scl

Самоконтроль

(волевая регуляция)

Self-control

(volitional regulation)

Res

Ответственность

Responsibility

Agg

Агрессивность

Aggressiveness

Rsk

Склонность к риску

Risk appetite

Sas

Стремление к самоутверждению

The desire for self-assertion

Eng

Энергичность (активность)

Energy (activity)

Arr

Самонадеянность

Arrogance

Anx

Тревожность

Anxiety

Нами были терминологически определены суть и психологическое содержание диагностических шкал.

1. Дисциплинированность (социальная нормативность) – это ставшая чертой личности готовность индивида соблюдать установленные обществом требования, нормативные предписания (в т.ч. правила дорожного движения), социальные обязательства.

2. Самоконтроль (волевая регуляция) – это характеристика индивида, описывающая его способность контролировать свои мысли, эмоции, поведение в различных ситуациях социального взаимодействия и в условиях противоречий, это волевая регуляция индивидуального поведения и подчинение его дозволенному, целесообразному и необходимому.

3. Ответственность – это характеристика человека, описывающая его способность соотносить желаемое с формами индивидуальных поступков и готовностью принять их последствия, как неизбежные свершившиеся факты. По своей психологической сути, ответственность предстает как особое отношение между поступками человека, его намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом [4]. При обращении внимания к субъекту действий, ответственность можно интерпретировать как сознательную интеллектуальную и физическую его готовность к реализации или воздержанию от совокупности действий, могущих потребоваться вследствие выполнения или, наоборот, невыполнения данным субъектом некоторых других действий [5, С. 74].

4. Агрессивность – это устойчивая характеристика личности, выражающаяся в склонности индивида к предпочтению использовать насильственные методы для достижения собственных целей, проявляющаяся в виде злобы, ненависти, недовольства, грубости или хамства. Проявления агрессивности обычно вызывают у окружающих как минимум чувство психологического дискомфорта, в худшем случае – причиняют людям серьезный ущерб [6].

5. Склонность к риску – это характеристика личности, связанная со склонностью индивида не учитывать все обстоятельства происходящего, с ориентацией и смещением акцента с рационального и прогностически выверенного на «авось» и авантюризм. Человеком не принимается во внимание реальная опасность того или иного события, а также ситуация риска и неопределённости [7].

6. Стремление к самоутверждению – это устойчивая, часто доминирующая характеристика личности, проявляющаяся в ориентации индивида на достижение и поддержание определённого социального статуса, в отстаивании своей значимости перед окружающими (оценке) и реализации «Я», в сохранении собственной высокой самооценки.

7. Энергичность (активность) – это характеристика человека, проявляющаяся в высокой степени интенсивности и инициативности деятельности, в склонности изменять окружающую действительность в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами, взглядами и устремлениями, во внутренней мобилизационной готовности к действиям.

8. Самонадеянность – это характеристика личности, связанная с преувеличением мнения и оценки о своих способностях, возможностях, силах, знаниях, опыте, навыках и умениях, в противовес пренебрежению к чужому опыту, личностным качествам, советам, помощи.

9. Тревожность – это характеристика индивида, проявляющаяся в наличии у него постоянных переживаний эмоций тревоги, реализующаяся в результате взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций в различных жизненных ситуациях. Современные исследования в области психологии указывают на наличие личностной тревожности, являющейся устойчивой характеристикой личности, и ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней (например, дорожной) ситуацией.

Психометрическая проверка опросника позволила разработать варианты вербальной интерпретации диагностических данных (табл. 2). Для удобства использования в каждой из шкал выделено семь уникальных описаний: сниженное значение показателя (стены 1, 2, 3), повышенное значение показателя (стены 8, 9, 10), среднее значение показателя (стены 4-7).

Таблица 2. Интерпретация результатов психодиагностического обследования

СТЕН

ВЕРБАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Шкала «Дисциплинированность» («Социальная нормативность»)

10

Отличают осознанность в соблюдении общепринятых правил поведения и правовых норм, сверхпринципиальность, честность, пунктуальность, сформированное чувство долга, добросовестность, ответственность. Может демонстрировать правовую ригидность, строжайшее следование правилам дорожного движения

9

Дисциплинирован, принимает социальные нормы (в т.ч. правила дорожного движения) и следует им, эмоционально сбалансирован. Имеет развитое правосознание, чувство долга и справедливости, гражданскую позицию

8

Нормативен, хорошо контролирует своё поведение (в т.ч. при управлении транспортным средством). Характерно стремление к самоорганизованности, дисциплине, гармонии, соблюдению социальных норм. Поведение окружающих оценивается индивидом с позиции его правомерности

4-7

Достаточно нормативен, совестлив, сдержан и разумен. Имеет развитое правосознание и контроль над своим поведением. В отдельных случаях может нарушать нормативные предписания, если соответствующие действия не несут угрозы безопасности дорожного движения

3

Имеет несколько сниженную дисциплинированность. Регуляция поведения выражена, но используется вариативно. Индивиду свойственна гибкость по отношению к соблюдению социальных норм, а также правил дорожного движения

2

Демонстрирует склонность к непостоянству, подверженности влиянию эмоций, случая и обстоятельств. Часто неорганизован, не достаточно дисциплинирован, легкомысленно относится к соблюдению правил дорожного движения

1

Социально безответственен, склонен к асоциальному поведению. Правовой нигилист. Потворствует своим желаниям. Не считает необходимым придерживаться установленных правовых норм и социальных предписаний (в т.ч. в области безопасности дорожного движения)

Шкала «Самоконтроль (волевая регуляция)»

10

Отличается сверхконтролем поведения, выраженной способностью к самодетерминации и саморегуляции. Вне зависимости от дорожной ситуации осознанно, эмоционально уравновешенно и целенаправленно управляет транспортным средством

9

Свойственен очень хороший контроль поведения в течение длительного времени и в различных ситуациях. Эмоционально стабилен. Способен принимать осознанные решения при управлении транспортным средством и успешно реализовывать их

8

Волевой контроль выражен на уровне выше среднего. Сдержанность в проявлении эмоций и развитые регулятивные способности позволяют индивиду безаварийно управлять транспортным средством

4-7

Достаточно хорошо контролирует своё поведение. Проявления импульсивных и непредсказуемых реакций редки, вполне могут осознаваться и конструктивно прорабатываться человеком. Управление транспортным средством отличается надёжностью и стабильностью

3

Волевая регуляция поведения несколько снижена. Редкие и неглубокие эмоциональные реакции, хотя и потенцируют возникновение опасных ситуаций на дороге, но не оказывают решающего влияния на успешность управления транспортным средством

2

Демонстрирует склонность к непостоянству поведения, импульсивным реакциям, уровень самоконтроля низкий, что существенно повышает вероятность возникновения опасных ситуаций при управлении транспортным средством

1

Самоконтроль поведения практически отсутствует. Индивид не способен противостоять сиюминутным влечениям и желания. Высокий уровень импульсивности не позволяет надёжно контролировать дорожную обстановку

Шкала «Ответственность»

10

Сверхобязателен, готов признать свои ошибки и при необходимости нести за них ответственность. Его отличают сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения, профессиональных требований, гражданского долга, социальных норм и ценностей. Ригиден, порой может быть бескомпромиссным в отношении соблюдения установленных норм и правил поведения

9

Социально надёжен, добросовестен. Имеет развитое чувство долга. Серьёзно относится к своим обязанностям (в т.ч. при управлении транспортным средством). Готов принять на себя и нести не только персональную ответственность, но и ответственность за поведение других

8

Достаточно надёжен, обязателен, добросовестен, исполнителен. Проявляет сознательное отношение к соблюдению социальных норм, установок и долга. Окружающих привлекает демонстрируемая индивидуальная ответственность

4-7

Ответственный, обязательный, настойчивый, трудолюбивый. В большинстве случаев серьёзно относится к вопросам этики и морали. Управление транспортным средством устойчивое, поступки осознанны. Преимущественно предпочитает планировать индивидуальную и групповую деятельность

3

Требования к индивидуальной ответственности за управление транспортным средством несколько снижены. Способен принимать ответственность за свои действия, но по возможности стремится её избежать. Гибок в отношении понимания долга, прав и обязанностей

2

Недостаточно ответственен и обязателен. Демонстрирует беззаботность и своеволие. Часто не доводит начатое дело до конца. Не приемлет персональной ответственности в какой бы то ни было форме. Существует вероятность демонстрации опасного (агрессивного) стиля управления транспортным средством

1

Для индивида характерны личностная инфантильность, беспечность, неготовность отвечать за совершенные действия и их последствия, цинизм, пренебрежение к социальным нормам и ценностям. Вероятность демонстрации опасного (агрессивного) стиля управления транспортным средством велика

Шкала «Агрессивность»

10

Имеет очень высокий уровень личностных притязаний и агрессии, часто доминирует в межличностных отношениях, враждебен, злопамятен. Поведение при управлении транспортным средством по своей сути является опасным и бросает вызов окружающим, провоцирует их на ответные меры

9

Отличается достаточно высоким уровнем агрессии, недружелюбия по отношению к окружающим. Зачастую пренебрегает интересами и правами других водителей.

8

Несколько агрессивен. Психоэмоциональное состояние или окружающие могут обусловить демонстрацию опасного стиля управления транспортным средством

4-7

Личностная и ситуативная агрессивность находятся на среднем уровне. Индивид успешно сочетает настойчивость и конформность в достижении желаемого

3

Отличается добротой, отзывчивостью, понимаем. В целом занимает конформную позицию в отношениях. В отдельных ситуациях может проявлять настойчивость и агрессивность

2

Демонстрирует доброжелательность, такт, стремление к бесконфликтному взаимодействию с другими участниками дорожного движения

1

Доброжелателен, уступчив, бесконфликтен, альтруистичен. Склонен понимать и прощать. Агрессия по отношению к окружающим не проявляется

Шкала «Склонность к риску»

10

Отличается сверхрискованным управлением транспортным средством. Риск – это своеобразный стиль жизни и поведения на дороге. Рискованное вождение настолько тесно связано с функционированием личности, что водитель рассматривает своё поведение как обычное

9

Демонстрирует рискованность своих поступков и намерений. Инстинкт самосохранения снижен. В основе подобного поведения могут лежать различные причины, но его опасность для окружающих на лицо

8

Склонен к «индивидуально обоснованному» риску, не всегда отдает отчёт опасности своего поведения на дороге и создаваемой угрозе для других участников дорожного движения

4-7

В основном придерживается стабильности, предсказуемости и определённости. Допускает незначительную долю рискованных поступков, которые не оказывают существенного (отрицательного) влияния на надёжность управления транспортным средством

3

Предусмотрителен, расчётлив, ориентирован на реалии. Надёжен в управлении транспортным средством

2

Исключает рискованные поступки (действия) из своей жизни, ориентирован на предусмотрительность и планирование. Предпочитает предвидеть негативные варианты развития тех или иных событий, предпринимать меры по их предупреждению

1

Прагматичен, расчетлив, придерживается тенденции к перестраховке

Шкала «Стремление к самоутверждению»

10

Сверх всякой нормы выражено стремление к самоутверждению. Самооценка повышается путем принижения возможностей других участников дорожного движения. Демонстрируется вызывающее поведение (в т.ч. при управлении транспортным средством)

9

Управление транспортным средством индивид рассматривает как средство самоутверждения в жизни. Опасное (агрессивное) вождение вызывает позитивные эмоции, снимает внутреннее напряжение

8

Демонстрируется превосходство над другими участниками дорожного движения. Возможно формирование конкурентных (соревновательных) начал по отношению к другим водителям

4-7

Реалистичен в своих ожиданиях, поведении, социальном статусе. Не стремится утвердиться за счёт других людей в каких-либо формах, не испытывает по этому поводу переживаний

3

Отмечается сниженное стремление к самоутверждению. Демонстрирует понимание личностной позиции и мнения других людей, уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения

2

Не отличается притязанием и стремлением к самоутверждению. Индивид эмоционально устойчиво, взвешенно и рассудительно относится к вызывающему поведению третьи лиц. При управлении транспортным средством проявляет терпение, вежливость и конформность

1

Отмечается самоотрицание индивидуальных возможностей и способностей. Доминирование со стороны такого человека отсутствует. Возможно появление неуверенности в управлении транспортным средством

Шкала «Энергичность» («Активность»)

10

Сверхактивен, очень инициативен, деятелен, самостоятелен в принятии решений, независим. С одной стороны, мобилизованность выступает потенциалом оперативного реагирования в сложных дорожных ситуациях. Сдругой стороны, высокая энергичность может обусловливать стремление к трудно объяснимым и контролируемым поступкам (в т.ч. при управлении транспортным средством)

9

Социально активен, достаточно инициативен, самостоятелен, независим, решителен. Проявляет высокую мобилизованность и готовность к действиям. Деятельностная активность снижает личностные переживания, придаёт уверенность в себе (в т.ч. при управлении транспортным средством), одновременно повышает вероятность совершения рискованно-импульсивных действий

8

Преимущественно стремится к инициативе, независимости, самостоятельности. Имеет уровень активности выше среднего

4-7

Сочетает энергичное и пассивное поведение в управлении транспортным средством в зависимости от дорожной ситуации. Личностно значимые акценты и социальное окружение могут модулировать его активность

3

Малоинициативен, предпочитает руководствоваться устоявшимися идеями, установками и решениями. Не склонен к сомнительным с точки зрения безопасности дорожного движения поступкам. В некоторых дорожных ситуациях может демонстрировать повышенную энергичность, активность и мобильность

2

Склонен к конвенциальным формам поведения, достаточно осторожен и пассивен. Может испытывать проблемы в оперативном управлении транспортным средством

1

Конформен, зависим, социально пассивен. В большинстве ситуаций ориентируется на окружающих или «случай», испытывает трудности в мобилизации личностных ресурсов. Предпочитает размеренный темп управления транспортным средством

Шкала «Самонадеянность»

10

Демонстрирует сильно преувеличенное мнение о своих способностях, опыте, знаниях, умениях, навыках, силах или возможностях. Управление транспортным средством осуществляется на грани безрассудства. С пренебрежением относится к чужому мнению, окружающим, просьбам и опыту

9

Отличается излишним доверием к собственным способностям, возможностям и личностным качествам, беспечностью. Подобный подход может существенно повышать вероятность возникновения опасных ситуаций на дороге

8

Выражена некоторая переоценка индивидуальных способностей, опыта, знаний, умений, навыков, сил или возможностей. С одной стороны, такое своеобразие личности сочетается с уверенностью и решительностью. С другой стороны, своеволие подавляет в человеке рациональные начала, прогностически обоснованную позицию

4-7

Объективно оценивает собственные способности и возможности, соотносит их с дорожной ситуацией. Надёжность управления транспортным средством высока

3

Осторожен, предусмотрителен, внимателен к поведению других людей. Отмечается незначительная недооценка собственных способностей и возможностей при управлении транспортным средством

2

Проявляется некоторая неуверенность в себе, недооценка собственных способностей и возможностей. При управлении транспортным средством может увеличиваться время принятия решения, а также создаваться помехи движению

1

Отличается скромностью, застенчивостью, сдержанностью. Это порождает неуверенность в управлении транспортным средством, излишнюю осторожность и нерешительность, что может неоднозначно восприниматься другими участниками дорожного движения

Шкала «Тревожность»

10

Отличается сверхтревожностью, беспокойством, застенчивостью. «Нормой» являются постоянные переживания, страх, неуверенность в себе и боязнь за совершаемые действия (в т.ч. при управлении транспортным средством). Часты проявления потерянности и беспомощности

9

Тревожность высока. Выражены негативное оценивание действительности, ранимость, осторожность. Стиль управления транспортным средством определяется стремлением избежать негативных последствий в любой дорожной ситуации, перестраховкой

8

Демонстрируются повышенная тревожность, склонность к переживаниям, осторожность в управлении транспортным средством. Индивид предпринимает попытки контролировать свои эмоциональные реакции

4-7

Достаточно хорошо уравновешен, хотя иногда проявляются беспокойство и опасения. Осторожность обусловливают такт и вежливость в управлении транспортным средством

3

Психоэмоциональное состояние индивида сбалансировано. Проявления тревоги и нервозности редки. Возможны некоторая осторожность и предусмотрительность по отношению к участникам дорожного движения

2

Характеризуется достаточно высокой психоэмоциональной устойчивостью и сдержанностью, уверенностью в себе. Стиль управления транспортным средством отличается предсказуемостью и надёжностью

1

Очень хорошо контролирует свои эмоции. Отличается уверенностью в себе, невозмутимостью и хладнокровием. Не испытывает каких-либо негативных переживаний даже в сложных жизненных ситуациях

Приведённое выше исследование продолжает ряд мероприятий по психометрической адаптации опросника. Последовательно и научно достоверно подтверждаются высокие психометрические характеристики методики, проверяются технологичность и особенности её применения.

Результаты разработки могут быть использованы как в деятельности образовательных организаций, реализующих подготовку водителей, так и в целях изучения личности сотрудников (водителей) представителей профессий особого риска. Диагностический инструментарий позволит расширить возможности прогностической оценки опасного стиля управления транспортным средством у водителей, а при необходимости осуществить соответствующую коррекционную работу.


Библиографический список
  1. Петров В.Е. Психологически значимые факторы, определяющие стиль управления транспортным средством // Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». М., 2016. № 1 (57). С. 215-221.
  2. Петров В.Е. Исследование склонности водителей к агрессивному стилю управления транспортным средством // Вестник ВИПК МВД России. Домодедово, 2015. № 4 (36). С. 77-80.
  3. Петров В.Е., Кокурин А.В., Кокурина И.В. О личностном опроснике психологической оценки надёжности водителя // Новая наука: стратегии и векторы развития: по мат. межд. научно-практ. конф., ч. 3 в 3-х частях. Стерлитамак, 2016. С. 73-75.
  4. Муздыбаев К. Психология ответственности / ред. В.Е. Семёнов. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 240 с.
  5. Философия ответственности. Монография / под ред. Е.Н. Лисанюк, В.Ю. Перова. СПб.: Наука, 2014. 255 с.
  6. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. СПб.: Питер, 2014. 368 с.
  7. Ильин Е.П. Психология риска. СПб.: Питер, 2012. 267 с.


Все статьи автора «Петров Владислав Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация