УДК 371.8.06

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Савченко Ирина Алексеевна
Московский городской психолого-педагогический университет
кандидат политических наук, доцент кафедры теории и практики управления

Аннотация
В рамках данной статьи рассмотрены основные аспекты социальной безопасности учителя в образовательной среде: психологическая и физическая безопасность, безопасность в экстремальных ситуациях, информационная, гражданско-правовая и духовно-нравственная безопасность, показаны их содержание и взаимосвязь. Также в статье приводятся некоторые эмпирические данные, характеризующие некоторые из аспектов социальной безопасности учителя.

Ключевые слова: безопасность, молодежный экстремизм, образовательная организация, образовательная среда, социальная безопасность, учитель


SOCIAL SAFETY OF THE TEACHER IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT: CONCEPTUAL BASES

Savchenko Irina Alekseevna
Moscow City University of Psychology and Education
candidate of political Sciences, Professor of the theory and practice of management

Abstract
Within this article the main aspects of social safety of the teacher in the educational environment are considered: psychological and physical safety, safety in extreme situations, information, civil and spiritual and moral security, are shown their contents and interrelation. Also some empirical data characterizing some of aspects of social safety of the teacher are provided in article.

Keywords: educational environment, educational organization, safety, social safety, teacher, youth extremism


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Савченко И.А. Социальная безопасность учителя в образовательной среде: концептуальные основы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65083 (дата обращения: 19.11.2016).

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательной организации. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в образовательных организациях: пожары, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма и др. Зачастую объектами перечисленных происшествий и  действий становятся учителя.

Безопасность – сложное, многоплановое и многогранное  социальное явление, со сложной структурой, которая отражает противоречивые интересы в отношениях различных социальных субъектов.

В узком смысле безопасность понимается как «состояние, при котором не угрожает опасность» (толковый словарь С. И. Ожегова) и «отсутствие опасности, сохранность, надежность» (толковый словарь В. И. Даля). В широком смысле под безопасностью принято понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от вну­тренних и внешних угроз политического, социального, военного, экономического, технического и иного харак­тера, предполагающее установление политической, эко­номической и социальной стабильности в государстве, безусловное исполнение законов и поддержание пра­вопорядка, развитие международного сотрудничества на основе партнерства (социологическая энциклопедия Г. Ю. Семина); состояние защищенности жизненно важ­ных интересов личности, общества и государства от вну­тренних и внешних угроз (ст. 1 Закона Российской Феде­рации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-I).

Таким образом, безопасность – характеристика состояния стабильности и устойчивости социальной системы, находящейся в границах установившихся социальных норм. [5]

О социальных аспектах безопасности также можно говорить в широком и узком смысле. В широком смысле понятие «социальная безопасность», которое часто отождествляется с понятием «национальная безопасность», может быть определено как сложная система внешних и внутренних связей личности, общества и государства, состояние которых определяет: социальную независимость государства, стабильность и устойчивость системы социальной защиты населения, способность системы социальной защиты к системному саморегулированию, развитию и совершенствованию, уровень и качество жизни, уровень безработицы, стабильность минимальной заработной платы и ее соответствие прожиточному социальному минимуму, безопасность труда, социальное партнерство, уровень социального обеспечения и социального страхования, степень развития социальной сферы и т.д. [2].

Если говорить об узком значении понятия социальной безопасности, то исследователи сосредотачивают внимание на таких аспектах, как защита личности, семьи, общества и государства.[6]

Основным структурным элементом любой подсистемы общества является личность, поэтому представляется необходимым исследовать проблему обеспечения социальной безопасности применительно к отдельному человеку и к его деятельности, в том числе профессиональной.

Социальная безопасность личности может быть определена как система взаимодействия личности как индивида и субъекта деятельности со средой, включающая осознание негативных воздействий социальной среды; умения и навыки самозащиты и предотвращения социальных опасностей, обеспечивающие ей успешное взаимодействие с другими людьми, реализацию способностей и удовлетворение потребностей.

На основании подходов И.А. Баевой, С.В. Петрова, Л.А. Михайлова, О.В. Писаря можно выделить следующие функциональные компоненты в структуре социальной безопасности личности: психологическая безопасность, безопасность в опасных/экстремальных ситуациях социального характера, безопасное социальное взаимодействие, физическая безопасность и реализация здорового и безопасного образа жизни, информационная безопасность, духовно-нравственная безопасность, гражданско-правовая безопасность. [4]

Психологическая безопасность личности обеспечивается ее способностью поддерживать устойчивость в неблагоприятной, содержащей различные психотравмирующие факторы среде, сопротивляться деструктивным внутренним и внешним воздействиям. Исследователи обозначают три аспекта данного понятия:

- психологическая безопасность как процесс означает способность воспроизводить определенные психологические характеристики заново каждый раз, когда встречаются участники социальной среды;

- психологическая безопасность как состояние  включает в себя базовую защищенность личности и общества;

- психологическая безопасность как свойство личности  предполагает наличие неких личных качеств, создающих барьер от различных воздействий деструктивного характера [1].

Если говорить о понятии психологической безопасности применительно к учителю, то здесь целесообразно рассмотреть такие моменты, как уровень его профессиональной подготовки по вопросам безопасности, степень приверженности нормам и ценностям, определяющим культуру безопасности, установка на соблюдение мер безопасного поведения в своей профессиональной деятельности, а также способность противостоять стрессу, негативном и возможно агрессивному воздействию, выдерживать эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, возникающие в процессе осуществления профессиональной деятельности. Кроме того, обеспечение психологической безопасности учителя включает в себя его способность управлять поведением учеников в опасных ситуациях, блокировать агрессию, панику, разрешать конфликты и т.п.

Вторым важным аспектом социальной безопасности является безопасность в опасных/экстремальных ситуациях социального характера [8]. Опасная ситуация представляет собой совокупность неблагоприятных факторов, провоцирующих нарушение нормального функционирования и развития социальной системы, и представляющие угрозу для жизни и здоровья людей, их имущества, прав и законных интересов. Накопление опасных факторов в общественных отношениях является условием формирования социально опасной ситуации и может стать причиной возникновения ее наиболее опасной разновидности – экстремальной ситуации социального характера, которая, в свою очередь, представляет собой совокупность складывающихся вокруг человека в течение короткого периода времени экстремальных условий, преодоление которых требует от человека высокого уровня физической, физиологической, психической, моральной адаптированности. Довольно часто причиной  появления и развития опасных и экстремальных ситуаций социального характера является нарушение гармонии общественных отношений – семейных, дружеских, экономических, политических, межэтнических, конфессиональных и иных. Социальные опасности достаточно разнообразны в плане своего характера и источников возникновения, к ним относятся террористические акты, социально-экономические кризисы, безработица, бедность, военные и межнациональные конфликты, проявления экстремизма и расизма, сектантство, массовые беспорядки, конфликты на религиозной почве, криминальные опасности, суициды, социально-бытовые конфликты, все формы физического и морального насилия, наркомания и алкоголизм, проституция, детская безнадзорность и другие негативные явления и процессы, наносящие ущерб личности, обществу, государству.

Рассматривая эту проблему в контексте безопасности учителя, следует отметить, что именно ему отводится ведущая роль в осуществлении мероприятий профилактического характера, направленных на пресечение этих опасностей. К таким мероприятиям можно отнести, например, формирование умения распознавать опасности, навыков поведения в опасных ситуациях, а также ликвидации их последствий.

Третьим аспектом социальной безопасности является безопасность социального взаимодействия, под которой понимается наличие в социальной среде организации благоприятного морально-психологического климата, включая низкий уровень конфликтности и  соблюдение норм безопасности труда. Данный аспект весьма важен, поскольку неблагоприятный характер среды социального взаимодействия в организации делает невозможным выполнение профессиональных функций на высоком уровне, снижает производительность труда, а в случае, если речь идет об учителе, делают его самого носителем угроз безопасности, провоцируя неэтичное поведение по отношению как к коллегам, так и к ученикам.

Четвертым, также весьма важным аспектом социальной безопасности, является физическая безопасность, которая характеризуется высоким уровнем здоровья и реализацией здорового и безопасного образа жизни. Понятие здорового образа жизни также весьма многопланово и включает в себя представления о достойном человека образе жизни, медицинскими критериями оценки здоровья, как физического, так и психического, и нравственного. Более широкое понимание здорового образа жизни включает в себя также такой компонент, как предупреждение социальных опасностей в быту и в профессиональной деятельности, что включает в себя предупреждение конфликтных ситуаций, поддержание благоприятного психологического микроклимата, обеспечение личной безопасности. В данном аспекте деятельность учителя по обеспечению безопасности заключается в не только в приверженности принципам здорового образа жизни, но и осуществлении мероприятий среди учащихся по формированию у них здоровых привычек, навыков здоровьесберегающего поведения, а также профилактике наркомании, алкоголизма и курения.

Пятый аспект социальной безопасности личности – это ее информационная безопасность. Информационные воздействия могут быть определены как представляющие опасность, если они вызывают у воспринимающих ее людей эмоциональную и социально-психологическую напряженность, деформацию нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, малых групп и крупных социальных общностей [7]. Соответственно, информационная безопасность личности понимается как состояние защищенности от воздействия негативных информационных факторов, представляющих угрозу для ее сознания и поведения. Проблема информационной безопасности личности как учителя, так и учащегося в современной образовательной среде представляется как одна из самых актуальных и трудноразрешимых на сегодняшний день, но меры защиты от различных информационных угроз сходны с уже перечисленными – это, прежде всего, умение распознавать и выявлять информацию, способную оказать негативное воздействие, развитие навыков информационно-психологической самозащиты.

К шестому аспекту социальной безопасности личности относится духовно-нравственная безопасность, которая включает в себя развитие духовно-нравственных, моральных качеств и определяется нравственным здоровьем личности. Этот компонент связан с общечеловеческими понятиями добра, любви, красоты и определяет в значительной мере духовность человека [3]. При этом важно учитывать, что данные понятия могут иметь различное содержание, сформированное под влиянием религиозных, этнических и других социокультурных факторов. Это может привести к непониманию, неприятию иных представлений, а также к проявлениям экстремистских действий в отношении людей другой религии, культуры, этнической принадлежности. Поэтому роль учителя в данном вопросе заключается в формировании уважительного отношения ко всем религиям и национальностям, недопущении оскорбительных выпадов и экстремистских проявлений в отношении других людей.

Наконец, седьмой аспект социальной безопасности личности – это гражданско-правовая безопасность, которая включает в себя умения и навыки самозащиты, обеспечивающие успешную реализацию конституционных прав и свобод, выполнение долга и гражданской ответственности перед обществом [8]. В рамках деятельности по данному аспекту социальной безопасности в образовательной организации должно быть сформировано и доведено до всех необходимое нормативно-правовое обеспечение, позволяющее регламентировать деятельность ее сотрудников и учащихся. В задачи учителя входит развитие правосознания учащихся, воспитание у них ответственной гражданской позиции.

Таким образом, социальная безопасность учителя в современной образовательной среде является сложным понятием, включающим в себя защищенность от угроз физического, социального и информационного характера. Ключевой особенностью социальной безопасности учителя является то, что именно он и является основным субъектом ее обеспечения, поскольку наличие у учителя соответствующих знаний, умений распознавать и оказывать противодействие разнообразным опасностям и угрозам, а также навыков безопасного поведения является главным условием не только его личной безопасности, но и, в большой степени, безопасности учащихся образовательной организации. [9]

В декабре 2015 – январе 2016 года кафедрой теории и практики управления Московского городского психолого-педагогического университета был проведен опрос школьников и студентов более 20 образовательных организаций, в котором приняли участие в качестве респондентов 350 человек. Темой данного опроса были проблемы безопасности образовательной среды, в том числе были затронуты и некоторые из указанных аспектов социальной безопасности учителя.

Так, одной из проблем, затронутых в исследовании, была физическая безопасность и здоровый образ жизни, как важная ее составляющая.

Выяснилось, что более 64% опрошенных нуждается в большем количестве информации о здоровом образе жизни, чем им предоставляется. На вопрос: «Нужна ли Вам дополнительная информация о здоровом образе жизни?» 43% ответили: «Да, очень нужна» и еще 21,5%, что такая информация не была бы для них лишней. Также, говоря об источниках информации о здоровом образе жизни, 40% респондентов указало в качестве такового школу, остальные ответили, что в основном получают такую информацию в семье (48%), узнают из различных телепередач (10%) или от сотрудников полиции (2%).

В то же время, 78% респондентов высказали желание получать информацию о здоровом образе жизни из интернета, поскольку именно он является для них основным информационным ресурсом, остальные 22% выбрали в качестве предпочитаемых источников информации друзей (10%), школу и родителей (по 4%), телевидение (4%). Полученные данные свидетельствуют о наличии интереса к проблеме здорового образа жизни у школьников и студентов, а это значит, что такая информация будет востребована и необходимо работать над созданием информационных материалов о здоровом образе жизни и их распространением через востребованные у молодежной аудитории каналы коммуникации, прежде всего интернет. Об этом говорят также ответы респондентов на вопрос о том, считают ли они достаточно активной государственную пропаганду здорового образа жизни в нашей стране: 35% ответили на этот вопрос отрицательно и 9% затруднились с ответом.

Другим аспектом социальной безопасности образовательной среды, исследованным в рамках проведенного опроса, стал молодежный экстремизм, представляющий собой одну из наиболее серьезных угроз социальной безопасности современного общества.

Согласно полученным данным, отношение учащейся молодежи к различным проявлениям экстремизма в целом негативное: большинство школьников и студентов, а именно 69 % относятся отрицательно к молодежному экстремизму, 26% относятся нейтрально к данной проблеме, 3% респондентов не знает, что такое национальный экстремизм, и лишь 2% респондентов поддерживает молодежный экстремизм. Однако неприятие экстремизмв не означает его отсутствия, в том числе в образовательной среде. Так, в результате проведенного опроса было установлено, что почти половина опрошенных (49%) уже имеют опыт столкновения с различными проявлениями экстремизма, причем 15% респондентов сказали, что сталкиваться с проявлениями экстремизма им приходится регулярно. Еще 41% опрошенных утверждают, что им приходилось слышать о случаях проявления экстремизма в образовательных организациях, но лично они с такими проявлениями не сталкивались. Также 24% утверждают, что сталкивались с людьми, пропагандирующими экстремистские идеи в течение последних пяти лет. Интересно, что 16% ответивших на этот же вопрос выбрали вариант «затрудняюсь ответить». Можно предположить, что подобные затруднения могут быть связаны с не вполне четкими представлениями молодых людей об экстремизме.

К наиболее распространенным формам проявления молодежного экстремизма наши респонденты отнесли политический, религиозный и национальный (29%, 25% и 18% соответственно), причем именно национальный экстремизм считается наиболее опасным и разрушительным для общества. Так, 94% опрошенных ответили, что национальный экстремизм опасен для нашего о݅б݅щ݅е݅с݅т݅в݅а݅ и п݅а݅г݅у݅б݅н݅о݅ на него влияет и лишь 6% считают, что он не представляет опасности. Таким образом, исследование показало, что распространение экстремизма в образовательной среде представляет собой достаточно серьезную угрозу социальной безопасности и требует систематических и скоординированных действий государственных органов, общественных объединений и образовательных организаций по его преодолению и профилактике.

Таким образом, социальная безопасность учителя в современной образовательной среде представляет собой комплексную проблему  и является результатом систематической работы администрации, педагогического состава и учащихся образовательной организации, направленной на формирование единых представлений о безопасности, средствах и методах ее обеспечения, понимании роли и функций каждого участника образовательного процесса в построении социально-безопасной образовательной среды. При этом ключевую роль в обеспечении социальной безопасности учителя является наличие у него знаний и навыков социально-безопасного поведения в образовательной среде.


Библиографический список
  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. – СПб., 2002. – 271 с.
  2. Губанов В.М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. – М.: Изд-во «Дрофа», 2007. – 288 с.
  3. Кисляков П.А. Формирование толерантности и профилактика идеологии экстремизма в молодежной среде // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). 2011. №3. – URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/kislyakov.pdf (Дата обращения: 20.11.2015).
  4. Кисляков П.А Социальная безопасность личности: функциональные компоненты и направления формирования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №5(13). – URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/5/kislyakov.pdf (дата обращения 17.02.2016).
  5. Кузнецов В. Н. Социология безопасности. – М., 2007. – 423 с.
  6. Молодцова Е.Ю., Ребко Э.М. Социальная безопасность: основные представления и подходы к обучению // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №5(13). – URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/5/rebko.pdf (дата обращения 17.02.2016).
  7. Петров С.В., Кисляков П.А. Информационная безопасность: учебное пособие. – М.: «Русский журнал», 2011. – 328 с.
  8. Писарь О.В. Формирование личной безопасности студентов на основе компетентностного подхода: Автореф. дисс. … д.п.н. Казань, 2009. – 36 с.
  9. Савченко И.А., Андреев А.Н., Белецкая О.О., Серегина А.С. Анализ и совершенствование организации связей с общественностью в Вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56738 (дата обращения: 17.02.2016).


Все статьи автора «Савченко Ирина Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация