МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Лызь Наталья Александровна1, Шостак Анна Алексеевна2
1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности
2Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», аспирант кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности

Аннотация
Исследование направлено на разработку и апробацию анкеты для оценки ресурсов образовательной компетентности обучающихся – накопленного опыта деятельности и отношений, который, актуализируясь в образовательную компетентность, обеспечивает эффективность образовательной деятельности. В статье проведен теоретический анализ и систематизация факторов, влияющих на эффективность образовательной деятельности; представлена разработанная анкета и результаты пилотажного эмпирического исследования, подтверждающего ее диагностические свойства.

Ключевые слова: ЕГЭ, Образовательная компетентность, опыт, разработка анкеты, ресурсы, старшеклассники, студенты


MEASUREMENT OF STUDENT’S EDUCATIONAL COMPETENCE RESOURCES

Lyz Nataliya Alexandrovna1, Shostak Anna Alexeevna2
1Southern Federal University, Doctor of Education, professor, head of department of psychology and safety of existence
2Southern Federal University, postgraduate at the department of psychology and safety of existence

Abstract
The study focused on the development and verification of the questionnaire for assessment of student’s educational competence resources. These resources are experience of activity and relationships, which can actualize into educational competence and ensure the efficiency of educational activities. This article includes the theoretical analysis and systematization of the factors influencing the effectiveness of educational activities; presents the developed questionnaire and the results of a pilot empirical research confirming its diagnostic properties.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лызь Н.А., Шостак А.А. Методика диагностики ресурсов образовательной компетентности обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65044 (дата обращения: 19.04.2024).

В современном динамичном мире важнейшую роль играет способность человека постоянно обучаться, совершенствоваться, осваивать новый опыт. В основе этой способности лежит компетентность в сфере образовательной и познавательной деятельности, которую чаще всего обозначают как учебно-познавательную компетентность [1]. Ее можно рассматривать и как важнейшее условие, и как результат образования.

Следует отметить, что учебно-познавательная и образовательная – это разные по характеру востребуемых умений деятельности. Последняя, помимо реализации собственно учения и познания (освоение знаний, отработка и коррекция умений, решение проблемных задач, поиск, переработка и анализ информации, согласование новых знаний с имеющимся опытом и пр.), предполагает осознанное управление своим образованием: самоорганизацию учебной деятельности, выбор и реализацию собственной образовательной траектории. Деятельности образования релевантно понятие образовательной компетентности, более широкое по сравнению с понятием учебно-познавательной компетентности. Именно сформированную образовательную компетентность мы рассматриваем как внутреннее условие успешного перехода от обучения в школе к обучению в вузе, включая сдачу единого государственного экзамена (ЕГЭ), адаптацию к вузовскому обучению и эффективность учебно-профессиональной деятельности [2, 3].

В структуре образовательной компетентности выделяются следующие составляющие [2]:

– мировоззренческая – сформированная на уровне понимания картина мира, себя и своего места в нем, целостные представления об образовательной реальности, понимание значения образования для общества и его личностного смысла;

– знаниево-технологическая – предметные знания, достаточные для освоения конкретной образовательной программы, умения осуществлять образовательные действия (находить информацию, работать с литературой, конспектировать, готовить доклады и рефераты, планировать и осуществлять простые эксперименты и т.д.);

– когнитивная – владение умственными действиями, развитые интеллектуальные и творческие способности;

– мотивационная – ценностное отношение к образованию, познавательные потребности, стремление проявлять познавательную инициативу, нацеленность на овладение профессией и личностное развитие;

– личностная – наличие качеств субъекта деятельности (освоенные способы постановки задач, анализа ситуации, прогнозирования, проектирования, планирования, самоорганизации, контроля и оценки учебной деятельности, рефлексии, коммуникации) и субъекта жизни (способность делать осознанный выбор, проявлять активность и нести ответственность, осознавать жизненные цели и направлять себя на их достижение, решать жизненные проблемы).

В основе формирования этих устойчивых внутренних характеристик лежит накопленный опыт учебной деятельности, отношений к познанию, учебным предметам, учителям и т.п. Диагностика такого опыта очень важна как для прогнозирования успешности учебной деятельности, так и для управления процессом формирования образовательной компетентности обучающихся. В связи с этим необходим диагностический инструмент, позволяющий оценивать предпосылки или ресурсы образовательной компетентности – совокупность накопленного опыта деятельности и отношений, который потенциально может актуализироваться в образовательную компетентность и обеспечивать эффективность образовательной деятельности.

Целью нашей работы стала разработка и апробация анкеты, направленной на диагностику ресурсов образовательной компетентности. Исследование включало 3 этапа: 1) теоретическое изучение факторов, влияющих на эффективность образовательной деятельности; 2) составление вопросов анкеты, их экспертная оценка и доработка; 3) проведение пилотажного эмпирического исследования, апробация анкеты, проверка показателей, характеризующих ее диагностические свойства.

Теоретическими основаниями для разработки инструмента диагностики ресурсов образовательной компетентности стали работы педагогов и психологов (Т.Н. Авксененко, Т.Г Андроник, П.П. Блонского, Л.И. Божович, Е.Г. Галицкой, К.Д. Дятловой, А.Б. Зайцева, И.А. Зимней, В.П. Ивановой, Н.Н. Киреевой, Д.Н. Корзинковой, Е.Е. Котовой, Т.Ю. Кураповой, В.Я. Ляудис, В.А Майстер, Н.И Наумкина, Е.С. Петренко, Э.Д. Товар Гарсия, Ю.Е. Францевой, Н.А. Шумской и др.). Проведенный анализ позволил выделить следующие ресурсы образовательной компетентности старшеклассников и абитуриентов: отношения с родителями, учителями, сверстниками; отношение к учебе, образованию; познавательная мотивация, инициатива; опыт участия в олимпиадах, проектах, конкурсах; разносторонность развития (участие в неучебных видах деятельности); самостоятельность и волевые качества.

Эти ресурсы были заложены в шкалы анкеты, к которым были разработаны вопросы, прошедшие в дальнейшем экспертную оценку и коррекцию. В результате получилась анкета, содержащая 32 вопроса, сгруппированных в шесть шкал:

− отношения с родителями, учителями, сверстниками – включает вопросы, направленные на выявление характера взаимоотношений со значимыми другими;

− отношение к учебе, образованию – вопросы, выявляющие эмоционально-смысловую оценку учебной деятельности;

− познавательная мотивация, инициатива – вопросы, направленные на выявление способностей респондента проявлять инициативу при решении учебных задач, получать удовлетворение от процесса познания и преодоления трудностей;

− опыт участия в олимпиадах – вопросы, выявляющие опыт и результаты участия респондента в олимпиадах, викторинах, творческих конкурсах, в групповых учебных проектах, исследованиях и т.п.;

− неучебные виды деятельности – вопросы, оценивающие разносторонность развития: наличие опыта организаторской деятельности респондента в различных мероприятиях, посещения учреждений дополнительного образования (музыкальные, художественные, спортивные школы), наличие хобби;

− самостоятельность и волевые ресурсы – вопросы, выявляющие роль самостоятельных решений и действий респондента в регуляции учебной деятельности.

Вопросы анкеты разделены на два блока: первый блок направлен на выявление мнения респондентов; второй – на выявление их деятельностного опыта (см. приложение А). Вопросы анкеты имеют как прямую, так и обратную шкалу. Обработка результатов происходит путем перевода ответов респондентов в баллы (см. приложение Б). Баллы по вопросам, входящим в одну шкалу, суммируются и делятся на количество вопросов в шкале.

В эмпирическом исследовании приняли участие студенты первого курса Южного федерального университета (N=118, возраст 17-18 лет). На основе полученных данных при помощи коэффициента корреляции Спирмена были проверены связи показателей по вопросам анкеты с результирующим показателем по шкале. Полученные корреляционные связи (Таблица 1) средние и сильные, положительные, достоверны на уровне значимости p≤0,01, что подтверждает внутреннюю согласованность шкал разработанной анкеты.

Таблица 1 – Корреляция показателей по вопросам анкеты с результирующим показателем по шкале

Шкала и входящие в нее вопросы

Коэффициент корреляции

Отношения с родителями, учителями, сверстниками (вопросы 1, 2, 3, 4, 16)

0,61

0,43

0,63

0,61

0,65

Отношение к учебе, образованию

(вопросы 5, 6, 7, 8)

0,61

0,65

0,65

0,54

Познавательная мотивация, инициатива

(вопросы 9, 10, 17, 18, 19, 20)

0,36

0,40

0,77

0,57

0,77

0,69

Опыт участия в олимпиадах

(вопросы 21, 22, 23, 24, 25, 26)

0,53

0,71

0,73

0,77

0,51

0,74

Неучебные виды деятельности

(вопросы 27, 28, 29, 30, 31)

0,71

0,51

0,61

0,74

0,46

Самостоятельность и волевые ресурсы

(вопросы 11, 12, 13, 14, 15, 32)

0,49

0,43

0,51

0,50

0,52

0,40

Для проверки дифференцирующей способности анкеты в выборке респондентов были выделены две контрастные группы в зависимости от среднего балла по сданным ЕГЭ: первая группа респондентов характеризуется более высокими баллами (39 чел., средний балл ЕГЭ 79,2), вторая – более низкими (42 чел., средний балл ЕГЭ 63,8).

Относительное число положительных и отрицательных ответов каждой из групп на вопросы анкеты представлено в таблице 2. Для проверки достоверности различий в положительных ответах респондентов двух групп использовался статистический критерий Фишера.

Таблица 2 – Относительное число положительных (+) и отрицательных (–) ответов респондентов на вопросы анкеты

Вопросы

Группа с высокими баллами по ЕГЭ, %

Группа с низкими баллами по ЕГЭ, %

Достоверность различий, уровень значимости

+

+

Считаете ли Вы, что большинство учителей в вашей школе качественно выполняют свою деятельность?

82

18

81

19

Недост.

Считаете ли Вы, что с некоторыми школьными учителями у Вас сложились теплые доверительные отношения?

92

8

95

5

Недост.

Считаете ли Вы, что с большинством одноклассников у Вас сложились дружеские отношения?

85

15

86

14

Недост.

Считаете ли Вы, что в отношении учебы родители Вас понимали и поддерживали?

85

15

86

14

Недост.

Нравились ли Вам в школе учебные предметы, по которым сдавали ЕГЭ?

90

8

81

17

φэмп.=1,836,

p≤0,05

Считаете ли Вы, что учеба в школе и подготовка к ЕГЭ ущемляла возможности в реализации Ваших интересов, намерений, планов?

51

49

40

60

Недост.

Можете ли сказать, что учились в школе с удовольствием?

74

23

67

29

Недост.

Считаете ли Вы, что учеба в вузе является лично для Вас значимой и важной в реализации жизненных планов?

90

5

90

7

Недост.

Испытываете ли Вы удовольствие, если удается решить трудную задачу, узнать что-то новое или сделать то, что раньше не умели?

100

0

100

0

Недост.

Нравилось ли Вам, если в школе предоставлялась возможность выбора задания или формы его выполнения?

90

8

90

2

Недост.

Считаете ли Вы, что на Вашу подготовку к ЕГЭ оказала влияние не только школа, но и дополнительные занятия (с репетиторами, в специальных центрах и т.п.)?

15

82

10

90

Недост.

Согласны ли Вы с тем, что если бы не настойчивость родителей, Ваши результаты ЕГЭ были бы значительно ниже?

67

31

52

48

Недост.

Умеете ли Вы мобилизовать силы на учебу, долго и напряженно работать?

85

15

76

21

φэмп.=2,573,

p≤0,01

Сами ли Вы определяли регулярность и интенсивность домашней учебной работы?

97

3

93

7

Недост.

Считаете ли Вы, что необходимость конкретных видов дополнительной подготовки к ЕГЭ определялась Вашим решением?

82

15

81

12

Недост.

Случались ли у Вас конфликты с родителями по поводу распределения времени на учебу и отдых?

41

59

36

64

Недост.

Приходилось ли Вам по собственной инициативе выбирать более трудную задачу (более важную роль, проект), чем выбирали другие?

85

13

83

17

Недост.

Бывало ли, что, выполняя учебное задание, Вы увлекались и делали его значительно лучше, чем это требовалось для получения желаемой отметки?

95

5

69

24

φэмп.=4,665

p≤0,01

 Проявляли ли Вы инициативу, вызываясь участвовать в конференции (семинаре, форуме) или предлагая свою тему эссе, проекта, доклада?

64

31

60

38

Недост.

Приходилось ли Вам заниматься учебной работой, которая не была задана учителями (репетиторами) и никем кроме Вас не контролировалась?

79

21

55

45

φэмп.=2,330

p≤0,01

Приходилось ли Вам делать публичные доклады (презентации) в школе?

97

3

90

10

Недост.

Занимали ли Вы призовые места в предметных олимпиадах, проводимых в школе?

90

10

76

24

φэмп.=3,695

p≤0,01

Участвовали ли Вы в олимпиадах, викторинах, конкурсах за пределами вашей школы?

90

10

67

31

φэмп.=4,593

p≤0,01

Занимали ли Вы призовые места в олимпиадах, викторинах, конкурсах районного, городского или более высокого уровня?

74

26

50

50

φэмп.=2,245

p≤0,05

Принимали ли Вы участие в выполнении групповых учебных проектов, исследований, практических работ?

82

13

71

24

φэмп.=2,487

p≤0,01

Отправлялись ли ваши учебные, творческие работы на конкурсы или выставки?

72

28

33

64

φэмп.=3,601

p≤0,01

Приходилось ли Вам выполнять организаторские функции во внеурочных мероприятиях (быть капитаном команды, ведущим и пр.)?

82

13

69

31

φэмп.=2,681

p≤0,01

Происходили ли у Вас встречи с близкими людьми, где Вы могли обсудить то, что для Вас важно, получить или оказать эмоциональную поддержку?

85

10

81

17

Недост.

Выполняли ли Вы какие-нибудь общественные поручения в школе?

85

15

90

10

Недост.

Посещали ли Вы в 10–11 классах кружки, спортивные секции или учреждения дополнительного образования (музыкальные, художественные школы и пр.)?

69

31

79

21

Недост.

Удавалось ли Вам уделять время своим хобби, реализации личных интересов?

87

13

88

10

Недост.

Приходилось ли Вам отказывать себе в желаемом времяпрепровождении ради учебы?

82

18

79

21

φэмп.=1,652

p≤0,05

Примечание: В некоторых случаях сумма положительных и отрицательных ответов меньше 100%, поскольку в таблице не учтены респонденты, затруднившиеся ответить на вопрос.

Результаты показали, что в группе студентов с более высокими баллами по ЕГЭ больше тех, кто положительно относился к профильным учебным предметам, кто умеет долго и напряженно работать, кто увлекался выполнением учебного задания и занимался учебной работой по собственной инициативе, кто участвовал в олимпиадах, проектах, конкурсах и занимал в них призовые места, кто отказывал себе в желаемом времяпрепровождении ради учебы. Эти данные согласуются с результатами других исследований [4, 5, 6, 7], что подтверждает валидность разработанной анкеты.

Для сравнительного анализа изучаемых ресурсов также были определены средние показатели по шкалам анкеты, характеризующие группы респондентов с разными баллами по ЕГЭ. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Показатели по шкалам анкеты

Шкала

Группа с высокими баллами по ЕГЭ

Группа с низкими баллами по ЕГЭ

Отношения с родителями, учителями

3,9

3,9

Отношение к учебе, образованию

3,9

3,7

Познавательная мотивация, инициатива

4,1

3,7

Опыт участия в олимпиадах

4,0

3,2

Неучебные виды деятельности

3,9

3,9

Самостоятельность и волевые ресурсы

3,6

3,5

Статистическая обработка и проверка различий в средних по шкалам анкеты с использованием U-критерия Манна-Уитни не дала значимых результатов. Таким образом, о более положительном отношении к учебе и образованию, более высокой познавательной мотивации и инициативе и большем опыте участия в олимпиадах у обучающихся, сдавших ЕГЭ более успешно, пока можно говорить только как о тенденциях.

Полученные в пилотажном исследовании результаты имеют предварительный характер. Поскольку исследование проводилось в вузе с достаточно высоким проходным баллом, в нашу выборку не попали обучающиеся, получившие менее 50 баллов по ЕГЭ. Расширение выборки и включение в нее данной категории респондентов, вероятно, позволит лучше продемонстрировать дифференцирующую способность анкеты.

Итак, в результате проведенного исследования разработана и апробирована анкета, направленная на диагностику ресурсов образовательной компетентности обучающихся – накопленного опыта деятельности и отношений, который, актуализируясь в образовательную компетентность, обеспечивает эффективность образовательной деятельности. Сконструированная версия анкеты обнаруживает достаточную внутреннюю согласованность, конструктную валидность и диагностическую пригодность. Использование анкеты целесообразно для исследовательских целей, а также для диагностики ресурсов образовательной компетентности обучающихся, как в период школьного обучения, так и на этапе перехода из школы в вуз с целью прогноза успешности образовательной деятельности, определения «проблемных точек» и выбора подходов к актуализации и развитию данных ресурсов.

Приложение А. Бланк анкеты для диагностики ресурсов образовательной компетентности

Инструкция: Вашему вниманию предлагаются вопросы об обучении в школе. Внимательно прочитайте каждый вопрос и из предложенных к нему вариантов ответов выберите один – тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения. Поставьте «галочки» в соответствующих столбцах.

Вопросы

Да, безусловно Возможно, да Скорее, нет Нет Затрудняюсь ответить
1. Считаете ли Вы, что большинство учителей в вашей школе качественно выполняют свою деятельность?
2. Считаете ли Вы, что с некоторыми школьными учителями у Вас сложились теплые доверительные отношения?
3. Считаете ли Вы, что с большинством одноклассников у Вас сложились дружеские отношения?
4. Считаете ли Вы, что в отношении учебы родители Вас понимали и поддерживали?
5. Нравились ли Вам в школе учебные предметы, по которым сдавали ЕГЭ?
6. Считаете ли Вы, что учеба в школе и подготовка к ЕГЭ ущемляла возможности в реализации Ваших интересов, намерений, планов?
7. Можете ли сказать, что учились в школе с удовольствием?
8. Считаете ли Вы, что учеба в вузе является лично для Вас значимой и важной в реализации жизненных планов?
9. Испытываете ли Вы удовольствие, если удается решить трудную задачу, узнать что-то новое или сделать то, что раньше не умели?
10. Нравилось ли Вам, если в школе предоставлялась возможность выбора задания или формы его выполнения?
11. Считаете ли Вы, что на Вашу подготовку к ЕГЭ оказала влияние не только школа, но и дополнительные занятия (с репетиторами, в специальных центрах и т.п.)?
12. Согласны ли Вы с тем, что если бы не настойчивость родителей, Ваши результаты ЕГЭ были бы значительно ниже?
13. Умеете ли Вы мобилизовать силы на учебу, долго и напряженно работать?
14. Сами ли Вы определяли регулярность и интенсивность домашней учебной работы?
15. Считаете ли Вы, что необходимость конкретных видов дополнительной подготовки к ЕГЭ определялась Вашим решением?

Инструкция: Внимательно прочитайте каждый вопрос и из предложенных к нему вариантов ответов выберите один – тот, который лучше всего отражает ваш жизненный опыт. Поставьте «галочки» в соответствующих столбцах.

Вопросы

Да, часто (постоянно)

Да, иногда Нет Затрудняюсь ответить
16. Случались ли у Вас конфликты с родителями по поводу распределения времени на учебу и отдых?
17. Приходилось ли Вам по собственной инициативе выбирать более трудную задачу (более важную роль, проект), чем выбирали другие?
18. Бывало ли, что, выполняя учебное задание, Вы увлекались и делали его значительно лучше, чем это требовалось для получения желаемой отметки?
19. Проявляли ли Вы инициативу, вызываясь участвовать в конференции (семинаре, форуме) или предлагая свою тему эссе, проекта, доклада?
20. Приходилось ли Вам заниматься учебной работой, которая не была задана учителями (репетиторами) и никем кроме Вас не контролировалась?
21. Приходилось ли Вам делать публичные доклады (презентации) в школе?
22. Занимали ли Вы призовые места в предметных олимпиадах, проводимых в школе?
23. Участвовали ли Вы в олимпиадах, викторинах, конкурсах за пределами вашей школы?
24. Занимали ли Вы призовые места в олимпиадах, викторинах, конкурсах районного, городского или более высокого уровня?
25. Принимали ли Вы участие в выполнении групповых учебных проектов, исследований, практических работ?
26. Отправлялись ли ваши учебные, творческие работы на конкурсы или выставки?
27. Приходилось ли Вам выполнять организаторские функции во внеурочных мероприятиях (быть капитаном команды, ведущим и пр.)?
28. Происходили ли у Вас встречи с близкими людьми, где Вы могли обсудить то, что для Вас важно, получить или оказать эмоциональную поддержку?
29. Выполняли ли Вы какие-нибудь общественные поручения в школе?
30. Посещали ли Вы в 10–11 классах кружки, спортивные секции или учреждения дополнительного образования (музыкальные, художественные школы и пр.)?
31. Удавалось ли Вам уделять время своим хобби, реализации личных интересов?
32. Приходилось ли Вам отказывать себе в желаемом времяпрепровождении ради учебы?

Приложение Б. Перевод ответов респондентов в баллы

1 блок (вопросы 1-15)

Вариант ответа

Вопросы прямой шкалы:

1-5, 7-10, 13-15

Вопросы обратной шкалы: 6, 11, 12

«Да, безусловно»

5

1

«Возможно, да»

4

2

«Скорее, нет»

2

4

«Нет»

1

5

«Затрудняюсь ответить»

3

3

2 блок (вопросы 16-32)

Вариант ответа

Вопросы прямой шкалы:

17-32

Вопросы обратной шкалы: 16

«Да, часто (постоянно)»

5

1

«Да, иногда»

4

2

«Нет»

1

5

«Затрудняюсь ответить»

3

3


Библиографический список
  1. Воровщиков С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников. Дисс. … доктора педагогических наук. М., 2007. – 416 с.
  2. Лызь Н.А. Образовательная компетентность студентов как фактор качества высшего образования // Педагогика. 2011. №5. – С. 67–76.
  3. Лызь Н.А., Шостак А.А. О роли образовательной компетентности абитуриентов в их готовности к обучению в вузе // Гуманитарные научные исследования. 2014. №7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/07/7356 (дата обращения: 17.05.2015).
  4. Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость) // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. С. 4. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 1.07.2015).
  5. Дятлова К.Д., Францева Ю.Е. Эффективная довузовская подготовка как предпосылка успешности обучения в вузе // Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010, №1. – С. 19-24.
  6. Иванова В.П., Корзинкова Д.Н., Шумская Н.А. Психологические особенности обучающихся как фактор успешности их обучения: сравнительный анализ // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2014. – №1. – С. 106-110.
  7. Курапова Т.Ю. Психологические факторы успешности обучения школьников // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. Издательство: Забайкальский государственный университет (Чита). 2011. №5. – С. 223-225.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шостак Анна Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация