УДК 334.02

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ

Оборина Анна Владимировна
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
старший преподаватель кафедры экономики и управления промышленным производством

Аннотация
Данная статья посвящена обзору основных проблем экономического и управленческого характера на машиностроительных предприятиях. В статье указывается роль отрасли машиностроения в экономике страны и развитии других смежных отраслей. Среди основных актуальных проблем выделяются снижение спроса на отечественную машиностроительную продукцию, устаревание основных фондов, а следовательно снижение производительности, ремонтопригодность техники. Также среди экономических проблем – большая величина кредиторской задолженности, низкая инвестиционная и инновационная активность, недостаток финансирования. Решением выше указанных проблем может послужить привлечение дополнительных инвестиций и увеличение финансирования отрасли машиностроения.

Ключевые слова: машиностроение, машиностроительные предприятия, управление, экономика


ACTUAL PROBLEMS OF ECONOMY AND MANAGEMENT IN MECHANICAL ENGINEERING

Oborina Anna Vladimirovna
Perm National Research Polytechnic University
Senior Teacher of the Industrial enterprise Economy and Management Department

Abstract
This article is devoted to the review of the main problems of economic and administrative character at machine-building enterprises. In article the role of branch of mechanical engineering is specified in national economy and development of other allied industries. Decrease in demand for domestic machine-building production, obsolescence of fixed assets is distinguished from the main actual problems, and consequently decline in production, maintainability of equipment. Also among economic problems – the big size of accounts payable, low investment and innovative activity, a lack of financing. As the decision above the specified problems attraction of additional investments and increase in financing of branch of mechanical engineering can serve.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Оборина А.В. Актуальные проблемы экономики и управления в машиностроении // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/64798 (дата обращения: 20.11.2016).

Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность отраслей промышленности, производящих машины, оборудование, различные устройства и аппараты. Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее «сердцевиной», она обеспечивает такие отрасли как строительство, транспорт, сельское хозяйство, топливно-энергетический комплекс. Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства, обеспечивает их бесперебойное функционирование и развитие.

В последнее время в отрасли наблюдается упадок производства из-за снижения спроса на продукцию, что может усугубить состояние машиностроения вплоть до ликвидации некоторых отраслей экономики. Одной из немаловажных причин является использование старой техники и оборудования. На многих предприятиях присутствуют мощности, которые уже давно устарели и не способны в полной мере приносить экономические выгоды организации. Следствием использования изношенных основных средств является низкая производительность труда. Также большое количество машин и оборудования имеет низкий коэффициент использования. Такое состояние основных средств требует значительных вложений на модернизацию, замену и ремонт. Что касается ремонта, то в современном машиностроении требуется его непременное развитие и совершенствование, поскольку надеяться на глобальное обновление техники и сокращение объемов ремонта пока невозможно.

Еще одна проблема, связанная с обслуживанием машин и оборудования – это отсутствие запасных частей, так как техника уже устарела и производство к ним различных деталей не имеет смысла для заводов-изготовителей. Запасные части к старым станкам очень трудоемки, сложны в изготовлении и малоэффективны.

Что касается ремонта, то тут тоже довольно много проблем, связанных с человеческим фактором. На современных предприятиях довольно большой средний возраст рабочих, занятых обслуживанием техники. Их квалификация не соответствует работе с современными видами оборудования, а для переобучения потребуется достаточно много времени. А, как известно, состояние основных средств очень сильно зависит от профессионализма и навыков работника, его ремонтирующего и обслуживающего. Для привлечения молодых, квалифицированных специалистов нужна достойная заработная плата, которую также сложно обеспечить предприятию из-за финансовых проблем. Также, чтобы привлечь молодых работников, нужно поддерживать связь с высшими техническими учебными заведениями, предоставлять возможность практиковаться на данном предприятии, поддерживать молодых специалистов в их научной деятельности.

Следствием проблемы использования основных средств является низкая рентабельность как активов, так и деятельности в целом. Эта проблема остается нерешенной на протяжении последних нескольких лет и сильно сказывается на финансовых показателях организаций. А проблемы на уровне предприятий ведут к упадку самой отрасли машиностроения.

Главным конкурентом российской машиностроительной продукции на сегодняшний день является зарубежная продукция. Здесь опять же главную роль должно сыграть государство, укрепив позиции отечественного машиностроения на внутреннем рынке. Как пример, государство может повысить таможенные пошлины на ввоз зарубежной техники.

Проблема иностранных конкурентов дает повод задуматься о качестве выпускаемой продукции на российских рынках. Его можно повысить путем повышения квалификации работников, проведением различных научных исследований, модернизацией оборудования и внутрипроизводственных систем управления. Но для всего этого опять же нужно немалое финансирование.

Очень важной проблемой, влекущей за собой финансовую несостоятельность, является проблема кредиторской задолженности. По данным статистики отрасль машиностроения обладает достаточно большой величиной кредиторской задолженности, что ведет к ухудшению ликвидности и отталкивает инвесторов. Одной из причин неплатежей является  недостаток собственных средств у предприятия. Необходимо создать систему управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии. Например, это может быть схема сокращения дебиторской задолженности путем преобразования системы расчетов с покупателями и заказчиками.

Кроме перечисленных выше проблем машиностроения существуют, может быть, не такие глобальные, но тоже немаловажные недостатки. Это неэффективность системы управления организацией. На многих крупных предприятиях плохо развита система менеджмента. Порой налаженные отношения внутри организации, систематизация контактов и взаимодействий между сотрудниками, грамотный руководитель играют очень важную роль в развитии и процветании предприятия.

Низкая инновационная активность представляет собой преграду для развития отрасли. Чтобы обеспечить растущий спрос и качество продукции, нужно время от времени вносить какие-то обновления в отрасль. Такие обновления способствуют повышению конкурентоспособности продукции, экономической эффективности, экологической безопасности, оптимальному расходу ресурсов и энергии. Развитие инновационной сферы будет способствовать повышению конкурентоспособности продукции как на внутреннем так и на внешних рынках. Данная проблема опять же связана с низким финансированием и отсутствие хороших и креативных специалистов.

Как видно из вышеописанных проблем, все сводится к недостатку финансовых средств у организаций. Причиной всего этого, я считаю, является недостаточное финансирование и даже, можно сказать, его отсутствие. Без привлечения инвесторов невозможно решить такие проблемы как модернизация основных средств, обучение работников, привлечение молодых специалистов, пополнение оборотных средств.

В современных предприятиях существует также проблема автоматизации производства и процессов внутри предприятия. Одной из важных проблем информационных технологий считается непонимание руководителей необходимости внедрения системы на своем предприятии. Многие из них считают, что это не позволит сэкономить средства. Да, тут много противоречий. Внедрение системы экономит время и деньги, но и влечет за собой сокращение штата сотрудников. Я считаю, что все же автоматизация необходима на современном предприятии хотя бы в первую очередь для удобства передачи информации. Например, внедрение электронного документооборота позволит сэкономить на времени сотрудников и самое примитивное – на бумаге.

На сегодняшний день машиностроительная отрасль в нашей стране имеет достаточно много серьезных проблем. Главным и наиболее эффективным их решением является хорошее и выгодное финансирование. Только привлечение инвестиций поможет решить многие из вышеперечисленных проблем основных средств, пополнения оборотных средств, привлечения квалифицированного и молодого персонала, инновационную деятельность и какие-то внутрифирменные проблемы, такие как система менеджмента и внедрение АСУ.

Главную роль в решении проблем машиностроения, на мой взгляд, должно играть государство, которое должно выделять средства из бюджета на поддержание и развитие данной отрасли, для продвижения ее на мировые рынки. Также в компетенции государства снизить процентные ставки по кредитованию машиностроительных предприятий, ввести налоговые льготы.

Также в нашей стране существует Союз машиностроителей России, который тоже должен активно поддерживать свою отрасль, отстаивать интересы предприятий как внутри страны, так и на международном уровне. Полное удовлетворение внутреннего спроса можно достигнуть путем повышения качества продукции, что приведет к росту конкурентоспособности.


Библиографический список
  1. Пелих А.С, М.М. Баранникова Экономика машиностроения/Серия «Высшее образование».-Ростов н/Д : «Феникс»,2004.-416с.
  2. Обзор машиностроительной отрасли в России. URL: http://marketpublishers.ru/lists/8002/news.html.
  3. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 304 с.


Все статьи автора «Оборина Анна Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация