УДК 371.2

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В РЕСПУБЛИКАНСКОМ ЛИЦЕЕ-ИНТЕРНАТЕ «ЦЕНТР ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

Разаханова Венера Пирмагомедовна1, Идрисов Тофик Идрисович2
1Дагестанский государственный педагогический университет, Зав. научно- исследовательской лабораторией «Инновационные образовательные технологии», к.б.н., доцент
2Республиканский лицей-интернат «Центр одаренных детей», директор

Аннотация
Статья посвящена актуальным проблемам организации работы с одаренными детьми в условиях Республики Дагестан.

Ключевые слова: организация работы с одаренными детьми, Республика Дагестан


THE ORGANIZATION OF STUDENTS' EDUCATIONAL PROCESS IN REPUBLICAN BOARDING LYCEUM "THE CENTER OF GIFTED CHILDREN"

Razakhanova Venera Pirmagomedovna1, Idrisov Tofik Idrisovich2
1Dagestan State Pedagogical University, head of research laboratory "Innovative educational technologies", PhD, Associate Professor
2Republican boarding lyceum "The center of gifted children", principal

Abstract
The article is devoted to topical issues of organization of work with gifted children in the Republic of Dagestan.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Разаханова В.П., Идрисов Т.И. Организация процесса обучения и развития учащихся в Республиканском лицее-интернате «Центр одаренных детей» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/63498 (дата обращения: 03.06.2017).

К системе российского образования в настоящее время предъявляются новые социальные требования. Школа, в широком смысле этого слова, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

Актуализируется необходимость формирования национальной инновационной системы образования, которая коренным образом изменит творческую составляющую, интеллектуальность, нравственность, духовность и образованность людей. Такая система образования предусматривает выявление условий, методов, форм  и средств, которые способствуют развитию одаренного ребенка в региональной системе образования. Это находит отражение  в потребности общества в выявлении и формировании творческого потенциала.

«Тенденции современного развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одарённым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования».[1]

Одаренные дети дают уникальную возможность для российского общества компенсировать потребность в воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Они являются  национальным достоянием, которое надо беречь и которому надо помогать.

Для развития и поддержки одаренных детей по всей стране создаются  различные образовательные учреждения. Они способствуют повышению уровня развития этих детей,  поиску и апробации инновационных форм и технологий работы с одаренными детьми в рамках региональной системы образования. [3]

Не стала исключением и наша республика. Министерством образования и науки Республики Дагестан в 2014 году  был учрежден Республиканский лицей-интернат «Центр одаренных детей». Основной целью его деятельности является создание благоприятных условий для развития одаренности.  Цель реализуется с одной стороны в выявлении одаренного ребенка, а с другой, в его поддержке, развитии и профессиональном сопровождении. Образовательный процесс в лицее ведется по следующим профилям:

Естественно-научный;

Гуманитарно-лингвистический;

Технолого-экономический.

Организация системы работы с одаренными детьми строится на принципах целевого управления. Оно основано на четком следовании стратегическим и тактическим целям лицея – интерната, учете потребностей и интересов одаренных детей.

Особая роль в процессах выявления, развития и сопровождения одаренных детей в лицее – интернате принадлежит учителю

ФГОС второго поколения, новый профессиональный стандарт педагога, принятие Национальной инициативы «Наша новая школа»  изменили роль учителя. Особое внимание уделяется необходимости наполнения  его деятельности новыми компетенциями, среди которых работа с одаренными детьми является одним из ключевых направлений.

Учитель в процессе обучения и воспитания выполняет следующие функции:

- составляет программы и планы работы, обеспечивает выбор необходимых методик и технологий обучения;

- осуществляет руководство объединением одаренных детей с повышенным уровнем интеллектуального развития;

- систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

- организует работу с родителями и органами самоуправления».[2]

Учителями лицея – интерната пересмотрено содержание и методическое сопровождение  обучения. Через содержание учебных предметов развиваются таких личностные качества, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, альтруизм, дружелюбие, сочувствие и сопереживание, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний и др. Разрабатываются индивидуальные программы и учебно-методические комплексы к ним. Учебная и внеурочная деятельность, система воспитательной работы в лицее ориентирована на проявление индивидуальных особенностей одаренных детей.

Методы, используемые в обучении одаренных детей,  творческого характера. Проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные сочетаются с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они являются важным фактором успешности усвоения знаний, развивают  познавательные способности и личностные качества.

Эффективной работе педагогов способствуют наличие и свободное использование разнообразных средств обучения, источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В лицее активно внедряются в учебно-воспитательный процесс современные информационно-коммуникационные технологии. В настоящее время в образовательном процессе в лицее используются два компьютерных класса. В одном из них учащиеся обучаются информатике и вычислительной технике, в другом – учащиеся и учителя имеют возможность отрабатывать навыки пользования компьютером, в том числе и через Интернети. Имеется 4 интерактивные доски, 17 мультимедийных проекторов, 80 компьютеров, 9 ноутбуков, большая медиатека, локальная сеть, высокоскоростной Интернет.

Для полноценного развития ребенка и всестороннего удовлетворения его интеллектуальных потребностей и склонностей в лицее функционирует периодическое издание лицейской газеты, кружки и секции. Хореографический ансамбль «Поколение» регулярно занимает призовые места на фестивалях не только регионального, но и международного уровней. Работы научно-творческого центра «Золотая нить» участвуют в творческих конкурсах разных форматов и удостоены высокой оценки дизайнеров Махачкалы.

В результате работы коллектива лицея достигнуты определенные успехи.  В 2014-2015 учебном году на муниципальном и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников ГБОУ РД РЛИ «ЦОД» учащиеся стали победителями и заняли 11 призовых мест, в научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» и на олимпиаде «Пифагор» – призовые места. Шестнадцать учащихся участвовали в отборочном туре на математическую смену в Образовательный центр «Сириус» в г. Сочи. Выпускники «Центра одаренных детей» поступают в престижные вузы России, в т.ч. МГИМО и РУДН, становятся лауреатами премии по поддержке талантливой молодёжи.

Итак, успешность в выявлении, социальной поддержке одаренных детей, реализации их всестороннего развития и образования, зависит от теоретической подготовки педагогов и родителей, целеустремленности учеников, умелой организации образовательного процесса, поддержки решения проблем на государственном уровне, плодотворного взаимодействия всех структур.


Библиографический список
  1. Гринько, Е. П. Обучение интеллектуально одаренных детей: методологические основания / Е. П. Гринько; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина // Педагогическая наука в условиях создания национальной инновационной системы: сб. материалов Респ. науч. – практ. конф., 24 апреля2008 г. – Брест: Изд-во БрГУ, 2008. – С. 36-39.
  2. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] − URL: http://sovet-edu.ru/documents/10179/32102/db8d661-4fbd-479c-90ba-06a9f7bd50cd. − (дата обращения 05.10.2015). – Режим доступа – свободный.
  3. Синянин, Н. Ю., Зайцев, Н. В. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред.   Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. – М., 2010. – С 176.


Все статьи автора «Разаханова Венера Пирмагомедовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: