К ВОПРОСУ О ДОКУМЕНТАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЦЕССА ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Дерипаска Е.И.1, Небренчин А.В.1, Филоненко О.А.1
1ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Аннотация
В данной статье описывается Модель нормативно-правового обеспечения регламентации процесса достижения метапредметных результатов в общеобразовательных организациях. Приведенный примерный перечень необходимых локальных нормативно-правовых актов позволит административным работникам общеобразовательных организаций провести внутренний аудит достаточности имеющейся документации образовательной организации.

Ключевые слова: документационное обеспечение, достижение метапредметных результатов, метапредметные результаты, общеобразовательные организации


TO THE ISSUE OF ENSURING THE DOCUMENTATION OF THE PROCESS OF ACHIEVING THE META-SUBJECT RESULTS IN EDUCATIONAL ORGANISATIONS

Deripaska E.I.1, Nebrenchin A.V.1, Filonenko O.A.1
1School № 604 of the Pushkin district of St. Petersburg, This article describes how to Model legal and normative regulation of the process of achieving the meta-subject educational results in organizations. An indicative list of required local regulatory legal acts will allow the administrative employees of educational organizations to conduct an internal audit of the adequacy of available documentation and educational organization.

Abstract
This article describes how to Model legal and normative regulation of the process of achieving the meta-subject educational results in organizations. An indicative list of required local regulatory legal acts will allow the administrative employees of educational organizations to conduct an internal audit of the adequacy of available documentation and educational organization.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дерипаска Е.И., Небренчин А.В., Филоненко О.А. К вопросу о документационном обеспечении процесса достижения метапредметных результатов в общеобразовательных организациях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/64523 (дата обращения: 18.04.2024).

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения включают требования к:

  • «результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе  требования  к  соотношению  частей  основной  образовательной  программы  и  их  объему,  а  также  к  отношению  обязательной  части  основной  образовательной  программы  и  части,  формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования,  в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям» [1, стр. 1].

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [2]. Принципиальным отличием стандартов второго поколения является необходимость достижения не только предметных, но и метапредметных результатов. Метапредметные результаты представляют собой освоенные обучающимися  универсальные  учебные  действия (познавательные,  регулятивные  и  коммуникативные),  обеспечивающие  овладение  ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Таким образом, от успешности формирования у обучающихся универсальных учебных действий зависит полнота реализации требований ФГОС.

Ключевой фигурой в процессе формирования УУД у обучающихся является учитель, от уровня компетентности которого, зависит успешность достижения метапредметных результатов. Анализ профессиональных затруднений педагогов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга показал, что они испытывают наибольшие затруднения по следующим направлениям профессиональной деятельности:

  • отсутствие внутренней нормативно-правовой документации по регламентирующей обязанности учителя по достижению метапредметных результатов;
  • создание рабочих программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;
  • недостаточность методической подготовки, практических знаний по вопросам формирования УУД у обучающихся.

Функциональной обязанностью административных работников общеобразовательных организаций (далее ОО) выступает создание достаточной локальной нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс достижения метапредметных результатов.

ГБОУ № 604  – школа-новостройка, и функционирует 2-й год, и поэтому одной из первоочередных задач для администрации школы стала необходимость создания нормативных актов, в том числе по проблеме достижения метапредметных результатов.

Проведя контент-анализ около 500 локальных нормативно-правовых актов общеобразовательных организаций по вопросам внутришкольной регламентации процесса достижения метапредметных результатов, мы обнаружили, что единственным документом, который содержит упоминание о  необходимости и общих положениях организации достижения метапредметных результатов является основная образовательная программа ОО.

В связи с этим перед администрацией ГБОУ № 604 была поставлена задача создания, совершенствования, модификации действующих локальных нормативно-правовых актов общеобразовательной организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по достижению планируемых метапредметных результатов, разрешение которой и привело к созданию Модели нормативно-правового обеспечения процесса достижения метапредметных результатов.

Школьный документооборот в области регламентации процесса достижения метапредметных результатов  структурирован и содержит определенный перечень документов. Разработанная динамическая модель включает 4 взаимосвязанных модуля:

  • модуль «Нормативно-правовые документы, устанавливающие требования к метапредметным результатам»;
  • модуль «Локальные нормативно-правовые акты регламентирующие место, цели и задачи по достижению метапредметных результатов»;
  • модуль «Локальные нормативно-правовые акты регламентирующие функциональные обязанности работников по достижению метапредметных результатов»;
  • модуль «Локальные нормативно-правовые акты, необходимые для осуществления планирования и контроля эффективности достижения метапредметных результатов».

Выделение данных модулей отражает основные этапы работы по управлению документальным обеспечением процесса достижения метапредметных результатов.

Так, модуль «Нормативно-правовые документы, устанавливающие требования к метапредметным результатам» включает основополагающие общеизвестные документы, к которым относятся:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Закон Санкт-Петербурга от 26.07.2013 N 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования;
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, и др.

По нашему мнению, работа по документальному обеспечению процесса достижения метапредметных результатов должна начинаться с анализа предложенных в модуле документов.

В модуле «Локальные нормативно-правовые акты регламентирующие место, цели и задачи по достижению метапредметных результатов» представлены разработанные и модифицированные к особенностям ГБОУ № 604 проекты локальных нормативно-правовых актов. К ним относятся:

  • Положение о порядке разработки и утверждения  основных образовательных программ;
  • Положение о рабочей программе учителя;
  • Положение о постоянно действующем семинаре как форме работы с  руководящими и педагогическими работниками;
  • Положение о Творческой группе учителей;
  • Положение о психологическом сопровождении реализации основных образовательных программ.

В модуле «Локальные нормативно-правовые акты регламентирующие функциональные обязанности работников по достижению метапредметных результатов» содержаться проекты локальных нормативно-правовых актов. К ним относятся:

  • Должностная инструкция заместителя директора по УВР;
  • Должностная инструкция заместителя директора по ВР;
  • Должностная инструкция методиста;
  • Должностная инструкция педагога;
  • Должностная инструкция классного руководителя;
  • Должностная инструкция педагога-психолога;
  • Положение о портфолио педагога.

В модуле «Локальные нормативно-правовые акты, необходимые для осуществления планирования и контроля эффективности достижения метапредметных результатов» представлены проекты следующих локальных нормативно-правовых актов:

  • Положение о системе оценки достижения планируемых результатов ООП НОО;
  • Положение о системе оценки достижения планируемых результатов ООП ООО;
  • Положение об обеспечении преемственности в достижении метапредметных планируемых результатов при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования;
  • Положение о внутренней системе оценки качества образования;
  • План ВШК на уровне начального общего и основного  общего образования (достижение метапредметных результатов);
  • Положение об индивидуальном учете метапредметных и личностных результатов  освоения обучающимися образовательных программ;
  • План методического сопровождения достижения планируемых метапредметных результатов.

Представленные универсальные  проекты локальных нормативно-правовых актов позволяют внедрить Модель в деятельность общеобразовательной организации, что повышает эффективность общего управления достижением планируемых метапредметных результатов за счет регламентации коммуникаций между администрацией, педагогическим коллективом, по самым важным вопросам образовательного процесса – вопросам объективной оценки и учете метапредметных  достижений обучающихся.

Эффективность использования инновационного продукта подтверждается  результатами внешних оценочных процедур и внутренних мониторинговых исследований, а также востребованностью продукта педагогическим сообществом Санкт-Петербурга и регионов Российской Федерации.


Библиографический список
  1. Приказ Минобразования РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373» (ред. от 31.12.2015 г.).
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Небренчин Александр Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация