УДК 159.932

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Посыпкина Яна Валерьевна1, Шигабетдинова Гузель Мирхайзанона2
1Ульяновский государственный технический университет, студент 2 курса специальности «Издательское дело и редактирование»
2Ульяновский государственный технический университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью»

Аннотация
Рассматривается работоспособность человека под влиянием музыки различных жанров.

Ключевые слова: внимание, музыкальное восприятие, продуктивность, работоспособность


INFLUENCE OF DIFFERENT GENRES OF MUSIC ON HUMAN PERFORMANCE

Posypkina Yana Valeryevna1, Shigabetdinova Guzel Mirhayzanona2
1Ulyanovsk State Technical University, 2nd year student of the specialty "Publishing and editing"
2Ulyanovsk State Technical University, candidate of pedagogical sciences, professor of "Political science, sociology and public relations"

Abstract
Consider the capacity of man under the influence of music of various genres.

Keywords: attention, musical perception, performance, productivity


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Посыпкина Я.В., Шигабетдинова Г.М. Влияние музыки различных жанров на работоспособность человека // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64377 (дата обращения: 20.11.2016).

Сегодня нельзя себе представить молодых людей, которые лишали бы себя удовольствия постоянно прослушивать музыку различных жанров в транспорте, в спортзале, дома. Однако мало кто из них задумывается над вопросом, как звук влияет на работоспособность человека. Этим обусловлена актуальность избранной нами темы.

Цель работы: определим, какое влияние музыка разных жанров оказывает на работоспособность студентов.

Теоретический анализ научной литературы (Ш. Готтфред, Г. Ю. Маляренко, В. П. Петрушина, С. М. Рашман,   И. М. Трахтенберг) показал, что работоспособность – это уровень функциональных возможностей организма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за определенный промежуток времени. Работоспособность определяется состоянием здоровья, характером питания, режимом труда и отдыха, условиями работы, настроением и многими другими факторами. Она зависит от уровня знаний человека, умений, навыков и опыта, физического и психического состояния.

Работоспособность, понимаемая как потен­циальная возможность индивида выполнять целесообразную де­ятельность на заданном уровне эффективности в течение опре­деленного времени, является важной характеристикой человека. Выделяются физиологические, психологические, производственные факторы, определяющие уровень и динамику работос­пособности.

Специалисты утверждают, что у каждого человека мозг настроен на определенные вибрации. Звуковая волна – это вибрация. Все мы любим совершенно разную музыку (классику, рок, эстраду, народные песни, романсы). И, если мы слышим свои любимые мелодии, то наш мозг настраивается с ними на одну волну, мы чувствуем себя более комфортно, у нас улучшается настроение и повышается работоспособность.

Ученые установили, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность.

В целом улучшаются психофизиологические характеристики мозга, а значит – повышается способность мозга к обучению.

В ходе эмпирического исследования в форме анкетирования и естественного эксперимента мы поставили задачу – проследить за тем, как музыка различных жанров оказывает влияние на работоспособность студентов при выполнении интеллектуальных заданий. В анкетировании принимало участие 10 человек, относящихся к возрастной группе 18-20 лет.

Сначала было проведено анкетирование студентов, выявляющее музыкальные предпочтения студентов. Им было предложено 3 выбрать любую музыку:  классическую музыку, хип-хоп направление, металл, электронную музыку, рэп.

80% студентов прослушивают музыку во время выполнения домашнего задания ( 4 человека), на среднем уровне громкости слушают музыку  3 опрошенных студента, на высоком уровне громкости  3 человека.

Далее мы изучаем влияние музыки при выполнении задания по русскому языку. Для удобства эксперимент проводился в 2 этапа. Перед началом эксперимента участники были разделены на 2 группы, каждая группа получила своё задание, затем, через 1,5 часа группы поменялись заданиями. В эксперименте приняли участие 10 студентов.

1-ой группе, состоящей из 5 человек, предлагалось правильно заполнить пропуски в тексте (вставить буквы) под музыку таких жанров, как: рок (Asking Alexandria – Moving on), классика (Ludwig van Beethoven – Silence).

2-ой группе, состоящий из 5 человек, так же предлагалось заполнить пропуски в тексте (вставить буквы), но уже под музыку таких жанров: реп(Chief-Keef-Ft-Kanye-West- I don’t like),  поп- музыка(Iowa – Маршрутка), электронная музыка (Infected Mushroom – Saeed 2011).

Работа испытуемых в каждой стадии оценивалась по двум критериям: продуктивность – количество правильно выполненных заданий и точность – количество допущенных ошибок.

В ходе эксперимента  музыка звучала на привычном для испытуемых уровне громкости.

Анализ полученных результатов показали: при рассмотрении I и II групп мы проанализировали количество допущенных ошибок. В ходе эксперимента было выявлено, что участники показали максимально высокий показатель умственной работоспособности при прослушивании классической музыки. В среднем, при прослушивании классической музыки студенты допускали по 2-3 ошибки, а при прослушивании рок-музыки участники допускали 4-5ошибки. Можно сказать, что продуктивность и точность при работе в момент прослушивания классической музыки более высокие и более стабильные. Прослушивание рок- музыки в меньшей степени снижает продуктивность умственной работы, а классическая музыка способствует повышению продуктивности.

При прослушивании поп- музыки студенты совершали по 7-8 ошибок. Когда учащиеся выполняли работу под рэп, они сделали 8-9 ошибок. При прослушивании электронной музыки студенты совершали по 4-5 ошибок.

Полученные результаты помогли  подготовить рекомендации для студентов по использованию музыки для повышения их работоспособности.

Самым благоприятным для работоспособности служит прослушивание классических композиций и электронной и рок–музыки. При выполнении работы крайне не рекомендуется прослушивать рэп и поп-музыку.

Всё это позволяет судить о том, что цель исследования достигнута.

Анализ теоретической литературы и результаты эксперимента исследования показали, что при выполнении интеллектуальных заданий желательно прослушивать на среднем (или низком) уровне громкости классическую, электронную или рок-музыку.


Библиографический список
  1. Ильин Е. П. Оптимальные характеристики работоспособности че­ловека [Текст] / Е. П. Ильин. – 2-е изд. — М., 1968. – 239 с.
  2. Леонова А. Б. Психологическая диагностика и регуляция функциональных состояний учащихся / Под редакцией Г. Г. Аракелова [Текст] / А. Б. Леонова. – М. : Высшая школа, 1990. – 304 с.
  3. Лабутин В. К Модели механизмов слуха [Текст] / В. К. Лабутин. – М.: Энергия, 1973. – 96 с.
  4. Медведев В. И.
  5. Работоспособность. Эргономика в определениях [Текст] / В. И. Медведев. – М., 1980. – 84 с.
  6. Рофе  А. И. Основы организации труда на предприятии. Учебное пособие [Текст]  / А. И. Рофе. – М. : Знание,1994. – 190 с.
  7. Платонов К. И. Популярная медицинская энциклопедия [Текст] / К. И. Платонов. – М. : Альянс-В, 1997. – 105 с.
  8. Поляков И. А. Основы научной организации труда на предприятии [Текст] / И. А. Полякова. – М. : Дрофа,1987. – 240 с.
  9. Ремезов А. Н. Медицинская и биологическая физика [Текст] / А. Н. Ремезов. – М. : Высшая школа, 1987. – 78 с.
  10. Зинченко В. П. Психологический словарь [Текст]  /  В. П. Зинченко. – М. : Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.
  11. Родионова Е. А. Анализ звуковых сигналов в слуховой системе [Текст] / Е. А. Родинова. – М. : Наука, 1987 – 320 с.
  12. Крепелин Э. Умственный труд [Текст] // Мир образования. – 1997. – №1. –  с. 56-62.
  13. Сысоев В. П. Методика диагностики работоспособности. Тест Э. Ландольта [Текст] / В. П. Сысоев – СПб, «Иматон», 1996. – 30 с.
  14. Дубровин И. В.  Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений [Текст] / И. В. Дубровиной. – М. : ТЦ «Сфера», 1998. – 528 с.
  15. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для пед. ин-тов / В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.; Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
  16. Шейнов В. П. Психологическое влияние [Текст] / В. П. Шейнов. – 2-е изд. – Минск : Харвест, 2008. – 799 с.


Все статьи автора «Посыпкина Яна Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация