Сегодня нельзя себе представить молодых людей, которые лишали бы себя удовольствия постоянно прослушивать музыку различных жанров в транспорте, в спортзале, дома. Однако мало кто из них задумывается над вопросом, как звук влияет на работоспособность человека. Этим обусловлена актуальность избранной нами темы.
Цель работы: определим, какое влияние музыка разных жанров оказывает на работоспособность студентов.
Теоретический анализ научной литературы (Ш. Готтфред, Г. Ю. Маляренко, В. П. Петрушина, С. М. Рашман, И. М. Трахтенберг) показал, что работоспособность – это уровень функциональных возможностей организма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за определенный промежуток времени. Работоспособность определяется состоянием здоровья, характером питания, режимом труда и отдыха, условиями работы, настроением и многими другими факторами. Она зависит от уровня знаний человека, умений, навыков и опыта, физического и психического состояния.
Работоспособность, понимаемая как потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени, является важной характеристикой человека. Выделяются физиологические, психологические, производственные факторы, определяющие уровень и динамику работоспособности.
Специалисты утверждают, что у каждого человека мозг настроен на определенные вибрации. Звуковая волна – это вибрация. Все мы любим совершенно разную музыку (классику, рок, эстраду, народные песни, романсы). И, если мы слышим свои любимые мелодии, то наш мозг настраивается с ними на одну волну, мы чувствуем себя более комфортно, у нас улучшается настроение и повышается работоспособность.
Ученые установили, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность.
В целом улучшаются психофизиологические характеристики мозга, а значит – повышается способность мозга к обучению.
В ходе эмпирического исследования в форме анкетирования и естественного эксперимента мы поставили задачу – проследить за тем, как музыка различных жанров оказывает влияние на работоспособность студентов при выполнении интеллектуальных заданий. В анкетировании принимало участие 10 человек, относящихся к возрастной группе 18-20 лет.
Сначала было проведено анкетирование студентов, выявляющее музыкальные предпочтения студентов. Им было предложено 3 выбрать любую музыку: классическую музыку, хип-хоп направление, металл, электронную музыку, рэп.
80% студентов прослушивают музыку во время выполнения домашнего задания ( 4 человека), на среднем уровне громкости слушают музыку 3 опрошенных студента, на высоком уровне громкости 3 человека.
Далее мы изучаем влияние музыки при выполнении задания по русскому языку. Для удобства эксперимент проводился в 2 этапа. Перед началом эксперимента участники были разделены на 2 группы, каждая группа получила своё задание, затем, через 1,5 часа группы поменялись заданиями. В эксперименте приняли участие 10 студентов.
1-ой группе, состоящей из 5 человек, предлагалось правильно заполнить пропуски в тексте (вставить буквы) под музыку таких жанров, как: рок (Asking Alexandria – Moving on), классика (Ludwig van Beethoven – Silence).
2-ой группе, состоящий из 5 человек, так же предлагалось заполнить пропуски в тексте (вставить буквы), но уже под музыку таких жанров: реп(Chief-Keef-Ft-Kanye-West- I don’t like), поп- музыка(Iowa – Маршрутка), электронная музыка (Infected Mushroom – Saeed 2011).
Работа испытуемых в каждой стадии оценивалась по двум критериям: продуктивность – количество правильно выполненных заданий и точность – количество допущенных ошибок.
В ходе эксперимента музыка звучала на привычном для испытуемых уровне громкости.
Анализ полученных результатов показали: при рассмотрении I и II групп мы проанализировали количество допущенных ошибок. В ходе эксперимента было выявлено, что участники показали максимально высокий показатель умственной работоспособности при прослушивании классической музыки. В среднем, при прослушивании классической музыки студенты допускали по 2-3 ошибки, а при прослушивании рок-музыки участники допускали 4-5ошибки. Можно сказать, что продуктивность и точность при работе в момент прослушивания классической музыки более высокие и более стабильные. Прослушивание рок- музыки в меньшей степени снижает продуктивность умственной работы, а классическая музыка способствует повышению продуктивности.
При прослушивании поп- музыки студенты совершали по 7-8 ошибок. Когда учащиеся выполняли работу под рэп, они сделали 8-9 ошибок. При прослушивании электронной музыки студенты совершали по 4-5 ошибок.
Полученные результаты помогли подготовить рекомендации для студентов по использованию музыки для повышения их работоспособности.
Самым благоприятным для работоспособности служит прослушивание классических композиций и электронной и рок–музыки. При выполнении работы крайне не рекомендуется прослушивать рэп и поп-музыку.
Всё это позволяет судить о том, что цель исследования достигнута.
Анализ теоретической литературы и результаты эксперимента исследования показали, что при выполнении интеллектуальных заданий желательно прослушивать на среднем (или низком) уровне громкости классическую, электронную или рок-музыку.
Библиографический список
- Ильин Е. П. Оптимальные характеристики работоспособности человека [Текст] / Е. П. Ильин. – 2-е изд. — М., 1968. – 239 с.
- Леонова А. Б. Психологическая диагностика и регуляция функциональных состояний учащихся / Под редакцией Г. Г. Аракелова [Текст] / А. Б. Леонова. – М. : Высшая школа, 1990. – 304 с.
- Лабутин В. К Модели механизмов слуха [Текст] / В. К. Лабутин. – М.: Энергия, 1973. – 96 с.
- Медведев В. И.
- Работоспособность. Эргономика в определениях [Текст] / В. И. Медведев. – М., 1980. – 84 с.
- Рофе А. И. Основы организации труда на предприятии. Учебное пособие [Текст] / А. И. Рофе. – М. : Знание,1994. – 190 с.
- Платонов К. И. Популярная медицинская энциклопедия [Текст] / К. И. Платонов. – М. : Альянс-В, 1997. – 105 с.
- Поляков И. А. Основы научной организации труда на предприятии [Текст] / И. А. Полякова. – М. : Дрофа,1987. – 240 с.
- Ремезов А. Н. Медицинская и биологическая физика [Текст] / А. Н. Ремезов. – М. : Высшая школа, 1987. – 78 с.
- Зинченко В. П. Психологический словарь [Текст] / В. П. Зинченко. – М. : Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.
- Родионова Е. А. Анализ звуковых сигналов в слуховой системе [Текст] / Е. А. Родинова. – М. : Наука, 1987 – 320 с.
- Крепелин Э. Умственный труд [Текст] // Мир образования. – 1997. – №1. – с. 56-62.
- Сысоев В. П. Методика диагностики работоспособности. Тест Э. Ландольта [Текст] / В. П. Сысоев – СПб, «Иматон», 1996. – 30 с.
- Дубровин И. В. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений [Текст] / И. В. Дубровиной. – М. : ТЦ «Сфера», 1998. – 528 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для пед. ин-тов / В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.; Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
- Шейнов В. П. Психологическое влияние [Текст] / В. П. Шейнов. – 2-е изд. – Минск : Харвест, 2008. – 799 с.