УДК 658.8; 334.02; 330.16; 330.11; 65.01

СУБСТИТУТНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

Ямилов Рамиль Могатович
Сарапульский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и гуманитарные науки»

Аннотация
На основе авторской трактовки субститутной экономики предложен субститутный анализ экономического субъекта. Рассмотрен субститутный анализ с разработкой соответствующего инструментария со следующих подходов: ценностного; потребностного; элементного.

Ключевые слова: аналог, обмен, потребитель, потребность, стратегия, субститут, субститутная экономика, субститутный анализ, товар в узком смысле, товар в широком смысле, товар., ценность, элемент


SUBSTITUTE ANALYSIS OF THE ECONOMIC ENTITY

Yamilov Ramil Mogatovich
Sarapul Polytechnic Institute (branch) of Federal STATE budgetary educational institution of higher professional education of the Izhevsk state technical University of a name of M.T. Kalashnikov
Candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Economic Sciences and Humanities"

Abstract
Based on the author's interpretation of the substitute economy offered substitute analysis of the economic entity. Considered substitute analysis with the development of the Toolkit with the following approaches: value; consumerism; elemental.

Keywords: a commodity, an equivalent, exchange, in a broad sense, item, requirement, strategy, substitute the analysis, substitute the economy, the goods in the narrow sense, the substitute, user, value


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ямилов Р.М. Субститутный анализ экономического субъекта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64356 (дата обращения: 03.06.2017).

Автором статьи было введено понятие комбинаторного маркетинга, понимаемого как создание новой ценности путем комбинации существующих ценностей и/или элементов обмена [1,2].

В рамках концепции комбинаторного маркетинга выявлена необходимость корректировки имеющихся и введения новых аналитических процедур экономического анализа для принятия экономическим субъектом оптимального управленческого решения.

О. Ю. Мамедов ввел в науку понятие «субститутная экономика» [3]. Однако дальнейшего развития данная идея не получила по причине достаточно расплывчатого понимания данного явления и отсутствия достаточно четких методологических оснований.

Для дальнейших рассуждений уточним понятие «субститутная экономика».

Товары-субституты, по нашему мнению,  существуют в любой модели экономических отношений, хотя, по мнению О. Ю. Мамедова данное явление характерно только для  эпохи «рынок» (прим. автора – термин «эпоха «рынок»»  дан в трактовке О. Ю. Мамедова).

Если исходить из позиции того, что товар имеет свойства (атрибуты), которые удовлетворяют потребности потребителя можно выделить:

- товар-субститут, являющимся заменителем другого товара, т. е. удовлетворяющий определенную потребность;

- товар-аналог – товар, который  может заменить данный товар по некоторым свойствам (атрибутам) и, следовательно, могущий удовлетворить только часть определенной потребности. Т. е. товар-аналог обладает частичной субститутностью.

Исходя из присущих товару свойств (атрибутов) товар-субститут заменяет все атрибуты заменяемого товара, а товар-аналог заменяет часть атрибутов заменяемого товара. Стоит отметить, что потребитель обычно использует только часть атрибутов потребляемого товара, что позволяет придавать уже используемому товару новые потребительские ценности за счет выявления неиспользуемых атрибутов товара.

Субститутная экономика возникает при наличии множества заменителей элементов экономических отношений (обменов), направленных на удовлетворении определенной ценности:

- активных экономических субъектов (далее экономических субъектов), которые предлагают благо, направленное на удовлетворение определенной ценности. Существуют активные экономические субъекты-субституты – множество типичных (тождественных) активных экономических субъектов и активные экономические субъекты-аналоги – множество нетипичных (нетождественных) экономических субъектов;

- пассивных экономических субъектов (далее потребителей), воспринимающих благо, направленное на удовлетворение определенной ценности. Так же по аналогии с активными экономическими субъектами можно выделить пассивные экономические субъекты-субституты и пассивные экономические субъекты-аналоги;

- экономических объектов (далее товаров) – благ, являющихся объектом обмена между активными и пассивными экономическими субъектами, и направленные на удовлетворении потребности. Могут быть субститутами и/или аналогами.

При этом активный экономический субъект является пассивным экономическим субъектом в пред-обмене (предшествующем  обмене), а пассивный экономический субъект является  активным экономическим субъектом в пост-обмене (последующем обмене). Тем самым экономический субъект в экономических отношениях по  положению в экономическом обмене  двойственен.

В свою очередь существуют субституты экономического обмена, т. е. для удовлетворения определенной потребности может существовать множество экономических обменов – субститутов и/или аналогов, при этом экономические обмены могут удовлетворять и иные потребности.

Таким образом субститутная экономика – это экономические отношения относительно совокупности возможных экономических обменов – субститутов и/или аналогов обмена и составляющих экономического обмена.

Следовательно, если допустить модификацию потребности, т. е. наличие потребностей субститутов и/или аналогов, что вытекает из субститутности/аналогичности как экономического обмена, в целом, так и потребителя (пассивного экономического субъекта), в частности, то всегда можно найти товар, удовлетворяющей данную или модифицированную потребность.

Можно выделить:

- товар в широком смысле как благо, независимо от материальной осуществленности (овеществленности), будь то товар, продукция или услуга;

- товар в узком смысле, т. е. вещественно осуществленное (овеществленное) благо. Если специально не оговорено под товаром следует понимать товар в широком смысле.

Существует определенная смысловая недоговоренность в отношении понятий «товар» и «ресурс». Например, товар –  продукт труда, произведённый для продажи [4] или товар в экономике – это предметы, производимые не для личного потребления, а для потребления других хозяйств [5]. Т. е. товар – это благо, участвующее в экономическом обмене. Тогда почему ресурс (экономический), определяемый как фактор производства ресурсы, необходимый для производства товаров и услуг [6], не является товаром, хотя участвует в экономическом обмене?

Представляется, что существующее разделение ресурса и товара достаточно условно, т. к. по сути, ресурс и товар – это состояние блага в определенный момент экономического обмена по отношению к субъектам экономического обмена.

Следовательно:

- ресурс являются товаром для экономического субъекта, т. к. экономический субъект не извлекает и не использует атрибуты товара.

- товар, в т. ч. товар конечного потребления, можно считать ресурсом для потребителя, использующего не сам товар, а атрибуты товара, извлечение которых направлено на удовлетворении потребности или создание ценности.

Тем самым благо двойственно по отношению к субъектам экономического обмена, оно одновременно является и ресурсом и товаром.

Основными задачами активного экономического субъекта является:

- в отношении потребителей:

 - поиск субститутов и/или аналогов товара, удовлетворяющих определенного потребителя и/или субститутов/аналогов потребности для данного потребителя;

 - поиск субститута и/или аналога потребителя;

- поиск ценности для потребителя;

- создание ценности для потребителя.

- в отношении поставщиков ресурсов и факторов:

 - поиск субститутов и/или аналогов поставщиков;

 - поиск субститутов и/или аналогов ресурсов и факторов;

- в отношении товаров:

 - поиск субститутов и/или аналогов потребителя определенного товара;

 - поиск новой ценности существующего товара;

- создание новой ценности, основанное на использовании неиспользуемых свойств товара;

- создание нового товара;

- в отношении экономического обмена:

- поиск субститутов/аналогов экономического обмена;

- создание новых экономических обменов

Экономический анализ, имея методологической основой сопоставление (сравнение) одинаковых показателей, по своей сущности субститутно. При этом можно выделить:

- темпорально-однобъектную субститутность экономического анализа, когда сравниваются разновременные значения показателя по одному объекту анализа;

- объектно-объектную субститутность экономического анализа, когда сравниваются одновременные  значения показателя по различным объектам анализа;

- темпорально разнообъектную субститутность экономического анализа, когда сравниваются разновременные значения показателя разных объектов анализа.

Субститутный анализ фактически применяется при маркетинговых исследованиях, когда речь идет о сравнении поставщиков, конкурентов и т. д.

Субститутный анализ – это изучение существующих и возможных субститутов и/или аналогов элементов экономического обмена.

Следовательно можно выделить :

- субститутный анализ активных экономических субъектов;

- субститутный анализ пассивных экономических субъектов;

- субститутный анализ объектов экономического обмена;

- субститутный анализ экономических обменов.

В рамках статьи рассмотрим субститутный анализ объекта экономических отношений.

Как отмечал К. Менгер «ценность — это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и потому вне их сознания не существует». [7,c. 132].  Стоит добавить, что ценность направлена не столько на поддержание жизни и благосостояния потребителя, а для локализации потребителя в координатах общественных отношений, что например, позволяет удовлетворять базовую потребность в доминировании через потребление престижных (знаковых, статусных) вещей.

В современной экономике  потребительская цена на товар в основном формируется из следующих составляющих:

- «тела» товара, представляющего собой вещественное воплощение в товаре потребительского блага, далее для упрощения применим термин «товар»;

- ценности товара, представляющего собой субъективную оценку потребителя блага от потребления данного товара.

Следовательно, для потребителя возможны следующие сочетания соотношения «товар – ценность»:

- ценность> товар;

- ценность < товар;

- ценность = товар    

Наиболее эффективным способом максимизации прибыли для экономического субъекта в современной экономике является оперирование с ценностью, т. к. максимизация прибыли за счет снижения затрат на «тело» товара достигла своего предела и не может являться основным конкурентным преимуществом  по причине выравнивания потенциалов экономических субъектов [1].

Следовательно, экономический субъект должен пристальное внимание уделять формированию своего положительного образа в глазах потребителя, который является ядром ценности, через брендирование. Тем самым основой ценообразования является воздействие  на психику потребителя с целью формирования паттерна ценности экономического субъекта для потребителя.

В настоящее время конкурируют не товары, а образы, формирующие ценность потребителя.

Следовательно, экономический субъект должен уделять внимание соотношению «товар – ценность».

После выявления соотношения «товар – ценность»  для экономического субъекта возможны следующие стратегии:

- . при соотношении «ценность > товар» основная стратегия экономического субъекта заключается в поддержания данного соотношения максимально возможное время;

- при соотношении «ценность < товар» и при соотношении «ценность = товар» основная стратегия экономического субъекта заключается в увеличении ценности для потребителя теми или иными способами.

В экономической науке существует пирамида Маслоу, иллюстрирующая уровни потребностей, однако ее использование в практической деятельности затруднено по причине субъективности ранжирования потребностей, что не позволяет достаточно четко ранжировать товар относительно потребностей потребителя.

Поэтому предложим следующую пирамиду потребностей, где с позиции этологической экономики [8] на первичном (базовом) уровне потребностей существует четыре базовых биологически обусловленных потребностей, направленных на максимизацию благ для индивидуума:

- сохранение организма, предполагающее обеспечение оптимального состояния индивидуума;

- общение, предполагающее кооперированные коммуникации (взаимодействия) между индивидуумами определенной группы, что повышает шансы выживаемости отдельного индивидуума;

- доминирование, предполагающее, что любой индивидуум стремиться к доминированию;

-  размножение, предполагающее временное продолжение индивидуума в будущем.

Данные первичные (базовые) потребности составляют базис пирамиды потребностей.

Вторичные потребности, являющимся более высоким уровнем потребностей являются модификацией первичных потребностей, т. е.:

Существуют и третичные потребности, являющиеся в свою очередь результатом модификации вторичных потребностей, и четвертичные  и т. д.

Существенным различием уровней потребностей является  удельный вес составляющих цены товара, указанных выше и возможность потребителя отказаться от  удовлетворения потребности соответствующего уровня. На первичном уровне потребитель уже не может полностью отказать от удовлетворения потребности, но может до определенного критичного для существования потребителя снизить потребление.

На основе пирамиды потребностей можно выделить:

- первичное потребление, направленное на удовлетворение первичных потребностей, когда потребляется только «тело» товара» с полным отсечением ценности;

- вторичное потребление, когда потребляется не только «тело» товар», но определенная часть ценности и т. д., когда на следующих уровня потребления  потребляется все больший удельный вес ценности.

Товар может удовлетворять не только одну базовую или иную уровневую потребность, но комплекс таких потребностей, как одноуровневых, так и разноуровневых.

При потребностном подходе анализа товара необходимо товар сопоставить с уровнем потребности согласно  предлагаемой пирамидой потребностей.

Стратегия экономического субъекта будет зависеть от состояния внешней среды, которая определяет платежеспособность потребителя.

В случае кризиса платежеспособность потребителя уменьшается и происходит отсечение вышестоящих уровней потребностей, следовательно, экономический субъект должен сосредоточиться на первичном уровне потребностей.

В случае подъема экономики, которая расширяет платежеспособность потребителя,  экономический субъект должен оперировать на более высоких уровнях потребностей, что позволяет обеспечить наиболее высокую норму прибыли.

Любой товар состоит из определенных элементов и представляет собой сочетание некоторых свойств его элементов полезных для потребителя.

Экономическое благо до того как приобрело состояние «товар» находится в качестве продукции (продукта труда, продукта), которая становиться товаром только при вступлении в экономический обмен между активным экономическим субъектом и потребителем, т. е. после придания некоторой ценности продукту, позволяющей, в частности, получать экономическому субъекту большую часть прибыли,

Следовательно, основная задача экономического субъекта  -  сокращение себестоимости продукции.

Основной способ сокращения себестоимости продукции поиск более дешевых элементов продукции – субститутов и/или аналогов, обеспечивающих требуемое качество.

При этом элемент продукции, представляет собой комплекс свойств (атрибутов), часть которых используется при продуцировании продукта, т. е. не все свойства элементов продукции используются при продуцировании, что позволяет использовать аналоги.

Другим способом, который применяется практически, но теоретически малоизучен – это маневрирование количеством элементов продукции, когда более дешевый элемент количественно замещает более дорогой до достижения критического предела качества продукции, чаще всего при общем сохранение ее постоянных количественно-качественных характеристик.


Библиографический список
  1. Ямилов Р.М. Комбинаторный маркетинг // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58921 (дата обращения: 06.02.2016).
  2. Ямилов Р.М. Комбинаторный маркетинг как основа эффективных стратегий экономического субъекта Практический маркетинг. 2016. № 1 (227). С. 3-10.
  3. Мамедов О. Ю. Субститутная экономика (опыт контурного анализа) // TERRAECONOMICUS. № 1. том 3.2005. С. 34-42
  4. Товар это: URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/140031/Товар (дата обращения: 13.02.2016).
  5. Товар в экономике это: URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/101544/Товар  (дата обращения: 13.02.2016).
  6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ это: URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/16642 (дата обращения: 13.02.2016).
  7. Менгер К. Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего». 2005. 496 с.
  8. Ямилов Р.М. Этологическая экономика или этологические основания экономических отношений // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6981 (дата обращения: 13.02.2016).


Все статьи автора «Ямилов Рамиль Могатович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: