УДК 342.9

ИНСТИТУТ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Супонина Елена Александровна1, Долгих Игорь Петрович2
1Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», кандидат юридических наук, доцент
2, независимый ученый

Аннотация
Статья посвящена урегулированным законодательством и неурегулированным (фактическим) общественным отношениям, которые складываются в процессе применения норм КоАП РФ, предусматривающих основания и порядок освобождения от административной ответственности, а также закономерностям становления и развития института освобождения от административной ответственности в Российской Федерации. Авторы рассматривают данную проблему сквозь призму проекта Федерального закона №957581-6, внесенного в Государственную Думу ФС РФ 18 декабря 2015 года.

Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, малозначительность деяния, освобождение от ответственности


THE INSTITUTE OF EXEMPTION FROM ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY: LEGISLATIVE AND THEORETICAL PROBLEMS

Suponina Elena Aleksandrovna1, Dolgikh Igor Petrovich2
1Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», candidate of legal Sciences, associate Professor
2, independent scholar

Abstract
The article is devoted to law relations which develop in the process of applying the norms of the administrative code, providing for grounds and procedure of exemption from administrative liability, as well as the regularities of formation and development of Institute of exemption from administrative liability in the Russian Federation. The authors examine this issue through the prism of the draft Federal law №957581-6 introduced in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on 18 December 2015.

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Супонина Е.А., Долгих И.П. Институт освобождения от административной ответственности: теоретические и законодательные проблемы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/63256 (дата обращения: 19.11.2016).

Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, суть которой состоит в назначении компетентными органами административного наказания виновным в совершении административных правонарушений лицам. Одновременно с этим отечественные и иностранные ученые уже много лет ищут альтернативные наказаниям меры, которые могут быть более действенными при совершении незначительных административных деликтов, когда цель наказания (предупреждение совершения новых правонарушений) может быть достигнута и без его назначения [1, с. 149]. В КоАП РФ имеются нормы, на основании которых лицо, виновное в совершении административного правонарушения может быть при определенных обстоятельствах освобождено от административной ответственности. Однако в целом структурированный институт освобождения от административной ответственности в российском административно-деликтном законодательстве только зарождается. К сожалению, в среде ученых, работающих в данном направлении, нет единого понимания путей формирования и развития анализируемого института [2, с. 140].

Вопросам освобождения от административной ответственности в юридической литературе уделено значительное внимание. Они освещались в разное время в работах многих известных ученых [3, с. 29]. Вместе с тем, большая часть научных работ посвящена анализу проблем малозначительности административного правонарушения. Как следствие, прочие виды освобождения от административной ответственности до сегодняшнего дня так и остались недостаточно разработанными.

В отличие от Уголовного кодекса Российской Федерации, в котором имеется специальная глава, содержащая перечень оснований для освобождения от уголовной ответственности, каждому из которых посвящена отдельная статья, КоАП РФ подобной главы до сих пор не имеет. Те же нормы административно-деликтного закона, которые позволяют освободить лицо от ответственности, на сегодняшний день не имеют четкой структуры и «разбросаны» по различным главам Кодекса.

Необходимо отметить, что рассматриваемый нами институт широко востребован, так как число освобождаемых от ответственности по различным основаниям лиц весьма значительно. Однако его возможности используются слабо, о чем свидетельствует анализ судебной практики, а также правоприменительной практики органов внутренних дел.

Должностные лица, непосредственно осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, срочно нуждаются в конкретных рекомендациях по применению норм, определяющих основания и порядок освобождения от административной ответственности. Существующие же наработки по некоторым проблемам анализируемого института не в состоянии пролить свет на все возникающие в правоприменительной деятельности вопросы.

Теоретическая и практическая значимость вопросов освобождения от административной ответственности коррелирует с необходимостью их углубленного изучения на основе сложившейся за время существования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях практики применения соответствующих норм, в целях дальнейшей оптимизации отечественного административно-деликтного законодательства.

Проводимые в Российской Федерации системные преобразования, в том числе и в области законотворчества, неизбежно вызывают интерес к аналогичному опыту зарубежных государств. Анализ подобного опыта, проведенный сквозь призму отечественных условий, позволяет использовать в российском законодательстве отраслевые правовые институты, имеющие позитивное, прогрессивное значение, и, наоборот, исключить те, которые оказались безжизненными, контрпродуктивными, имеющими коррупционную составляющую. В первую очередь, безусловно, речь идет об административно-деликтном законодательстве государств, ранее входивших в состав СССР.

Конечно, законодательства об административных правонарушениях этих стран существенным образом отличаются друг от друга как в концептуальном, так и в прикладном планах, в том числе имеются принципиальные различия в законодательном закреплении оснований освобождения от административной ответственности и условий применения соответствующих норм. Вместе с тем, в условиях всеобщей глобализации все большее значение приобретает элемент унификации национальных законодательств. Последнее обстоятельство требует глубокого теоретического изучения и осмысления преимуществ и слабых сторон различных подходов к институту освобождения от административной ответственности, в том числе – их сопоставления.

Освобождение от административной ответственности представляет собой сложный комплексный правовой институт, в основу которого должен быть положен принцип гуманизации ответственности. Институт освобождения от административной ответственности способен стать инструментом для претворения в жизнь принципа индивидуализации в правовом механизме, характеризовать специальный подход государства к различным жизненным обстоятельствам, которые могут возникнуть в момент совершения административного деликта. Кроме того, рассматриваемый нами институт реализует принцип целесообразности, состоящий в соответствии применяемой к виновному лицу меры воздействия целям административной ответственности в демократическом обществе.

Следует согласиться с утверждением М.Ю. Троицкой о том, что институт освобождения от юридической ответственности выступает в качестве особой формы правового поощрения в виде отказа от официального государственного принуждения и наказания. Выступая в качестве правового стимула, оно не только побуждает к позитивным действиям, но и косвенно заставляет воздержаться от противоправного, антиобщественного поведения и самого правонарушителя, и прочих лиц [4, с. 13]. Сказанное в полной мере можно отнести и к формирующемуся в Российской Федерации институту освобождения от административной ответственности, который должен быть основан на балансе интересов государства, общества и личности. При этом, исходя из конституционных представлений, права личности являются приоритетными.

Справедливости ради необходимо сказать, что работа в указанном направлении в последнее время заметно активизировалась не только со стороны ученых, но и законодателя. 18 декабря 2015 года в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона №957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Законопроект) [5]. Помимо прочих инноваций, Законопроект включает в себя главу 6 «Освобождение от административной ответственности и от административного наказания, замена административного наказания, отсрочка, рассрочка и приостановление исполнения административного наказания», которая открывается статьей 6.1, содержащий состоящий из десяти пунктов перечень обстоятельств, при которых лицо, совершившее административное правонарушение может быть освобождено от ответственности.

К таким обстоятельствам проект нового КоАП РФ относит:

1) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случаев установления уголовной ответственности за содеянное;

2) признание утратившими силу закона, иного нормативного правового акта или их положений, устанавливающих обязанность, запрет или ограничение либо условия исполнения обязанности, соблюдения запрета или ограничения таким образом, что противоправность содеянного исключается;

3) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

4) деятельное раскаяния лица, совершившего административное правонарушение;

5) исполнение лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 30.29 или 30.30 КоАП РФ, соглашения, заключенного с Банком России;

6) примирение лица, совершившего административное правонарушение, с потерпевшим;

7) малозначительность административного правонарушения;

8) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

9) установление факта злоупотребления потерпевшим своими правами;

10) наличие обстоятельств, предусмотренных Разделом II КоАП РФ.

Анализ указанных положений Законопроекта позволяет сделать несколько принципиальных выводов. Конечно, сам факт появления в КоАП РФ, отдельной главы, посвященной вопросам освобождения от административной ответственности, – уже большой шаг в развитии отечественного административно-деликтного законодательства. Однако, как нам кажется, некоторые положения столь серьезного документа были не до конца проработаны. Во-первых, не совсем ясно, с какой целью законодатель сводит в одну главу совершенно разные отраслевые институты – освобождения от ответственности и освобождения от наказания. Тем более странным кажется наличие здесь же норм, регулирующих вопросы, связанные с рассрочкой, отсрочкой и приостановлением исполнения административного наказания.

Во-вторых, несмотря на существенное расширение перечня обстоятельств, в случае наличия которых виновное лицо может быть освобождено от административной ответственности, так и остались за рамками закона некоторые иные возможные варианты, активно обсуждаемые в последнее время в административистском сообществе. К их числу можно отнести, например, освобождение от ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение под влиянием принуждения или угрозы либо в силу служебной, материальной или иной зависимости.

В-третьих, нельзя признать правомерным включение в число оснований для освобождения от ответственности наличие неких обстоятельств, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ. Поскольку перечень таких обстоятельств законодателем не конкретизируется, применение декларируемой нормы на практике может привести к нарушение основополагающих принципов законности и справедливости при производстве по делам об административных правонарушениях и создать питательную почву для коррупционных проявлений.

Кроме того, сомнительным видится перенос в категорию оснований для освобождения от административной ответственности нынешних обстоятельств, исключающих производство по делу, – истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, а также отмену закона, установившего административную ответственность. Тогда уж, если быть последовательным, к основаниям освобождения следует причислить и смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Но это же нонсенс!

По нашему глубокому убеждению, говорить об основаниях освобождения от административной ответственности можно лишь при наличии следующих условий:

1. В действиях субъекта усматриваются все признаки состава конкретного административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ либо законами (кодексами) субъектов Российской Федерации.

2. Отсутствуют обстоятельства, препятствующие дальнейшему производству по делу.

3. Имеются объективные и субъективные основания, закрепленные в законе, позволяющие освободить субъекта от административной ответственности.

Вопрос об основаниях освобождения от административной ответственности в отечественной науке является спорным. Авторы солидарны с точкой зрения тех административистов, которые в качестве таких оснований, в первую очередь, указывают:

- невысокую степень общественной вредности совершенного административного деликта;

- положительную характеристику личности субъекта, который не нуждается в применении к нему мер административного наказания.

Кроме того, необходимо отграничивать институт освобождения от административной ответственности от случаев ее неприменения по причине совершения правонарушения невменяемым или лицом, не достигшим установленного законом возраста, либо наличия тех или иных обстоятельств, исключающих административную ответственность (например, крайней необходимости). Поскольку в указанных случаях отсутствует состав административного правонарушения, то нет и оснований для наступления административной ответственности. А если нет оснований для ответственности, то невозможно и освобождение от нее [6, с. 10].

Очевидно, что Законопроект №957581-6 нуждается в серьезной доработке, в том числе в части, касающейся нормативного закрепления обстоятельств, при наличии которых физическое лицо может быть освобождено от административной ответственности. Уверены, что его дальнейшая оптимизация и приведение в соответствие с требованиями сегодняшнего дня возможны лишь при участии наиболее авторитетных отечественных административистов.


Библиографический список
  1. Долгих И.П. О проблемах и перспективах института освобождения от административной ответственности в России // Правовая наука и реформа юридического образования. 2014. №4(27). С. 149-156.
  2. Долгих И.П., Ивакин С.В. К вопросу об оптимизации института освобождения от административной ответственности в России // Актуальные проблемы современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 ноября 2014 г., г.Уфа) в 2 ч. Ч. 2. – Уфа: Аэтерна, 2014. – 308 с.
  3. Долгих И.П., Быстрянцев А.Ф. Институт освобождения от административной ответственности в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Новые задачи правовой науки и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 ноября 2014 г, г. Уфа). – Уфа: Аэтерна, 2014. – 110 с.
  4. Троицкая М.Ю. Институт освобождения от юридической ответственности и механизм его реализации в российском законодательстве: автореф. дисс. … канд. юр. наук: 12.00.01. – М., 2012. – 24 с.
  5. Законопроект №957581-6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Официальный сайт ГД ФС РФ / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://asozd2.duma.gov.ru (дата обращения: 06.02.2016).
  6. Долгих И.П. Быть или не быть институту освобождения от административной ответственности в Российской Федерации? // Юридические исследования. 2015.  №1. – С.1-15. DOI: 10.7256/2409-7136.2015.1.13775. URL: http://e-notabene.ru/lr/article_13775.html.


Все статьи автора «Супонина Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация