УДК 001

СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-МЕДИКА

Карташова Елена Александровна1, Шаповал Галина Николаевна2
1Ростовский государственный медицинский университет, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры внутренних болезней №2
2Ростовский государственный медицинский университет, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии

Аннотация
Статья посвящена выявлению социализирующего потенциала внеаудиторной деятельности в контексте медицинского образования. Экскурсионная работа и волонтерская деятельность рассматриваются как уникальная среда накопления духовно-нравственных норм и выработки стратегии культуросообразного поведения студентов-медиков.

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, духовно-нравственное воспитание, интернациональное студенчество, компетентностный подход, профессиональное волонтерство, социализация, социокультурные образцы, учебная экскурсия


SOCIOLIZING POTENTIAL OF EXTRACURRICULAR ACTIVITY OF A STUDENT-MEDIC

Kartashova Elena Aleksandrovna1, Shapoval Galina Nikolayevna2
1Rostov State Medical University, Candidate of Medical Science, assistant of Internal diseases Chair № 2
2Rostov State Medical University, Candidate of Philosophical Science, associate professor of history and philosophy department

Abstract
The article is devoted to identifying socializing potential of extracurricular activity in the context of medical education. Educative touring and volunteering are regarded as the unique environment to store spiritual-moral norms and to work out a strategy of culture-oriented behavior of medical students.

Keywords: competence approach., educational tours., extracurricular activity, international student body, professional volunteering, socialization, socio-cultural patterns, spiritual-moral education


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Социализирующий потенциал внеаудиторной деятельности студента-медика // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62906 (дата обращения: 19.11.2016).

В современном инновационном обществе самоценность идеи непрерывного образования студентов-медиков обоснована и требует от них постоянного совершенствования собственных знаний. Развитие информационного общества вносит существенные изменения в организацию образовательного процесса медицинского вуза: переход на дистанционные формы обучения, сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием времени для самостоятельной работы студентов, вовлечение студенчества в волонтерскую деятельность и т.д. Во время внеаудиторной деятельности большое внимание уделяется созданию социально-психологических условий для всестороннего развития личности студента-медика, накопления в его опыте духовно-нравственных норм и выработки нравственных императивов будущей профессиональной деятельности.

Общекультурные и профессиональные компетенции [1] у студентов медицинского вуза формируются не только благодаря аудиторной, но и внеаудиторной деятельности, в которую входят: учебные экскурсии, практика, волонтерская деятельность. На наш взгляд, экскурсионную работу [2] и волонтерскую деятельность [3] можно рассматривать как уникальную среду накопления опыта коммуникативного взаимодействия и выработки стратегии культуросообразного поведения студентов-медиков [4].

И.А. Ильин в работе «Путь к очевидности» пишет о высоком призвании врача. Там же он опубликовал письмо своего доктора, у которого всей семьей лечился до революции 1917 г. Рассуждая о прочной и сознательной русской медицинской традиции, он пишет: «Согласно этой традиции, деятельность врача есть дело служения, а не дохода; а в обхождении с больным это есть не обобщающее, а индивидуализирующее рассмотрение; и в диагнозе – мы призваны не к отвлеченной «конструкции» болезни, а к созерцанию ее своеобразия <…> Но этим не сказано самое важное, главное, – то, что молчаливо предполагалось как несомненное. Именно – любовь. Служение врача есть служение любви и со-страдания; он призван любовно обходиться с больными. Если этого нет, то нет главного двигателя, нет «души» и «сердца». <…> Лечение, целение есть совместное дело врача и самого пациента. В каждом индивидуальном случае должно быть создано некое врачебно-целебное «мы»: он и я, я и он; мы вместе и сообща должны вести его лечение. А создать это можно только при взаимной симпатии» [5, с. 828].

Со времен Гиппократа было принято считать, что нравственная культура врача – это как добродетель, так и качество, определяющее его профессионализм. Термин «профессиональная культура» подчеркивает, что культура здесь рассматривается в отношении специфического качества деятельности специалиста и раскрывает предметное содержание культуры, определяемое спецификой профессии, профессиональной деятельности и профессионального сообщества [6, с.41].

Н.А. Бердяев подчеркивал, что «профессиональная культура – это совокупность норм, правил и моделей поведения людей – относительно замкнутая область, связанная со спецификой деятельности людей в современных условиях разделения труда. В ней, как в любой другой отрасли культуры действуют два начала – консервативное, обращенное к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности» [7, с. 220].

Можно согласиться и с такой трактовкой: «Профессиональная культура подразумевает совокупность профессиональных компетенций, направленных на имманентное претворение предметного знания, поступающего извне в духовно-деятельностное состояние работающего человека» [8].

Безусловно, в деле формирования профессиональной культуры студента-медика важную роль играют: механизм действия зеркальных нейронов применительно к социокультурным образцам [9] и личный пример педагога как главного ретранслятора норм и правил в медицинской деятельности [10].

В этом контексте интересным представляется научное наследие А.А. Ухтомского и его концепция доминанты в гуманитарном аспекте – учение о направленности сознания людей на поступки определенного рода. «Воплощение его в жизнь в системе образования возможно через комплекс мер воздействия на организм человека и общества путем «воспитания доминант» (упражнения в правильном поступке) или сознательного создания новых доминант (социокультурные образцы)» [11].

Не случайно, социальное воспитание определяется как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи [12], поскольку от успешной социализации подрастающего поколения россиян зависит укрепление национальной безопасности России и обеспечение устойчивого развития страны на долгие годы.

Это представляется важным, так как безопасность биосоциальной природы человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности, разработанных и объединенных в биоэтике как интегральной дисциплине, социальном институте и новой идеологии, утверждающей ценности жизни на Земле [13, с. 81].

В процессе социализации студента-медика важно преодолеть невежество в сфере его профессиональных интересов, сформировать основы правосознания и гражданско-правовой активности будущего специалиста. Вопросы формирования новой субъектности поднимались в ряде опубликованных работ [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24].

Рассмотрению актуальных вопросов модернизации системы здравоохранения РФ и этико-правового регулирования медицинской деятельности посвящены публикации ростовских исследователей Н.А. Агеевой и Н.А. Вялых [25; 26; 27; 28; 29; 30].


Библиографический список
  1. Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Оптимизация обучения иностранных студентов медицинских вузов в условиях культурной адаптации в рамках ФГОС третьего поколения // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 4. – С. 216–226.
  2. Шаповал  Г.Н.  Учебная  экскурсия  как  способ  активизации  познавательной  деятельности  в  ходе  обучения  иностранных  студентов  // В сборнике:  ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  Всероссийская  научно-практическая  конференция  с  международным  участием.  –  2014.  –  С.  106–109.
  3. Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
  4. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 5–10.
  5. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И.А. Ильин. – М.: Эксмо, 2008. – 912 с.
  6. Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России. – №2. – 2000. – С. 41.
  7. Бердяев Н.А. Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии. Письмо 13-е. О культуре // Русское зарубежье : Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.
  8. Агеева Н.А. Этический аспект проблемы взаимоотношения врача и пациента // Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 5. – С. 131–139.
  9. Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-3 (45). – С. 5–11.
  10. Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного  ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 32. – С. 49–54.
  11. Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117–122.
  12. Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
  13. Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
  14. Карташова Е.А. Пути преодоления невежества в рамках педпроцесса медицинского вуза // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ, сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». – 2015. – С. 48–50.
  15. Карташова Е.А. Междисциплинарный подход к изучению человека в педпроцессе медицинского вуза // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12.
  16. Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов //  Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2010. – № 2. – С. 106-117.
  17. Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
  18. Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 52. – С. 33–38.
  19. Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Особенности адаптационных процессов при организации учебно-воспитательной работы с иностранными студентами // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2011. – № 3. – С. 93–97.
  20. Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
  21. Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
  22. Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86–90.
  23. Шаповал  Г.Н.  Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов// Современные научные исследования.  –  2012.  –  №  4 (1).  –  С. 21.
  24. Шаповал Г.Н. Образы зла в художественной культуре: дис. канд. филос. наук: Ростов-на-Дону, 2002. – 166 с.
  25. Агеева Н.А. Проблема невежества в биоэтическом аспекте медицинской деятельности // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – № 1. – С. 27–30.
  26. Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 6 (7). – С. 2.
  27. Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история.   – 2013. – № 30. – С. 79–83.
  28. Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
  29. Вялых Н.А. Стратегии потребления медицинской помощи: социологический анализ: монография. – Ростов-на-Дону, 2015. – 288 с.
  30. Вялых Н.А. Социологическое исследование неравенства в доступе к медицинским услугам в г. Ростове-на-Дону // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2012. – № 3 (23). – С. 173–180.


Все статьи автора «Карташова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация