УДК 004

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДОВ НЕЧЕТКОЙ ЛОГИКИ В ЗАДАЧАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Курзаева Любовь Викторовна1, Новикова Татьяна Борисовна1, Вахрушев Владислав Игоревич1, Игнатова Татьяна Андреевна1, Иванченко Александр Евгеньевич1, Седнева Дарья Александровна1, Климов Павел Андреевич1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Аннотация
В статье представлены описание и пример применения экспертного методанормирования для задания функции принадлежности.

Ключевые слова: нечеткая логика, управление социально-экономическими системами


TO A QUESTION ON THE APPLICATION OF FUZZY LOGIC IN THE PROBLEMS OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

Kurzayeva Lyubov Viktorovna1, Novikova Tatyana Borisovna1, Vakhrushev Vladislav Igorevich1, Ignatova Tatyana Andreyevna1, Ivanchenko Aleksandr Yevgenyevich1, Sedneva Darya Aleksandrovna1, Klimov Pavel Andreevich1
1Nosov Magnitogorsk State Technical University

Abstract
The article presents a description and example of the expert valuation method using for setting membership functions.

Keywords: fuzzy logic, socio-economic systems


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Вахрушев В.И., Игнатова Т.А., Иванченко А.Е., Седнева Д.А., Климов П.А. К вопросу о применении методов нечеткой логики в задачах управления социально-экономическими системами // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/61779 (дата обращения: 20.11.2016).

На сегодняшний день разработаны и активно используются различные методы определения значений функции принадлежности нечетких множеств и переменных.  При этом, одними из наиболее популярных являются экспертные методы, к которым и относится рассмотренный далее метод нормирования [1. 9, 10, 11].

Метод нормирования заключается в следующем. Эксперту предлагается оценить степень принадлежности к множеству [2, 3, 4].

А каждого элемента из Ux1 – хn, соотнеся свое мнение со значениями по некоторой, заранее выбранной шкале (например, от 0 до 100%, или относительных величинах от 0 до 1, или любой другой).

Результаты опроса нескольких экспертов сводятся в матрицу опроса (табл. 1).

Таблица 1. Матрица опроса нескольких экспертов

Затем производятся следующая последовательность действий:

-     рассчитывается сумма весов, даваемых i-м экспертом всем элементам:

-     рассчитывается относительный вес j-го элемента на основании оценки i-го эксперта:

-     рассчитывается результирующий вес j-го элемента:

Как видно расчёты довольно просты, что также продемонстрируем на следующем примере.В табл. 2 приведены результаты опроса четырех экспертов о степени принадлежности трех элементов – автомобилей «ChevroletNiva», «JeepGrandCherokee», «CheryTiggo F» множеству «Внедорожники», оцененные по 100 бальной шкале [5, 6, 7, 8].

Таблица 2. Матрица опроса

-     рассчитывается сумма весов, даваемых i-м экспертом всем элементам:

Таблица 3. Матрица опроса с элементами расчетов

-     рассчитывается относительный вес j-го элемента на основании оценки i-го эксперта и результирующий вес j-го элемента:

Таблица 5. Матрица опроса с элементами расчетов и результатами

Итак, согласно собранным данным и методу расчета множество«Внедорожники» ={0,43/ «JeepGrandCherokee»; 0,29/ «ChevroletNiva»; 0,28/ «CheryTiggo F»}


Библиографический список
  1. Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Петеляк В.Е., Назарова О.Б., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, В.Е. Петеляк, О.Б. Назарова, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 247-251.
  2. Глущенко Т.Б. Модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения  / Т.Б. Глущенко. – Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 3. С. 54-61.
  3. Глущенко Т.Б. Повышение профессиональной квалификации преподавателей как педагогическое условие подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Научные труды SWorld. Т. 14. № 1. С. 77a-79.
  4. Глущенко Т.Б. Структура и содержание готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Информатика и образование. № 2. С. 111-113.
  5. Давлеткиреева Л.З. Инжиниринг бизнес-процессов и разработка системной архитектуры для оптимальной организации Интернет-конференции / Л.З. Давлеткиреева, И.К. Скокова // Проблемы и достижения в науке и технике: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Омск, 2015. 168 с. – С. 134-140.
  6. Давлеткиреева Л.З. Профессиональная подготовка будущих ИТ-специалистов в рамках информационно-предметной среды: учеб.-метод. пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2006. -86 с.
  7. Курзаева Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ: учеб.пособие//Л.В. Курзаева. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. -211 с.
  8. Курзаева Л.В. Международный опыт управления качеством образования на основе рамочных структур/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова//«Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории»: материалы VI международной заочной научно-практической конференции. Часть II (17 октября 2012 г.). -М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012. -С. 51-56.
  9. Курзаева Л.В. Психолого-педагогический инструментарий оценки и диагностики результатов обучения личности по направлениям подготовки в сфере ИТ: метод. Рекомендации/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова, Г.В. Слепухина. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. -40 с.
  10. Курзаева Л.В. Структурно-функциональная модель развития конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе: организационно-управленческий аспект/Л.В. Курзаева//Современные проблемы науки и образования. -2012. -№ 6; URL: http://www.science-education.ru/106-7424 (дата обращения 12.06.2015).
  11. Масленникова О. Е. Основы искусственного интеллекта: учеб. пособие/О. Е. Масленникова, И. В. Гаврилова. -2-е изд., стер. -М.: ФЛИНТА, 2013. -282 c.


Все статьи автора «Вахрушев Владислав Игоревич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация