ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-СХЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Гриняева Юлия Владимировна1, Дейниченко Любовь Борисовна2
1Московский государственный областной университет им.Н.К. Крупской, магистр 3-го года обучения факультета психологии, специальность «Педагогическая психология»
2Московский государственный областной университет им.Н.К. Крупской, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии

Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей наглядного моделирования как механизма формирования наглядно-схематического мышления дошкольника.
Анализируются экспериментальные исследования данной формы мышления. Показывается, что уровень сформированности действий наглядного моделирования может быть показателем степени перехода ребенка от наглядно-образного способа решения задач наглядно-схематическому мышлению, обеспечивающему ребенку полноценное формирование логических способов мыслительной деятельности.

Ключевые слова: действия замещения, наглядно-схематическое мышление, наглядное моделирование, построения и использования моделей


WAYS OF FORMATION OF VISUAL-CONCEPTUAL THINKING OF CHILDREN AS PART OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRESCHOOL INSTITUTIONS

Grinâeva Yulia Vladimirovna1, Dejničenko Love Borisovna2
1Moscow State regional University Nicholas Krupskaya, Master 3rd year students of the Faculty of Psychology, specialty "Educational Psychology"
2Moscow State regional University Nicholas Krupskaya, Ph.D., Associate Professor, Department of General and Educational Psychology

Abstract
The article is devoted to analysis of characteristics visual simulation as a mechanism for the formation of a clearly-conceptual thinking preschooler.
Pilot studies are analyzed in the form of thinking. It is shown that the level of articulation action visual modeling can be an indicator of the degree of the child's transition from a visually imaginative ways to meet the challenges of Visual-conceptual thinking, providing the child complete the formation of the logical ways to reflective activities.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гриняева Ю.В., Дейниченко Л.Б. Пути формирования наглядно-схематического мышления детей в рамках образовательного процесса дошкольных учреждений // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/63093 (дата обращения: 14.03.2024).

В последние годы вопросы развития познавательных способностей, и  в частности способности к логическому мышлению, привлекают все большее внимание как российских, так и зарубежных исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы образования.

Известно, что в дошкольном возрасте основным видом мышления является наглядно-образная форма мышления. Однако перед ребенком накануне его обучения в школе встает задача овладения логической формой мышления, необходимой для успешного протекания учебной деятельности, основной целью которой является овладение учеником теоретическим отношением к действительности, формирование системы научных понятий и овладения общими способами решения различных классов задач. Все это ставит перед психологами и педагогами задачу выделить механизмы и условия перехода ребенка от преобладания образного мышления к логическому в его познавательной деятельности.

Исследованиями А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Л.А. Венгера было показано, что на пути перехода от образного к логическому мышлению, ребенок должен овладеть специфической формой образного мышления, являющейся необходимым переходным звеном между этими двумя формами мыслительной деятельности. Это мышление получило название наглядно-схематического мышления. Отличие этого мышления от образного заключается в том, что ребенок начинает оперировать образами не самих предметов, а логических связей и отношений между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей. Например соотношение животных по критерию «вес», можно представить в виде серии палочек разной длины, в соответствии с тем, каков вес сравниваемых животных. Для функционирования наглядно-схематического мышления ребенок-дошкольник должен овладеть действиями наглядного моделирования, усвоение которых, как убедительно показано в работах Л.А. Венгера и его сотрудников, ведет к развитию общих познавательных способностей дошкольника.

Экспериментальное исследование по формированию общих сенсорных и интеллектуальных способностей в дошкольном детстве было выполнено коллективом лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР под руководством Л.А. Венгера (1986)

При изучении и анализе характерных для дошкольников видов деятельности, исследователи пришли к выводу, что формой опосредования, которой владеют дошкольники  и которая может рассматриваться в качестве основы общих умственных способностей – это наглядное моделирование.

Разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, а при помощи предметов, используемых в качестве игровых заместителей, создают модели, отображающие взаимосвязи реальных предметов. Рисунок ребенка – также наглядная модель изображаемого объекта или ситуации. Ярким представителем наглядного моделирования является конструктивная деятельность. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в процессе сюжетно-ролевых игр.

Наглядное моделирование является одним из средств построения ориентировочной основы действия  в работах по поэтапному формированию умственных действий (П.Я. Гальперин, 1969).

Экспериментальное изучение возможностей наглядного моделирования позволило выделить виды модельных представлений, которыми овладевают дошкольники, охарактеризовать операции, входящие в состав наглядного моделирования, и определить возможности и пути целенаправленного руководства его формированием (Л.А. Венгер, 1986). Напомним, что именно нагядное моделировнаие является необходимым механизмом реализации наглядно-схематического мышления дошкольника. Поэтому экспериментальные работы по формированию наглядного моделирования в различных областях жизнедеятельности дошкольника можно рассматривать как возможные пути формирования наглядно-схематического мышления детей в рамках образовательного процесса дошкольных учреждений.
Работы О. М. Дьяченко и Р. И. Говоровой направлены на выявление возможностей наглядного моделирования, складывающихся у дошкольников в обычных условиях воспитания. В исследовании Л. И. Цеханской изучался психологический смысл детских схематических изображений, выявлялись условия, способствующие развитию наглядного моделирования в изобразительной деятельности дошкольников. Исследования А. –М. Сиверио посвящено изучению операций, входящих в состав наглядного моделировании, и путей их усвоения в дошкольном возрасте. Установлено, что наглядное моделирование включает замещение элементов моделируемого содержания, построения модели путем установления между заместителями отношений, отображающих отношения замещаемых элементов, и, наконец, использование модели в качестве средства, обеспечивающего решение исходной задачи (Л.А. Венгер, 1986).

Л. И. Цеханская и С. Леон Лоренсо изучали возможности и условия целенаправленного формирования наглядного моделирования в конструктивной деятельности дошкольников. В их работах были получены данные о том, что в процессе овладения конструктивной деятельностью создаются условия для усвоения наглядных моделей двух типов: конкретных, отображающих структуру единичного объекта, и обобщенных, схематически отображающих структуру определенного класса предметов.

В исследовании Л. М. Хализевой, посвященном целенаправленному формированию действий наглядного моделирования в процессе ознакомления детей с пространственными отношениями, выявлена возможность усвоения дошкольниками действий с моделями, включающими условно-символические компоненты (систему пространственных координат), и показано, что интериоризация таких действий существенно улучшает решение детьми интеллектуальных задач логического характера.
На основании результатов данных  исследований были сформулированы следующие положения. 1. Наглядное моделирование — специфическая форма опосредствования мыслительной деятельности в дошкольном детстве, позволяющая осуществлять детям наглядно-схематическую форму мышления.
2. В обычных условиях дошкольного воспитания источник формирования наглядного моделирования — моделирующий характер детской деятельности.
3. Формирование наглядного моделирования включает в себя овладение действиями замещения, построения модели путем придания заместителям отношений, отображающих отношения замещаемых объектов, и использования модели для решения основной задачи.
4. Овладение указанными действиями и их превращение в операции целостного акта моделирования происходит в процессе интериоризации — перехода от построения и использования внешних материальных моделей к построению и использованию функционально эквивалентных им модельных представлений. 5. Целенаправленное руководство формированием у детей действий наглядного моделирования приводит к существенным сдвигам в овладении этими действиями и образовании модельных представлений. 6. Основной  руководства по формированию наглядного моделирования является обучение детей действиям замещения, построения и использования материальных моделей с созданием условий для последующей интериоризации усвоенных действий.

Теоретический анализ проблемы становления наглядно-схематического мышления через формирование у дошкольника способности к наглядному моделированию позволил нам наметить план  и перспективы собственного эмпирического исследования данной проблемы. Мы опирались на исследование Л.Б. Дейниченко (2013), посвященное развитию регулирующей функции речи старших дошкольников. Один из этапов формирования полноценной регулирующей речи предполагает построение и использование наглядных моделей, помогающих дошкольнику осознанно использовать регулирующую речь в процессе объяснения партнеру определенного задания. В качестве наглядной модели, помогающей ребенку организовать свою деятельность, выступала учебная карта, схематично отражающая содержание выполняемого задания. Причем составляли такие модели сами дошкольники под управлением взрослого.

В качестве предмета исследования мы выделили процесс создания дошкольниками данного типа наглядных моделей, специфику замещения реальных объектов объектами –заместителями, особенности построения модели путем придания заместителям отношений, отображающих отношения замещаемых объектов, и использование модели для решения основной задачи. Уровень сформированности действий наглядного моделирования может быть показателем степени перехода ребенка от наглядно-образного способа решения задач к наглядно-схематическому мышлению, обеспечивающему ребенку полноценное формирование логических способов мыслительной деятельности.


Библиографический список
  1. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Педагогика, М.,1986. – 223с.
  2. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. –Вопр. психологии, 1969, №1, с.15-26.
  3. Дейниченко Л.Б. Особенности развития форм и функций речи старших дошкольников в различных видах их деятельности. –М.: Изд-во МГОУ, 2013. -241с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гриняева Юлия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация