УДК 001

СРЕДСТВА И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Карташова Елена Александровна1, Шаповал Галина Николаевна2
1Ростовский государственный медицинский университет, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры внутренних болезней №2
2Ростовский государственный медицинский университет, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии

Аннотация
В статье автор рассматривает средства и формы социальной активности студентов вуза в контексте утвержденной госпрограммы по патриотическому воспитанию граждан на 2016-2020 и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Особое внимание уделяется развитию волонтерских инициатив и учебно-воспитательным выездным мероприятиям.

Ключевые слова: биоэтика, волонтерство, гуманизация., гуманитаризация, патриотизм, социализация, экскурсия


MEANS AND FORMS OF SOCIAL ACTIVITY OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT STUDENTS

Kartashova Elena Aleksandrovna1, Shapoval Galina Nikolayevna2
1Rostov State Medical University, candidate of Medical Science, assistant of Internal diseases Chair № 2
2Rostov State Medical University, candidate of Philosophical Science, associate professor of history and philosophy department

Abstract
In the article the author studies means and forms of social activity of students in a higher educational establishment in the context of the approved State program of patriotic education of citizens in 2016-2020 and the Strategy of National Security of the Russian Federation. A special attention is given to developing of volunteering and educational out-events.

Keywords: bioethics, excursion, humaninarization, humanization, patriotism, socialization, volunteering


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Средства и формы социальной активности студентов ВУЗа // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62465 (дата обращения: 25.11.2016).

Не секрет, что общество в наши дни представляет для человека своеобразную зону риска, и в сложившихся условиях необходимо помнить, что научно-техническое и социально-экономическое развитие общества напрямую зависят от состояния духовного мира личности, ее гармонического развития, гражданской позиции и социокультурной устремленности. От нравственных императивов ученых и будущих ученых зависит жизнь и здоровье людей. Экзистенциальные права человека, его автономия и биосоциальная целостность, свободное развитие личности – все это составляет уникальную природу человека и нуждается в защите от агрессивного биотехнологического вторжения в бытийные основания его жизни. Безопасность биосоциальной природы человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности, разработанных и объединенных в биоэтике как интегральной дисциплине, социальном институте и новой идеологии, утверждающей ценности жизни на Земле [1, с. 81]. Это актуализирует процесс разработки научным сообществом комплекса мер по преодолению невежества в процессе профессиональной подготовки индивида.

21 век остро ставит перед обществом проблему модернизации высшего профессионального образования. Президент РФ В.В. Путин 31.12.2015 подписал Стратегию национальной безопасности, определяющую национальные интересы Российской Федерации, в которой помимо прочих важнейших пунктов говорится о повышении социальной мобильности и качества профессионального и высшего образования, о необходимости создания системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрении принципов духовно-нравственного развития в  систему образования, молодежную и национальную политику, а также об использовании культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества [2]. Президент всегда подчеркивал и подчеркивает, что сегодня российское общество испытывает дефицит духовных скреп: милосердия, поддержки и взаимопомощи – того, что всегда делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.  Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что вопросы общего и профессионального образования приобретают первостепенную роль.

Следует особо подчеркнуть, что исходным приоритетом при формулировке целей обучения студента должно быть формирование свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием [3, с.106]. Исходя из этого, процесс подготовки квалифицированного специалиста претерпел существенные изменения. В первую очередь это связано с введением Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, ориентированных на быструю адаптацию к профессиональной практической деятельности. Стандарты предполагают широкое использование в учебном процессе компьютерных симуляторов, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций и другие тренинги и требуют четких конечных результатов обучения: освоения теоретического курса и практических умений по каждой дисциплине учебного плана. Следует отметить, что принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры [4].

Исходя из положения о том, что одной из основополагающих идей при создании и дальнейшем функционировании нового государства является идея гражданского воспитания молодежи, закономерным является тот факт, что содержание высшего профессионального образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми вне зависимости от их расовой, этнической, культурной и религиозной принадлежности, то есть образовательная стратегия должна способствовать созданию педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов, навыков толерантного поведения в обществе, а также в будущей профессиональной деятельности при участии всех заинтересованных лиц.

В данной связи нельзя не упомянуть о личности преподавателя и его роли в становлении личности студента [5], особенно это касается студентов младших курсов, для которых преподаватель, особенно если речь идет о харизматичной личности, способной увлечь и заинтересовать в будущей профессии, – это не только учитель, но и эталон, образец для подражания и поэтому сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости обучающихся. От педагога требуется умение определить уровень готовности студентов к обучению по новым стандартам и на основе полученных результатов построить образовательную среду, которая бы способствовала эффективной организации учебного процесса и адаптации студентов к обучению в условиях реализации ФГОС третьего поколения. В связи с этим актуально стремление повышать качество обучения и переходить от отдельных частных методик на современные педагогические технологии.

Согласно новым образовательным стандартам содержание дисциплин при подготовке студентов в российских вузах можно структурировать и подразделить на формирование следующих компетенций: ключевые (универсальные) и профессиональные – общепрофессиональные и специальные. Ядро модели выпускника любого вуза составляют ключевые компетентности. С одной стороны, ключевые компетентности специалиста не являются профессионально обусловленными – этими компетентностями должны обладать все современные специалисты, независимо от сферы их деятельности. С другой стороны, ключевые компетентности профессионально значимы и составляют основу, базу для профессиональных компетенций, позволяют им более полноценно реализовываться [6]. Профессиональная компетентность всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.

В вузах гуманизации и гуманитаризации педпроцесса следует уделять должное внимание в аудиторное и внеаудиторное время. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования ставит своей целью формирование нравственно и духовно развитого человека – будущего специалиста, вне зависимости от его национальной и культурной принадлежности, готового и способного гармонично сочетать образованность, профессионализм, духовность, нравственную воспитанность [7, с. 81].  В сложное время нехватки финансирования и в целом сложной экономической ситуации в стране и во всем мире, когда вузы вынуждены сокращать ряд гуманитарных дисциплин, таких как «Культурология», «Основы мировых религий», «Этика и эстетика» и др. особо остро встает вопрос междисциплинароного подхода к изучению человека, потому что за рамками изучения остаются базовые философско-мировоззренческие аспекты, ведь на сегодняшний день у науки нет достоверных, безусловных и абсолютных фактов, благодаря которым можно понять и познать природу человека не только как биологического существа, но как существа надбилогического, имеющего сознание, созидающего мир и самое себя.

Перейдем к вопросу о средствах и формах социальной активности студентов. Гуманизация высшего образования требует вовлечение студентов в социально-полезную деятельность и наиболее благоприятной средой для этого является учебное  заведение, так как обучение в вузе является важным периодом в жизни молодежи, в котором происходит профессиональное становление и завершается личностное самоопределение. Моральные регулятивы межличностных отношений возрождаются к жизни лишь через индивидуальное осознание каждым конкретным индивидом смысла собственного существования, лишь будучи пропущены, преломлены через его собственные доминанты жизни и поведения. [8, с. 121].

Изначально отметим, что включение молодежи в различные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей и формирования нравственных качеств личности. Еще Р. Декарт отмечал, что каждый человек по мере сил обязан заботиться о благе других, и тот, кто не приносит пользы другим, ничего не стоит [9]. Именно  поэтому  формирование патриотического сознания и волонтерские  инициативы  следует  рассматривать  и как  эффективное  средство  формирования  нравственных  качеств,  и как  форму  самореализации  и  самоактуализации  студенческой  молодежи [10, с. 89]. Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным фактором, необходимым условием для защиты национально-политических интересов, для достижения успеха в международном взаимодействии и сотрудничестве, для сохранения и укрепления человеческой цивилизации. В патриотизме, как комплексном духовно-практическом образова­нии, определяющей является его деятельная сторона, так как именно в ней происходит трансфор­мация сознания в отношение, а затем в конкретные дела.  [11, с. 380].

Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы”, подписанная Президентом РФ В.В. Путиным 30.12.2015 г.[12] подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. Совершенствование и развитие форм и методов работы по патриотическому воспитанию включает в себя: содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга;  активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;  углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов; повышение интереса граждан к гуманитарным и естественно-географическим наукам; развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества; повышение интереса граждан к военной истории Отечества и памятным датам; популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней.

Плодородной почвой для формирование патриотизма российских и иностранных студентов является их творческая деятельность. С другой стороны, творчество выступает связующим звеном между основными направлениями будущей профессиональной деятельности студентов (театральное, хореографическое, музыкальное творчество) и возможностью проявить свои профессиональные способности в процессе организации и проведения различных социокультурных мероприятий. В РостГМУ с 1 апреля 2013 года действует военно-патриотический клуб, который  проводит семинары по военной подготовке – для этого привлекаются специалисты с боевым опытом, организует экскурсии по местам воинской славы, тактические игры (Пейнтбол, Страйк бол, Лазертаг) и  другие интересные программы для студентов медицинского университета. ВПК РостГМУ ведет работу с ветеранами и участниками ВОВ, а также  ветеранами боевых действий РФ.

Создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания, включает в себя: формирование у молодежи активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России путем вовлечения в волонтерскую практику. Профессиональное волонтерство, включенное в педпроцесс вуза (аудиторная и внеаудиторная деятельность, например, в рамках изучения дисциплины «Биоэтика») также будет способствовать формированию мировоззрения студентов и получению опыта работы по избранной специальности.

Так в июне 2015 г. актив студпрофкома принял участие в акции и «Молодежь против наркотиков», приуроченной к Международному дню борьбы с употреблением наркотических средств. Основной целью мероприятия стала демонстрация активных форм досуга молодежи и вовлечение активистов в волонтерскую деятельность по продвижению здорового образа жизни. В рамках мероприятия были награждены победители и участники городского конкурса социальной рекламы «Мы выбираем жизнь». Организаторами акции среди прочих выступила общественная организация «Молодые медики Дона» и Донской антинаркотический фронт [13, с. 36].

Имеющийся опыт ясно показывает, что приобщение к российской культуре иностранных студентов через проведение экскурсий, различной тематики групповых поездок, празднование традиционных народных праздников и т.п. является действенным рычагом адаптации, интеграции и преодоления барьеров отчуждённости, потому как социокультурные образцы обычно рождаются в повседневной жизни. Сначала они появляются у отдельных индивидов или какой-либо группы людей, используются в практике, затем сфера их применения расширяется, и, наконец, они могут стать общепризнанными ценностями и нормами.

Наибольший эффект имеют выездные мероприятия, например, экскурсии по достопримечательностям, местным краеведческим музеям, во время которых студенты более раскрепощены. Такая учебная экскурсия имеет большое значение не только в плане активизации познавательной активности иностранных студентов, но и играет важную роль в усвоении новых социокультурных образцов, тем самым содействуя скорейшей адаптации [14, с.162].

В заключении отметим: в процессе профессиональной подготовки индивида в вузе должны быть созданы необходимые условия для социализации личности студентов, поскольку от уровня гуманизации и гуманитаризации образования во многом будет зависеть качество профессиональной подготовки медицинских работников и удовлетворенность жизнью пациентов, стабильность и безопасность российского общества [15; 16]. Не стоит забывать, что игнорирование целостного подхода к изучению человека и забвение нравственной компоненты грозит современному обществу ценностной аномией и дальнейшей диверсификацией глобальных проблем [17; 18].  Выходом из этого тупика можно считать разработку государством комплекса социально-экономических мер, среди которых важное место отводится приобщению молодого поколения к вере и культурным традициям народа посредством популяризации здорового образа жизни и создания социально востребованных образов и моделей поведения, которые, помимо привлекательности, будут нести в массы высокий смысл и нравственные ценности [19; 20].

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что совершенствование высшего образования необходимо осуществлять в рамках интеграционных проектов и, прежде всего, в рамках международной интеграции высшего образования. Вследствие этих причин, образование из категории национальных приоритетов переходит в категорию мировых приоритетов; формирование же зрелого правосознания граждан является одной из главных обязанностей государства, что представляется возможным при создании условий для всестороннего развития личности, возрождения традиционных семейных ценностей и духовности народа.


Библиографический список
  1. Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
  2. Стратегия национальной безопасности России / [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  – URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/51129 (дата обращения 31.12.2015).
  3. Шаповал  Г.Н.  Учебная  экскурсия  как  способ  активизации  познавательной  деятельности  в  ходе  обучения  иностранных  студентов  // В сборнике:  ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  Всероссийская  научно-практическая  конференция  с  международным  участием.  –  2014.  –  С.  106–109.
  4. Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Оптимизация обучения иностранных студентов медицинских вузов в условиях культурной адаптации в рамках ФГОС 3 поколения //Гуманитарные и социальные науки.- 2013.- № 4.-С. 216-226
  5. Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 32. – С. 49–54.
  6. Карташова Е.А. Междисциплинарный подход к изучению человека в педпроцессе медицинского вуза // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12.
  7. Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
  8. Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117–122.
  9. Карташова Е.А. Пути преодоления невежества в рамках педпроцесса медицинского вуза // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ, сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». – 2015. – С. 48–50.
  10. Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. 2015. № 48. С. 86–90.
  11. Камалова О.Н., Шаповал Г.Н. К вопросу о нравственном воспитании российских и иностранных студентов, обучающихся вместе. // Гуманитарные и социальные науки. -2014.  – № 2.  – С. 378-381.
  12. Государственная программа по патриотическому воспитанию граждан России/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  –http://www.gospatriotprogramma.ru/programma%202016-2020/(дата обращения: 31.12.2015).
  13. Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 52. – С. 33–38.
  14.  Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
  15. Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
  16. Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
  17. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 5–10.
  18. Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
  19. Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-3 (45). – С. 5–11.
  20. Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.


Все статьи автора «Карташова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация