УДК 004

АСПЕКТЫ ФИЛОСОФИИ В ПРОГРАММИРОВАНИИ

Григорьев Никита Александрович1, Варфоломеева Татьяна Николаевна2
1Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова, студент 3 курса Института экономики и управления
2Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова, канд. пед. наук, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий

Аннотация
Статья посвящена философским проблемам в программировании.

Ключевые слова: программирование, программисты, философия


ASPECTS OF PHILOSOPHY IN PROGRAMMING

Grigoryev Nikita Aleksandrovich1, Varfolomeeva Tatiana Nikolaevna2
1Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, 3rd year student of the Institute of Economics and Management
2Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, cand. ped. Sciences, Associate Professor of Business Informatics and Information Technologies

Abstract
The article deals with the problems of philosophy in programming.

Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Григорьев Н.А., Варфоломеева Т.Н. Аспекты философии в программировании // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62386 (дата обращения: 19.11.2016).

Всё чаще люди стали говорить, что философия утратила себя, как наука. Что время Аристотеля, Демокрита и Сократа, было концом развития философии, и что сейчас люди заняты точными науками, а для философии не осталось места. Но ведь философия – это взгляд на окружающие вещи и определение себя в этом мире. В следствии технического прогресса Человек получил новые способы изучения окружающего мира, а также новые способы воздействия на мир и самого себя. Нам – людям необходимо понимать, какое место мы занимаем среди технического прогресса, ведь технологии открывают новые возможности в развитии всего человечества, а также скрывают в себе большую опасность.

Программирование часто сравнивают с искусством. Обоснованно это тем, что с повышением сложности программ появилась нужда в людях со специальной подготовкой, что ещё важнее с особым образом мышления, который сможет «вдохнуть жизнь» в становящийся всё более сложным электронный мозг. Понятие «информация» играет важную роль для осмысления глубоких процессов программирования. Информация – это знание, которое человек переложил из своего мозга на вещественный или электронный носитель.

Также тяжело не брать во внимание и обратное влияние ЭВМ на человеческое мышление. Как изменяется жизнь человека и его духовные ценности под воздействием технического прогресса .

Интересный факт – программы оказывают влияние не только на нас с вами – потребителей электронной продукции, но также и на самих программистов. Создатель программы во время работы думает машинными категориями и начинает перекладывать это на людей, которые окружают его. У программиста при длительном обращении с ЭВМ складывается особое мышление. ЭВМ нужны точные указания для исполнения указанных операций.

Мышление компьютера

При написании картины, у художника возникает такой момент, когда он накладывает последний мазок, тем самым заканчивает написание картины. Так и при написании программы. И с того момента, когда программист отправляет программу в «большую» жизнь, она начинает жить самостоятельно. Тут можно привести такое понятие как «искусственный интеллект», оно связано с понятием «мозг», а также «мышление». Конечно, головной мозг человека и компьютер внешне ничего общего не имеют, но сходство найти  можно. .[6,7,8,9,10,11,12]

Уникальные человеческие способности, такие как речевой и музыкальный слух, способность к абстрактному мышлению являются функциями нейродинамических мозговых структур, обладающих относительной устойчивостью. Виднеется полная схожесть между работой человеческого мозга и деятельностью программных процессов ЭВМ. При работе ЭВМ, используются электрические импульсы, проходящие через миллионы транзисторов (также как и импульсы, проходящие через нейроны). Но можно ли назвать этот процесс мышлением? Ведь мышление — это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с решением тех или иных задач. [13,14,15,16,17,18]

Существует хороший пример из рода именуемых самостоятельно обучающихся систем. Эти системы методом проб и ошибок собирают информацию о положительном решении и в последующем оперируют этой информацией для правильного выхода из аналогичной ситуации. Можно сделать вывод, что самообучающиеся системы «познают» мир, но свойственно  ли им делать умозаключения? Конечно нет. Система оперирует полученным опытом, и если ситуация хоть чуть-чуть отличается от той, в которой они были, то она «зайдёт» в тупик. У них нет возможности уклониться от определённой ситуации, и как хорошо программы не была бы написана, она всего лишь выбирает решение, а если ситуация компьютеру не знакома это приведет к сбою.

Отсюда следует вывод, что сейчас программы для ЭВМ, а, также  компьютеры мыслить не могут.

Моральная сторона программирования

Словосочетание «компьютерные вирусы» прочно вошел в нашу жизнь. Человек, который сталкивался с компьютером, слышал этот термин, а кто-то и сталкивался непосредственно с его разрушительными воздействиями. И всё же, что же такое эти компьютерные вирусы? Это специально написанные  программы, которые изменяют алгоритм работы других программ, стирают данные, и не дают пользователю нормально работать.

Эти программы пишут люди, но вот в чём вопрос: что движет этим человеком?

Большее количество вирусов, основываясь на практике, созданы  совсем не террористами, это люди, которые хотят продемонстрировать свое превосходство, показать, что они могут сделать то, что не смогут другие. Эти люди способны работать, но зачастую, они делают это от безделья. Эти люди из рода тех, кто занимается вандализмом. Ими движет противоречивое желание. Если у этого человека есть нужные навыки, то он вполне может написать компьютерный вирус. [1,2,3,4,5]

Этические нормы общества, где сгенерирован нравственный опыт человека, негативно относятся к вандализму, и соответственно к компьютерным вирусам, как проявление вандализма. И конечно же, если человек с высокими моральными принципами, то прежде чем какой-либо программный код, то он несколько раз подумает, что будет ли польза от этой программы другим людям, принесёт ли улыбки людям эта компьютерная программа, и когда программист ответит на эти вопросы, он приступит к работе. И только из таких людей вырастут профессиональные программисты, которые идут к созданию чего-то хорошего.

Заключение.

Аспекты, рассмотренные в этой статье, обширны, и полностью раскрыть их в одной статье не получиться. Программирование, как развивающаяся и молодая наука, нуждается в философском взгляде. Проблемы, описанные в этой статье можно рассмотреть, как часть философских вопросов, связанных с научно-техническим прогрессом. Эти и многие другие философские вопросы, которые ставит перед нами научно-техническая революция, еще требуют философского осмысления, пристального внимания современных философов.


Библиографический список
  1. Варфоломеева Т.Н., Овчинникова И.Г. Учебное пособие по программированию. [Текст]: учеб. пособие / Магнитогорск: МаГУ, 2005. Под грифом УМО. – 104 с.
  2. Варфоломеева Т.Н., Овчинникова И.Г., Платонова О.И. Методологии программирования. [Текст]: учеб. пособие / Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 204  с.
  3. Варфоломеева, Т.Н. Лабораторный практикум по объектно-ориентированному программированию. [Текст]: учеб. пособие / Т.Н. Варфоломеева, И.Ю. Ефимова – Москва, 2014. (2-е издание, стереотипное)
  4. Варфоломеева, Т.Н. Лабораторный практикум по структурному программированию на примере языка PASCAL [Текст]: учеб. пособие / Т.Н. Варфоломеева, С.А. Повитухин. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. – 123 с.
  5. Варфоломеева, Т.Н. Пособие для подготовки к ЕГЭ и ЦТ по информатике [Текст]: учеб. пособие в 2-х частях, Том. Часть 1. Алгоритмизация и программирование / Т.Н. Варфоломеева, И.Г. Овчинникова. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 128 с.
  6. Варфоломеева, Т.Н. Учебное пособие для подготовки к централизованному тестированию по информатике [Текст]: учеб. пособие / Т.Н. Варфоломеева, И.Г. Овчинникова, Н.Г. Корнещук Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 205 с.
  7. Варфоломеева, Т.Н. Учебно-методическое пособие для подготовки к вступительным экзаменам по информатике [Текст]: учеб. пособие / Т.Н. Варфоломеева, И.Г. Овчинникова, Е.Н. Гусева Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 116 с.
  8. Ефимова, И.Ю. Компьютерное моделирование [Текст]: сборник практических работ 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 67 с. ISBN: 978-5-9765-2039-4
  9. Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
  10. Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 45.
  11. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты информационной подготовки студентов вуза // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т.18. – № 1. – С. 34-36.
  12. Мовчан И.Н.Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук/Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 205 с.
  13. Овчинникова И.Г. Оценка эффективности образования личности [Текст] / И.Г. Овчинникова, В.А. Беликов, Л.В. Курзаева // Социальное партнерство в профессиональном образовании Материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГОУ СПО «Магнитогорский государственный профессионально-педагогический колледж», Лаборатория исследования проблем управления качеством начального и среднего профессионального образования УрО РАО: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2010. – С. 178-187.
  14. Овчинникова, И.Г. Задачник- практикум по программированию [Текст]: учеб.-метод. пособие. / И.Г. Овчинникова, Т.Н. Варфоломеева. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – 77 с.
  15. Сахнова Т.Н., Овчинникова И.Г. Алгоритмы поиска в курсе информатики средней школы [Текст] // Информатика и образование. – 2010 – № 11 – С. 79-83.
  16. Сахнова Т.Н., Овчинникова И.Г. Алгоритмы сортировки при решении задач по программированию [Текст] // Информатика и образование. – 2011. – № 2 – С. 53-57
  17. Сахнова, Т.Н. Основы алгоритмизации [Текст]: учеб. пособие, 2-е изд., перерабо. и доп. / Т.Н. Сахнова, И.Г. Овчинникова. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. под грифом УМО. – 131 с.
  18. Сахнова, Т.Н. Педагогические условия формирования профессионального информационного мышления студентов университета [Текст] : дис. …канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.Н. Сахнова. – Магнитогорск, 2003.
  19. Сахнова, Т.Н. Пособие для подготовки к ЕГЭ и ЦТ по информатике [Текст]: учеб. пособие в 2-х частях, Том. Часть 2. Базовый курс / Т.Н. Сахнова, И.Г. Овчинникова. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 128 с.
  20. Чусавитина, Г.Н. Разработка модели управление рисками, порождаемыми применением дистанционных образовательных технологий в вузе [Текст] / Г.Н. Чусавитина, М.О. Чусавитин, Т.Н. Варфоломеева // Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика» для инновационной экономики: сб. науч. тр. Москва, 2008. – С. 216-218.


Все статьи автора «Григорьев Никита Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация