УДК 33

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Довгаль Юлия Михайловна
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
магистрант, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, факультет экономики и финансов, институт магистратуры

Аннотация
Рассмотрены ключевые источники финансирования бюджетных учреждений: финансирование за счет средств бюджетов соответствующего уровня и финансирование за счет собственных источников. Исследуется деятельность и особенности планирования и финансирования муниципального бюджетного учреждения культуры. Обобщенны основные отличительные характеристики некоммерческих бюджетных учреждений и определено влияние на понятие, состав и признание расходов таких учреждений.

Ключевые слова: бюджетные учреждения, источники финансирования, некоммерческие бюджетные учреждения, средства государственного бюджета


FEATURES OF FINANCING OF BUDGETARY INSTITUTIONS

Dovgal Yuliya Mikhailovna
Saint-Petersburg State University of Economics
graduate student, Department of Accounting, Analysis and Audit, Faculty of Economics and Finance Institute of Magistracy

Abstract
Key sources of financing of budgetary institutions: financing at the expense of means of budgets of corresponding level and financing at the expense of own sources. The article investigates the activities and features of the planning and financing of the municipal budget institution of culture. Generalizes the main distinguishing characteristics of nonprofit public institutions and the influence on the concept, composition and recognition of the expenditures of such institutions.

Keywords: budgetary institutions, budgetary non-commercial institutions, funding sources, funds of the state budget


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Довгаль Ю.М. Особенности финансирования бюджетных учреждений // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62255 (дата обращения: 19.11.2016).

Основным условием эффективного функционирования национальной экономики является экономное и рациональное использование средств государственного бюджета, которые направляются на содержание отраслей непроизводственной сферы. Бюджетные учреждения являются одними из самых многочисленных групп организаций, которые функционируют в нашем государстве. Более половины финансовых ресурсов, которые создаются в стране, мобилизуются в бюджетную систему государства. Подавляющая часть бюджетных учреждений выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому от величины средств, которые предоставляются из бюджетной системы этим учреждениям, от эффективности их применения зависит выполнение социальных задач, которые стоят перед обществом.

Макроэкономические изменения, оказавшие существенное  влияние на  бюджетный  процесс, сокращение бюджетных ресурсов предъявляют  новые требования  к качеству управления  в государственном  секторе на основе экономии экономических ресурсов,   поиска и привлечения альтернативных источников финансирования,  достижения  максимального  социально-экономического эффекта  от вложенных средств. Нормативно-законодательная база динамично реформируется, усиливается контроль со стороны государства за источниками финансирования их деятельности и целевыми расходами этих средств. В связи с этим возрастают требования к повышению эффективности управления некоммерческими организациями, а система внутреннего контроля становится важным инструментом этого процесса. Система внутреннего контроля становится частью системы управления, обеспечивает руководящие органы необходимой информацией. Однако потенциальные возможности внедрения системы внутреннего контроля в некоммерческих организациях практически не используются.

В связи с этим, исследование методики и практики организации и внедрения внутреннего контроля в систему управления некоммерческих  бюджетных учреждений  представляется крайне актуальным.

Отличительными чертами субъектов – некоммерческих учреждений  следует считать:

- отсутствие генерации экономических выгод как  основной  цели деятельности;

- преобладание нерыночного способа организации деятельности;

- производство, распределение и потребление общественных благ;

- отсутствие/ограничение права собственности на имущество и иные ресурсы, находящиеся в распоряжении некоммерческого учреждения, являющиеся общественной собственностью и контролируемые   субъектами государственной власти;

- обеспечение экономического равновесия между спросом и предложением общественных благ посредством государственных механизмов (социальных институтов, инфраструктуры  и ресурсов);

- возможность в допустимых пределах  осуществлять  деятельность, направленную на извлечение  дополнительной экономической выгоды при сохранении целевых функций  распределения общественных благ и достижения целей государства  по удовлетворению общественных потребностей.

Расходы муниципального бюджетного учреждения осуществляются в объеме и направления,  служащих достижению  целей и решению задач данного  учреждения  как  некоммерческого  учреждения  в соответствии с полученным от учредителя  муниципальным заданием.

Муниципальное задание служит основой для  определения  объема и состава расходов бюджетного учреждения.

Расходы  бюджетных учреждений призваны  аккумулировать  все    оттоки  экономических выгод,  связанные  с реализацией  бюджетными  учреждениями своих  функций некоммерческих организаций, вмененных им учредителями и обеспечивающих удовлетворение  потребностей  общества и достижение поставленных  социально-экономических задач.

В таблице 1.1 обобщенны основные отличительные характеристики некоммерческих бюджетных учреждений и определено влияние на  понятие, состав и признание расходов таких учреждений.

Таблица 1.1. Влияние особенностей бюджетных учреждений на состав объектов внутреннего контроля

Особенности

Специфика признания и учета категорий Капитал/Чистые активы

- отсутствие генерации экономических выгод как  основной  цели деятельности;

 

Исключает  возможность использования  термина «Капитал»    как финансовой оценки вложений  ресурсов в операционно-финансовый цикл   с целью  извлечения экономических выгод.  В связи с этим понятие «расходы» характеризует не величину вложенных экономических ресурсов  в  операционный цикл и накопление капитала за счет прибыли,  а   финансовую  оценку  ресурсов,  потраченных на достижение основных социальных целей и задач, поставленных перед учреждением.

 

1

2

- преобладание нерыночного способа организации деятельности;

- обеспечение экономического равновесия между спросом и предложением общественных благ посредством государственных механизмов (социальных институтов, инфраструктуры  и ресурсов);

 

Состав расходов определяется потребностями  выполнения государственного/ муниципального заказа

Финансирование расходов происходит преимущественно за счет государственных средств

- отсутствие/ограничение права собственности на имущество и иные ресурсы, находящиеся в распоряжении некоммерческого учреждения, являющиеся общественной собственностью и контролируемые   субъектами государственной власти;

 

 Расходы   в части активов,  находящихся на праве оперативного управления строго регламентированы  и финансируются  со стороны государства.
- возможность в допустимых пределах  осуществлять  деятельность, направленную на извлечение  дополнительной экономической выгоды при сохранении целевых функций  распределения общественных благ и достижения целей государства  по удовлетворению общественных потребностей.

 

Порождает  традиционную  коммерческую модель движения  ресурсов,  вводит понятие «капитал», «доход», «прибыль», тем самым  предопределяется  наличия традиционных расходов  предприятия и потребности в источниках их возмещения от оказания  платных услуг. Достижение  результатов самоокупаемости.

В настоящей работе  исследуется деятельность и особенности  планирования и финансирования муниципального бюджетного учреждения культуры.  Муниципальное бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основе финансового обеспечения, устанавливаемого главным распорядителем бюджетных средств.

Спецификой  функционирования бюджетных учреждений является механизм  и источники финансирования,  состав и организационные  особенности которых  определяются  вышеуказанными  некоммерческими чертами.

Бюджетное  учреждение в соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О некоммерческих организациях» выполняет государственный (муниципальный) заказ и  не вправе отказаться от  его исполнения.  Финансирование, необходимое для   осуществления  этой функции  осуществляется из государственного (муниципального)  источника за  счет бюджета РФ. В соответствии с п.6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение  выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в форме субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы  РФ.

Таким образом, в составе ключевых источников финансирования бюджетных учреждений можно выделить:

- финансирование за счет средств бюджетов соответствующего уровня, связанное   с  исполнением бюджетным  учреждением  функций и задач, возложенных   на  него при создании (прежде всего в  процессе  исполнения государственного (муниципального) задания);

- финансирование за счет собственных источников, привлеченных  в  форме доходов, полученных от продажи услуг (товаров, работ) за плату на принципах и в порядке, установленном законодательством РФ.


Библиографический список
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  2. Чернюк А.А. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учебник для вузов. – Мн.: Выcшая школа, 2013. 496 с.


Все статьи автора «Довгаль Юлия Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация