МЕСТО И ПЕРСПЕКТИВЫ АСПИРАНТУРЫ В СТРУКТУРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кельсина Анна Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук
младший научный сотрудник

Аннотация
В статье рассмотрены некоторые вопросы и проблемы реализации программ аспирантуры в условиях введения нового закона «Об образовании в Российской Федерации».

Ключевые слова: аспирантура, компетенции, подготовка кадров, система высшего образования, федеральный государственный образовательный стандарт, федеральный закон


PLACE AND PROSPECTS OF POSTGRADUATE STUDY IN STRUCTURE OF THE HIGHER EDUCATION

Kelsina Anna Sergeevna
Federal State Budgetary Institution of Sciences Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Sciences
junior research scientist

Abstract
In the article some questions and problems of the realization postgraduate study programs are considered in conditions of implementation of the new law «About Education in the Russian Federation».

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кельсина А.С. Место и перспективы аспирантуры в структуре высшего образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/09/57481 (дата обращения: 25.04.2024).

Система высшего образования призвана способствовать формированию специалистов, которые отвечают потребностям современной экономики, социальной сферы, управления и обладают прочными профессиональными знаниями и умениями, инновационным мышлением. Важное место в этом процессе занимает аспирантура.

Проблемам подготовки кадров для высшей школы, послевузовского образования посвящен ряд диссертационных исследований, монографий и публикаций. Среди них выделим работы А.Н. Бакушиной [1], Б.И. Бедного, А.А. Мироноса [2], В.С. Сенашенко [3] и др. В последнее время возросла актуальность публикаций и общественных обсуждений в связи с принятием ряда законодательных актов.

Следует отметить, что особенностью российской системы подготовки научных кадров, которая насчитывает более чем 250-летнюю историю, является ведущая роль государства в этом процессе. Эта роль определялась не только государственным финансированием, но и детальной регламентацией научной сферы. Данное положение сохраняется и сейчас.

Также одной из тенденций, которая определяла развитие аспирантуры в постсоветское время стала «массовизация» аспирантуры, имеющая как положительные, так и отрицательные моменты.

Данный процесс «массовизации» выразился в увеличении количества аспирантов, причем большая часть из которых являлась вчерашними выпускниками, и количества организаций, осуществляющих подготовку кадров по программам аспирантуры. Если в 2000 г. число таких организаций составило 1362, то в 2013 г. оно составило 1557, численность аспирантов за этот период выросла с 117 714 до 132 002человек [4].

Рост количества лиц, обучающихся по программам третьего уровня, является устойчивой тенденцией развития высшего образования в большинстве высокоразвитых стран. Это связано с возрастающими масштабами использования научно-технологических инноваций, которые требуют от современного специалиста помимо узкопрофессиональных знаний еще и навыков исследовательской, аналитической и инновационной деятельности [5; с. 22].

«Массовизация» несет и негативные моменты, среди которых выделяют:

- значительное снижение доли выпускников, пополняющих кадровый корпус научных и научно-педагогических работников;

- «региональное замыкание» аспирантур и расширение подготовки аспирантов по непрофильным для вузов научным специальностям;

- деформация отраслевой (дисциплинарной) структуры аспирантуры;

- снижение научного уровня диссертаций и уменьшение доли выпускников, завершающих обучение с защитой диссертации [5; с. 56].

Также существенным недостатком современной российской системы послевузовского профессионального образования являлось то, что образовательный компонент аспирантуры не отвечал современным представлениям о высшей ступени образования, отсутствовала преемственность и согласованность между образовательными программами высшей школы и аспирантуры.

Для преодоления вышеуказанных проблем были предложены новые законодательные инициативы, которые нашли свое отражение в ФЗ «Об образовании в РФ».

С вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура в новой системе высшего образования является третьей ступенью высшего образования для подготовки кадров высшей квалификации. Высшее образование состоит из трех уровней: первый – бакалавриат, второй – специалитет или магистратура и третий – аспирантура.

Список документов, на которых основана реализация программы аспирантуры образовательными и научными организациями, включает:

- Перечень направлений подготовки в аспирантуре, утвержденный Приказом Минобрнауки России;

- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлениям подготовки в аспирантуре, утвержденных приказами Минобрнауки России, или на основе образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых образовательными организациями высшего образования, которым дано такое право в соответствии с федеральным законодательством;

- примерные основные образовательные программы (ПООП);

- приказы Минобрнауки России: Порядок приема на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), Порядок проведения государственной итоговой аттестации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Еще одним новшеством является то, что в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования закреплен компетентностный подход. По результатам обучения в аспирантуре, в соответствии с конкретным ФГОС ВО у выпускника должны быть сформированы:

- универсальные компетенции, не зависящие от конкретного направления подготовки;

- общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки;

- профессиональные компетенции, определяемые направленностью (профилем) программы аспирантуры в рамках направления подготовки [6].

Важным изменением является и то, что по окончании аспирантуры выдаются документы об образовании и о квалификации – диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) и присваивается квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

На примере реализации программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в ИСЭРТ РАН рассмотрим ряд проблем, возникающих в связи с законодательными изменениями у научных организаций.

ИСЭРТ РАН проводит подготовку аспирантов с 1998 г., за период 2000-2015 гг. было защищено 52 кандидатские и 4 докторские диссертации. Следует отметить, что в то время, когда в стране закрывались научные организации, в Вологде был создан научный центр, который на данный момент представляет академическую науку в регионе. Сформирована научная школа, имеющая высокий уровень научных результатов и перспективы развития.

Но, несмотря на относительно небольшой срок реализации программ подготовки кадров в аспирантуре, институт сталкивается со всеми проблемами, указанными выше. Вступление в силу изменений, предусмотренных Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» требует перестройки системы подготовки кадров ИСЭРТ РАН.

Так, значительное увеличение образовательной составляющей программы требует решения вопроса организации образовательного процесса. Если ранее образовательная часть включала занятия по подготовке к кандидатским экзаменам и сдачу непосредственно кандидатских экзаменов, то сейчас образовательный процесс должен быть организован в течение всего учебного года. Это потребует отвлечение административных, кадровых материальных ресурсов как самой организации в виде привлечения педагогических кадров со стороны, организацию образовательного процесса, выделению и оснащение площадей под учебную деятельность, а также дополнительного времени аспирантов, которое ранее было направлено на подготовку кандидатской диссертации.

Одним из направлений решения проблемных моментов является организация магистратуры на базе ИСЭРТ РАН по направлению подготовки аспирантов. Это позволило бы производить отбор в аспирантуру на стадии подготовки магистрантов путем привлечения к научной деятельности в отделах института. Магистерская диссертация могла бы стать основой кандидатской диссертации, а программа аспирантуры – продолжением магистерской образовательной программы.

Следует согласиться с Т.Ю. Гвильдис, что осуществление программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на третьей ступени высшего образования является важным шагом по пути интеграции российского образования в европейское образовательное пространство, создает дополнительные возможности для развития науки, притока в нее молодых специалистов [7; с. 169].

В то же время реализация программ аспирантуры требует «ответственного и тщательного подхода к осмыслению и формированию новых условий реализации программ подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации» [8; с. 9].


Библиографический список
  1. Бакушина А.Н. Подготовка кадров высшей квалификации в системе постдипломного педагогического образования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – С-Петербург, 2009. [Электронный ресурс]: http://www.dissercat.com/content/podgotovka-kadrov-vysshei-kvalifikatsii-v-sisteme-postdiplomnogo-pedagogicheskogo-obrazovani
  2. Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. – 219 с.
  3. Сенашенко В.С. О некоторых проблемах подготовки кадров высшей квалификации// Высшее образование в России – 2013. –№ 4. – с. 54-58.
  4. Основные показатели деятельности аспирантуры и докторантуры. Федеральная служба государственной статистики / [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru
  5. Бедный Б.И., Миронос А.А., Остапенко Л.А. Аспирантура как третий уровень высшего образования// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – №3(4). – 2014. – с. 22-27.
  6. Приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 N 898 (ред. от 30.04.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» [Электронный ресурс]: http://www.pravo.gov.ru
  7. Гвильдис Т.Ю. Аспирантура в структуре высшего образования// Университет им. В.И. Вернадского. – №4(54). – 2014. – с. 169-177.
  8. Мосичева И.А., Караваева Е.В., Петров В.Л. Реализация программ аспирантуры в условиях действия ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Высшее образование в России. – № 8-9. – 2013. – с. 3-10.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кельсина Анна Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация