ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Федоров Денис Романович
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
магистрант кафедры экономики и менеджмента

Аннотация
В последнее время многие компании, особенно крупные, составляют значительное количество различных отчетов, что приводит не только к росту предоставляемой информации, но и зачастую к ее разрозненности. В связи с этим была предложена идея создания интегрированной отчетности как комплексного инструмента, который позволит, с одной стороны, снизить объем предоставляемой информации, а с другой отразить взаимосвязь финансовых и нефинансовых результатов деятельности организации, предоставив пользователям информации актуальные и исчерпывающие сведения о компании, её деятельности и развитии в стратегической перспективе.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, интегрированная отчетность, Международный совет по интегрированной отчетности, привлечение инвестиций, Российская региональная сеть по интегрированной отчетности


INTEGRATED REPORTING AS MODERN MODEL OF SYSTEM OF THE CORPORATE REPORTING

Fedorov Denis Romanovich
Vladivostok State University of Economy and Service
Undergraduate of department of economy and management

Abstract
Recently many companies, especially large, make a significant amount of various reports that leads not only to growth of the provided information, but also often to its separation. In this regard the idea of creation of the integrated reporting as complex tool which will allow to reduce, on the one hand, the volume of the provided information was offered, and with another to reflect interrelation of financial and non-financial results of activity of the organization, having provided to users of information the actual and exhaustive information on the company, its activity and development in strategic prospect.

Keywords: Accounting, integrated reporting, investment attraction, The international council for the integrated reporting, The Russian Regional Network according to the integrated reporting


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федоров Д.Р. Интегрированная отчетность как современная модель системы корпоративной отчетности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/54045 (дата обращения: 29.03.2024).

Интегрированная отчетность — это отчетность, которая помимо полной достоверной информации о компании содержит информацию, о стратегических планах фирмы в будущем и о перспективах ее деятельности. Также данная отчетность содержит информацию нефинансового характера, например: стратегию и план развития компании; экологическую и социальную составляющую деятельности компании; стиль и модель управления компанией; планы о предстоящих событиях, которые повлияют на деятельность компании, методы управления, результаты деятельности по направлениям… Интегрированный отчет акцентируется на прозрачном отражении всех имеющихся у компании ресурсов. Данная информация, как правило, оказывает влияние на решения, принимаемые инвесторами, аудиторами, собственниками, аналитиками… Именно поэтому интегрированный отчет направлен на повышение уровня прозрачности и аналитичности ее показателей.

Несмотря на то, что система составления интегрированного отчета не закреплена законодательно, информацию следует формировать в соответствии со следующими принципами: стратегическая направленность, связанность информации, ориентация на будущее, вовлечение заинтересованных сторон и ориентация на их нужды, краткость, надежность и существенность.

Сформированная но данным принципам интегрированная отчетность позволяет пользователю оценить ее с точки зрения устойчивого развития и сделать правильные выводы при анализе ее показателей. Пользователю важно знать, что организация способна создавать ценность(и) на протяжении краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного периода, когда в свою очередь стандартный финансовый отчет организации не дает возможности явно определить намерения компании.

Цель составления интегрированной отчетности — не расписать сведения о компании как можно длиннее, а, наоборот, постараться в сжатой форме охватить все направления деятельности фирмы во взаимосвязи между собой и  объяснить поставщикам финансового капитала, как организация создает стоимость в течение долгого времени.

Интегрированный отчет полезен для всех заинтересованных сторон, которым важна способность организации создавать стоимость в течение долгого времени, включая сотрудников, клиентов, поставщиков, бизнес – партнеров, местные сообщества, законодательные и регулирующие структуры. Преимущества такой отчетности для ее пользователей очевидны, однако механизм составления интегрированной отчетности в России, пока еще тщательно не проработан.

В нашей стране замена стандартной финансовой отчетности или отчетности по МСФО на интегрированную отчетность маловероятна, так как российские компании в большинстве своем еще не готовы к формированию интегрированной отчетности. Далеко не у всех российских бизнесменов есть стратегическое видение и очень немногие мыслят в дальней перспективе. В то же время российскому бизнесмену, а в большей степени бухгалтеру, финансисту, некогда разрабатывать стратегии и бизнес планы, т.к. число отчетов, составляемых и представляемых российскими компаниями различным государственным органам, в разы превосходит количество отчетов, составляемых европейскими и американскими компаниями. Поэтому если компания желает составлять интегрированную отчетность, то предпочтительнее делать это на основе уже готовой стандартной финансовой отчетности или отчетности по МСФО, включая в интегрированный отчет дополнительные сведения о стратегии развития компании, экологической деятельности и другие.

Система составления интегрированных отчетов постоянно совершенствовалась, а к 2010 году был открыт специальный орган, который курирует вопросы подготовки таких отчетов, — Международный совет по интегрированной отчетности (IIRC или МСИО). В Российской Федерации действует специальный орган — Российская региональная сеть по интегрированной отчетности. Его функцией является адаптация требований МСИО под реалии российской учетной практики. Российская региональная сеть по интегрированной отчетности работает над проектами совместно с МСИО.

В широком смысле, интегрированная отчетность направлена на согласование информации о деятельности компании с ее бизнес-стратегией путем пояснения, каким образом природные, социальные, управленческие и прочие нефинансовые факторы влияют на способность бизнеса эффективно функционировать, создавать и сохранять стоимость в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Рассмотрим на некоторых примерах, каким образом информация, предоставленная в интегрированном отчете, способна повлиять на анализируемые показатели компании:

1) Общая информация о компании — позволяет определить профиль компании и выявить закономерности при распределении сумм статей финансовой отчетности, основываясь на статистических показателях и моделях, которые обеспечивают основные направления для последующего анализа данных отклонений в причинно-следственной зависимости.

2) Информация о результатах деятельности компании — служит базой при определении способности компании выполнять плановые показатели деятельности; выявляет направленность тренда показателей результативности в периоде; позволяет сформировать количественные и качественные факторы при анализе отклонений в бухгалтерской финансовой отчетности и внести корректирующие коэффициенты в перспективном анализе.

3) Информация о стратегии развития в краткосрочной, среднесрочной, долгосрочной перспективе — служит основой для моделирования состоянии компании в текущем и будущем периоде; позволяет обосновать и охарактеризовать изменения в тех или иных статьях финансовой отчетности, если форма реализации стратегии носит капитальный характер, например: высокий уровень заемного капитала или доли инвестиций, весомые расходы на освоение производства или природных ресурсов… Данная информация служит базой при определении возможностей компании нести стратегическое обременение с учетом дальнейшей результативности.

4) Информация о методах управления рисками — позволяет скорректировать показатели с точки зрения изменения уровня платёжеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, способности восстановления компании. Характеризует вероятное перераспределение значений показателей при прогнозировании или наступлении рискового события.

5) Информация о социальной и корпоративной составляющей компании — позволяет проанализировать уровень и структуру кадрового состава; определить способность компании поддерживать заданные показатели трудовых ресурсов, спрогнозировать возможные потери контроля на уровне топ-менеджмента, определить уровень расходов на повышение квалификации персонала, их результативность; определить стиль управления и произвести анализ зависимости от трудовых ресурсов.

6) Информация об экологической составляющей — позволяет оценить уровень расходов на экологические мероприятия, вероятные расходы на восстановление окружающей среды в нежелательных ситуациях при учете возможных рисков. Комплексное изучение и анализ экологических факторов позволит проанализировать состояние и уровень производственного процесса, издержек и объемов ресурсов задействованных в компании.

7) Положение в виде бухгалтерской и управленческой отчетности — позволяет выявить методики перераспределения и отражения ресурсов компании, привести показатели отчетности к реальным значениям и провести анализ с учетом скорректированных коэффициентов. Фактически при анализе будет нивелирован фактор равномерного распределения ресурсов на период и будет отражена информация о фактически задействованных ресурсах, их состоянии, и возможных положительных и отрицательных факторах.

8)Информация о положение компании на рынке и ее конкурентоспособность — позволяет провести анализ состояния компании на рынке, ее рентабельности под воздействием внешних факторов, оценить рыночную долю компании и ее способность удерживать данные позиции, а как следствие проанализировать способность компании получать выручку в течение определенного времени.

9) Прочая информация — позволяет проанализировать и скорректировать показатели по специфическим направлениям.

В основе содержательной части интегрированной отчетности лежат семь компонентов: бизнес-модель, внешняя среда, возможности и риски, стратегия, результаты деятельности, прогноз на будущее и управление. Увязывая содержание данных компонентов, можно отразить в интегрированном отчете историю компании, которая будет начинаться с базового описания бизнес-модели и затем переходить к внешним факторам, влияющим на деятельность компании, а также стратегии руководства по управлению этими факторами и развитию бизнеса. Все это формирует базу для обсуждения результатов деятельности, перспектив развития и мер по управлению бизнесом, причем при таком способе подготовки рассматриваться будут действительно наиболее важные аспекты. Подобное объединение всех компонентов содержания помогает определить, какую информацию следует и, что даже более важно, не следует включать в отчет. Так, например, если цель вашей бизнес-стратегии – это освоение конкретного рынка, то по логике вы должны раскрыть информацию о том, что компании удалось достичь именно в этом направлении. Результатом должен стать отчет, посвященный основным факторам, определяющим в конечном итоге успешное развитие бизнеса (как правило, он строится на пяти – шести ключевых вопросах, которые затрагиваются так или иначе во всех разделах отчета). Это должны быть и вопросы, которые руководство решает в своей каждодневной работе по управлению компанией, и вопросы, которые в итоге и определяют принимаемые инвестиционные решения.

Таким образом, идея интегрированной отчетности, которая заключается в упрощении и гармонизации существующей модели раскрытия информации, становится все более популярной. В перспективе она может превратиться в основную форму корпоративной отчетности.

В заключение следует отметить, что не всем компаниям выгодно раскрывать информацию о своем финансовом положении, тем более так подробно и во взаимосвязи во всех аспектах. Однако информационная открытость компаний — это требование времени, эффективная коммуникация между заинтересованными пользователями.

Интегрированная отчетность сводит воедино все существенные данные о стратегии организации, корпоративном управлении, показателях ее деятельности и перспективах таким образом, чтобы они отражали ее экономическое, социальное и экологическое окружение. Она дает ясное и четкое представление о том, каким образом организация показывает разумное руководство, а также как она создает и поддерживает свою ценность. В этой связи хотелось бы надеяться на то, что интегрированная отчетность при внедрении в деятельность мировых компаний позволит снизить напряженность в сфере отчетности российских экономических субъектов, повысив ее качество и значимость, и в первую очередь, для собственников и инвесторов.


Библиографический список
  1. Официальный сайт Международного Совета по интегрированной отчетности [Электронный ресурс] – Режим Доступа:http://integratedreporting.org/ (дата обращение 18.05.2015)
  2. Сайт Российской Региональной Сети по интегрированной отчетности [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://ir.org.ru/ (дата обращение 18.05.2015)
  3. Международный Стандарт интегрированной отчетности [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://www.inesnet.ru/wp-content/uploads/2014/05/13-12-08-THE-INTERNATIONAL-IR-FRAMEWORK.docx_en-US_ru-RU.pdf#1 (дата обращение 18.05.2015)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федоров Денис Романович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация