РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Федотова Людмила Федоровна
Ухтинский государственный технический университет
доцент кафедры философии и методологии образования

Аннотация
Статья посвящена актуальным проблемам современного инженерного образования. Автором выявлены особенности и цели образования для формирования специалиста нового типа. Особое внимание уделяется гуманитаризации технического образования. Также показано значение философии как необходимого компонента профессионального образзования и ее влияние на формирование профессиональной деятельности.

Ключевые слова: гуманитаризация, компетентностный подход, культура мышления., профессиональное образование, Современная система образования, современное инженерное об-разование, философия, целостность личности


THE ROLE OF PHILOSOPHY IN QUALITY TRAINING OF TECHNICAL SPECIALISTS

Fedotova Lyudmila Fedorovna
Ukhta State Technical University
assistant professor of philosophy and methodology of education

Abstract
The article is devoted to actual problems of modern engineering education. The author reveals the features and goals of education for the formation of a new type of specialist. Particular attention is paid to humanization of technical education. It also shows the importance of philosophy as a necessary component of professional obrazzovaniya and its influence on the formation of professional activity.

Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федотова Л.Ф. Роль философии в качественной подготовке специалистов технического профиля // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/53022 (дата обращения: 21.03.2024).

Основной задачей высшего технического образования, прежде всего, является подготовка высокопрофессиональных инженеров различного профиля. Современный этап развития науки и техники требует от инженерно-технических специалистов глубоких знаний как предметов естественно-технического цикла, так и в специальных профессиональных направлениях. Все это отражено в образовательных программах конкретной инженерной специальности.

От современного инженера требуется не только квалифицированно применять свои знания и навыки, приобретенные в высшей школе, но и осуществлять культуротворческую деятельность, способствующую развитию, как общества, так и самой личности.

И здесь особая роль должна принадлежать гуманитарным дисциплинам, особенно философии. Именно они готовят не только высококвалифицированные кадры специалистов, но и могут формировать целостную высококультурную личность.

Поэтому Высшее техническое образование никогда не играло более важной роли, чем сейчас, в начале XXI века.

Ограничение высшего технического образования только техническим неизбежно будет снижать уровень способностей и возможностей социально-личностного роста будущего инженера.

Особенности современной системы образования состоят в том, что она позволяет:

– во-первых, адаптировать выпускника вуза к современной общественно-политической жизни и социальным условиям;

– во-вторых, преодолевать «одномерность» профессиональной специализации, выполняя важную роль в обеспечении адекватности ответа на требования, предъявляемые современностью к высококлассному специалисту;

– в-третьих, наполнять энергией, закалять духовно, нацеливать на решение стоящих профессиональных задач. [1].

Главными целями образования для реализации целостности личности должны стать:

– формирование способности самостоятельного, творческого, гибкого, критичного мышления;

– использование различных мыслительных стратегий для ориентации в мире ценностей, создание позитивных социальных проектов;

– искусство принимать ответственные решения на основе системного анализа;

– способность к самообразованию в течение всей последующей жизни как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане.

Сегодня нужны принципиально новые подходы к формированию модели образования, основанной на компетенции.

Смысл компетентностного подхода заключается, прежде всего, в усилении прагматической направленности образовательного процесса, повышении конкурентоспособности будущих специалистов в условиях рыночной экономики.

К современному специалисту предъявляются повышенные требования, он должен сочетать в себе множество различных качеств, развитие которых осуществляется на всех уровнях компетентностного подхода: инструментальном, коммуникативном, системном, а это, в свою очередь, позволяет формировать целостную личность, способную к определению сущностных смыслов своей деятельности, в том числе и профессиональной. [2].

В современных условиях (научно-технической революции, информационного «взрыва» и информационных технологий, глобализации, экологизации и других вызовов современности, увеличивающейся социальной нестабильности и взаимозависимости в мире и т.п.) освоение будущим специалистом определённой суммы философских знаний является средством овладения методами приобретения новых знаний и разрешения быстро меняющихся многообразных научных, технологических и социальных задач.

Как сказано в Концепции модернизации Российского образования – высшая школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Требования, которые предъявляются сегодня к молодому специалисту, ставят совершенно определённые задачи – не только заложить прочный фундамент научных и профессиональных знаний, но и научиться применять полученные знания на практике, воспитать в себе навыки самостоятельной, активной, творческой деятельности.

В инженерном образовании, основу которого составляют технические науки, необходимо в принципе использовать «язык» гуманитарных наук, язык культуры, раскрывающий «человеческие измерения» техники как способа человеческого существования и деятельности.

Сегодня общество ждет от системы высшего инженерного образования формирование гуманистических основ профессионального мышления у студентов технических специальностей.

Специалист – выпускник высшего учебного заведения – представляет собой, с одной стороны, личность, с другой – работника. Специалиста как работника характеризуют профессиональные знания, умение и навыки для выполнения им профессиональных обязанностей. Специалист как личность, характеризуется жизненными ценностями, мотивацией, социальными, экономическими, политическими, социокультурными нормами, выходящими за пределы профессионально необходимых.

Гуманитарные знания специалиста находятся на «границе» его как работника и как личности, связывают то и другое. Специалисту, как личности, гуманитарное знание позволяет видеть общество на уровне последовательного теоретического, системного сознания, что позволяет видеть «человеческое лицо» техники и технико-технологических решений.

Гуманитарное образование не вносится «извне» в инженерную профессию, а вытекает из внутренней логики самой инженерной деятельности, где выполняет конкретные функции, главные из которых – общекультурная и профессиональная. Выполнение этих функций идет через расширение противоречий между гуманитаризацией и технократизацией, фундаментализацией и профессионализацией в подготовке инженера. [3].

На это должны быть направлены в большей степени дисциплины фундаментальные, в том числе и гуманитарного цикла.

Именно фундаментальное образование должно подготовить человека к тому, чем ему придется заниматься не только через пять, но и через тридцать лет и должно быть увязано с логикой развития науки и общества XXI века, тенденциями, которые сохранятся в ближайшие полвека.

Поэтому, гуманитарное образование должно формировать определенный стиль мышления, позволяющий выходить за рамки узкой предметной сферы.

Без гуманитарной компоненты в техническом вузе невозможно сформировать у нового поколения инженерной и предпринимательской элиты («поколения Билла Гейтса»).

Гуманитаризация образования направлена на подготовку специалиста нового типа, отличающегося широким кругозором, глобальностью мышления, эрудицией, энциклопедичностью знаний, духовной культурой, способностью к творческой работе на всех этапах жизненного цикла создания систем от исследования и конструирования до разработки технологии и предпринимательской деятельности. Специалист нового типа должен осознавать свои гражданские, нравственные, эстетические, научные ценности и идеалы, иметь ясное представление о месте своей профессии в системе социально-исторических практик, способности осваивать новые, как фундаментальные естественнонаучные, так и гуманитарные знания, что обеспечивает конкурентноспособность выпускников вуза на рынке труда.

Открытость новым знаниям, новациям и инновациям формирует психологическую установку на постоянный творческий поиск, на отказ от стереотипов мышления, активизирует интуицию, как необходимый компонент творчества и успешности. [4].

Гуманитарные знания, эстетическая и историческая осведомленность, философско-методологическая грамотность были и остаются очень важными для правильного понимания влияния науки и техники на жизнь общества и человека.

Во-первых, гуманитарные знания – это необходимый общеобразовательный фундамент. Во-вторых, это надежное средство для реализации гуманистических ценностей: через гуманитарное знание на передний план выходят общечеловеческие ценности – «раздумья о том, как бы человек был человеком, а не бесчеловечным, «негуманным», т.е. отпавшим от своей сущности» (М. Хайдеггер. Письмо о гуманизме.). Именно гуманитарная культура выражает меру человечности в отношениях людей друг к другу, к природе, к нормам права, политике, экономике. [5].

Техническое образование не может ограничиться узкопрофессиональной подготовкой, – оно должно иметь универсалистскую направленность, обеспечивать единство знания и понимания. Без понимания специалист, даже хорошо подготовленный в профессиональном смысле, превращается в ремесленника. [6].

Вместе с тем, смыслом образования как такового, является обретение человеком самого себя в своей личностной уникальности и неповторимости. В свое время Гегель так сформулировал нравственный императив гражданского общества: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц». В этом смысле современное образование, являясь одним из важнейших инструментов развития общества, должно рассматриваться как обретение такого образа, который поможет ему найти свое место, самореализоваться в существующей системе экономических, социальных и ценностных координат.

Одной из черт такого «лица» выступает профессиональная культура специалиста, формирование которой необходимо не только для выполнения определенной профессиональной деятельности, но и для успешной адаптации в профессиональном и человеческом сообществе.

Гуманитаризация рассматривается как необходимый компонент профессионального образования.

Не случайно в наше время все чаще встает вопрос о гуманитаризации технического образования и, особенно, о важности преподавания философии в технических ВУЗах. [7].

И, прежде всего потому, что философия обращена к проблемам смысла жизни, смысла деятельности человека, осознания им своих возможностей и их воплощения в жизнь.

Философия как теоретическое знание открывает человеку путь к самостоятельному разумному и нравственному решению экзистенциальных проблем.

В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха.

Именно философия закладывает основы общей методологии профессиональной деятельности.

Философы издревле настаивали на выделении, прежде всего, причин тех или иных процессов. Что же детерминирует необходимость преподавания гуманитарного предмета в техническом вузе?

Во-первых, любая гуманитарная наука преследует просветительские цели, образованный человек должен видеть себя не просто узким специалистом, но воспринимать себя также в определенном историко-культурном контексте.

Во-вторых, студенты технического вуза убеждаются в том, что изучение философии – это прекрасный «повод» для знакомства с историей формирования науки в Европе. Создатели самого естественнонаучного знания зачастую выступали и выступают активными разработчиками новых философских подходов: так, например, Аристотель, обобщил и систематизировал все достигнутые к его времени естественнонаучные знания в великом труде, названном «Физика»; Р. Декарт, Г. Лейбниц и многие другие внесли существенный вклад в развитие как естественнонаучного, так и философского знания. [8].

Вл. Соловьев, Э. Гуссерль, П.А. Флоренский и др., начинали с увлечения естественнонаучным знанием, что не помешало перейти к знанию философскому, внести значительный вклад в развитие философии.

В-третьих, именно в процессе изучения философии студент технического вуза получает возможность знакомства с «азами» риторики и эристики – искусства правильного построения речи и грамотного ведения спора.

В-четвертых, на занятиях по истории и теории философии будущий инженер может составить общее представление о том, как в течение большого исторического периода от античности до наших дней формировались и развивались логика и математика в качестве базовых языков науки. [9].

Специфика философствования – это постоянное движение мысли, это стремление осмыслить, понять, изменить что-то в себе, это стимул работать над собой. Философия не уходит из жизни будущего специалиста с получением оценки за экзамен. В течение жизни она продолжает формировать его мировоззрение, корректируя и дополняя его.

Кроме того, она соединяет в себе гуманитарное и естественнонаучное знание. Единство философских и естественнонаучных знаний в преподавании философии создает дополнительные возможности интеграции гуманитарного и технического образования. Техническое образование, лишенное гуманитарной составляющей, неизбежным образом лишает себя и тех методологических преимуществ, которые свойственны гуманитарному знанию.

Такое техническое образование оказывается в стороне от потока социальных изменений, от тех целей и ценностей, которые придают глубинный смысл любому образованию. Наличие таких целей и ценностей определяет смысло-жизненную составляющую личности студента.

В переломные исторические эпохи предельно возрастает роль самой личности в жизненном выборе. Наше общество наполнено различными, нередко противоположными возможностями, открывающимися перед человеком. Плюрализм в культурной жизни, массовые антиинтеллектуальные и безнравственные явления в культуре, наступающие на современного человека в нашем обществе, создают ситуацию, когда необходим осознанный культурный выбор, который только и может стать основой созидательной жизни человека и общества.

Человек только тогда, когда он достаточно образован, получает возможность развиваться в осуществлении подлинной свободы разумного и нравственного выбора. Только в этом случае он не становится объектом идеологических манипуляций и давления, опасных для общественной жизни, теоретических установок.

Кроме того, философия воспитывает в человеке стремление к поиску истины. Она учит преодолевать препятствия на тернистом пути науки, вырабатывать характер на непростом жизненном пути.

Философ античности Сократ, разделяя знание на мнение и истину, ставил знания выше мнения толпы, которая может заблуждаться. Верил, что философия – это путь знания и добра, и только он может отделить свет истины от тьмы заблуждения. Истина не может вредить людям, но должна помогать им.

Философски мыслящим должен быть каждый человек, если он не хочет жить подобно роботу или заведенному автомату, если он всегда сам хочет докопаться до сути своего дела, своей истории, своих отношений с другими людьми, если он хочет быть самобытным человеком, который сам свободно строит свою жизнь, а не является марионеткой в руках сильных мира сего [10].

Еще в 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку». [11].

Будущие инженеры должны иметь более широкий, гуманитарный взгляд на технику. Однако и появление, и развитие самих взглядов было бы невозможно без гуманитарного движения в среде самих инженеров.

Замечание М.Ф. Достоевского о том, что «там, где образование начиналось с техники… никогда не появлялось Аристотелей. Напротив, замечалось необычайное суживание и скудость мысли. Там же,  где начиналось с Аристотеля… тотчас дело сопровождалось великими техническими открытиями… и расширением человеческой мысли…».

Будущий специалист, благодаря изучению философии, становится более подготовленным к профессиональной деятельности в сложных условиях глобализированной системы мирового хозяйства, функционирующей на основе инновационно-ориентированной рыночной экономики, определяющим фактором которой является конкуренция идей, технологий, товаров. Он глубже начинает понимать закономерности и механизмы функционирования мира, в котором он живет. Это позволяет ему более реалистично и правильно ставить перед собой жизненно важные для него цели, разрабатывая стратегию своей жизни.

Поэтому, чтобы увеличивать компетенцию и престиж технической профессии, быть честным, справедливым и беспристрастным в вопросах технической политики, а также использовать свои знания и мастерство для улучшения благосостояния общества, необходимо следовать кодексам морали и этики инженера, детально определяющие нравственные обязанности инженера.

О возрастании роли и значении философии в современном мире говорит один из важнейших аспектов будущего специалиста – коммуникативный.

Решение какой-либо технической проблемы зависит от творчества руководителя, лидера коллектива, который объединяет, сплачивает, ориентирует на достижение цели, обладает культурой общения. Его успех и карьера зависят от широты образования, мировоззрения, философской культуры, от того, насколько он соблюдает нормы и правила служебной и управленческой этики.

О непрекращающемся поиске человеком ответов на вечные вопросы прекрасно говорят известные строки Б.Л. Пастернака: «Во всем мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. До сущности истекших дней, до их причины, до оснований, до корней, до сердцевины». Следовательно, если студент стремится стать не только хорошо обученным, но и образованным…, человеком высокой культуры, то пренебрегать философским знанием просто неразумно [12].

Вот это стремление «во всем дойти до самой сути»,  чтобы «человек имел мужество жить своим собственным умом»,  о чём говорил Кант, и является, наверное, главной характеристикой философии, ее сущностью.

Философское знание, по выражению М. Т. Цицерона, – это развитие «культуры ума», которое является потребностью современного инженера.

Философия непосредственно способствует формированию  культуры мышления, овладению научными принципами мышления, современным стилем мышления.

Культура мышления современного человека – это умение правильно и глубоко мыслить, самостоятельно анализировать явления и процессы, вскрывать в них главное и существенное, это умение подойти к известному с новой стороны, отказаться от штампов и инерции мышления.

Таким образом, философия – это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.

Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.


Библиографический список
  1. Зеленков М.Ю. О проблемах совершенствования преподавания общественных наук в высшем учебном заведении и путях их решения // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.). Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – С. 84-93
  2. Кривых Е. Г., Почергина Л. Ф., Халаева Л. А. Информационные технологии в преподавании философии: проблемы и перспективы // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.). Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – С. 125-129
  3. Бабкин В.Ф. Перевозчикова Л.С. Гуманизм как ценностное основание современного высшего технического образования // Воронеж. Гос. Арх.-строит. Ун-т. – 2001 – 219 с.
  4. Семенова Т.Н. Роль философии в подготовке инженерных кадров ХХI века  // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований ‘2012». – Выпуск 1. Том 25. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. – С. 86-94.
  5. Н. Попкова Философия в инженерно-техническом вузе http://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-v-inzhenerno-tehnicheskom-vuze
  6. Черемных Н.М. Философия в техническом вузе: единство знания и понимания // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.). Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – С. 297-301
  7. Хоминская В.В. Философские дисциплины как единство гуманитарного и естественнонаучного знания. http://filosofika.ru/2013/07/1513.html
  8. Черногорцева Г.В. Человек в мире и мир человека: о преподавании философии в техническом вузе // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.). Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – С. 301-306
  9. Кавинова И.П. Особенности преподавания в техническом вузе, или нужна ли философия инженерам // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.). Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – С. 100-103
  10. История мировой философии / А.И.Алешин и [др.]; под ред. В.Д. Губина и Т.Ю.Сидориной. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – 494 с.
  11. А. Гулыга. Кант. М. : «Молодая гвардия», 1977. – с. 95
  12. Щербаков Э.Л. Основы философских знаний. Учебное пособие. Электронная версия. http://ref.by/refs/90/21079/1.html
  13. Балашов Л.Е. Для чего нужно изучать философию?/ Л.Е. Балашов. Философия. М., 2012. http://balashov44.narod.ru/RUKOP-1.html
  14. Глаголев В.С. Зачем философия инженеру? (Верескун В.Д., Мишин Ю.Д., Постников П.М. Искусство инженерного дела) / В.С. Глаголев, М.В. Силантьева // Полигносис, – 2011, – № 2 (42). – С.157-161.
  15. Джалилов К.Ш.. Роль и значение философии в технических университетах http://www.rusnauka.com/9_NND_2014/Philosophia/6_161636.doc.htm
  16. Жданова А.А. Проблемы гуманизации и гуманитаризации высшего образования // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.). Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – С. 82-84
  17. Иванова А.С. К вопросу о методологическом потенциале социального знания // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.). Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – С. 93-96
  18. Кансузян Л.В. Специфика преподавания социально-гуманитарных дисциплин в техническом университете // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.). Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – С. 103-106
  19. Нуруллин Р.А. Нужна ли философия будущим инженерам // Статья в «Учебник философии»: Материалы Всероссийской научно-методической конференции – Казань: КГТУ, 2006. – С.141-145.
  20. Полякова И.П. Роль философии в формировании мировоззрения студентов в технических вузах // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.). Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – С. 208-210
  21. Пусько В.С. Гуманитарный компонент инженерного образования // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.). Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – С. 230-235
  22. Тартарашвили ТА. Роль и значение гуманитарного образования в подготовке специалистов инженерно-технического профиля: Опыт вузов США. – М.: МГУ, 1991
  23. Хисамутдинова Р.Р. Проблемы качества преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах страны // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.). Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – С. 292-297

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Людмила Федоровна Федотова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация