АРМЯНСКАЯ ХЕЛЬСИНКСКАЯ ГРУППА В СССР

Королева Лариса Александровна1, Королев Алексей Александрович1, Вахидов Рамиль Раилевич1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье анализируется деятельность Армянской Хельсинкской группы в СССР, созданной в 1977 г.: цели, методы действия, состав, преследования членов.

Ключевые слова: Армянская Хельсинкская группа, оппозиция, СССР


THE ARMENIAN HELSINKI GROUP IN THE USSR

Koroleva Larisa Aleksandrovna1, Korolev Alexey Aleksandrovich1, Vakhidov Ramil Railevich1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
In article activity of the Armenian Helsinki group in the USSR created in 1977 is analyzed: purposes, action methods, structure, prosecutions of members.

Keywords: Armenian Helsinki group, opposition, USSR


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Королева Л.А., Королев А.А., Вахидов Р.Р. Армянская Хельсинкская группа в СССР // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/50431 (дата обращения: 19.04.2024).

В 1977 г. была создана Армянская Хельсинкская группа (АХГ), в которую вошли Э. Арутюнян, Р. Назарян, С. Осян. Позже она пополнилась Ш. Арутюняном и А. Хлгатяном [1].

Армянская Хельсинкская группа ставила своей ключевой задачей добиваться на практике воплощения положений Заключительного Акта Хельсинкских соглашений и стремиться к включению Армении в члены ООН для разрешения вопроса рассеянных по всему миру армян. Однако таким образом нарушались принципы Заключительного акта – незыблемость границ и территориальная целостность государств. Затем начались аресты членов группы.
Утром 22 декабря 1977 г. был арестован член Армянской Хельсинкской группы Р. Назарян. Роберт Хачикович Назарян, 1948 года рождения, в 1966 г., окончив математическую школу, поступил на физический факультет Ереванского университета. В 1969 г. ему был объявлен выговор по комсомольской линии, и его исключили из университета за «демагогические выступления». Спустя год Назаряна восстановили. В 1971 г., окончив университет и получив рекомендацию в аспирантуру, Назарян поступил в православную семинарию. По окончании ее в 1973 г. с отличием, вступил в сан дьякона, но вскоре и эту службу оставил. Года три проработал физиком в Бюраканской астрофизической обсерватории, затем с 1977 г. работал в Ереване инженером в конструкторском бюро, позже устроился в проектный институт, откуда его уволили «по сокращению штатов»; перед арестом работал старшим инженером ВЦ Армсельхозтехники.
Обыск у Р. Назаряна проводил старший следователь старший лейтенант Эдилян с сотрудниками комитета госбезопасности Агасяном, Шамамяном, Вардеваняном. При проведении обыска Назарян и его супруга отсутствовали. Обыск длился с 8 до 24 часов. В результате изъяли 62 наименования,  в том числе, произведение В.А. Шелкова (адвентист) «Правовая борьба с диктатурой госатеизма», ХТС (№ 42, 46), самиздатская литература, проект Конституции, международные документы о правах человека, бумаги МХГ и АХГ, Христианского комитета защиты прав верующих, заключительное слово на суде П. Айрикяна, программа и устав НОП Армении, фельетон о Р. Назаряне, личные документы, 13,5 кг печатной бумаги, 2 кг копировочной бумаги, перфокарты, произведения Ф. Ницше, православный календарь и т.п.
В тот же день арестовали Э. Арутюняна, рабочего обувной фабрики, и была проведена серия одновременных обысков (Э.Г. Аветяна, Т.А. Тарекановой, Р.А. Папаяна). Постановления на обыски были выписаны 20 и 21 декабря 1977 г. председателем  КГБ республики Микаэляном и прокурором Армении [2].
Обыск у Э. Арутюняна производился капитаном Арутюняном, капитаном Аджаряном, старшим лейтенантом Маркосяном. Затем Арутюнян был доставлен на допрос, но в знак протеста тот отказался от дачи показаний. В ходе обыска у Э. Арутюняна были изъяты личные бумаги, армянские  календари  иностранного издания, вырезки из советских газет, переписка (в том числе, с западногерманским посольством в Москве на предмет эмиграции), обращения, тетради, записная книжка, где был московский телефон Би-Би-Си, визитки иностранных корреспондентов в Москве, документы АХГ, книги («Политический словарь», «Армянский вопрос и международные отношения»), которые потом отдали. 23 декабря Арутюнян пришел на допрос и детально ответил на все вопросы. Он рассказал преследованиях, которые начались 10-12 лет назад, увольнениях с работы, признании его умалишенным заочно, о своем противостоянии гонениям и т.д. Арутюнян не скрывал своего знакомства с А.Д. Сахаровым, Е.Г. Боннэр, Т.С. Ходорович, к которым обращался за помощью, передавал им материалы своих мытарств и т.п. Арутюнян подтвердил, что идея создания АХГ принадлежала ему, в чем его поддержал Назарян, с которым они вместе оказывали помощь политзаключенным и их семьям. Арутюнян на вопрос об антисоветских настроениях Э. Аветяна с возмущением заявил, что тот является гуманистом; что Э. Аветян своей высокой культурой и просветительской деятельностью укрепляет авторитет республики. Арутюняна предметно спрашивали об организации матпомощи политзаключенным, но тот отказался отвечать. По поводу С. Затикяна и др., обвинявшихся попытке взрыва на Курском вокзале, Арутюнян решительно отверг реальность этой попытки. Арутюнян отказался подписать протокол, сказав, что подтвердив свои показания. Позже его еще приглашали на допросы, но он не явился.

Суд над Э. Арутюняном прошел 18 января 1978 г. Его обвиняли по ст. 222² УК  Армянской ССР  («хулиганство»), что выражалось в сопротивлении представителям власти. В зал суда никто не был допущен, родных не поставили в известность о суде и о необходимости привлечь адвоката. Назначенный адвокат не был ознакомлен с материалами дела и с подсудимым до суда не общался. Суд вынес приговор Ш. Арутюняну – 3 года лагерей и взыскать 57 руб. в пользу юридической консультации за адвокатские услуги. Ш. Арутюнян обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Армянской ССР, где указывал, что напавшие на него не представились и документов не предъявили. Ш. Арутюнян требовал отмены вынесенного приговора и нового судебного разбирательства, и даже наказания сотрудников госбезопасности, которые применили в отношении его насилие и дали ложные показания против него. К жалобе прилагались заявления от знакомых Ш. Арутюняна и 14 жителей улицы Чернышевского, где указывалось, что осужденный, с которым они знакомы с рождения, не способен совершить хулиганство. В обращении в Верховный Суд матери Ш. Арутюняна подчеркивалось, что настоящей причиной преследований ее сына являлось его намерение эмигрировать. 3 февраля 1978 г. Верховный Суд Армянской ССР оставил приговор без изменений. В 1968-1971 гг. Ш. Арутюнян уже отбыл 3 года по ст. 65 и 67 УК Армянской ССР (аналоги ст. 70 и 72 УК РСФСР) [3].

13 ноября 1978 г. в Ереване в Клубе электролампового завода начался судебный процесс над членом АХГ Р. Назаряном. Рассмотрение дела несколько раз откладывалось. Так, еще раз он был отложен до 27 ноября в связи с ходатайством Назаряна о необходимости дополнительного изучения материалов. На первое заседание суда не допустили даже адвоката, но затем присутствовать в зале судебного заседания было разрешено 70 знакомым и друзьям Р. Назаряна [4]. 28  ноября судебный процесс продолжился, но уже в небольшом помещении здания Верховного Суда Армянской ССР. Теперь в зале помимо специально отобранной публики находились только восемь родственников и друзей Назаряна. Подсудимый и его адвокат Ю. Мкртчян выразили против переноса процесса в другое помещение. Р. Назарян отказался признать себя виновным и сказал, что данный суд – не только над ним, но и над Арменией и Хельсинкскими соглашениями. Предложенный следователями обвиняемому «вариант Гамсахурдиа», т.е. раскаяться и получить мягкий приговор, был отвергнут Р. Назаряном. На суде выступило 13 свидетелей, показания которых трактовались в пользу подсудимого. Суд вынес приговор – 5 лет лагерей строгого режима и 2 года ссылки [5].
3 апреля Р. Назарян отправил председателю Конституционной комиссии Верховного Совета Армянской ССР Демирчяну заявление с проектом текста двух  статей  Конституции (ст. 69 – о праве выхода Армении из СССР и ст. 5 – о референдумах). Помимо этого, в заявлении содержалась просьба освобождения Зограбяна, Айрикяна, Маркосяна и Шахвердяна. 7 апреля Назарян направил обращение внеочередной (конституционной) сессии Верховного Совета Армянской ССР: «1 апреля 1977 года в городе Ереване была организована Армянская группа содействия и наблюдения за выполнением положений Заключительного акта Хельсинкского совещания. Эта основанная на гуманных принципах Армянская группа, которая состояла из трех человек и действовала открыто, поставила перед собой цель поднять вопрос об амнистии четырех заключенных армян…, а также, чтобы был решен вопрос законных требований тех граждан Арм. ССР, человеческие права которых и основные свободы в той или иной мере были попраны. … В апреле, мае, июне 1977 г. наша Армянская Хельсинкская группа свою гуманную деятельность вела открыто. … Факт, что в апреле, мае, июне 1977 года деятельность нашей Армянской Хельсинкской группы не преследовалась, не пресекалась и, наконец, не осуждалась Комитетом госбезопасности». Назарян просил оправдать его или разрешить выехать из СССР [6].
В 1979 г. А. Хлгатян, 1927 года рождения, рабочий-металлист, участвовавший в создании Армянской Хельсинкской группы, получил разрешение на выезд из Советского Союза. А. Хлгатяна осудили по ст. 58 на 15 лет лагерей в 1949 г. за отказ от советского гражданства [7].

13 июля 1979 г. одного из членов-основателей АХГ Э.Б. Арутюняна, 1929 года рождения, экономиста, вызвали в прокуратуру якобы для разъяснения ситуации с его письмом, и он был арестован. У Э.Б. Арутюняна на квартире был проведен обыск [8]. Перед арестом Э.Б. Арутюняна была уволена с работы его сестра [9].

29 июня 1979 г. новыми членами АХГ стали Р. Оганян, 1926 года рождения, инженер, начальник смены на Кироваканском химкомбинате, член КПСС, и С. Авагян, 1951 года рождения, контролер ОТК завода радиодеталей, проживала в Ехегнадзорском районе Армянской ССР [10].

Но уже в ноябре 1979 г. «Вести из СССР. Права человека» сообщили, что информация о новых членах АХГ оказалась ошибочной: «В настоящее время Армянская Хельсинкская группа не функционирует» [11].

4-10 марта 1980 г. в Ереване проходил суд над Э. Арутюняном в Верховном Суде Армянской ССР под председательством члена Верховного Суда АрмССР Егиазаряна, со стороны обвинения был прокурор Хонткарян. Адвокатом Э. Арутюняна был Ю. Мкртчян, которого допустили до дела лишь за 3 дня до начала суда.  Функции общественного защитника выполнял отец подсудимого Б. Арутюнян. В ходе судебного следствия затрагивались моменты, касавшиеся, главным образом, участия Э. Арутюняна в деятельности АХГ. Э. Арутюняну вменялись его обращения и заявления. Э. Арутюнян признал, что именно он был инициатором создания Армянской Хельсинкской группы, являлся автором данных документов,  но не согласился классифицировать свои действия как преступные. С. Осяна допросили как свидетеля, но он дал показания в пользу обвиняемого. Э. Арутюнян выступил с ходатайством вызвать свидетелями членов АХГ – Ш. Арутюняна и Р. Назаряна, но его отклонили. В своем последнем слове Э. Арутюнян высказывался очень резко, он в принципе отказался просить у правосудия чего-либо [12]. В  апреле 1980 г. суд приговорил члена АХГ Э. Арутюняна к 2,5 годам лагерей по ст. 206¹ УК Армянской ССР (аналог ст. 190¹ УК РСФСР) [13]. Э. Арутюнян отказался писать кассацию. Во время судебного процесса доступ в зал был ограничен, но его родные и друзья сумели пробраться в зал, в том числе С.А. Авагян. 10 марта во время заседания С.А. Авагян и мать обвиняемого удалили из-за того, что они якобы «громко разговаривали». Мать затем впустили, но С.А. Авагян по приказу майора милиции Асряна не разрешили присутствовать даже при оглашении приговора. Позже С.А. Авагян была доставлена в Спандарянское отделение милиции Еревана, и ей предъявили обвинение по ст. 222 УК АрмССР («хулиганство»).

20 марта 1980 г. проходил суд над С.А. Авагян. Сирвард Арташесовна  Авагян, 1952 года рождения, техник филиала Ереванского релейного завода в Ехегнадзорском районе Армянской ССР. За критические высказывания в адрес руководства ее неоднократно увольняли, дважды отправляли в психбольницу [14], причем, второй раз – когда задержали у американского посольства в Москве. Во время ареста она опять была безработной. В январе 1980 г. она была приглашена в КГБ на предмет ее встреч с московскими правозащитниками [15] Т.С. Осиповой и И.С. Ковалевым в октябре 1979 г.

С.А. Авагян сразу же заявила отвод суду, но его не приняли.  С.А. Авагян обвинялась в том, что она учинила скандал у здания суда и оскорбила майора Асряна. Против нее свидетельствовали Асрян, милиционеры и дружинники. Свидетелей, которые передали в прокуратуру показания в защиту обвиняемой, в суд не вызвали. Судебный процесс проходил в закрытом режиме. С.А. Авагян приговорили к 1 году лагерей общего режима. 4 апреля 1980 г. Верховный Суд Армянской ССР в ходе рассмотрения кассационной жалобы по делу С.А. Авагян оставил приговор в силе. С.А. Авагян с момента ареста, 10 марта 1980 г., держала голодовку [16].


Библиографический список
  1. Королева Л.А., Молькин А.Н. Армянское национальное движение в СССР (1950-1980 гг.) // История и археология. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/06/1062 (дата обращения: 03.03.2015).
  2. ХТС. 1978. Вып. 48 // http://www.memo.ru/history/diss/chr/
  3. ХТС. 1978. Вып. 48 // http://www.memo.ru/history/diss/chr/
  4. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 6.
  5. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 11-12.
  6. ХТС. 1978. Вып. 51 // http://www.memo.ru/history/diss/chr/
  7. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 92.
  8. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 142.
  9. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 152.
  10. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 146, 155.
  11. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 216.
  12. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 315-316.
  13. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 300.
  14. Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. Использование психиатрии в политических целях в СССР // Политика, государство и право. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/10/1995 (дата обращения: 03.03.2015).
  15. Гарькин И.Н., Королева Л.А. Правозащитное движение в СССР (1960-1980 гг.) // История и археология. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/04/959 (дата обращения: 03.03.2015).
  16. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 315-316.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Королева Лариса Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация