На современном этапе развития в высших учебных заведениях накоплен большой опыт преподавания. Учебная деятельность направлена на усвоение специальных знаний, опыта. Также немаловажное значение имеет совершенствование этих знаний, навыков, умений. С целью рационализации приёмов образовательной деятельности, поиска наилучших способов решения образовательных проблем разрабатываются инновационные методики преподавания. Сбалансированное использование инновационных методик важно в реализации образовательных целей. Бенджамин Блум, американский учёный, выделил 6 уровней образовательных целей: знание, понимание, анализ, синтез, оценивание (Изосимова, 2014).
Правильно подобранная методика преподавания позволяет увеличивать знания, расширять понятийный аппарат, способствует развитию мыслительных процессов, коммуникативных навыков и т.д.
Экспериментально установлено, что при равных условиях в памяти студента сохраняется меньше всего информации, которую он слышит, больше, когда он видит и лучше всего, когда он делает. Следовательно, можно сделать вывод, что наиболее эффективным методом обучения является форма, которая основана на активном включении студента в действие. Наиболее ценно, когда информация преподносится не в готовом виде. Важно, чтобы студенты самостоятельно искали знания, включали творческое мышление. ,
Одним из таких эффективных методов является игра. В настоящее время представлено широкое многообразие игр. Например, можно выделить ролевые игры, организационно деятельностные, деловые, имитационные и др. Сутью игрового метода является активизация мышления студентов, повышение самостоятельности будущего специалиста, подготовка к профессиональной практической деятельности.
Игры отражают ситуации, взятые из действительности, благодаря которым можно исследовать человека в условиях, которые максимально приближены к жизненным.
Наиболее востребованным в процессе вузовского обучения является деловая игра. Рассматривая учебные деловые игры с позиции отечественной теории деятельности, то в них, для обучающегося, происходит соединение основных видов деятельности человека – учебной и игровой. Сама суть любой деловой игры заключается в совокупном воссоздании и разыгрывании различных организационных процессов, что само по себе дает максимально приблизить учебную деятельность к профессиональной (Султангалина, 2014).
Деловая игра находит все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в экологии, социологии, истории, образовании.
Первый раз был использован игровой метод (деловая игра) уже в 1932 году в Ленинграде М.М. Бирштейном. Важную роль в становлении и развитии игрового метода сыграли работы В.Н.Буркова, В.М. Ефимова, В.Ф.Комарова, Р.Ф.Жукова, В.Я. Платова, А.П.Хачатурян и многих других (Гайфуллин, 2010).
Деловой игрой является форма моделирования предметного и социального содержания профессиональной деятельности специалиста для овладения нормами социально-производственной деятельности и поиска оптимального решения задач деловой ситуации.
Педагогической сутью деловых игр является то, что они активизируют мышление студентов, повышают самостоятельность будущих специалистов, вносят дух творчества в обучении, также подготавливают к профессиональной работе. Такой метод обучения позволяет раскрыть личностный потенциал студентов: каждому удаётся увидеть свои возможности.
Благодаря деловой игре закрепляются и углубляются знания по обучаемой дисциплине, можно получить опыт публичного выступления, ораторского мастерства, развиваются находчивость и активность, расширяется кругозор, познавательные интересы и творческая смекалка.
Характерная особенность активных методов обучения – это побуждение участников к совместной деятельности. Период активной деятельности во время деловой активности не меньше периода деятельности преподавателя и это говорит о том, что их активность носит не кратковременный характер.
Принципы совместной деятельности и диалогического общения участников являются одними из ведущих в деловой игре. Их последовательная реализация дает активное развертывание содержания этой игры. В такой игре обучаемые самоутверждаются и как личности, и, главное, как специалисты в своей сфере трудовой деятельности.
Деловые игры являются искусственными ситуациями со специально разработанными правилами, в которых участников всегда ставят в непредусмотренные положения и им приходится решать поставленные для них задачи. Ненаказуемость поведения игроков со стороны социальных институтов, также отсутствие санкции от игровых деянии в настоящей жизни – следствия условности игровых ситуаций. Психологическим следствием некоторых особенностей игры является то, что она позволяет снять или уменьшить сознательный контроль личности за своим поведением.
При анализе принципов разработки, применения деловых игр в учебно-воспитательном процессе вузов, можно отметить то, что в них сохраняются, существенно дополняются и улучшаются такие характеристики ролевых игр, как:
- ситуативность;
- коллективная деятельность;
- моделирование естественного речевого общения;
- реализация принципа воспитывающего обучения;
- осуществление учебной деятельности посредством игровой.
Во время игры студенту дается возможность ознакомиться с сутью проблемы, решить полученное задание, проверить есть ли полученное решение оптимальным, существуют ли альтернативные методы решения проблемы. Если учесть ограниченность во времени игрока и конкуренцию с другими игроками, то у него, конечно же, появляется желание победить. И это является причиной побуждения его к активной деятельности (Шаронова, 2005).
Деловые игры задействуют личность участников. Личностная вовлеченность участников в ситуации, которые разыгрываются, выраженность, глубина переживании во время имитации являются ярким эмпирическим фактом. Почти в каждой работе, где есть метод деловой игры, можно отметить присущую им эмоциональную насыщенность, эмоциональную напряженность, также можно указать на значительное повышение мотивации обучения, появление большого интереса к предмету, который изучается.
Таким образом, эффективным методом получения знаний в вузовском образовании является деловая игра, которая даёт возможность студенту закрепить полученные знания, развить творческое мышление. Деловая игра повышает познавательную активность обучающихся. Этот способ обучения поможет легко войти в новую, деловую жизнь, где правила совсем иные.
Библиографический список
- Гайфуллин В.Г. Формирование профессионально-педагогических качеств будущего учителя на основе применения квалификационной характеристики // Профессионально-педагогическая направленность при подготовке учителя: межвуз. сб. научн. тр. – Р-н/Д., 2010.
- Изосимова И.Ю. Инновационная игра как модификация деловых игр / И.Ю. Изосимова, А.А. Рабцевич // СМАЛЬТА. – 2014. – №5. – С.84-86.
- Султангалина Ю.Н. Деловая игра как инновационный метод обучения / Ю.Н. Султангалина, А.А. Рабцевич // Молодой учёный. -2014. - №6(65). – С.665-667.
- Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр. - М.: Высшая школа, 1991. – С.320.
- Шаронова С.А. Деловая игра. Практикум. - М.: РУДН, 2005. – С.90.
Количество просмотров публикации: Please wait