В условиях реализации курса социально-экономической модернизации и приоритетных направлений инновационного развития экономики современной России, требуется активизация роли высшей школы в подготовке квалифицированных специалистов, обладающих целевыми компетенциями в сфере создания инновационных технологий и продукции, коммерциализации инновационных проектов.
В [1] авторами предложена модель и технологии сетевого взаимодействия высшей школы и реального сектора экономики, обеспечивающие интеграцию вузов, бизнеса, малых инновационных предприятий, творческих коллективов и инвесторов в целях повышения эффективности совместной научно-образовательной, инновационной и внедренческой деятельности.
В рамках развития данных направлений научных исследований в 2015 году реализована апробация разработанных моделей и механизмов сетевого взаимодействия на примере пилотных инновационных проектов, а также разработана и реализована методика оценки эффективности данной сетевой модели.
Разработанная методика оценки эффективности сетевого взаимодействия вузов и предприятий подробно представлена авторами в [2].
При этом реализованную на данном этапе исследования оценку эффективности можно условно назвать ограниченной, так как мониторингу подвергнуты результаты лишь пилотной апробации системы в начальном этапе её развертывания. Ряд параметров оценки имеет низкие значения из-за малого временного периода функционирования информационной среды (6 месяцев), ограниченности субъектов, участвующих в пилотной апробации. В этой связи ряд параметров не оценивался.
Результаты оценки эффективности пилотной апробации приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты оценки эффективности пилотной апробации модели сетевого взаимодействия вузов и реального сектора
Направление оценки |
Оцениваемые параметры |
Результаты апробации, ед. |
Выполнение исследований и разработок | - Количество и объем НИР и ОКР, инициированных и реализованных в сетевой среде, в том числе: |
6 |
|
4 |
|
|
0 |
|
|
2 |
|
- Количество зарегистрированных результатов инновационной деятельности (РИД), по результатам исследований и разработок с использованием сетевой среды |
0 |
|
- Количество научных мероприятий, реализованных с использованием сетевой среды (конференции, вебинары и проч.) |
13 |
|
- Количество научных материалов, подготовленных с использованием сетевой среды (научные статьи, монографии и проч.) |
3 |
|
Качество институциональной инфраструктуры среды | - Количество юридических лиц, зарегистрированных в сетевой среде |
19 |
- Количество физических лиц, зарегистрированных в сетевой среде |
54 |
|
- Количество экспертов, активно участвующих в работе сетевой среды |
4 |
|
- Количество и численность проектных групп по НИР и ОКР, сформированных в сетевой среде |
8 групп, 33 участника |
|
- Количество брокеров знаний, активно участвующих в работе сетевой среды |
3 |
|
- Количество виртуальных инфраструктур (виртуальный бизнес-инкубатор, виртуальный кластер), поддерживаемых в рамках деятельности сетевой среды |
2 |
|
- Количество коммуникационных связей проектных групп по НИР и ОКР в сетевой среде |
6 |
|
Развитие кадрового потенциала | - Количество учебных программ подготовки кадров, совместно разработанных вузами и предприятиями с использованием сетевой среды (в том числе по уровням и направлениям образования) |
3 (программы ДПО) |
- Количество специалистов, подготовленных по совместно разработанным вузами и предприятиями образовательным программам |
33 |
|
- Количество образовательных ресурсов, совместно разработанных вузами и предприятиями с использованием сетевой среды |
14 |
|
- Количество образовательных мероприятий, реализованных с использованием сетевой среды (семинары, вебинары и проч.) |
14 |
|
- Количество специалистов, трудоустроенных с использованием сетевой среды |
2 |
|
- Количество вакансий, заполненных предприятиями в результате подбора персонала с использованием сетевой среды |
14 |
|
Внедрение инновационных разработок, инновационное предпринимательство и консалтинг | - Количество коммерциализированных РИД, созданных с использованием сетевой среды |
6 |
- Число созданных малых инновационных предприятий по результатам взаимодействий в сетевой среде (в результате оформления проектных групп, выявления потребностей реального сектора, коммерциализации РИД и т.д.) |
не оценивалось |
|
- Количество новых/усовершенствованных инновационных продуктов (услуг, решений), созданных в рамках проектов в сетевой среде |
8 |
|
- Изменение выручки субъектов инновационного процесса, связанное с реализацией проектов в рамках сетевой среды |
не оценивалось |
|
- Увеличение количества бизнес-моделей, используемых участниками сетевой среды |
4 |
Функционирование среды сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики с использованием технологий брокериджа в рамках пилотной апробации обеспечило:
- отбор и продвижение инновационных проектов в рамках «отборочной воронки» сетевой среды (продвижение обеспечено 6-ти из 8 пилотных проектов);
- реализацию коммуникационной среды участников инновационного процесса;
- генерацию новых бизнесов и бизнес-моделей участников инновационных проектов;
- сопровождение инновационных проектов со стороны менеджеров и технологических брокеров обеспечило ускорение инновационных процессов;
- в рамках сетевой образовательной среды обеспечено формирование необходимых компетенций участников инновационных проектов с целью их успешной коммерциализации.
В итоге проведенная пилотная апробация разработанной среды сетевого взаимодействия участников инновационных проектов продемонстрировала её высокую актуальность и эффективность в обеспечении коммуникации субъектов инновационного процесса и продвижения инновационных проектов.
Статья подготовлена в рамках поддержанного РГНФ гранта, соглашение № 13-02-12021.
Библиографический список
- Кревский И.Г., Глотова Т.В., Драгунов Д.Г., Матюкин С.В. Информационная среда сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6
- Кревский И.Г., Матюкин С.В., Осташков А.В. Обеспечение эффективного взаимодействия вузов с реальным сектором экономики. // Власть. – 2015 г. – № 11. С. 68-74
Количество просмотров публикации: Please wait